Конструкт коррекционного занятия по восполнению пробелов в знаниях по русскому языку 1 "Д" класс на тему "Совершенствование знаний по теме: слог – слияние гласных, согласных звуков"

  • docx
  • 17.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КЗ ПО РУССКОМУ.docx

Конструкт коррекционного занятия по восполнению пробелов в знаниях по русскому языку

ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах

и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки 46 группы

Пикановой Алёны Андреевны

 

Дата: 13.10.21

ОО: СОШ №21

Класс: 1 «Д»

Учитель: Сонина Анастасия Юрьевна

Методист: Чащина Татьяна Васильевна                                                                                Оценка_____________Подпись________________

Тема: «Совершенствование знаний по теме: слог – слияние гласных, согласных звуков»

Цель: отработать умение сливать гласные и согласные звуки, образовывать и определять количество слогов.

Планируемый результат:

Личностный: принимают нравственные качества личности (доброта, дружелюбие, бережное отношение).

Метапредметный: формирование познавательные логические УУД (выполняют операции анализа, синтеза), коммуникативные УУД (умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя); регулятивные УУД (осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль, планирование при помощи учителя)

Предметный: демонстрируют навыки по теме: слог – слияние гласных, согласных звуков, умения различать гласные согласные звуки.

 

Задачи:

Коррекционно-воспитательная: воспитывать нравственные качества личности (доброта, дружелюбие, бережное отношение)

Коррекционно-развивающая: формировать познавательные логические УУД (операции анализа, синтеза), коммуникативные УУД (умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя); регулятивные УУД (осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль, планирование при помощи учителя)

Коррекционно-образовательная: актуализировать знания о слоге, о гласных, согласных звуках, отработать умения различать гласные согласные звуки, делить слова на слоги

Принципы обучения и воспитания:

Принципы обучения:

·         научности,

·         доступности,

·         последовательности,

·         систематичности,

·         наглядности,

·         деятельности,

·         психологической комфортности,

·         вариативности.

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений с педагогом, создание положительного эмоционального подъёма.

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).

По дидактическим целям:

Методы формирования умений и навыков, применения знаний.

Методы организации учебно – познавательной деятельности:

Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение)

Методы развития психических функций

Методы контроля и самоконтроля.

Методы воспитания:

Методы формирования соц. опыта:

·         педагогическое требование;

·         поручение.

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:

·         диалог,

·         рассказ.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

·         поощрение.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная

Оборудование:

Демонстрационные: презентация по теме: «Слог – слияние гласных и согласных звуков», аншлаги на доску

Индивидуальные: карточки с заданием, подарочки от Звуковичков

 

Информационные источники:

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.

2.      Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с

задержкой психического развития Реестр примерных основных общеобразовательных программ, Министерство образования и

науки Российской Федерации. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию

(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

 

 

 

 

 

Ход занятия:

 

Этапы занятия, задачи работы

Методы и приемы  обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат с учетом формируемых УУД

1.Организационный момент

Задача: смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность.

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

По источнику получения знаний: словесные ( беседа), практические (упражнения).

Методы воспитания:

Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование;

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение

-Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть, меня зовут Алена Андреевна, коррекционное занятие проведу у вас я.

- Перед началом подготовим свои пальчика на дальнейшую деятельности, выполним упражнение колечки (выполняем), далее покажем кулак, ребро, ладонь (выполняем пару раз)

- Наши пальчики готовы, присаживайтесь на свои места.

регулятивные УУД (осуществлять волевую саморегуляцию)

 

2. Сообщение темы и цели задания.

Задача: подготовить обучающихся к активной мыслительной деятельности, развивать внимание, мышление.

Актуализировать знания о гласных, согласных звуках, отработать умения различать гласные согласные звуки

 

формировать познавательные логические УУД (операции анализа), коммуникативные УУД (умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя); регулятивные УУД (осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль, планирование при помощи учителя)

 

 

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).

По дидактическим целям:

Методы формирования умений и навыков, применения знаний.

Методы организации учебно – познавательной деятельности:

Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение)

Методы развития психических функций

Методы контроля и самоконтроля.

Методы воспитания:

Методы формирования соц. опыта:

·         педагогическое требование;

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:

·         диалог,

·         рассказ.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

·         поощрение.

