Конструкт коррекционного занятия по восполнению пробелов в знаниях по русскому языку
по производственной практике ПМ 01 «Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
Класс: 2
Тема: гласные звуки первого ряда
Планируемый результат:
Личностный: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимают и сопереживают чувствам других, владеют навыками коммуникации (с учителем).
Метапредметный: обучающиеся проявляют умение осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения; осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения; умение слушать и понимать информацию, умение строить речевые высказывая; осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль, планировать при помощи учителя учебную деятельность, умения ориентировки в заданиях; умения работать по словесной инструкции.
Результат коррекционной работы: умеют различать звуки на слух; выполнять звуковой анализ и синтез.
Предметный: обучающиеся умеют различать звуки и буквы; умеют различать гласные и согласные звуки; выделяют звуки из слов; умеют находить место звука в слове; умеют составлять новые слова из букв, умеют определять пропущенные гласные буквы первого ряда в слове.
Цель: закрепление и отработка знаний о гласных звуках первого ряда, о различении гласных и согласных звуков, букв и звуков; умений определять звук в слове.
Коррекционно – воспитательная: воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, способность понимать и сопереживать чувствам других, формировать навыки коммуникации (с учителем).
Коррекционно - развивающая: развивать умение осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения; осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения; умение слушать и понимать информацию, умение строить речевые высказывая; осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль, планировать при помощи учителя учебную деятельность, умения ориентировки в заданиях; умения работать по словесной инструкции.
Задачи коррекционной работы: развивать фонематический слух, звуковой анализ и синтез.
Коррекционно - образовательная: отработать умение различать звуки и буквы; умение различать гласные и согласные звуки; выделять звуки из слов; находить место звука в слове; закрепить умения составлять новые слова из букв; умения определять пропущенные гласные буквы первого ряда в слове.
Принципы обучения и воспитания:
o принцип научности;
o принцип доступности;
o принцип систематичности и последовательности;
o принцип наглядности;
o принцип деятельности;
o принцип индивидуального подхода;
o принцип связи с жизнью;
o принцип психологической комфортности;
o принцип коррекционной направленности
Методы обучения и воспитания:
Методы воспитания
Методы формирования сознания:
Методы самоопределения личности ребенка:
Методы обучения
Методы выработки учебных умений и накопления опыта:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Методы эмоционального стимулирования:
Методы развития познавательного интереса:
· Формирование готовности к восприятию
Методы формирования ответственности и обязательности:
· Предъявление педагогических требований
· Оперативный контроль
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Средства обучения:
o Демонстрационное: карточки «цепочка», презентация «гласные звуки», схема букв, аншлаг «Тема, план», аудиозапись «самолет», аншлаги «слова и звуки», коробка, слова (пары), письмо, буквы (В, А, О, Р, Н, У, Ы, Ц, Э, Ж).
o Индивидуальное: тетрадь, пишущие принадлежности, карточки «кинезиология», клей, пазлы «карта», карточка №1, карточки «слова и звуки», карточка №2, рабочий лист, карточки «Рефлексия», карточки с пожеланиями.
Информационные источники:
1. Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 "Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
(Зарегистрирован 21.03.2023 № 72654)
2. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития. с.78-81
3. Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» (начальное общее образование)
4. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 14-е изд. – Москва: Просвещение, 2023. - 149 с. – (Школа России).
План занятия:
1.Вводная часть – 5 мин
1.1 Организационный момент
1.2 Разминка
1.3 Сообщение темы и цели занятия
2. Основная часть – 27 - 30 мин
2.1 Упражнения на повторение гласных звуков первого ряда «Звукоград».
2.2 Упражнение на закрепление умений использовать гласные буквы для составления слов, анализировать и составлять из слов предложение «Словград».
2.3 Упражнения на отработку умений определять пропущенную гласную первого ряда в словах «Буквоград».
