Конструкт урока по литературному чтению
по производственной практике ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки 46 группы специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Пикановой Алёны Андреевны
Дата: 16.02.2022
Класс: 2 «Б»
УМК: Школа России
ФИО методиста: Подкорытова Диана Дмитриевна Отметка: 4 (хор.) Подпись:______________
ФИО учителя: Дубровина Валентина Эскаровна
Тема урока: Сергей Владимирович Михалков «Мой секрет»
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий
Планируемые результаты:
· Личностные: обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимают необходимость учения.
· Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу; понимают выделенные ориентиры действий при работе с учебным материалом), познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строят речевое высказывание в устной форме; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно-следственные связи; делают выводы, формулируют их с помощью педагога), коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; приходят к общему решению; высказывают своё собственное мнение).
· Предметные: обучающиеся умеют воспринимать на слух художественный текст; читать выразительно, передавать настроение стихотворения; выражать свое отношение к произведению, обучающиеся знают биографию С.В.Михалкова, умеют работать со кроссвордом.
Цель: охарактеризовать стихотворение С. В. Михалкова «Мой секрет», отображая настроение, через выразительное чтение, в процессе совместной деятельности обучающихся и учителя.
Задачи:
· Воспитательные: способствовать формированию у обучающихся внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимость учения.
· Коррекционно-развивающие: развивать у обучающихся регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу; понимают выделенные ориентиры действий при работе с учебным материалом) познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строят речевое высказывание в устной форме; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно-следственные связи; делают выводы, формулируют их с помощью педагога), коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; приходят к общему решению; высказывают своё собственное мнение).
· Образовательные: актуализировать умение воспринимать на слух художественный текст; подготовить к восприятию стихотворения, читать выразительно, передовая настроение стихотворения; учить выражать свое отношение к произведению, умение работать с биографией С.В.Михалкова, умение работать с кроссвордом.
Принципы обучения:
Принцип наглядности,
Принцип систематичности и последовательности,
Принцип доступности,
Принцип деятельности,
Принцип психологической комфортности
Принципы воспитания:
Создание положительного эмоционального подъема,
Стимулирование активности,
Сотрудничества и партнерства,
Гуманистической направленности воспитания
Принципы коррекционной работы:
Продуктивная обработка учебной информации: дозированная поэтапная помощь учителя,
Коррекция и развитие высших психических процессов (ВПФ);
Мотивация учения: интерес, ситуация успеха.
Методы обучения:
· Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, иллюстрация
· Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение
· Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение
· Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию
· Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль
· Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения
Методы воспитания:
· Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа
· Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия
· Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
● Демонстрационное: иллюстрации, видеоматериал.
● Индивидуальное: ссылки на платформе «Лернинг гепс»
Список использованных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373
2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10)
3. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2013.
Структура урока:
Этап урока |
Время |
1. Организационно-мотивационный этап |
2 мин |
2. Постановка цели и задач урока |
5 мин |
3. Освоение новых знаний и способов действий |
10 мин |
Физкультминутка |
1 мин |
4. Первичное закрепление |
10 мин |
5.Самостотельная работа |
5 мин |
6. Рефлексия |
2 мин |
Итого |
30 мин |
Ход урока
Этап |
Методы |
Деятельность учителя и обучающихся |
Планируемый результат |
||||||
1.Организационно-мотивационный этап. Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение. |
Методы обучения: Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию |
- Рады слышать мы звонок, Начинается урок! Интересно нам читать, Думать, спорить, размышлять! слайд - Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть! Сегодня урок литературного чтения проведу я. Меня зовут Алена Андреевна. Давайте подарим друг другу хорошее настроение улыбками - Не забывайте, что расстояние между компьютером и вами должна быть вытянутая рука, сидим прямо, ровно, ножки подружим с полом, а ручки домиком на столе. Отлично, можем начинать урок. |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию). |
||||||
2. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока. Задача: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в построении нового способа действий. |
Методы обучения: Методы получения новых знаний: беседа, иллюстрация Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение |
-Ребята, обратите внимание на слайд, сначала прочитайте стихотворение про себя, кто прочитает, сигнализируем поднятой рукой вверх. А теперь предлагаю включить микрофоны и прочитать данное стихотворение кто хочет (по желанию).
