Конструкт пробного урока по литературному чтению
по производственной практике по ПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах коррекционно-развивающего образования»
Класс: 3
Тема урока: И. С. Соколов - Микитов «Листопадничек». Характеристика героев.
Цель: формирование представления у обучающихся о произведении И. С. Соколова - Микитова «Листопадничек» в процессе беседы с элементами анализа художественного произведения.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; осуществлять самоконтроль, отвечать и задавать вопросы к учебным и художественным текстам; оценивать мнение авторов о героях и своё отношение к ним.
Предметные: обучающиеся демонстрируют умения отвечать полными ответами на вопросы учителя; проявляют навыки чтения в процессе знакомства со сказкой И. С. Соколова - Микитова «Листопадничек»; умения давать характеристику героям произведения; определять главную мысль произведения.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать сформированность внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске.
Коррекционно-развивающие: развивать умение воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; осуществлять самоконтроль, отвечать и задавать вопросы к учебным и художественным текстам; оценивать мнение авторов о героях и своё отношение к ним; отрабатывать навыки диалогической и монологической речи в процессе чтения сказки «Листопадничек».
Образовательные: познакомить обучающихся со сказкой И. С. Соколова - Микитова «Листопадничек»; отработать навык полных ответов на вопросы учителя; умения давать характеристику героям произведения; определять главную мысль произведения.
Принципы воспитания
Принципы обучения
Методы воспитания
Методы формирования сознания:
Методы самоопределения личности ребенка:
Методы обучения
Методы закрепления и повторения изученного материала:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Методы эмоционального стимулирования:
Методы развития познавательного интереса:
· Формирование готовности к восприятию
Методы формирования ответственности и обязательности:
· Предъявление педагогических требований
· Оперативный контроль
Форма организации деятельности обучающихся: (фронтальная, индивидуальная)
Дидактические средства:
· Демонстрационные: карточки «загадки и отгадки», карточка «План», презентация «Листопадничек»,
· Индивидуальные: листочки, рабочий лист, учебник, карточка «характеристика героя», дерево.
· Тип урока: открытие новых знаний
Структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности (3 мин.)
2. Актуализация опорных знаний и способов действий (5 мин.)
3. Решение проблемы (2 мин.)
4. Первичное закрепление (8 мин.)
5. Физминутка
6. Организация самостоятельной работы (5 мин.)
7. Информация о домашнем задании (2 мин.)
8. Рефлексия учебной деятельности 5 мин.)
Итог (40 мин.)
Использованная литература:
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 № 1023 "Об утверждении федеральной адаптированной
образовательной программы начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья"
(Зарегистрирован 21.03.2023 № 72654)
2. Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования для детей с задержкой психического развития. с.78-81
3. Адаптированная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» (начальное общее образование)
4. СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. № 2.4.2.2821-10
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: утвержден приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2015 г № 1598, в ред. письмом от от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07; от 19 февраля 2016 г. N 07-719 – Текст: непосредственный
6. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение».
7. Учебник по предмету "Литературное чтение" 3 класс, УМК "Школа России".
Ход урока
Этап фрагмента урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности
|
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
Мотивация к учебной деятельности |
Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, создать психологический комфорт.
|
Методы обучения Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: Наглядные Словесные Методы эмоционального стимулирования: Создание ситуации успеха Поощрение Методы развития познавательного интереса: Формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований Оперативный контроль |
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Витальевна, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. - Предлагаю проверить готовность к нашему уроку, у вас на парте должны лежать пишущие принадлежности и учебник, у кого есть все из перечисленного, садятся за свои места. -Не забывайте про правильную посадку. -Ребята для того, чтобы настроиться на предстоящую деятельность, предлагаю вам отгадать загадки. Но вы их будете не просто отгадывать, а соотносить загадку с подходящей картинкой. (картинки на доске). Загадки:
-(читаю загадку), Маша, как ты думаешь, какая здесь будет отгадка? -Ребята, поднимите руку, кто согласен. (имя), выйди к доске и соотнеси картинку с загадкой. (аналогично с остальными загадками). -Молодцы, как быстро вы умеете отгадывать загадки. -Я надеюсь, что и в течение урока вы будете такими же активными. |
Приветствуют педагога
Проверяют готовность
Проверяют правильную посадку
Отгадывают загадки и соотносят с ответом у доски.