3. Заключительная часть – 5 мин
3.1 Рефлексия прошедшего занятия
3.2 Подведение итогов занятия
Оформление учебного кабинета, доски:
Тема: Путешествие в страну звуков. План: 1. Звукоград. 2. Словград. 3. Буквоград. |
8 ноября.
|
Презентация. |
Ход занятия
Этапы занятия
|
Образовательна я задача этапа занятия |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся
|
Форма организации учебной деятельности
|
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
1. Вводный этап
1.1 Организационный момент
|
Организовать и мотивировать детей на предстоящую деятельность.
|
Методы обучения Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: Наглядные Словесные Методы эмоционального стимулирования: Создание ситуации успеха Поощрение Методы развития познавательного интереса: Формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований Оперативный контроль |
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Витальевна, сегодняшнее занятие проведу у вас я. -Предлагаю проверить нашу готовность. На партах у вас должны быть тетрадь, пишущие принадлежности, карточки, но сейчас мы их не трогаем, клей. -У кого есть все из перечисленного, садятся за свои места. Не забываем про правильную посадку. -Для того, чтобы настроиться на предстоящую деятельность, предлагаю выполнить интересное задание. Обратите внимание, у вас на парте есть карточка, придвиньте ее к себе. Что вы видите? -Верно, на карточке изображены 2 улитки. -А с какой буквы начинается слово улитка? -Правильно, с буквы у, а на какую букву оканчивается слово улитка? Молодцы, а какие это буквы? Гласные или согласные? -Все верно, это гласные буквы. Как вы думаете, возможно ли одновременно двумя руками обвести этих улиток? Хотите попробовать? Тогда возьмите в каждую руку по одной ручке и начните обводить по пунктирным линиям одновременно двумя руками, начиная с красной точки (показываю детям на карточке, если вижу, что ребенок выполняет неправильно, прошу еще раз повторить, что нужно сделать или же проговариваю еще раз сама). - Замечательно, я вижу, все справились! -Сейчас мы с вами готовы к работе. |
Приветствуют учителя Проверяют готовность к занятию. -Выполняют правильную посадку. -2 улиток.
-С буквы У. На букву А. -Гласные. -Не знаем, можно. -Хотим. Выполняют упражнение.
|
Ф |
Тетрадь, пишущие принадлежности, карточки «кинезиология», клей. |
ФК СК ОК |
Метапредметный: обучающиеся проявляют осознавать цель выполняемых действий; умение слушать и понимать информацию; осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль. |
1.2 Разминка
|
Развивать умение слушать и понимать информацию, строить речевые высказывания, умения работать по словесной инструкции. Развивать фонематический слух. Отработать умение различать звуки и буквы; различать гласные и согласные звуки; находить место звука в слове.
|
Методы воспитания Методы формирования сознания: Беседа Методы обучения Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: Наглядные Словесные Методы эмоционального стимулирования: Создание ситуации успеха Поощрение Использование игр и игровых форм организации обучения Методы развития познавательного интереса: Формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований Оперативный контроль |
- Для того, чтобы наше занятие прошло успешно, чтобы мы справились со всеми упражнениями, я предлагаю нам с вами поиграть. -Обратите внимание на доску. Что вы видите? -Все верно, на доске изображены различные предметы. Сейчас нам с вами нужно будет составить из этих картинок цепочку. Необходимо назвать изображенный предмет вслух и определить какой звук слышится вначале и в конце слова. Я начну, чтобы вам было понятнее. -Первая карточка - это карандаш, на какой звук оканчивается слово? Тогда мне необходимо подобрать следующую картинку, чтобы ее название начиналось с этого звука. Какая картинка подойдет? -(имя), выйди и прикрепи после картинки карандаша, картинку со шкафом. -А слово шкаф оканчивается на какой звук? -Кто хочет выйти и подобрать следующую картинку? Произнеси слово вслух, с какого звука оно начинается? (и так с каждым словом). (изображения: карандаш, шкаф, флажок, кошка, ананас, сом, мост, телефон, нос). -Молодцы, ребята, какая замечательная у нас получилась звуковая цепочка. -Готовы играть дальше? -Отлично, сейчас у каждого из вас появится карточка. (имя), прочти, что нужно сделать.