Шел Егорка по пригорку И учил скороговорку. Он учил скороговорку Про Егорку и про горку.
- Кто прочитает с восклицательной интонацией (по желанию). - А теперь прочитайте удивленно (по желанию). - Кто готов прочитать быстро (по желанию) - Очень хорошо! - Для того, чтобы понять, с каким жанром произведения мы с вами сегодня будем знакомиться, предлагаю вам выполнить небольшое упражнение, ссылку отправлю в чат. Вам нужно соотнести жанр литературы с его определение. Внимательно читайте, как выполните упражнение поднимите руку. https://learningapps.org/watch?v=pnw7aq6bk22
Ответы: 1-а 2-в 3-б проверка на слайде - Вы верно выполнили данное упражнение, ребята, заметили ли вы что - то необычное в данном упражнении? (стихотворение выделено написано большими буквами) - Верно, вы очень внимательные. Как думаете, почему именно стихотворение выделено? (сегодня на уроке мы будем знакомиться со стихотворением) - На уроках литературного чтение мы с вами начали изучать большой раздел «Писатели - детям», с какими авторами вы уже познакомились? (Чуковский, Маршак) - Для того, чтобы вспомнить произведения С.Я. Маршака, предлагаю небольшую игру. На слайде, будут появляться фрагменты из произведений, ваша задача определить их какого произведения и сказать ответ по поднятой руке, предлагаю начать работу (на слайде появляются, я читаю в слух, ответы по поднятой руке) 1. Сел он утром на кровать Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки - Оказалось, это брюки… . Вместо шляпы на ходу Он надел сковороду. («Вот какой рассеянный»)
2. Люди спрашивают: - Кто это у вас? А девочка говорит: - Это моя дочка. Люди спрашивают: - Почему у вашей дочки серые щёчки? А девочка говорит: - Она давно не мылась. («Усатый полосатый»)
3. Дама сдавала в багаж: Диван, Саквояж, Чемодан, Картину, корзину, картонку И маленькую собачонку. («Багаж»)
4. Бим – бом! Тили – бом! На дворе - высокий дом. Ставенки резные, Окна расписные. А на лестнице ковер – Шитый золотом узор. По узорному ковру Сходит кошка по утру… («Кошкин дом») - Что мы с вами повторили? (произведения С.Я.Маршака) -Для того чтобы определить автора стихотворения, с которым мы с вами сегодня познакомимся, обратите внимание на слайд, не нем представлены буквы, которые перепутались, вам необходимо подумать и расшифровать имя и фамилию автора
ЙЕГРЕС ЧИВОРИМИДАЛВ ВОКЛАХИМ (Сергей Владимирович Михалков)
- Вы верно определили автора произведения, чтобы узнать, с каким произведением будем знакомиться, предлагаю также посмотреть на слайд, на нем представлен ряд букв и среди них скрывается название стихотворения, внимательно посмотрите, как будете готовы дать ответы, поднимите руку.
