Конструкт классного часа «Мы жители Урала»

  • doc
  • 16.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 8.02.21.doc

Конструкт классного часа

ПМ. 03 Классное руководство

студентки группы 36

Чащиной Юлии Сергеевны

Дата: 8.02.2021

Класс: 1

Руководитель практики: Темерева Л.П.                                                                                                подпись

Тема: «Мы жители Урала».

Форма проведения: игра-путешествие

Планируемый результат:

Личностный: обучающиеся проявляют интерес к жизни народов Урала, их культуре и быту, традициям, участвуют в коллективных играх;

Метапредметный: обучающихся проявляют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию), коммуникативные УУД (участвуют  в диалоге  с учителем и сверстниками, выражают  свои мысли, строят высказывания, направленные на учёт позиции собеседника), познавательные УУД (анализируют  результаты  деятельности,  делают выводы, осуществляют  рефлексию деятельности).

Предметный: имеют элементарные представления о народах, о жизни и культуре, о традициях некоторых народов Урала.

 

Триединая цель:

Воспитательная: формировать интерес к жизни народов Урала, их культуре и быту, традициям, воспитывать желание участия в коллективных играх;

Развивающая: развивать регулятивные УУД (осуществление волевой саморегуляции), коммуникативные УУД (участие  в диалоге  с учителем и сверстниками, выражение  своих мыслей, выстраивание высказывания, направленного на учёт позиции собеседника), познавательные УУД (умение анализировать  результаты  деятельности,  делать выводы, осуществлять  рефлексию деятельности).

Образовательная: формировать элементарные представления о жизни и культуре, о традициях некоторых народов России

 

Принципы воспитания:

·         Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;

·         Воспитывать через взаимодействие;

·         Формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

 

Принципы воспитания и обучения:

    принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие, воспитание через творчество.

    принципы обучения: принцип психологической комфортности, принцип деятельности, принцип диалогизации, принцип наглядности, принцип воспитывающего обучения, принцип доступности, принцип сознательности и активности.

Методы воспитания и обучения:

    методы воспитания: методы формирования социального опыта (игра); метод осмысления детьми своего социального опыта (беседа); методы стимулирования (создание ситуации успеха).

    методы обучения: методы развития познавательного интереса (выстраивание игрового сюжета, стимулирование занимательным содержанием), демонстрация, беседа, рассказ, игра, упражнения, предъявление педагогических требований, поощерение.

 

Дидактические средства:

·         Демонстрационные: презентация по теме «Мы жители Урала»

·         Индивидуальные: дневник путешественника,

Список литературы:

·         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв.  приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г.

·         Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещении, 2009. ― (Стандарты второго поколения). ISBN  978-5-09-022138-2.

·         Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

План

1.      Организационный момент

2.      Мотивационно-целевой этап

3.      Основной этап
3.1. Русские;
3.2. Башкиры;
Физминутка;
3.3. Татары

4.      Рефлексия

Ход классного часа

Этапы деятельности

Методы

Деятельность педагога

 

 

Деятельность  детей

 

Планируемый результат

 

Организационный момент

Задача: привлечь внимание детей, настроить их на работу

Эмоциональное стимулирование.

-Здравствуйте, ребята, нас зовут Юлия Сергеевна и Елизавета Андреевна, сегодня классный час у вас проведем мы. Но для начала я предлагаю поприветствовать друг-друга. Я буду говорить "Здравствуйте,..." и обращаться к кому-то из вас. А вы, если услышите что-то про себя, тоже отвечайте мне "здравствуйте".

"Здравствуйте, девочки!"

"Здравствуйте, мальчики!"
"Здравствуйте те, у кого хорошее настроение".

Ну что ж, раз настроение у нас хорошее, то мы с вами можем начать.
Тихо сядут мальчики, и ещё тише – девочки

Взаимное приветствие. Обучающиеся присаживаются на свои места.

Регулятивные УУД:  волевая саморегуляция.

Мотивационно-целевой этап

Задача: мотивировать детей на предстоящую деятельность.

Способствовать выделению темы и цели классного часа.

Беседа, демонстрация, стимулирование занимательным содержанием.

Ребята, я предлагаю вам обратить внимание на слайд. Кого вы видите?

-Верно, ребята, это мальчик, который живет в Африке. Недавно он увидел видео о нашей стране, об Урале и решил написать нам письмо. В нем он говорит, что хотел бы познакомиться с нашей малой родиной, с людьми, узнать историю, обычаи. Он очень любит читать, поэтому просит написать ему ответное письмо. Не все вы умеете писать, поэтому предлагаю в ответ отправить письмо не только со словами, но и с картинками.