-(имя), скажи, как ты поняла задание? Что нужно сделать? -Предлагаю разобрать первую картинку. Что изображено на 1 картинке? -Какой гласный звук будет в этом слове? Какая буква обозначает этот звук? В какой квадратик мы ее запишем? Где она находится? -Покажите класс, кому понятно, как выполнять задание. -Отлично, тогда продолжаем. (аналогично разбираем оставшиеся картинки). -Ребята, молодцы, вы хорошо умеете определять, какие буквы обозначают гласные звуки. -Какой мы можем сделать вывод? Какие же все-таки буквы обозначают данные звуки? В слове дом какой слышится гласный звук? А какой буквой обозначается? А в слове сыр? (проговариваем по каждому слову). Перечислите еще раз буквы, которые обозначают гласные звуки. -Правильно, молодцы, данные гласные звуки обозначают гласные буквы о, ы, а, и, у. -А сейчас обратите внимание на доску. Некоторые гласные буквы спрятались, найдите их. (В, А, О, Р, Н, У, Ы, Ц, Э, Ж). -(имя), выйди и зачеркни 1 букву, обозначающую гласный звук. А вы, ребята, будете помогать. -(имя), какую букву тебе нужно зачеркнуть? Зачеркивай. Ребята, поднимите руку, если вы согласны с (имя). А как вы поняли, что эта буква обозначает гласный звук? Как это проверить? Попробуем проговорить звук А. Свободно ли мы его произносим? Да, все верно, значит это гласный звук. -(имя), выйди и зачеркни следующую букву, обозначающую гласный звук. (проговариваем про каждую букву). -Ребята, произнесите вслух, какие буквы мы зачеркнули. Это буквы, которые обозначают какие звуки? -А это буквы какого ряда? (показываю схему). -Ребята, а сейчас подумайте, о чем мы с вами сегодня поговорим на занятии? |
-Различные картинки.
-ш.
-шкаф.
-ф.
Работают у доски.
-Готовы. Читает задание. -Нужно назвать картинки, написать в нужный квадратик ту букву, которая обозначает гласный звук. -Дом. О. Буква о. Во второй. -Буквы о, ы, а, и, у.
-букву обозначающую гласный звук. -Мы его произносим свободно.
-а, о, у, ы, э. -Гласные.
-Первого. |
Ф И |
Карточки «цепочка», карточка № 1, буквы (В, А, О, Р, Н, У, Ы, Ц, Э, Ж), пишущие принадлежности, схема букв. |
ФК СК ОК |
Личностный: владеют навыками коммуникации (с учителем). Метапредметный: обучающиеся проявляют умение осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения; умение слушать и понимать информацию, умение строить речевые высказывая; осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль; умения ориентировки в заданиях; умения работать по словесной инструкции. Результат коррекционной работы: умение различать звуки на слух. Предметный: обучающиеся умеют различать звуки и буквы; умеют различать гласные и согласные звуки; умеют находить место звука в слове.
|
1.3 Сообщение темы и цели занятия
|
Сообщить тему занятия, познакомить обучающихся с планом занятия.
|
Методы воспитания Методы формирования сознания: Беседа Методы обучения Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: Наглядные Словесные Методы эмоционального стимулирования: Создание ситуации успеха Поощрение Постановка системы перспектив Использование игр и игровых форм организации обучения Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований Оперативный контроль |
-Правильно, мы поговорим о гласных звуках первого ряда. -Ой, ребята, совсем забыла, к нам же сегодня на почту пришло письмо. (показываю письмо). Написано, что это для 2 В класса. Но я еще не знаю от кого оно. Хотите узнать, кто его нам прислал? -Хорошо, тогда послушайте, о чем говорится в письме. -Здравствуйте, ребята. Вам пишем президент страны звуков. В последнее время у нас происходит что - то странное. Какой - то злодей по имени Буквоед то меняет нам буквы в словах, то ворует вообще эти буквы, то перемешивает все слова. В общем неразбериха какая - то. Жители страны звуков очень напуганы и просят у вас помощи. Ребята, помогите нам пожалуйста. -Ну что, ребята, поможем жителям страны звуков? Отлично, тогда сегодня мы отправляемся в путешествие, где нас ждут удивительные места, различные препятствия, но мы с ними справимся. А тема нашего занятия будет звучать «Путешествие в страну звуков». Предлагаю открыть тетради и записать дату, сегодня 8 ноября. -Покажите готовность правильной посадкой. -Ребята, а вы хотите узнать, где мы с вами побываем? -Для этого вам нужно собрать пазл, который есть у каждого их вас на парте. Приступаем, кто соберет, руку на локоток. -Посмотрите, у нас с вами получилась карта. -(имя), скажи, куда мы отправимся сначала? -Правильно, в Звукограде мы потренируемся различать звуки и правильно произносить их, а также узнаем, отчего может измениться значение слова. -(имя), а какой следующий город мы посетим? -Верно, в Словграде мы потренируемся составлять слова из определенных букв. -(имя), в какой город мы отправимся в последнюю очередь? -Правильно, в этом городе мы отработаем наши умения определять пропущенные буквы в словах. *Название каждого города вывешиваю на доску, как план. -Карта у нас есть, названия остановок мы узнали. А на чем же мы отправимся? -А на чем можно быстрее всего добраться до определенного места? -Все верно, я предлагаю отправиться в путешествие на самолете. -А кто знает, как выглядит самолет? Сегодня мы с вами отправимся на таком самолете.