рпврвроецнрвлМойсекретжддфжлыовпм («Мой секрет») - Вы верно определили название стихотворения -Давайте попробуем сформулировать тему урока: (С. В. Михалков «Мой секрет»). На слайде -Отлично ребята! Предлагаю составить небольшой план, но пункты плана перепутались, вам нужно пункты плана выстроить по порядку. Для этого перейдите по ссылке. https://learningapps.org/watch?v=pz9nvtqok22 Внимательно прочитайте и соотнесите, на выполнение у вас есть 1 минута - Вижу многие закончили, предлагаю проверить, какой будет первый пункт плана, если мы с вами еще не знакомы с данным автором? (познакомиться с биографией С. В. Михалкова) - Верно, как думаете, какой будет второй пункт? (познакомиться со стихотворением С. В. Михалкова) - И третьим пунктом плана? (выразительное чтение стихотворения) План: 1. Познакомиться с биографией С. В. Михалкова 2. Познакомиться со стихотворением С. В. Михалкова 3. Выразительное чтение стихотворения
|
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу, понимают выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом), познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строят речевое высказывание в устной форме; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно-следственные связи; делают выводы, формулируют их с помощью педагога), коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; приходят к общему решению; высказывают своё собственное мнение). |
||||||
3. Освоение новых знаний и способов действий Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы. |
Методы обучения: Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, иллюстрация Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение |
- Автора этого произведения вы еще не знаете, сейчас, предлагаю познакомиться с биографией автора, но перед началом выполним гимнастику для глаз слайд Глазками посмотрим вправо, Глазками посмотри влево, Мы немного поморгаем, Зажмурим, разожмурим, Глазками мы поморгаем И работу продолжаем. - Отлично, мы готовы продолжить работу. Продолжаем работу, вам нужно внимательно послушать биографию автора, после вам предстоит выполнить задание. Что вам необходимо сделать сейчас? (послушать биографию) - Мы с вами познакомились с биографией автора, предлагаю выполнить небольшое задание, для этого пройдите по ссылке, https://learningapps.org/watch?v=pmahuegxa22 которая в чате. Вам нужно заполнить пропуски в тексте по биографии Михалкова. Кому задание понятно, приступайте к работе «С. В. Михалков родился в Москве. Писать стихи начал с 9 лет. В 1928 году было опубликовано первое своё стихотворение – «Дорога». Вслед за ним появились и другие стихи – «Весёлый турист», «А что у Вас?», «Дядя Стёпа». Во время Великой Отечественной войны Михалков — корреспондент газет «Во славу Родины», «Сталинский сокол». С.В.Михалков написал слова гимна России» (ПОДЧЕРКНУТЫ СЛОВА, КОТОРЫЕ БУДУТ ПРОПУЩЕННЫ, ДЕТИ ДОЛЖНЫ БУДУТ ВСТАВИТЬ) слайд - Предлагаю проверить текст, который у вас получится, для этого будем читать по одному предложению (проверяем) - Отлично, вы справились с данной работой, немного познакомились с жизнью и творчеством автора, сейчас предлагаю поработать с учебником на странице 30 слайд, представлен текстом воспоминаний о Михалкове как писателе, сейчас все вместе вслух по абзацам, при прочтении подумайте – о каком главном свойстве писателя говорит Р.Сеф? (умение удивлять и радоваться) - Кто умеет радоваться и удивляться больше всех? (дети) - Обладает ли сам автор такими умениями, как удивляться и радоваться больше всех? (да) - Подтвердите свой ответ словами их текста (ИЗ ТЕКСТА: замечательные стихи, написанные взрослым человеком, которые не переставал радоваться и удивляться всю свою жизнь, а значит, оставался и остаётся в душе ребенка и поэтом) - С чем мы с вами познакомились? (с биографией автора) - Верно, выполнили первый пункт плана, продолжаем работу. Откроем учебник на странице 31 слайд, на данной странице изображен Дядя Степа, один из героев произведение Михалкова, подумаете и вспомните, какие поступки совершал Дядя Степа? (спас тонущего мальчика, снимал воздушных змеев, которые застревали в проводах, предотвратив аварию, спас детей от пожара) - Верно, вот сколько хороших, добрых дел сделал Дядя Степа. - На стр. 32 слайд представлено стихотворение, с которым мы с вами сегодня будем знакомиться - Как называется