-Обезьяны.
|
Ф |
Карточки «загадки и отгадки». |
ОК ФК СК
|
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение воспринимать суждения; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; осуществлять самоконтроль, отвечать и задавать вопросы к текстам. |
Актуализация опорных знаний и способов действий |
Задача: Подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки.
|
Методы воспитания Методы формирования сознания: Беседа Методы обучения Методы закрепления и повторения изученного материала: Беседа Повторение Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: Наглядные Словесные Методы эмоционального стимулирования: Поощрение Постановка системы перспектив Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований Оперативный контроль
|
-Ребята, кто мне скажет, про кого были загадки? -А бывают ли сказки про животных? - Верно, а вы помните, что такое сказка? -Ребята, сказка - это один из жанров фольклора или художественной литературы. - А кто помнит какие бывают сказки? -Так, верно, сказки бывают авторские и народные, волшебные, о животных и бытовые. - Хорошо, ребята, а чем сказка отличается от рассказа? -Да, молодцы, в сказке в отличие от рассказа, который основывается на реальных событиях, присутствуют элементы волшебства. -А кто вспомнит, что такое авторская сказка? -Замечательно, авторские сказки, это те, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником. -И сегодня на уроке мы познакомимся с таким автором, как Иван Сергеевич Соколов - Микитов, а также с его произведением «Листопадничек». Но вот о чем или о ком это произведение, вы узнаете чуть позже.
-Поэтому тема урока звучит так: И. С. Соколов - Микитов «Листопадничек». - Ребята, нам нужно составить цель на сегодняшний урок, посмотрите на доску, есть начало цели и ее нужно продолжить. (ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬСЯ…). -Как вы думаете с чем мы должны познакомиться? Со сказкой какого писателя? -Верно, цель урока (познакомиться со сказкой И. С. Соколова - Микитова «Листопадничек»). - Ребята для того, чтобы достичь нашей цели, предлагаю составить план на урок, а сделать это, я предлагаю необычным способом, посмотрите на доску, на ней представлены пункты плана, но они перепутались, кто готов составить их в правильном порядке? 1)Познакомиться с биографией И. С. Соколова - Микитова. 2)Закрепить полученные знания. 3)Познакомиться со сказкой - Отлично, теперь мы знаем план урока. - Ребята, я всем желаю успешно справиться со всеми заданиями, быть внимательными! |
-Про животных. -Бывают.
-Жанр
- Волшебные, бытовые, о животных.
-В сказке есть элементы волшебства.
-Это те сказки, которые были написаны конкретным автором.
- Познакомиться со сказкой И. С. Соколова - Микитова «Листопадничек».
Составляют и читают план.
- 1)Познакомиться с биографией И. С. Соколова - Микитова. 2)Познакомиться со сказкой. 3)Закрепить полученные знания. |
Ф |
Карточка «План», презентация. |
ОК СК ФК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять уважительное отношение к собеседнику; корректно высказывать своё мнение; осуществлять самоконтроль. |
Решение проблемы |
Задача: Найти пути решения проблемы и выбор способов их реализации.
|
Методы воспитания Методы формирования сознания: Беседа Объяснение Методы обучения Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: Наглядные Словесные Методы эмоционального стимулирования: Создание ситуации успеха Поощрение Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований Оперативный контроль |
-(имя), прочитай 1 пункт плана. -Спасибо, а для того, чтобы лучше запомнить биографию автора, предлагаю выполнить интересное задание. Сейчас у каждого из вас появится рабочий лист с пропущенными словами. Ваша задача, пока я рассказываю, заполнять пропуски. - Кому непонятно, что мы сейчас будем делать, поднимите руку, я подойду. -Отлично, обратите внимание на портрет автора, как он выглядел в молодости и в старости. Каким он вам кажется? А почему вы так считаете?