-А кто- нибудь из вас когда - то летал на самолете? Замечательно, а какие у вас были ощущения? Я бы тоже очень хотела полетать на самолете. -Перед полетом мы должны подготовиться. Что необходимо сделать для нашей безопасности? Правильно, пристегнуться. -Когда мы прилетим в страну звуков, мы потренируемся различать гласные звуки в словах и буквы, которые их обозначают, узнаем от чего может измениться значение слова, потренируемся составлять слова из определенных букв, а также отработаем наши умения определять пропущенные буквы в словах. -А сейчас пристегиваем ремни (показываю движение), закрываем глаза и представляем, как мы летим в самолете (звук самолета). |
-Хотим. -Слушают о сем говорится в письме.
-Поможем. Учитель сообщает тему.
Записывают дату.
Хотим.
Собирают пазлы.
-Звукоград.
-Словград. -Буквоград.
Высказывают предположения. -На самолете.
-Пристегнуться.
|
Ф И |
Аншлаг «Тема план», пазлы «карта», аудиозапись «самолет"», письмо, тетрадь, пишущие принадлежности, презентация.
|
ФК СК ОК |
Личностный: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимают и сопереживают чувствам других, владеют навыками коммуникации (с учителем). Метапредметный: обучающиеся проявляют умение осуществлять операции анализа, синтеза; осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения; умение слушать и понимать информацию, умение строить речевые высказывая; осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль, планировать при помощи учителя учебную деятельность. |
2.Основная часть 2.1 Упражнения на повторение гласных звуков первого ряда «Звукоград». |
Развивать умение осуществлять операции анализа, сравнения; умение работать по словесной инструкции. Развивать фонематический слух. Закрепить умения различать звуки и буквы; выделять звуки из слов.
|
Методы воспитания Методы формирования сознания: Беседа Объяснение Методы обучения Методы выработки учебных умений и накопления опыта: Упражнения Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: Наглядные Словесные Методы эмоционального стимулирования: Создание ситуации успеха Поощрение Использование игр и игровых форм организации обучения Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований Оперативный контроль |
Итак, мы приземлились. В каком городе мы оказались? -Правильно, посмотрите, нас встречают жители этого города «звуковички». Буквоед успел уже побывать и в их городе. Посмотрим, что же у них произошло. (сообщение на слайде). -Ребята, злодей изменил в нашем городе все слова. Стул превратился в стол, кот в кита, а лыжа в лужу. Помогите пожалуйста вернуть словам старое значение. -Поможем, ребята? Тогда обратите внимание на доску. Нам нужно собрать слова по парам, которые похожи между собой. (Дом – дым, нос – нес, сон – сын, сани – сени, вол – выл, мышка – мушка). -(имя), что нам нужно сделать? Выйди и собери 2 слова (передвигают слова на доске, прикрепляют на магниты). Ребята, вы согласны, что (имя) подобрала верно пару? Покажите класс, если согласны. А чем они отличаются? -(имя), подчеркни 1 линией эти буквы. Ребята, а это гласные какого ряда? -Молодцы, (имя), подбери следующую пару. (разбираем каждую пару). -Молодцы, ребята, какой мы можем сделать вывод, что произойдет, если изменить одну только гласную букву? Правильно, слово поменяет смысл. Посмотрите еще раз на пары, которые у нас получились. Как всего 1 буква поменяла предмет? Во что превратился дом? Нос? Верно, у нас даже поменялась часть речи. Нос - это какая часть речи? А нес? -То есть, если поменять в слове одну гласную букву, может измениться значение слова и измениться часть речи. -Ребята, а