 

- Прежде чем начать, предлагаю поиграть в игру «Найди лишнее». На слайде изображена картинка, вам нужно внимательно её расмотреть и найти лишнюю букву

А,Б,И,Э,О,У
 

 

 

 

 


- (по поднятой руке обучающие отвечают) Верно ребята, лишней является буква Б. А кто может сказать, почему именно эта буква лишняя? (потому что все гласные, а Б - согласная)

- Верно, лишней является буква Б. Посмотрите на слайд, появилась еще одна картинка, давайте её рассмотрим и также найдем лишнюю букву:

 ,Б,А,Р,С,В
 

 

 

 


- (по поднятой руке отвечают) Верно, ребята, лишним является буква А, как вы думаете почему? (потому что все буквы согласные, буква А гласная)

- Мы с вами рассмотрели 2 картинки и нашли лишнее. Кто напомнит, какие буквы были лишние на картинках? (Б и А)

- Совершенно верно, вы оказались очень внимательными. Посмотрите на доску, к нам сегодня за помощь обращаются два Звуковичка: Звуковичок А (гласный) и Звуковичок Б (согласный). Жители их замка поссорились и они просят помочь их помирить.

БАhttps://i.pinimg.com/236x/31/41/00/314100a150a103db12af7f650d3aba3d.jpghttps://i.pinimg.com/736x/f4/bb/b5/f4bbb585f785166d356f3b865fdc8870.jpg                         

- Ребята, а вы ссорились когда -нибудь со своими друзьями?

- Что вы делали, чтобы помириться со своим другом?

- Давайте вспомним с вами правила, я вам буду называть правило, а ваша задача если вы согласны с правилом, поднимите руку вверх, если нет, то ручки домиком на парте: нужно помогать другу в беде? (да, рука одна вверх) Можно ли рассказывать секреты своего друга? (нет, руки домиком на парте) Можно ли оскорблять своего друга? (нет, руки домиком на парте)

- Ребята, я вижу вы знаете правила дружбы, соблюдаете их и не будет ссор.

- На доске из частей соберем картинку соберем.  (собирают пазл из 6 частей)

https://i.pinimg.com/originals/06/00/13/060013e11ac211364b6d344ae95604af.png

- Посмотрите, у нас с вами получилась картинка, что на ней изображено? (замок)

- Верно и сейчас, мы с вами отправимся в замок Звуковичков, чтобы помочь помирить его жителей. Темой нашего занятия будет: слог – слияние гласных и согласных звуков.

познавательные логические УУД (операции анализа), коммуникативные УУД (умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя); регулятивные УУД (осуществлять волевую саморегуляцию, планирование при помощи учителя)

Предметный: демонстрируют навыки согласных звуков, умения различать гласные согласные звуки.

 

3.Разминка

«Найди согласный и гласный звук»

Задача: повторить какое звуки обозначают гласные и согласные буквы и чем они отличаются

 

формировать познавательные логические УУД (операции анализа), коммуникативные УУД (умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя); регулятивные УУД (осуществлять волевую саморегуляцию)

 

 

 

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).

По дидактическим целям:

Методы формирования умений и навыков, применения знаний.

Методы организации учебно – познавательной деятельности:

Методы контроля и самоконтроля.

Методы воспитания:

Методы формирования соц. опыта:

·         педагогическое требование;

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

·         поощрение.

 

- Перед тем как мы отправимся в замок получим карточки с заданием

На карточке представлены буквы, вам нужно, синим цветом закрасить букву, которая обозначает согласный звук и красным нужно закрасить букву, которая обозначает гласный звук. (выполняют, при необходимости корректирую)

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/12/23/k_5c1fb7a9c8e74/492301_3.png

 

- вижу многие закончили, давайте проверим, для этого обменяйтесь карточкой с соседом по парте. Посмотрите, какие буквы закрашены синим, а какие красным. Выполним проверку (называют согласные и гласные звуки)

- Если вы не нашли ни одной ошибки, то на карточке поставьте +

- Скажите, какие 2 группы звуков мы с вами выделили? (гласные и согласные)

- Верно, именно гласные и согласные звуки поссорились между собой в замке Звуковичков, в который мы с вами отправляемся.

- Ребята, а чем же похоже все гласные звуки? (при произношении не встречают преград)

- Верно, а чтобы правильно произносить все звуки, предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику для губ. Повторяйте за мной:

      - широко улыбнемся, а верхние и нижние зубки соединим, какой звук мы можем произнести? (ЫЫЫЫЫЫ, ИИИИИИИ)

      - далее, широко откроем рот, а какой звук сейчас можем произнести? (АААААААА)

      - сейчас тянем губки дудочкой вперед, какой сейчас звук мы можем произнести? (ООООО, УУУУУ)

- Молодцы, теперь мы с вами готовы отправиться в замок, чтобы подружить его жителей. Давайте встанем со своим место и покажем ка мы с вами отправляемся в замок (ходьба на месте), по дороге нам встречаются камешки, которые нам нужно перепрыгнуть (прыжки на месте).