-Замечательно, сейчас вы услышите биографию, поэтому готовьтесь заполнять рабочий лист. - Ребята, кто скажет в каком году родился Иван Сергеевич? -Замечательно, а что он перенял от отца? А что от матери? -Верно, именно поэтому он начал писать о природе, о жизни животных. -Как называлось его первое произведение? Верно, обратите внимание на доску, какие произведения еще написал Соколов - Микитов?
-Замечательно, кем работал писатель? -Да, молодцы и он издавал с ребятами какую газету? -Что произошло с писателем в последние годы жизни? А сдался ли он? Правильно, он настолько любил свое дело, что не бросил писать рассказы. Что он делал в этой ситуации? -Отлично, понравилась ли вам биография писателя? - Кто считает, что мы выполнили первый пункт плана и узнали о жизни И. С. Соколова - Микитова, покажите класс. - Замечательно! |
-Познакомиться с биографией И. С. Соколова - Микитова.
-Добрым, серьезным, задумчивым… -У него добрые глаза, задумчивый взгляд…
Слушают биографию, заполняют рабочий лист.
-В 1892 г. -Любовь к природе, к языку.
-Соль земли.
Читают названия сказок.
-Учителем. -Заячью. -Он потерял зрение. Нет.
-Записывал свои произведения на диктофон. -Да.
|
Ф И
|
Презентация, рабочий лист. |
СК ОК ФК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; осуществлять самоконтроль, отвечать на вопросы к учебным текстам. Предметные: обучающиеся демонстрируют умения отвечать полными ответами на вопросы учителя. |
Первичное закрепление |
Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста |
Методы воспитания Методы формирования сознания: Беседа Объяснение Методы обучения Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: Наглядные Словесные Методы эмоционального стимулирования: Создание ситуации успеха Поощрение Методы развития познавательного интереса: Формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований Оперативный контроль |
-Ребята, кто прочитает мне второй пункт плана? - Спасибо, ребята, а как называется сказка, с которой мы сегодня познакомимся? -От каких слов образовалась слово «Листопадничек»? -Как вы думаете, о ком или о чем может пойти речь в произведении с таким названием? -Хорошо, рассмотрите картинку к тексту, выскажите свое предположение. Кого могут звать Листопадничком? Что с ним могло произойти? А кто - нибудь из вас когда - то видел зайца вживую? Может быть, кто-то гулял по лесу и увидел его?
-ребята, для того чтобы прочитать произведение грамотно выполним несколько упражнений. -Прочитайте словосочетание ИВОВЫЕ ВЕТКИ. В слове ивовые на какую букву падает ударение? Правильно, прочитайте словосочетание ДОЛГОВЯЗЫЕ ЖУРАВЛИ. Почему так говорят? Да, молодцы. -Как вы понимаете значение следующего словосочетания? ГЛУХАЯ РЕЧКА. -А сейчас прочитайте слово на доске. (слова: плотина, запрудили, хатка, зябнуть, робеть, ходко работают, обглоданные). -Что оно означает? Замечательно, а сейчас, для того чтобы выразительно прочитать произведение, я предлагаю выполнить несколько интересных упражнений. - Обратите внимание на доску, предлагаю вместе прочитать буквы не делая пауз. ЫАОУЭИ -А сейчас добавим эмоции, произнесем (испуганно, удивленно, разочарованно, с улыбкой). -Отлично, выполним следующее упражнение. Прочитаем каждое предложение, выделяя голосом выделенное слово. ЭТО УПРАЖНЕНИЕ, ЕСЛИ БУДЕТ ВРЕМЯ. Я люблю читать книги. Я люблю читать книги. Я люблю читать книги. Я люблю читать книги. -Отлично, мы с вами готовы к чтению, откройте учебник на странице 56. -Прочитаем произведение и проверим наши предположения относительно содержания. Я начну, а затем продолжим читать по цепочке, диалоги читаю я. (читаю до «Улетели в далекие», далее цепочкой). Остановка после предложения «Разве замерзают зайцы зимой?». -Как вы думаете замерзают зайцы зимой? Читаем до конца. (Остановка «И убежал тихонько из родного гнезда…). -Что же подтвердилось из наших предположений? Каков жанр произведения? Обоснуйте. -Когда родились зайчата? Как называли их охотники? Почему? Прочитайте. -Из многих осенних зайчат писатель выделил одного. Почему? Чем он интереснее своих братьев? -О чем мечтал листопадничек? -Найдите и прочитайте, как изменилась жизнь в лесу с приходом поздней осени. Отчего плакали листопаднички? -Почему журавли жалели зайчат? -Как мать успокоила малышей? Найдите в тексте. Зачем убежал листопадничек? -Как вы думаете. Что будет дальше? Проверим наши догадки. (чтение 2 части от «бежал, бежал…»). -Ребята, а вы знаете, как выглядят бобры? Обратите внимание.