звуковички снова обращаются к нам за помощью. Пока мы выполняли первое задание, Буквоед успел напроказничать. Посмотрим, что же случилось на этот раз. (сообщение на слайде). -Ребята, вы знаете, что у каждой буквы есть свой звук, но Буквоед съел все звуки и сейчас мы не знаем, как правильно произносить слова. Помогите пожалуйста. -Ребята, что же делать, нужно выручать наших друзей. -Посмотрите на доску. (на доске слова утюг, мед, ожог, мыло, эклер; звуки: [а], [о], [у], [ы], [э]). -Что вы видите? Правильно, а это какие звуки? Предлагаю произнести их вслух. -Сейчас мы попробуем подобрать данные звуки к словам. -(имя), выходи к доске. А остальные будут помогать. И так, найдем звук А, для этого нужно будет произнести каждое слово вслух. -В каком слове слышится звук А? Какая буква обозначает звук А? -(имя), подчеркни эту букву. В каком еще слове слышится звук А? Какая буква обозначает звук А? (имя), подчеркни ее. Отлично, найдем звук О. В каком слове слышится звук О? (аналогично с каждым звуком). Если дети не успевают выполнить данное задание, для каждого разработана карточка: Прочти слова, соедини звуки линией с теми словами, в которых слышится этот звук. -Ребята, а дома, чтобы закрепить свои знания вы сможете выполнить задание в карточках, которые я вам сейчас раздам. (имя), прочти, что нужно сделать. (объясняю кому не понятно). Вклейте эти карточки себе в тетрадь после даты. -Ребята, помогли мы звуковичкам? А что мы для этого сделали? Для чего в 1 задании мы находили пары слов? Что с этими словами было не так? Мы смогли подобрать пары, вернули им прежнее значение? -То есть, ребята, если мы поменяем в слове 1 букву, то его значение и часть речи изменятся. -А что мы делали во втором задании? Всегда ли слова произносятся точно также, как и пишутся? (привожу пример со словом молоко). -Правильно, то есть слова не всегда произносятся точно также, как и пишутся и мы с вами смогли определить, какие гласные буквы обозначают гласные звуки. -Звуковички благодарят нас и прощаются с нами, а мы отправляемся дальше. Садимся в самолет, пристегиваем ремни, закрываем в глаза и взлетаем. (звук самолета). |
В Зкукограде.
-Поможем. -Собрать слова по парам, похожие между собой. -Они отличаются буквой, ы одном слове буква о, во втором ы. -Первого. -Слово поменяет свой смысл. -дом превратился в дым. В слово нес. -Существительное. Глагол.
-Слова и звуки. -Гласные. -А, О, У, Ы, Э. -Произносят слова вслух. -В слове ожог. Первая буква о. -Мыло. Буква о.
-Помогли. -У них были разные буквы и значение поменялось. -Смогли.
-Подбирали звуки к словам. -Нет, не всегда.
|
Ф И |
План, презентация, слова (пары), слова со звуками, звук самолета. |
ФК СК ОК |
Личностный: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимают и сопереживают чувствам других, владеют навыками коммуникации (с учителем). Метапредметный: обучающиеся проявляют умение осуществлять операции анализа, сравнения; осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения; умение слушать и понимать информацию, умение строить речевые высказывая; осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль, умения ориентировки в заданиях; умения работать по словесной инструкции. Результат коррекционной работы: умение различать звуки на слух. Предметный: обучающиеся умеют различать звуки и буквы; выделяют звуки из слов.
|
2.2 Упражнение на закрепление умений использовать гласные буквы для составления слов, анализировать и составлять из слов предложение. Словград.
|
Развивать умение осуществлять звуковой анализ и синтез. Закрепить умения составлять новые слова из букв.