-Наша малая родина многонациональная, т.е. в ней проживает много различных народов.

-А какие народы вы знаете? (ответы детей) предлагаю повторить или узнать новое про народы Урала и подготовить ответ мальчику из Африки.

-Поднимите руки, если вы готовы выполнить просьбу мальчика. Для того чтобы рассказать ему обо всем предлагаю отправиться в путешествие, на каждой станции будем делать записи в дневниках путешественников, а затем сделаем один от класса и вышлем мальчику.

-Как вы думаете, что во время путешествия мы сможем узнать или повторить? А чему сможем научиться? 

-Поднимите руку, кто уже путешествовал? (ответы детей)

-А на чём мы можем путешествовать? (ответы детей)

-А какими мы должны быть во время путешествия?

-Верно, сегодня мы отправимся в путешествие и узнаем, какие народы живут на Урале, какие у них есть традиции и обычаи. Научимся играть в национальные игры. 

-На каком транспорте мы отправимся сегодня в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой
Ведет всех за собой.

(Поезд)

-Вместо билетов на посадке вы получите лист – дневник путешественника.

-Покажите с помощью рук и голоса, как движется поезд (дети слышат звук паровоза, глаза закрыты, на слайде появляется изображение, которое дети рассматривают, открыв глаза).

Обучающиеся участвуют в диалоге, выделяют тему и цель классного часа.

Личностные УУД: смыслообразование; Регулятивные УУД: целеполагание.

3. Основной этап

Воспитательная задача: формировать интерес к жизни народов России, их культуре и быту, воспитывать желание участия в коллективных играх, воспитывать ценностное отношение к празднику День народного единства.

 

3.1. Русские

Задача: Формировать уважительное отношение к культуре и быту русского народа;

Воспитывать чувство гордости за свою страну;

Развивать умение выражать свои мысли;

Развивать умение анализировать информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Башкиры

Задача:

Формировать уважительное отношение к культуре и быту башкирского народа;

Воспитывать чувство гордости за свою страну;

Формировать интерес к праздникам народов России;

Развивать умение анализировать информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Татары

Задача:

Формировать уважительное отношение к культуре и быту татарского народа;

Воспитывать чувство гордости за свою страну;

Развивать умение выражать свои мысли;

Развивать умение анализировать информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стимулирование занимательным содержанием, демонстрация, рассказ, игровая ситуация, создание ситуации успеха.

- Открывайте глаза, ребята. На первой остановке нас приветствуют местные жители. Послушайте, какие слова они говорят. Пока слушаете стихотворение, смотрите видеоролик, в нем показаны также красоты нашей малой родины.

https://my.mail.ru/mail/bigfoot-66/video/_myvideo/31.html

 

 - Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки,

Сосны босые

Сбегают с заснеженных скал.

В лугах,

На ковровых просторах,

Среди плодоносных полей,

Лежат голубые озёра

Осколками древних морей.

Богаче, чем краски рассвета,

Светлее, чем звёздный узор,

Земные огни самоцветов

В торжественном сумраке гор.
Я сердцем всё это вбирала,

Свой край полюбив навсегда.

Но главная сила Урала –

В чудесном искусстве труда.

(Л. Татьяничева)

-Как жители этой местности относятся к своей малой родине? Какие слова это подтверждают? Как вы думаете, какой национальности эти люди?

-Верно, мы оказались в гостях у русского народа. Как вы думаете, как давно появился русский народ? Какой он?

Русский народ - один из самых многочисленный в России, на Урале.

Первое, что приходит в голову, когда говорят "русский человек" - это простота и сила духа.

Русские очень гостеприимны. Они готовы и накормить, и напоить, и спать уложить своих гостей.

У русских людей большая любовь к труду и к ведению хозяйства.  Всё у них в домах было очень аккуратно и уютно. А печь - это один из основных элементов русской избы.

А ещё русские люди славятся широтой души и любовью к музыке, танцам и играм.

-Одна из любимых игр русского народа – жмурки. Кто знает, что это ха игра, каковы правила этой игры? Поделитесь с нами.

(Суть одного из вариантов игры в том, что так называемый «во́да» с завязанными глазами должен отыскать и дотронуться до человека. После того, как «вода» дотронется до человека, этот человек и становится «водой», и ему завязывают глаза)

-Ребята, вы только посмотрите, какие красивые русские народные костюмы!

Так же русский народ славится своими сказками.

