Конструкт беседы по развитию связной речи в старшей группе

  • docx
  • 14.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала беседа ст. возраст.docx

Конструкт беседы

по развитию связной речи в старшей группе

 

Образовательная область: речевое развитие

Тема: Грибы.

Цель: Развитие связной речи у старших дошкольников с использованием мнемотаблицы при пересказе рассказа «Грибок».

Задачи:

Образовательные:

·        Учить пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу.

·        Учить детей слушать небольшой рассказ, отвечать на вопросы.

·        Учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями

·        Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы прошедшего времени:

·         Продолжать развивать  умение составлять предложения с определённым словом.

·        Формировать умение детей соотносить знаковые символы с образами

·        Закреплять знания детей о грибах и использовать их в составлении предложении.

Развивающие:

  • развивать связную речь
  • развивать мышление, память, внимание;
  • работать над обогащением словарного запаса детей по теме «Грибы»
  • развивать умение следовать заданным инструкциям педагога.

Воспитательные

·       Развивать умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста;

·       прививать навыки самостоятельности при выполнении заданий;

·       воспитывать интерес к учебной деятельности;

Материалы и оборудование: мнемоквадраты для составления предложений, рассказа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды

работы

на занятии

Деятельность педагога

Деятельность детей

Задачи в ходе выполнения заданий

Организационный момент.

 

- Добрый день! Ребята, о чем сегодня пойдет речь вы узнаете, отгадав загадку:

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы –

Нет под шапкой головы.

Ответы детей гриб

Способствовать созданию благоприятного психологического климата;

 

Основной момент:

 

1 Игра

«Отгадай,

почему так назвали гриб».

 

 

Да, ребята сегодня, мы будем говорить о грибах.

-Где растут грибы?

- Как называется гриб, который растет под березой?

- Как называется гриб, который растет под осиной?

На пеньках или около пеньков растут,

Растет в бору –

А вот загадка по сложнее:

Морит Мух –,

Едят сырой –.

Рыжий как лиса. –

Ответы детей:

 

Грибы растут в лесу.

 

Подберезовик

 

Подосиновик.

 

ОПЯТА

БОРОВИК.

МУХОМОР

СЫРОЕЖКА

Лисичка.

развивать мышление, память, внимание

2.Читаем текст

 

- Молодцы, а сейчас послушайте историю, про гриб.

Жил был грибочек.

Дом его кусточек.

Была у него ножка. Ножка без сапожка

Была у него шляпка

И нашли в лесу грибочек ребятки.

Грибочек сорвали.

и бабушке отдали грибочек.

Бабушка суп сварила

Ребяток угостила

Понравилась вам сказка?

Слушают рассказ, который читает педагог.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

3. Подвижная игра

«Боровик».

 

А сейчас мы с вами подвигаемся

По дорожке шли, 

Боровик нашли

Боровик боровой

В мох укрылся с головой. Мы его пройти могли,

Хорошо, что тихо шли. 

(Дети встают в круг).

 

(Идут по кругу, держась за руки)

(Приседают)

(Опускают голову)

(Идут по кругу).

развивать умение следовать заданным инструкциям педагога

4.Игра «Жадина»

 

 Ребята, раз мы с вами нашли гриб, давайте поиграем в игру, которая называется «Жадина». Я кидаю вам мяч и говорю

У меня есть белый гриб, а. У меня есть лисичка, а

У меня есть подосиновик, а

У меня есть масленок, а

У меня есть подберезовик, а

У меня есть поганка, а

У меня есть лисичка, а

У меня есть мухомор

Ответы детей

А вы

у меня нет белого гриба.

у меня нет лисички

у меня нет подосиновика

у меня нет масленка

у меня нет подберезовика

у меня нет поганки

у меня нет лисички

у меня нет мухомора.

Учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями,

5.Игра «По грибы пошли»

-Молодцы ребята, а сейчас не много подвигаемся. Поиграем в игру «по грибы пошли» (на полу по кругу разложены картинки грибов)

Условие игры: Идем по кругу прыжками, как только я стукну в бубен, вы останавливаетесь. Я говорю кто и что должен сделать, этот ребенок находит нужную картинку, показывает ее и говорит, что он сделал.

- Найди мухомор.

-Сорви сыроежку.

-Собери боровик.

-Срежь подберезовик.

-Сложи подосиновики в корзину. -.

Ответы детей

 

– Я нашел мухомор.

– Я сорвал сыроежку.

– Я собрал боровик.

– Я срезал подберезовик.

- Я сложил подосиновики в корзину

Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы прошедшего времени:

6.Повторное чтение текста

 

- Молодцы ребята справились с заданием, а сейчас я прочитаю вам рассказ, послушайте его и приготовьтесь ответить на вопросы. Педагог читает текст и показывает определенный мнемоквадрат таблицы.

Жил был грибочек.

Показ мнемоквадрата №1

Дом его кусточек.

Показ мнемоквадрата №2

Была у него ножка. Ножка без сапожка

 Показ мнемоквадрата № 3

Была у него шляпка

Показ мнемоквадрата №4

И нашли в лесу грибочек ребятки.

Показ мнемоквадрата №5

Грибочек сорвали.

Показ мнемоквадрата № 6 и бабушке отдали грибочек.

Показ мнемоквадрата №7

Бабушка суп сварила

Показ мнемоквадрата №8

Ребяток угостила

Показ мнемоквадрата №9

Педагог, после прочтения задает вопросы по тексту.

 Дети слушают рассказ, воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учить детей слушать небольшой рассказ.

7. Беседа по тексту

- Как называется рассказ?

Где был домик у грибочка?

Что было у грибочка?

Что случилось с грибочком?

Кому отдали дети грибочек?

Что сделала бабушка с грибочком?

Кого угостила бабушка супом?

Ответы детей

- Рассказ называется грибочек.

Домик у грибочка был под кустиком.

У грибочка была ножка без сапожка.

У грибочка была шляпка.

Его нашли дети и сорвали.

Дети отдали грибочек бабушке.

Бабушка сварила суп из грибочка.

Бабушка угощала  детей супом из грибочка.

Развивать умение составлять предложения с определённым словом.

Формировать умение детей соотносить знаковые символы с образами

 

8. Пересказ рассказ с помощью мнемотаблицы.

- Попробуете пересказать этот рассказ с помощью мнемотаблицы.

 

Выслушиваются пересказы  детей с использованием мнемоквадратов

Учить пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу.

8. Итог

занятия

Молодцы ребята. А теперь давайте. Вспомним, что мы сегодня делали на занятии.  Про что мы говорили сегодня на занятии? Какой рассказ пересказывали?

Молодцы, до свидания

Ответы детей

 

 

Прощаются с педагогом.

 

Обобщение занятия, подведение итогов, похвала.

 

                                                                                                                                                          

Старший воспитатель МДОУ№38____________________________ ФИО

                                                                                                                                    мп