|
Методы воспитания Методы формирования сознания: Беседа Объяснение Методы обучения Методы выработки учебных умений и накопления опыта: Упражнения Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: Наглядные Словесные Методы эмоционального стимулирования: Поощрение Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований Оперативный контроль |
-Открываем глаза, мы прибыли в следующий город. Как он называется? -Да, мы прибыли в город письма и к нам спешат за помощью жители этого города «Словечки». -Послушайте, что у них случилось. Мы, жители города Словграда, всегда славились большим словарным запасом. Разговоры на научные темы, светские, исторические, географические, все нам было не по чем. Но пришел в наш город злой Буквоед и сказал: «В этом городе никто не должен быть умнее меня» и заколдовал всех жителей. И сейчас мы знаем очень мало слов. Помогите нам пожалуйста узнать новые слова. -Ребята, поможем жителям города? -Отлично, тогда выполним задание в карточке, но работать мы будем в парах. -Кто знает, как мы работаем в парах? -Замечательно, у каждого из вас появилась карточка с заданием. (имя), прочитай, что нужно сделать. -(имя), как ты понимаешь это задание? Из каких букв мы будем составлять новые слова? -Да, правильно, предлагаю составить 1 слово вместе. Какое новое слово мы можем составить? -Отлично, запишите данное слово у себя в карточке. -А сейчас продолжайте выполнять задание самостоятельно в паре. (слова: клик, кино, кол, лик, шок, шик, они, он, ноль, нолик, колик, клинок, кони, конь, кошки, коньки, кило, клик, клин, клок, клон, шило). -Ребята, я вижу, что вы закончили. 1 пара, прочтите, какие слова у вас получились. А вы ребята внимательно слушайте и записывайте себе слова, которых у вас нет. -Замечательно, 2 пара, есть ли у вас слова, которые не назвали ребята? Прочтите. (аналогично с остальными парами). -Отлично, вы большие молодцы, как много новых слов вы назвали. А сейчас предлагаю составить по одному предложению устно с одним из слов, которое вы нашли. -Какая пара хочет первая составить предложение? -Замечательно, следующая пара составьте предложение с другим словом. (предложение называет каждая пара). -Молодцы, как вы думаете, помогли мы жителям города? Что мы для этого сделали? Что мы составляли? -То есть мы с вами и жителям города помогли, составили для них новые слова, а еще и сами потренировались составлять новые слова из букв, а также составили новые предложения с этими словами. Словечки, жители Словграда благодарят вас и прощаются с нами. |
-Словград.
-Поможем. -Проговаривают правила. -Составь новые слова из букв слова ШКОЛЬНИК. -Мы будем составлять слова из букв слова школьник. -Кино.
-Читают слова и записывают себе недостающие. -Мы вчера всем классом ходили в кино. -Помогли, мы придумывали для них новые слова. |
Ф П |
План, презентация, карточка №2. |
ФК ВК ОК |
Личностный: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимают и сопереживают чувствам других, владеют навыками коммуникации (с учителем и одноклассником). Метапредметный: обучающиеся проявляют умение осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения; умение слушать и понимать информацию, умение строить речевые высказывая; осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль; умения ориентировки в заданиях. Результат коррекционной работы: умение выполнять звуковой анализ и синтез. Предметный: обучающиеся умеют составлять новые слова из букв.
|
Физминутка
|
Снять мышечное напряжение, настроить детей на предстоящую деятельность.
|
Методы обучения Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: Наглядные Словесные Методы эмоционального стимулирования: Поощрение Методы развития познавательного интереса: Формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований Оперативный контроль |
-Ребята, встаньте со своих мест так, чтобы не мешать соседу. Сейчас мы немного отдохнем. -Представим, что мы воздушные шары, совсем маленькие, присядем низко низко. И сейчас нас постепенно будут надувать. Вдохнем глубоко воздух через нос и при выдохе, вытянув губы трубочкой наш шар станет чуть больше (показываю). Вдыхаем снова воздух через нос, выдыхаем, шар стал еще больше, приподнимаемся медленно вверх, разводим руки шире. Вдыхаем, выдыхаем, шар стал еще больше. И последний раз, вдыхаем, выдыхаем, наш шар стал совсем большим. А сейчас набрали воздух, выдыхаем и сдуваемся в исходное положение. -Молодцы, садитесь за свои рабочие места. -Пристегиваем свои ремни, закрываем глаза и взлетаем. (звук самолета). |
Выполняют физминутку |
Ф
|
Аудиозапись «самолет». |
ФК ОК |
Метапредметный: обучающиеся проявляют умение слушать и понимать информацию, осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль. |
2.3 Упражнения на отработку умений определять пропущенную гласную первого ряда в словах. Буквоград. |
Отработать умения различать звуки на слух; различать звуки и буквы; определять пропущенные гласные буквы первого ряда в слове.