Я предлагаю на этой станции соотнести, какие герои есть в русских народных сказках и поиграть в игру. Я буду называть описание сказки, а вы по поднятой руке называйте ее.

Например, сказка о животных, которые решили поселиться в одном домике в лесу? ("Теремок")

Верно. Сказка о том, как девочка забрела в гости к 3 бурым хищникам? ("Три медведя")

Правильно. Сказка о девочке, брата которой унесли птицы к Бабе-Яге? ("Гуси-лебеди")

Хорошо. Сказка о семье, которая пыталась вытащить из грядки сладкий овощ? ("Репка")

И последняя сказка. Сказка о добром молодце, у которого невеста жила на болоте? ("Царевна-лягушка")

-Теперь предлагаю, работая в паре, на листе дневника соединить название сказки и ее героев (для нечитающих детей учитель читает название)

-Вы молодцы, ребята! Отлично справились со всеми заданиями. Мы покидаем русский народ, говорим ему спасибо. А сами садимся в вагоны, закрываем глаза и отправляемся дальше.

 

-Открывайте глаза, друзья. Мы с вами прибыли в гости к башкирскому народу.

Башки́ры — народ, проживающий на территории России в Республике Башкортостан, Челябинской области и других регионах.

 - Башкиры имеют очень интересные традиции, быт и обычаи, в их культуре есть множество запретов. Нельзя, например, зимой копать землю — она спит. Левая рука у них считалась нечистой, поэтому для достижения лучших результатов начинать дело нужно правой рукой, ею же хозяин подаёт гостю посуду с едой и напитками и принимает её обратно с объедками.

 - У башкир существуют обычаи щедрого гостеприимства со многими особенностями. Хозяева бывали рады и званым, и незваным гостям. К незваным гостям башкиры относились уважительно. При появлении случайного гостя, хозяин начинал накрывать стол из лучших угощений. Считалось приличным гостить не более трех дней.

- В семье особым уважением пользовались дедушки и бабушки.

-Традиционным занятием башкир издавна было скотоводство, они разводили лошадей, овец и даже верблюдов! Другими занятиями были охота, рыбалка и собирание мёда.

Одним из самых известных и почитаемых праздников у башкир является Сабантуй - праздник урожая. Предлагаю вам заглянуть на него. (сл 5)

Сабантуй начинается с самого утра. Женщины надевают самые красивые украшения, в гривы лошадей вплетают ленточки. Все наряжаются и собираются вместе на большом лугу. Очень много развлечений проводится на этом празднике.

Я тоже предлагаю поиграть вам в игру. А заключаться она будет в том, чтобы угадать, как называется то или иное развлечение. На экране будут показаны изображения и даны два названия. А вам из них нужно выбрать одно, правильное. Но не забывайте, отвечать мы будем по поднятой руке.

1) Как называется это развлечение?

а)"Скачки"  б) "Борьба"

 

а) "Бои мешками"  б) "Прыжки в мешках"

 

Правильно. Продолжаем. А что же это?

а)"Скачки"  б) "Бег в мешках"

 

-Вы молодцы, ребята. Справились со всеми заданиями.

-А какое развлечение показалось вам самым интересным?

-Предлагаю вам поиграть в одну из игр башкирского народа и немного размяться. Игра называется «Уголки».

-Ребята, встаньте в круг. Давайте выберем водящего. Он встанет в центр круга. Он по очереди подходит к тем, кто стоит в кругу и задает каждому вопрос:
- Хозяин, можно истопить у тебя баню?
1 играющий отвечает: «Моя баня занята».
2 играющий отвечает: «Моя собака ощенилась»
3 играющий отвечает: «Печка обвалилась»
4 играющий отвечает: «Вода кончилась»

5 играющий отвечает: «Холодная она у меня» и так далее, вы можете придумать любые варианты.
Водящий хлопает в ладоши три раза и кричит: Хоп, хоп, хоп! За это время хозяева быстро меняются местами. Водящий должен успеть занять свободное место в кругу.
Правила: меняться только после хлопков водящего.

-Ребята, мы с вами познакомились с игрой башкирского народа! Теперь предлагаю, работая в паре, на листе дневника выбрать и обвести в круг картинки, на которых изображены игры башкир.

Ну что ж, мы говорим спасибо башкирскому народу и вновь садимся в наш поезд. Закрывайте глаза, и мы отправляемся!

 

-И следующий народ, который нас встречает - татары.

Татары очень гостеприимны. По древнему татарскому обычаю в честь гостя расстилалась праздничная скатерть и на стол выставлялись лучшие угощения - сладкий чак-чак, щербет, липовый мёд и, конечно же, душистый чай.