 

Обучающиеся проявляют:

познавательные логические УУД (выполняют операции анализа), коммуникативные УУД (умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя); регулятивные УУД (осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль)

 

4. Основное содержание занятия.

4.1  «Лестница слогов»

Задача: развивать умение сливать согласные и гласные звуки

актуализировать знания о слоге

 

формировать коммуникативные УУД (умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя); регулятивные УУД (осуществлять волевую саморегуляцию)

 

 

 

 

 

 

Физминутка

Задача: снять мышечное и эмоционального напряжения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2. «Буква играет в прятки»

Задача: актуализировать знания о слоге, о гласных звуках, отработать умения различать гласные согласные звуки, делить слова на слоги

 

формировать познавательные логические УУД (операции анализа), коммуникативные УУД (умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя); регулятивные УУД (осуществлять волевую саморегуляцию)

: воспитывать нравственные качества личности (доброта, дружелюбие, бережное отношение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3 Индивидуальная работа.

Задача: развивать умение сливать буквы в слоги и подбирать слова на названные слоги.

формировать познавательные логические УУД (операции анализа, синтеза), коммуникативные УУД (умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя); регулятивные УУД (осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль)

 

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).

По дидактическим целям:

Методы формирования умений и навыков, применения знаний.

Методы организации учебно – познавательной деятельности:

Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение)

Методы развития психических функций

Методы контроля и самоконтроля.

Методы воспитания:

Методы формирования соц. опыта:

·         педагогическое требование;

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:

·         диалог,

·         рассказ.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

·         поощрение.

 

- Ребята, посмотрите вот мы с вами и пришли и оказались около лестницы, присаживайтесь на свои места (лестница на слайде)

 

 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0188/000817d7-c31b3786/hello_html_m104d6b1f.pngТЫ

Т

ЫДО

Д

ОГУ

Г

У

БА

Б                                  

 


А

 

- На каждой ступеньке буквы, нужно прочитать их так, чтобы они объединились. Первый буква, обозначает согласный звук Б, вторая буква согласный звук А, получается у нас БА, кто готов назвать второе слияние букв? (по цепочке)

- Ребята, что мы с вами только что прочитали? (слоги)

- А что такое слоги? (слияние согласных и гласных звуков)

 

 

 

 

 

- Давайте встанем со своих мест, я буду называть слова, вам нужно определить сколько в слове слогов. Количество слогов будет обозначать количество приседаний:

1. ДОМ

- Сколько в слове слогов? (1, выполняют приседания)

            2. МО-ЛО-КО

- Сколько в слове слогов? (3, приседают)

            3. Я-ГО-ДА

- Сколько в слове слогов? (3, приседаю)

             4. ЗЕМ-ЛЯ-НИ-КА

- Сколько в данном слове слогов? (4, приседают)

- Ребята, вы хорошо умеете определять слоги в словам, присаживайтесь на свои места. А что вам помогает определять слоги в слове? (сколько гласных столько и согласных или с помощью руки подбородка)

 

 - Вот ребята, мы с вами поднялись по лестнице, вспомнили как определять слоги в слове. Посмотрите, в замке, у каждого слова есть свой домик, но так как жители поругались, то некоторые буквы потеряли своё место, давайте прочитаем их (на доске): А Е О У

- Давайте рассмотрим первый домик (на доске):

М..ЛИНАhttps://2.bp.blogspot.com/-txvffxXBCeg/X0QVdu3bCJI/AAAAAAACPWA/DblwIPLUJhkjQJy56ewoIfEVOjM9avGNgCLcBGAsYHQ/s1600/Dom-Raskraska-Dlia-Detei-Raspechatat-8447.jpg

- В каком слоге пропущена буква? (первом)

- Какую букву нужно добавить, чтобы получилось слово? (А)

- Какое слово получаете? (малина)

- Давайте разделим слово, на слоги? (МА-ЛИ-НА)

- Букве А мы нашли домик, какие буквы остались? (Е О У)

- Хорошо, давайте рассмотрим второй домик:

Т..ТРАДЬhttps://2.bp.blogspot.com/-txvffxXBCeg/X0QVdu3bCJI/AAAAAAACPWA/DblwIPLUJhkjQJy56ewoIfEVOjM9avGNgCLcBGAsYHQ/s1600/Dom-Raskraska-Dlia-Detei-Raspechatat-8447.jpg