|
Методы воспитания Методы формирования сознания: Беседа Объяснение Методы обучения Методы выработки учебных умений и накопления опыта: Упражнения Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: Наглядные Словесные Методы эмоционального стимулирования: Создание ситуации успеха Поощрение Использование игр и игровых форм организации обучения Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований Оперативный контроль |
-Ребята, мы прилетели в последний город. Как он называется? -Все верно, нас встречают жители «Букварики». Вам интересно, что же у них произошло? Тогда слушайте. Ребята, наш город - это хранилище всех букв. Но вот беда, Буквоед любит полакомиться гласными буквами, он пробрался в наш город и выкрал из слов все гласные буквы первого ряда. Помогите пожалуйста нам их вернуть. -Ребята, поднимите руку, кто хочет помочь букварикам. -Молодцы, вы очень отзывчивые и добрые. -Для того, чтобы помочь нашим друзьям, предлагаю выполнить задания в рабочем листе. (раздаю каждому рабочий лист). -(имя), прочитай, что нужно сделать в 1 задании. -(имя), как ты поняла задание? Верно, то есть нужно соединить слова с пропущенной буквой, обозначающей гласный звук. -(имя), прочитай первое слово. (слова: угол, скалистый, вздохнул, чулан, ножницы, тыква, поэма, трава, лужайка). -Какая гласная буква здесь пропущена? Как мы это можем проверить? Какое проверочное слово? Ребята, покажите класс. Кто согласен. Правильно, в слове угольник ударение падает на букву о, поэтому пишется буква о. -Тогда с какой буквой ты соединишь слово угол? Верно, соединяем у себя в рабочих листах слово угол с буквой о. -Ребята, предлагаю продолжить оставшуюся работу самостоятельно. Если нужна будет помощь, поднимите руку. -Вижу, что все закончили. (имя), прочитай второе слово. С какой буквой ты соединил данное слово? Как мы можем проверить? Поднимите руку, у кого получилось также. (проверяем остальные слова по цепочке). -Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Какие буквы мы соединяли со словами? Это какие буквы? Верно, это буквы обозначающие гласные звуки. А в каком ряду они находятся? -Отлично, выполним следующее задание. (имя), что нужно сделать. (имя), расскажи, что нам нужно сделать. Отлично. -(имя), прочитай первое предложение. -Какая здесь пропущена буква О или А? Обратите внимание на картинки. Как вы поняли, что пропущена буква о? -Правильно, напишите на месте пропуска букву о и соедините с картинкой полки. -Предлагаю дальше выполнить задание самостоятельно. Кому нужна будет помощь, поднимите руку. (предложения: полка сделана из дерева. На шкале было 10 баллов. В деревне был красивый лис. Маше понравился желтый лук. В воде уж очень любил плавать кот).
-Поднимите руку, кто закончил. Отлично. (имя), прочитай 2 предложение. Какую букву ты написал? С какой картинкой соединил? Покажите класс, у кого получилось также. (проверка по цепочке). Если дети не успевают: Ребята, предлагаю вам выполнить 2 задание дома. (имя), прочитай задание. (объясняю задание). (имя), как ты поняла, что нужно сделать? (объясняю задание). Вложите рабочий лист к себе в тетрадь. -Ребята, помогли ли мы букварикам? А что мы сделали? А для чего мы это делали? Какая была проблема у жителей города? Мы их нашли? Молодцы, мы с вами помогли жителям города и потренировались подбирать буквы, обозначающие гласные звуки к словам. -Жители Буквограда говорят вам спасибо и прощаются с вами. -А мы садимся в самолет, пристегиваем ремни, закрываем глаза и возвращаемся в класс. (звук самолета). |
-Буквоград. -Интересно. -Прочитай слова. Определи, какая буква пропущена. Соедини слова с той буквой, которая пропущена. -Угол. -О. -Угольник. -С буквой О. -Скалистый. -С буквой а. -Проверочное слово скалы. -а, о, у, э, ы. -Гласные. -В первом. Прочитай предложение. Вставь пропущенные буквы в слова. Соедини предложение с картинкой, подходящей по смыслу. Полка сделана из дерева. -Буква о. -Здесь есть картинка с полкой.
-На шкале было 10 балов. Букву А. С картинкой шкалы. -Помогли. Мы находили пропущенные буквы. У них украли гласные буквы из слов. Нашли.
|
Ф И |
Рабочий лист, презентация «Гласные звуки», тетрадь, пишущие принадлежности, аудиозапись «самолет», план. |
ФК СК ОК |
Личностный: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, владеют навыками коммуникации (с учителем). Метапредметный: обучающиеся проявляют умение осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения; умение слушать и понимать информацию, умение строить речевые высказывая; осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль, умения ориентировки в заданиях; умения работать по словесной инструкции. Результат коррекционной работы: умение различать звуки на слух. Предметный: обучающиеся умеют различать звуки и буквы; умеют определять пропущенные гласные буквы первого ряда в слове.
|
3.Заключительная часть 3.1.Рефлексия прошедшего занятия
|
Самооценка результатов деятельности.
