Конструирование технологической карты урока. Русский язык. Начальная школа.
Оценка 4.6

Конструирование технологической карты урока. Русский язык. Начальная школа.

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
русский язык
1 кл—4 кл
25.05.2017
Конструирование технологической карты урока. Русский язык. Начальная школа.
В докладе по теме "Конструирование технологической карты урока" русского языка в начальной школе говорится об общих понятиях, структуре технологической карты урока, А так же дана структура урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода в образовательной системе "Перспектива" (автор Л.Г.Петерсон)
Доклад. Конструирование технологической карты урока.doc
Конструирование технологической карты урока. Русский язык. Начальная школа. Доклад подготовила учитель начальных классов МБОУ ВНОШ  Ренсевич Марина Рифмировна.     Общие понятия технологической карты урока. стандарта  Формирование   универсальных   учебных   действий   –   требование   государственного     начального   общего   образования. Технологическая   карта   урока   помогает   организовывать   учебный   процесс   с данным требованием. Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств.       Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены,   в   первую   очередь,   возможностью   отразить   деятельностную составляющую   взаимодействия   учителя   и   ученика   на   уроке,   что   является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.    При конструировании технологической карты урока выделяются те позиции, на которые можно и нужно опираться: во ­ первых в карте должен быть описан весь процесс деятельности; во ­ вторых, в ней должны быть указаны операции, их составные части.      В   структуре   технологической   карты   урока   необходимо   предусмотреть возможность: ­ тщательного планирования каждого этапа деятельности; ­ максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату; ­   координации   и   синхронизации   действий   всех   субъектов   педагогической деятельности.    В   настоящее   время   выработаны   и   сосуществуют   различные   варианты технологической карты урока, но её унифицированной, устоявшейся формы пока не существует.       Каждый учитель должен осознать важность и необходимость достижения учащимися   трех   групп   планируемых   образовательных   результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня   знаний,   умений   и   навыков,   а   в   виде   формируемых   способов деятельности.       Для   педагога   становится   особенно   актуальным   умение   планировать   и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость и определила структуру технологической карты урока,   призванной   зафиксировать   не   только   виды   деятельности   учителя   и обучающихся   на   уроке,   но   и   виды   вышеназванных   предполагаемые образовательные результаты. Структура технологической карты.      В структуре технологической карты существуют следующие структурные блоки: блок   целеполагания  (то,   что   необходимо   сделать,   воплотить),  который включает указанные темы урока, его цели, планируемых результатов; инструментальный   блок  (какими   средствами   это   достижимо),   который содержит указания на задачи урока, тип урока, его этапы, УМК, и другие источники   информации,   оборудование, дидактическое содержание и т.д.; организационно – деятельностный блок (план урока детализированный до действий и операций, представленный в таблице – схеме).   используемые   на   уроке, Проектирование урока русского языка в процессе разработки его технологической карты.    Этот процесс включает в себя: ­ определение темы урока и усваиваемых понятий; ­ осмысление и формулировку цели и результатов урока; ­ проектирование и указание технологий, методов, приемов; ­ определение типа урока и проектирование его этапов; ­   подробную   характеристику   технологии   обучения   на   каждом   этапе проектируемого урока. Определение темы урока и усваиваемых понятий.    Важным моментом при осмыслении темы урока является ее место в общей структуре   курса.   Чтобы   обеспечить   преемственность   рассматриваемых   на уроке вопросов, при работе над темой следует определить следующие группы понятий: ­ понятия, которые станут объектом на данном уроке; ­ понятия, на которые опирается урок (ретроспективный взгляд); ­   понятия,   которые   будут   использованы   в   дальнейшем   (перспективный взгляд). Осмысление и формулировка целей и результатов урока.    Цель   урока   должна   быть   ориентирована   на   три   группы   результатов      Цель урока – заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока.    