-1 остановка: зачем бобры валят деревья? Проверим. -2 остановка: а вы знаете тепло ли зимой в хатке бобра? Поднимите руку, кто думает, что холодно. Проверим. -3 остановка: умеют ли зайцы плавать и нырять? Прочитаем. -4 остановка: кто видел хатку бобра, как она устроена? Обратите внимание.
-5 остановка: что значит «ходко» работают? -6: что ответил зайчонок? Предположите. Проверим. -7: как думаете, уйдет? Проверим, читаем до конца. |
-Познакомиться со сказкой. -Листопадничек.
-Лист, падает.
-О листьях, об осени. -Зайца. Может говорится о его жизни, или о том, что он попал в беду.
-И. -Высокие, ноги длинные. -Небольшая речка, течение тихое, в дали от людей. -Перегородка на реке для поднятия уровня воды; -перегородили реку плотиной; - название небольшого дома на юге России, Белоруссии, Украине; - испытывать чувство холода; - пугаться, стесняться, бояться; - работают быстро; -объеденные.
Выполняют артикуляционную гимнастику.
-да, нет. -Листопадничек - это заяц и говорится о его жизни. Это сказака, потому что животным присвоены человеческие качества. -Осенью. Листопаднички, потому что осенью падают листья. -У него была мечта полетать как журавли. -Боялись замерзнуть. Тоже боялись, что зайчата умрут зимой от холода и голода. -Побежал за журавлями, боялся зимы.
-Чтобы строить плотину.
-Умеют, не умеют.
-Быстро, ловко, умело. -Ему понравилось.
-Уйдет, не уйдет.
|
Ф И |
Учебник, презентация. |
ОК СК ФК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; осуществлять самоконтроль, отвечать и задавать вопросы к учебным и художественным текстам. Предметные: обучающиеся демонстрируют умения отвечать полными ответами на вопросы учителя; проявляют навыки чтения в процессе знакомства со сказкой И. С. Соколова - Микитова «Листопадничек». |
Физминутка |
Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного
|
Методы обучения Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: Наглядные Словесные Методы эмоционального стимулирования: Поощрение Методы развития познавательного интереса: Формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований Оперативный контроль |
-Ребята, я вижу вы немного утомились, и поэтому, предлагаю вам размяться. -Встаньте из -за парт так, чтобы не мешать друг другу. -Сейчас я буду читать вам стихотворение и показывать, ваша задача повторять их за мной. - ИМЯ, скажи, что мы сейчас будем делать? По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.) И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке (Подскоки на левой ноге.) По тропинке побежим, До лужайки добежим. (Бег на месте.) На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.) Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.) -Молодцы, вы очень старались! -Садитесь на свои места, не забывайте про правильную посадку. |
Выполняют физ. Минутку
|
Ф И |
- |
ОК СК ФК |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять самоконтроль. |
Организация самостоятельной работы |
Задача: Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы. |
Методы воспитания Методы формирования сознания: Беседа Объяснение Методы обучения Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: Словесные Методы эмоционального стимулирования: Создание ситуации успеха Поощрение Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований Оперативный контроль |