- Какую букву добавим? Какое слово получится? (Тетрадь)

- Без домиков остались еще 2 буквы (ТАК ЖЕ РАЗБЕРЕМ ЕЩЕ 2 ДОМИКА):

ДЕРЕВ...https://2.bp.blogspot.com/-txvffxXBCeg/X0QVdu3bCJI/AAAAAAACPWA/DblwIPLUJhkjQJy56ewoIfEVOjM9avGNgCLcBGAsYHQ/s1600/Dom-Raskraska-Dlia-Detei-Raspechatat-8447.jpg

 

 

ЛЯГ..ШКААhttps://2.bp.blogspot.com/-txvffxXBCeg/X0QVdu3bCJI/AAAAAAACPWA/DblwIPLUJhkjQJy56ewoIfEVOjM9avGNgCLcBGAsYHQ/s1600/Dom-Raskraska-Dlia-Detei-Raspechatat-8447.jpg

- Мы с вами нашли домики всем буквам.

 

 

- Ребята, мы с вами подружили уже почти всех жителей замка Звуковичком. У вас на парте лежат карточки, придвиньте их к себе. Согласные звуковички не могут себе найти пару. Ребята, скажите, с какими звуками можно сливать согласные звуки? (с гласными)

- Верно, вам нужно каждому согласному подобрать гласный звук, которые представлены на карточке (выполняют).

В

 

П

 

Р

 

Н

 

С

 

 ГЛАСНЫЕ:   А  О   У   Е   И

- Вижу многие закончили, сейчас выберите один слог, который у вас получился и придумайте слово на этот слог

- А сейчас, каждый назовет слог и слово, которое вы придумали (называют)

- Отлично, ребята вот мы с вами подружили жителей замка, Звуковички нам очень благодарны.         

Личностный: принимают нравственные качества личности (доброта, дружелюбие, бережное отношение)

Метапредметный: проявляют познавательные логические УУД (операции анализа, синтеза), коммуникативные УУД (умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя); регулятивные УУД (осуществлять волевую саморегуляцию)

Предметный: демонстрируют навыки по теме: слог – слияние гласных, согласных звуков, умения различать гласные согласные звуки.

 

5.Рефлексия прошедшего занятия.

Задача: самооценка результатов деятельности

 

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

По источнику получения знаний: словесные (беседа

Методы воспитания:

Методы формирования соц. опыта:

·         педагогическое требование;

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

·         поощрение.

 

- Ребята наше занятие подходит к концу. Вы очень хорошо сегодня работали.

- А что же произошло, когда мы подружили гласные и согласные звуки? (слоги)

- Ребята, а что нужно делать, чтобы не ссориться со своими друзьями?

Регулятивные УУД:

(осуществлять волевую саморегуляцию)

Коммуникативные УУД:

умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя

 

 

6.Подведение итогов

Задача: подвести итог занятия, выявить трудности

 

воспитывать нравственные качества личности (доброта, дружелюбие, бережное отношение)

 

 

 

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

По источнику получения знаний: словесные (беседа

Методы воспитания:

Методы формирования соц. опыта:

·         педагогическое требование;

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

·         поощрение.

 

- Тема нашего занятия было: слоги – слияние гласных, согласных звуков. Скажите, чем гласные звуки отличаются от согласных? (при произношении гласных звуков, звук не встречает преград)

- Назовите гласные звуки? (называют) А сейчас назовите согласные звуки? (называют)

Возникали ли у вас трудности при выполнении упражнений?

- Понравилось вам занятие?

- Где можно применить поученные знания? (на уроках русского языка)

- Звуковички приготовили для вас подарочки. Так как мы помогли им подружить жителей замка, то они нам дарят с вами правила дружбы, которые нужно соблюдать, чтобы не ссориться.

(ДАРЮ МАЛЬЧИКАМ: СИНЕГО ЗВУКОВИЧКА, НА ОБРАТНОЙ СТОРОНЕ С ПРАВИЛА И ДЕВОЧКАМ КРАСНОГО)

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0a3e/0004b1a5-57068ad8/img6.jpg

- На этом наше занятие окончено, я благодарю вас за активную работу.

Регулятивные УУД:

регулятивные УУД (осуществлять волевую саморегуляцию)

Коммуникативные УУД:

умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя

Личностный: принимают нравственные качества личности (доброта, дружелюбие, бережное отношение).