обучения: личностные, предметные, метапредметные.      Результаты урока, так же как и цели урока, должны разделяться на три группы. Кроме   образовательной   цели   учитель   реализует   развивающую   цель,      Устанавливается   соответствие   между   результатами   обучения   и   целями уроков русского языка.    Таким образом, образовательная цель урока должна быть ориентирована на предметные результаты обучения, которые характеризуют опорную систему учебных действий в отношении опорного учебного материала.    Образовательная   цель   современного   урока   русского   языка   может формулироваться не относительно опорных результатов, но и тех, которые расширяют,   углубляют   опорную   систему   знаний,   умений,   развивают личностные характеристики обучающихся.   ориентированную на достижение метапредметных результатов.      Воспитательная   цель   урока   русского   языка   определяется   в   понятиях, отражающих личностные результаты, таких как эмоционально – ценностное отношение к языку, внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение.    При составлении технологической карты учитель определяет задачи урока, когда   определяет   формируемые   умения   для   каждого   этапа.   Поэтому указывать   дидактические   задачи   урока   при   составлении   технологической карты не обязательно.     На мой взгляд, цели урока должны быть сформулированы с позиции учителя (так   как   учитель   осуществляет   целеполагание   урока   на   этапе   его проектирования), а с позиции ученика излагать планируемые результаты.    При составлении технологической карты урока учителю достаточно указать лишь познавательные цели урока, а остальные учитывать при формулировании примерных результатов. Определение технологии, методов и приемов обучения.      При проектировании современного урока русского языка учителя обычно ориентируются на известные в педагогике методы обучения, конкретизируя их в соответствии с задачами обучения и предметным содержанием. Это такие методы как,  ­ метод стимулирования и мотивации учебно­познавательной деятельности; ­ методы организации учебно­познавательной деятельности; ­ методы контроля/самоконтроля за учебно­познавательной деятельностью; ­ методы оценки.      Последнее время в методике стало употребляться понятие «технологии». Наиболее известные технологии в начальной школе являются метод решения учебных задач (образовательная система Д. Б. Эльконина – В. В.Давыдова), технология проблемно – диалогического обучения (образовательная система «Школа   2100»),   технология   деятельностного   метода   (образовательная система «Перспектива»). Так же используются информационно­компьютерные, проектные, игровые технологии,   технология   развития   критического   мышления   через   чтение, письмо и др. Определение типа урока и его структуры.    Выделяют следующие классификации уроков: ­ традиционная классификация уроков; ­   классификация   по   формируемым   учебным   действиям   (система   Д.   Б. Эльконина – В. В.Давыдова); ­   классификация   уроков,   построенная   в   соответствии   с   технологией деятельностного метода (система «Перспектива»).    Каждая классификация включает в себя разнообразные типы уроков.    Выбирая тип урока надо ориентироваться на определенную классификацию, этап изучения темы, учитывать рекомендации авторов УМК, а так же можно следовать собственным предпочтениям.      В   условиях   принятия   ФГОС   НОО   целесообразно   отдать   предпочтение классификациям,   которые   способствуют   реализации   системно­ деятельностного   подхода.   В   любом   случае   предпочтение   остается   за учителем.      Так же при проектировании урока на основе разработки технологической карты одним из важнейших шагов является определение структуры урока.  Под   структурой   урока   понимается   совокупность   элементов   урока,   обеспечивающих его целостность и сохранение основных характеристик при различных вариантах сочетания.      В структуре любого урока принято выделять  инвариатную (относительно постоянную) и вариативную части.      Инвариантными этапами урока считаются оргмомент, подведение итогов урока и домашнее задание.    Остальные этапы урока относятся к вариативным и зависят от типа урока.      Обобщая сказанное о проектировании структуры урока, можно выделить следующие важные шаги для каждого этапа работы над проектом урока на основе разработки технологической карты: 1)   принятие   решения   о   том,   какому   подходу   следовать   в   проектировании структуры урока; 2) уточнение того, какие этапы выделяются в данном типе урока авторами учебника; 3) проектирование этапов урока в соответствии с выбранной позицией, типом урока и  конкретным его содержанием.   