стихотворение?? (Мой секрет) - Что такое секрет? (секрет – это какая – то тайна) - Как вы думаете, о чем будет говориться в произведении с таким название? Посмотрите на иллюстрацию, что на не изображено? (взрослый человек разговаривает с детьми) - Как вы думаете, может ли быть такое, что взрослый рассказывает детям какой – то секрет? (да) - Я с вами согласна, а вот какой секрет, мы с вами узнаем, прочитав стихотворение - Посмотрите на текст, скажите какие слова выделено? (Держава) - Кто может предположить, что обозначает данное слово? (высказывают предположения по желанию) - Благодарю вас за ваши предположения. В толковом словаре Ожегова дано пояснение этого слова так: Держава – это большая и мощная страна. - Перед прочтение, предлагаю послушать небольшой отрывок из песни «Маленькая страна», вам нужно послушать и подумать о какой маленькой стране идет речь (прослушиваем фрагмент песни) слайд - Как вы поняли, о какой маленькой стране поётся? (маленькая страна – страна детства) - Верно, а что же такое детство? (это когда много играешь, гуляешь, много представляешь, фантазируешь, мечтаешь…) - Спасибо за ваши ответы, можно сделать вывод, что детство – это замечательная пора в жизни каждого человека. - Сейчас мы с вами познакомимся с произведением «Мой секрет» и узнаем, какой же секрет автор детям раскрывает. Сейчас я буду читать, а ваша задача внимательно слушать и понять, о каком секрете идет речь.
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧИТЕЛЕМ слайд
- Понравилось ли вам стихотворение? - Какое настроение оно вызывает? - Какой секрет открыл нам автор? (о замечательной стране детства, в которой все бывают, но со временем взрослеют и уже не могут вернуться в эту страну, автор раскрывает секрет, как он может вернуться в страну детства, даже во взрослое время) - Спасибо за ваши ответы.
|
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу; контролируют,), познавательные УУД (осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно-следственные связи), Предметные: обучающиеся умеют воспринимать на слух художественный текст; выражать свое отношение к произведению, обучающиеся знают биографию С.В.Михалкова.
|
||||||
Физминутка Задача: снять эмоциональное напряжение, усталость, настроить на предстоящую деятельность |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований |
- Ребята, вижу, что вы немного устали, давайте встанем со своих мест и разомнёмся. Я буду читать стихотворение и показывать движения, а вы повторяйте их за мной. Раз, два, три четыре – топаем ногами. Раз, два, три, четыре – хлопаем руками. Руки вытянуть пошире Раз, два, три четыре! Наклониться – три, четыре, И на месте поскакать. На носок, потом на пятку. - Отлично размялись! Присаживайтесь, пожалуйста. |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию). |
||||||
4. Первичное закрепление Задача: закрепить и отработать полученные знания и умения в упражнениях. |
Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала: повторение Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха, поощрение |
- Вернемся к стихотворению слайд. Из биографии можно сказать, что писатель тонко чувствовал детей, погружаясь в состояние детства, просто взяв в руки ручку и бумагу, в доказательстве этого С.Михалков написал стихотворение «Мой секрет». - Что же это за страна, о которой повествует автор? (страна детства) - Почему стихотворение названо «Мой секрет»? (автор раскрывает секрет о том, что он живет в стране детства и в своем времени) - Раскрывает ли нам секрет С. Михалков? (да) - А какой секрет он раскрыл? (секрет – как можно попасть в страну детства) - Какими еще словами называет поэт эту «удивительную Страну»? (страна фантазии и проказ и озорных затей) - Как вы думаете, как можно попасть в страну детства, когда уже стал взрослым? (можно) - А как можно попасть? (взять ручку, бумагу, карандаш и тетрадь) - Понравилось ли вам стихотворение? - Какое настроение оно создает? Как бы вы его прочитали? (настроение грустное, потому что все вырастают из страны детства, читать нужно с интонацией грусти, но при этом удивления, потому что детство хранит незабываемые впечатления) - Сейчас предлагаю поработать с текстом, будем читать все по цепочке по одному предложению (чтение по цепочке) - Вот мы прочитали стихотворение, скажите, в каких строках хранится секрет