Конструкт по литературному чтению 4 класс на тему "И.С.Никитин стихотворение В синем небе плывут облака......""""

  • docx
  • 01.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала литра 01.12.21.docx

Конструкт урока по литературному чтению

по производственной практике ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования

в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки 46 группы специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Пикановой Алёны Андреевны

Дата: 01.12.2021

Класс: 4 «Б»

УМК: Школа России

ФИО методиста: Подкорытова Диана Дмитриевна                                                                            Отметка:__4(хор.) ___  Подпись:____________

ФИО учителя: Рассказова Наталья Владимировна

Тема урока: Поэтическая тетрадь. Иван Саввич Никитин

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.

Цель урока: формировать умение размышлять над стихотворением Ивана Саввича Никитина, определять мысли и чувства автора, находить образные средства.

Планируемые результаты:

·         Личностные: обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; проявляют положительное отношение к урокам литературного чтения; проявляют интерес к чтению; уважительное отношение к творчеству писателя И.С.Никитину.

·         Метапредметные: обучающиеся демонстрируют  регулятивные УУД (принимают и сохраняют цель урока, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя; осуществляют волевую саморегуляцию, оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы; познавательные УУД (целенаправленно слушают учителя (одноклассников), решая познавательную цель;  умеют работать с информацией, представленной в разных формах (текст, картинка), под руководством учителя; понимают  заданный вопрос, в соответствии с ним строят  ответ в устной форме; делают  выводы в результате совместной работы класса и учителя;); умеют анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника). Коммуникативные УУД (умеют слушать собеседника и понимать речь других; принимают участие в диалоге; задают вопросы, отвечают на вопросы других: умеют оформлять свою мысль в устной речи.

·        Предметные: обучающиеся знают об образных средствах, которые могут встречаться в текстах, умеют находить их в тексте, умеют определять мысли и чувства автора, опираясь на текст стихотворения, высказывать свое мнение; знают биографию Никитина И.С., умеют самостоятельно оценивать выразительное чтение при помощи критерии оценивания.

Задачи:

·         Воспитательные: способствовать формированию у обучающихся внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; проявляют положительное отношение к урокам литературного чтения; проявляют интерес к чтению; уважительное отношение к писателю И.С.Никитину.

·         Коррекционно-развивающие: развивать у обучающихся регулятивные УУД (принимают и сохраняют цель урока, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя; осуществляют волевую саморегуляцию, оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы; познавательные УУД (целенаправленно слушают учителя (одноклассников), решая познавательную цель;  умеют работать с информацией, представленной в разных формах (текст, картинка), под руководством учителя; понимают  заданный вопрос, в соответствии с ним строят  ответ в устной форме; делают  выводы в результате совместной работы класса и учителя;); умеют анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника). Коммуникативные УУД (умеют слушать собеседника и понимать речь других; принимают участие в диалоге; задают вопросы, отвечают на вопросы других: умеют оформлять свою мысль в устной речи.

·        Образовательные: формировать у обучающихся знания об образных средствах, которые могут встречаться в текстах, умения находить их в тексте, умения определять мысли и чувства автора, опираясь на текст стихотворения, высказывать свое мнение; знания о биографии Никитина И.С, умения самостоятельно оценивать выразительное чтение при помощи критерии оценивания.

·          

Принципы обучения:

·         принцип наглядности;

·         принцип систематичности и последовательности;

·         принцип доступности;

·         принцип целостности;

·         принцип деятельности;

·         принцип психологической комфортности.

Принципы воспитания:

·         создание положительного эмоционального подъёма;

·         воспитание через взаимодействие.

·         формирование личного стиля.

Принципы коррекционной работы             

Продуктивная обработка учебной информации: Коррекция и развитие высших психических процессов (ВПФ); дозированная поэтапная помощь учителя, Мотивация учения: ситуация успеха.

Методы обучения и воспитания:

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием.

Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение.

Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.

Методы получения новых знаний: беседа, иллюстрация, демонстрация.

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха.

 

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

 Оборудование:

Демонстрационное: аншлаги на доске

Индивидуальное: критерии оценивания, карточки с примерами образных средств из стихотворения

Список использованных источников:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373

2.Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий.

Структура урока:

1. Организационно-мотивационный этап.

3 минуты

2. Актуализация опорных знаний и способов действий.

10 минут

3. Открытиен новых знаний

10 минут

    Физминутка(2)

2 минуты

5. Первичное закрепление

8 минут

6. Самостоятельная работа

5 минут

7. Рефлексия

2 минуты

Всего

40 минут

 

Макет доски

Тема:

Цель:

1 декабря

Классная работа  

 

аншлаги

 

 

 

Ход урока

Этап и задача

Методы

Деятельность учителя и обучающихся

Планируемый результат

1.Организационно-

мотивационный

этап.         