Характеристика каждого этапа урока.    Характеристика каждого этапа урока включает в себя: ­ указание этапа урока; ­ определение целей (результатов) каждого этапа; ­   описание   деятельности   всех   участников   образовательного   процесса (учителя, учащихся); ­ представление важной визуально воспринимаемой информации (на обычной или электронной доске на слайдах и т.п.)   основных действий участников образовательного процесса.       Так как я работаю по образовательной системе «Перспектива», то с этой целью   приведу   пример   возможного   содержания   этих   действий   для   разных этапов урока «Открытие нового знания».  Наиболее   ответственным   и   трудным   шагом   является   проектирование Структура урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода в образовательной системе «Перспектива» ( автор Л.Г. Петерсон). Тип урока Урок  открытия  нового знания Этапы урока; задачи 1. Мотивация(самоопределение)  к деятельности  (организационный момент):  включение учащихся в  деятельность на личностно –  значимом уровне. 2. Актуализация знаний:  повторение изученного  материала, необходимого для  «открытия» нового; выявление  затруднений в индивидуальной  работе каждого. 3. Постановка учебной задачи  (учебной проблемы): принятие  учебной задачи, обсуждение  проекта ее решения. Деятельность учителя Добрые пожелания, предложения  пожелать друг другу удачи;  предъявление образца выполнения  домашнего задания. Деятельность учащихся Хлопки в ладоши с соседом по  парте; проговаривание девизов,  стихов и др.; самопроверка  домашнего задания по образцу.  Задания на предметном материале; задание, приводящее к проблемной ситуации. Выполнение заданий;  столкновение с затруднением  (проблемная ситуация). Методы: возникающий из  проблемной ситуации диалог,  подводящий к теме диалог,  подводящий без проблемы диалог. 4. Открытие нового знания  (поиск решения, построение  проекта выхода из затруднения). 5. Первичное закрепление:  проговаривание нового знания,  запись в виде опорного сигнала. 6. Самостоятельная работа с  самопроверкой по эталону;  вывод о том, что умеет каждый. 7. Включение нового знания в  систему знаний и повторения 8. Рефлексия деятельности  (итог урока): осознание  учащимися своей учебной  деятельности; самооценка  результатов своей деятельности и деятельности всего класса. Методы: побуждающий к  гипотезам диалог, подводящий к  открытию нового знания диалог,  подводящий без проблемы диалог. Формы работы: групповая или  парная   Формы работы: фронтальная,  работа в парах. Два­три типовых задания для  самостоятельной работы; задания  для самоконтроля. Задания на выбор (выбрать те,  которые содержат новый алгоритм или новое понятие). Задание на  повторение. Вопросы: Какую задачу ставили?  Удалось ли решить поставленную  задачу? Каким способом? Какие  получили результаты? Что нужно  сделать еще? Где можно  применить новое знание? Что на  уроке у вас хорошо получалось?  Над чем надо поработать? Комментирование, обозначение  знаковыми символами Письменное выполнение  заданий, самоконтроль,  самооценка. Выбирают и выполняют задание  на вновь изученное. Новые  знания используют вместе с  изученным раннее. Отвечают на вопросы.

Конструирование технологической карты урока. Русский язык. Начальная школа.

Конструирование технологической карты урока. Русский язык. Начальная школа.

Конструирование технологической карты урока. Русский язык. Начальная школа.

Конструирование технологической карты урока. Русский язык. Начальная школа.

Конструирование технологической карты урока. Русский язык. Начальная школа.

Конструирование технологической карты урока. Русский язык. Начальная школа.

Конструирование технологической карты урока. Русский язык. Начальная школа.

Конструирование технологической карты урока. Русский язык. Начальная школа.

Конструирование технологической карты урока. Русский язык. Начальная школа.

Конструирование технологической карты урока. Русский язык. Начальная школа.

Конструирование технологической карты урока. Русский язык. Начальная школа.

Конструирование технологической карты урока. Русский язык. Начальная школа.

Конструирование технологической карты урока. Русский язык. Начальная школа.

Конструирование технологической карты урока. Русский язык. Начальная школа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2017