автора? (Мне стоит лишь собрать багаж! А долго ли собрать Бумагу, ручку, карандаш И общую тетрадь?) - Как вы думаете, каким образом эти предметы помогают автору оставаться ребенком? (он фантазирует, представляет себя ребенком, пишет для детей) - Где находится Страна Детства? (страна детства находится в памяти каждого из нас) - Верно, ребята, страна детства – это незабываем период нашей с вами жизни. Страна детства всегда будет в душе каждого из нас. - Какой пункт плана мы с вами выполнили? (второй: познакомились со стихотворением) - Приступим к выполнению третьего пункта – выразительное чтение. - Найдите строки в стихотворении, которые надо читать с грустью, прочитайте - Найдите и прочитайте строки, которые будете читать с радостной интонацией. - Найдите и прочитайте с нужной интонацией вопросительные, восклицательные предложения. - Какой отрывок вам больше всего понравился? Почему? - А сейчас, выразительно прочитайте ту часть, которая вам понравилась больше всего (читают по желанию)
|
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу; познавательные УУД (осознанно строят речевое высказывание в устной форме; осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно-следственные связи), коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; приходят к общему решению; высказывают своё собственное мнение). Предметные: обучающиеся умеют читать выразительно, передавать настроение стихотворения; выражать свое отношение к произведению |
||||||
5.Самостотельная работа Задача: обеспечить закрепление полученного нового опыта в решении практических задач. |
Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала: повторение Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха, поощрение |
- Отлично, мы с вами выполнили все пункты плана. И я предлагаю выполнить последнее задание, для этого перейти по ссылке https://learningapps.org/watch?v=po4zf65fn22 и поработать с кроссвордом. Ниже даны вопросы по горизонтали и вертикали. Вам нужно ответить и записать ответ. На работу вам дается 5 минут. По горизонтали: 1.Фамилия автора, с которым познакомились на уроке? (Михалков) 3. К какому жанру относится произведение, с которым познакомились на уроке? (стихотворение) По вертикали: 2. _________ - так называют великую и могущественную страну. (Держава) 4. Что раскрыл автор в своем стихотворении? (Секрет) 5. Чтобы вернуться в страну детства, автору необходимо взять в руки бумагу, ручку и ________ (карандаш) 6. О какой стране пишет автор? (детство) - вижу многие закончили, предлагаю проверить, какие ответы у вас получились (проверяем, читаем вопрос, обучающиеся говорят свой ответ)
|
Личностные: обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимают необходимость учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию), познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её самостоятельно); Предметные: обучающиеся знают биографию С.В.Михалкова, умеют работать со кроссвордом. Кроссворд только
|
||||||
6. Рефлексия. Подведение итогов Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции и сотрудничества |
Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение
Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия |
- Итак, наш урок подходит к концу, время подвести итоги и вспомнить, о чём мы говорили сегодня. - С чем мы познакомились сегодня на уроке? (со стихотворением Михалкова «Мой секрет») слайд - Вернемся к плану урока: План: 1. Познакомиться с биографией С. В. Михалкова 2. Познакомиться со стихотворением С. В. Михалкова 3. Выполнить самостоятельную работу - Что делали для достижения, каждого пункта? (проговариваю, что делали) - Предлагаю, оцените свою работу на уроке и своё отношение к материалу урока. Отправьте в чат: один «+» если на уроке было легко и интересно, два «+» если, было трудно и неинтересно (высказывают свое мнение) - Сегодня за работу на уроке я хочу похвалить (имя), за то, что она активно отвечала на вопросы, хочу похвалить (имя) за то, что помог своему однокласснику, когда ему потребовалась помощь. - Ребята, благодарю вас всех за вашу любознательность и активность. - Урок литературы окончен. До свидания. |
Личностные: обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимают необходимость учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу). |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.