-(имя), прочитай 3 пункт плана. Отлично, тогда обсудим прочитанное. -Понравилась вам сказка? Что больше запомнилось? -Кого встретил зайчик во время путешествия? Чем занимались бобры? Какой чертой характера отличались бобры? -Подумайте, как относится к бобрам автор, если называет их трудолюбивыми? -Да, ребята, и людей, которые любят трудиться, в народе уважают. -Почему зайчонок попросился к бобрам в хатку? -Найдите и зачитайте, как зайчик попросился в хатку к бобрам. Каким словом можно охарактеризовать Листопадничка? -Ну и как, понравилось ему у бобров? -Кого он стал вспоминать в этот момент? А кого вы вспоминаете, когда вам плохо, страшно? Этим мы похожи. -Почему же не ушел? Какие обязанности были у листопадничка, пока он гостил у бобров? -Каково было зайчонку в хатке? Верно, автор говорит, что он натерпелся. А что значит натерпелся? -Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про зайца? Что он хотел сказать своим читателям? -Осознал это листопадничек? Почему? -Замечательно, ребята, а сейчас у каждого из вас появится карточка. Что вы на ней видите? -Правильно, итак, листопадничек, какой он? Подберите прилагательные, характеризующие зайца. (беспокойный, жадный, любознательный, вежливый, жестокий, добрый, легкомвсленный…). |
-Закрепить полученные знания. -Ответы детей. -Бобров. Валили деревья, делали плотину, строили хатку. Трудолюбивые. -Уважает.
-Бобры ответили, что зимой в хатке тепло. -Вежливый. -Стало темно, он испугался, снова хотел убежать. -маму, гнездо, братьев. -Выход под водой из хатки. Был нянькой, приносил им корм из кладовой. -Страшно, тоскливо. -Ему страшно, вокруг было много чужих зверей. -Дома лучше. -Да, он обрадовался, что оказался дома. -Прилагательные.
|
Ф И |
Учебник, карточка «характеристика героя», презентация. |
СК ОК ФК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; осуществлять самоконтроль, отвечать и задавать вопросы к учебным и художественным текстам; оценивать мнение авторов о героях и своё отношение к ним. Предметные: обучающиеся демонстрируют умения отвечать полными ответами на вопросы учителя; умения давать характеристику героям произведения; определять главную мысль произведения. |
Информация о домашнем задании |
Задачи: Закрепить у обучающихся полученные знания |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Рефлексия учебной деятельности |
Задача: организовать деятельность, ведущую за собой само/взаимоконтроль обучающихся, контроль деятельности педагогом; инициировать рефлексию |
Методы воспитания Методы самоопределения личности ребенка:
Методы обучения Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: Наглядные Словесные Методы эмоционального стимулирования: Создание ситуации успеха Поощрение Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований Оперативный контроль |
-Ребята, кто помнит, с какой сказкой мы сегодня познакомились? - А кто ее автор? -Какие события из сказки автор мог наблюдать в природе? -А что подсказали ему воображение, фантазия? -Обратите внимание, как много мы узнали реального о жизни животных осенью, хотя это была сказка. -А сейчас, чтобы оценить свою деятельность на уроке, выберите один из листочков ивы, которые есть у каждого на парте. Красный - если на уроке все было интересно, понятно, работал активно весь урок. Желтый - урок, в общем, понравился, было интересно, работал хорошо. Зеленый - на уроке что - то осталось непонятным, работал не в меру своих возможностей. -Посмотрите на доску, наше дерево без листьев, выйдите по очереди и приклейте свой листочек. -Посмотрите какое красивое получилось дерево, у кого возникли трудности, надеюсь в следующий раз все получится. - Я хочу вам сказать, что нас сегодняшнем уроке вы были очень активными и внимательными ребятами, мне очень понравилось с вами работать. - Спасибо за урок, до свидания! |
- Листопадничек.
-И. С. Соколов - Микитов. -Бобров. -Путешествие зайчонка.
-Подводят итоги.
|
И Ф |
Листочки и дерево, презентация. |
СК ФК ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять уважительное отношение к собеседнику; осуществлять самоконтроль.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.