Одним из самых любимых праздников у татар, как и у башкир, является Сабантуй.

Кто вспомнит, как переводится название этого праздника?

Вообще, татары - это второй по численности народ после русских. Этот народ на протяжении многих веков сумел сохранить свои традиции и обычаи.

Татары очень чтят религиозные праздники и праздники, связанные с природой и урожаем.

-Вы обратили внимание, ребята, в каких нарядах представлены на картинах мужчины и женщины? Как вы можете заметить, татарская рубаха и у мужчины, и у женщины ниже колен. Одежда имеет яркое украшение и красивые узоры.

-А вы знаете, как называется головной убор у мужчин татар? Называется он тюбетейка. Тюбетейка является обязательным головным убором, а поверх неё уже могут надевать другие шапки и шляпы.

А вот у женщин головной убор называется калфак. Ничего вам не напоминает название? Очень похоже на "колпак", да ещё и форма схожая.

Татары - очень интересный народ. А чтобы в этом убедиться, я предлагаю вам поиграть в игру и проверить, как хорошо вы запомнили особенности этого народа. Я буду говорить вам какой-то факт про татар. Если вы считаете, что это правда, поднимите вверх одну руку. А если же неправда - две руки. Попробуем?

- Татар в России живёт больше, чем русских. (На самом деле, татары - второй по численности народ)

- Любимый и почитаемый напиток татар - чай (Верно)

- Татары не отмечают праздник Сабантуй (Это один из важнейших праздников татар)

- Мужской головной убор называется тюбетейка (Верно)

- Татары не любят встречать гостей (Татары - очень гостеприимный народ)

- Чак-чак является одним из самых известных блюд у татар (Верно)

 

-Здорово, ребята, вы отлично справились с заданиями.

Принимают активное участие в деятельности, выполняют предложенные задания, проявляют интерес к теме классного часа, демонстрируют положительный настрой к сверстникам и учителю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные (логические) УУД: анализируют предложенную информацию, отвечают на вопросы, демонстрируют формирование логического мышления;

коммуникативные УУД:

выстраивают грамотное речевое высказывание, выражают свои мысли, отвечают на вопросы, активно сотрудничают со сверстниками и учителем.

личностные УУД: смыслообразование,

демонстрируют интерес к жизни народов Урала, их культуре и быту, традициям;

регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют самоконтроль.

 

 

 

Рефлексия

Задача: организовать подведение итогов деятельности обучающихся.

 

 

беседа, поощрение.

-Теперь предлагаю вам пригласить нашего друга в гости. В своем приглашении давайте укажем, что интересного можно узнать, побывав на Урале. Прошу вас диктовать мне то, что мы запишем в письме мальчику.  

- Ребята, мы рады, что вы гостеприимные и готовы рассказать о своей малой родине другим. Народы Урала имеют очень древнее происхождение. Сегодня Урал – многонациональный, промышленный район. Коренными народами Урала являются ненцы, башкиры, коми, коми-пермяки и татары. Также на территории Урала проживают русские, марийцы, мордва, чуваши, украинцы и другие народы. Сегодня мы с вами подробнее познакомились с тремя народами, которые имеют большую численность – это башкиры, татары и русские.

-А теперь предлагаю отправиться на поезде обратно в класс, закрывайте глаза.

-Вот мы и вернулись обратно. Хлопните в ладоши те ребята, которым понравилось наше путешествие.

-К сожалению, у всех народов в гостях мы не сможем побывать.

-Я уверена, что, посетив библиотеку, или с помощью родителей, вы при желании сможете узнать и про другие народы Урала. -А теперь нам пора отправить письмо нашему другу из Африки. Выберем цвет конверта для письма. Поднимите одну руку, если считаете, что все получилось, вы были с этим знакомы, но это будет интересно мальчику. В этом случае отправим письмо в желтом конверте. Поднимите две руки, если вы много узнали, вам было интересно, вы готовы еще больше узнать про народы Урала и поделиться с другими, в этом случае отправим письмо в синем конверте.

-Мы тоже выбираем синий конверт, так как считаем, что очень важно узнавать, рассказывать другим о разных народах, важно уважать и ценить их традиции и обычаи.

-Мы благодарим вас за работу и желаем хорошего настроения!

Осуществляют рефлексию, активно взаимодействуют с учителем.

Личностные УУД: обучающиеся подводят итоги деятельности, формулируют вывод.

 


Скачано с www.znanio.ru