Формировать умение слушать, умение строить речевые высказывая при помощи учителя, умение осуществлять волевую саморегуляцию.
|
Методы воспитания Методы самоопределения личности ребенка: Рефлексия Методы обучения Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: Наглядные Словесные Методы эмоционального стимулирования: Создание ситуации успеха Поощрение Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований Оперативный контроль |
- Ну вот мы снова в классе. Посмотрите на наш план, мы побывали с вами во всех городах? - Замечательно, ребята. -Сейчас у каждого из вас на парте есть фрагмент букв с гласными первого ряда. -Если занятие вам понравилось и со всеми заданиями вам удалось справиться, то прикрепите вашу букву на доску. -Если занятие вам показалось скучным и вам с трудом удавалось выполнить задания, поднимите карточку с буквой вверх. -Я прикреплю свою карточку на доску, потому что мне понравилось сегодня с вами работать и я видела, как вы легко выполняли задания. -А сейчас прикрепите или поднимите вверх свою карточку вы. -Посмотрите, какой замечательный у нас получился буквенный ряд. -(имя), почему ты не прикрепил, а поднял карточку? -Где у тебя возникали трудности? На перемене ты можешь подойти ко мне и я тебе еще раз объясню.
|
Да
Слушают учителя.
Слушают инструкцию.
|
Ф И |
Карточки «Рефлексия» |
ФК СК ОК |
Личностный: проявляют эмоционально-нравственную отзывчивость, владеют навыками коммуникации (с учителем). Метапредметный: обучающиеся проявляют умение осуществлять операции анализа; умение слушать и понимать информацию, умение строить речевые высказывая; осуществлять самоконтроль. |
3.2 Подведение итогов занятия
|
Подвести итог занятия, выявить трудности при закреплении темы: «Путешествие в страну звуков». Формировать умения осуществлять операции анализа; умение слушать и понимать информацию, умение строить речевые высказывая; осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль.
|
Методы воспитания самоопределения личности ребенка: Рефлексия Методы обучения Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: Наглядные Словесные Методы эмоционального стимулирования: Создание ситуации успеха Поощрение Постановка системы перспектив Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований Оперативный контроль |
- Отлично, а теперь предлагаю обратиться к нашему плану, в каком 1 городе мы побывали? -Что мы в нем делали? -Правильно, мы узнали, что если изменить гласную букву в слове, то его значение и часть реши может измениться. А еще мы тренировались различать звуки на слух, находить эти звуки в словах и правильно их произносить. -Отлично, а в каком следующем городе мы были? -Какое задание мы выполняли? -Все верно, мы потренировались составлять различные слова из определенных букв. -В каком последнем городе мы побывали? -Что мы делали? Какое задание выполняли? -Правильно, мы отработали умения определять пропущенные буквы в словах. - Отлично, ребята, посмотрите, что у меня в руках? -Правильно, это коробка. В ней находятся призы, которые нам отправили жители городов, в которых мы сегодня побывали за то, что мы им помогли справиться с буквоедом. -Хотите увидеть, что же там? -Ребята, а здесь находятся пожелания каждому из вас, кто хочет вытянуть первым пожелание. (вытягивает каждый ребенок). На перемене вы можете рассказать своим одноклассникам, что вам пожелали жители городов. - Замечательно! Ребята, а с кем вы можете поделиться знаниями с сегодняшнего занятия? О чем вы расскажете …? А кого бы вы хотели похвалить сегодня из своих одноклассников за работу на уроке? - Спасибо, ребята, а я благодарю вас за сегодняшнее занятие, хочу вам сказать, что вы быстро и слаженно смогли выполнить все задания, качественно отвечали на все мои вопросы. Мне очень понравилось с вами работать, я говорю вам спасибо! - Ребята, наше занятие подходит к концу, до свидания! |
Звукограде. -Мы тренировались различать звуки и правильно произносить их. И узнали от чего может измениться значение слова. -В Словграде. Мы составляли слова из букв. -В Буквограде. -мы находили пропущенные буквы в словах. -Коробка. -да. -вытягивают пожелания.
-Ответы обучающихся.
|
Ф |
План, коробка, карточки с пожеланиями. |
ФК СК ОК |
Личностный: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, владеют навыками коммуникации (с учителем). Метапредметный: обучающиеся проявляют умение осуществлять операции анализа; умение слушать и понимать информацию, умение строить речевые высказывая; осуществлять волевую саморегуляцию, самоконтроль. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.