Задача:

организовать

положительную

мотивацию на

предстоящую

деятельность,

собрать внимание

обучающихся,

создать

психологический

комфорт, снять

эмоциональное

напряжение.

 

Методы обучения: Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Алена Андреевна, сегодня урок литературы проведу у вас я.

- Перед началом урок проведем упражнение «Кулак-ребро-ладонь», я называю, а вам необходимо быть очень внимательными и выполнять действия руками (выполняют)

- Вижу все были очень внимательными, сейчас первый ряд сядем, если назовет, то как правильно нужно отвечать на уроке? (1 ряд – отвечать по поднятой руке, не выкрикивать)

- Присаживается 1 ряд. Второй ряд сядут, если назовут, то как правильно нужно сидеть на уроке? (2 ряд – спинки ровно, ноги стоят на полу, руки лежат на парте)

- Присаживается 2 ряд. Третий ряд присядет, если назовут, то как нужно работать в парах и группах? (3 ряд – работая в парах или группах, нужно прислушиваться друг к другу, учитывать мнения каждого, слушать друг друга, работать сообща)

- Присаживается 3 ряд. Что мы с вами только что вспомнили? (правила поведения на уроке, то как нужно правильно сидеть, как работать в парах и группах)

- Верно, соблюдая эти правила работа на уроке будет продуктивной и интересной.

 

Личностные: обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; проявляют положительное отношение к урокам литературного чтения

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют  регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию)

2.Актуализация опорных знаний и способов действий.

Задача: актуализировать знания по прошлой теме.

Методы получения новых знаний: беседа, демонстрация Методы

эмоционального стимулирования: создание ситуации успех Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль

 

- Ребята, скажите пожалуйста, что использует каждый автор в своих стихах, для усиления выразительности, красочности речи? (разные слова, красивые выражения)

- Спасибо за ваши ответы, обобщив их можно сделать вывод, что авторы используют разные образные средства, которые помогают нам более полно и красочно представить то, что описывает автор и с какими чувствами и настроением пишет.

- А какие образные средства вы знаете? Чтобы их вспомнить, предлагаю выполнить небольшое упражнение, на доске слева представлены начало слов, а справа окончания, вам нужно к началу слова подобрать конец, чтобы получилось название образного средства. Что мы сейчас будем делать? (вспоминать образные средства, для этого выполним упражнение, в котором нужно к началу слова подобрать конец)

ТЕТМЕТА- Верно, приступим к работе:

ФОРА                                     

ЭПИ
СРАВ
ВОРЕНИЕ
ОЛИЦЕТ
НЕНИЕ
 

 

 


- Какие образные средства получились? (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение)

- Спасибо за ответы, вы назвали образные средства, а сейчас предлагаю вспомнить определения к ним, что же обозначают они. Что мы называем скрытым сравнением? (метафора)

- Верно, МЕТОФОРА – это скрытое сравнение, основанное на сходстве между различными предметами и явлениями.

- Как называется образное средство, которое красочно описывает предмет, при помощи прилагательных? (эпитет)

- Верно, ЭПИТЕТ – это красочное описание предмета, подчеркивающее внешний вид предмета при помощи прилагательных чаще всего отвечающие на вопрос како

- Следующее образное средство, с помощью которого о неживом предмете говорится как о живом? (олицетворение)

- Я с вами согласна, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – художественный прием, при котором о неживом предмете говорится как о живом.

- С помощью этого образного средства можно сопоставить два или несколько предметов (сравнение)

- Верно, СРАВНЕНИЕ – это сопоставление двух или нескольких предметов по общим признакам при помощи союзов как, будто и т.д.

- Что мы с вами только что проговорили и для чего? (мы проговорили образные средства, для того что вспомнить их)

- Сейчас я вам предлагаю поработать всем вместе с текстом и будем находить образные средства. Чем мы сейчас займемся? (поработаем с текстом, будем находить образные средства)

- Верно, внимание на доску (на доске 4 первые строчки из стихотворения «Утро», которое дети проходили в 3 классе)

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

- Прочитай отрывок из стихотворения «Утро», Катя. (читает)

- Есть ли в данном отрывке образные средства? (да)

- Давайте назовем их. Первое предложение «Звезды меркнут и гаснут.»  Какое образное средство? (метафора)

- Верно. Второе предложение «В огне облака». Какое тут образное средство? (метафора) Почему? (скрытое сравнение облака окрашены в яркий цвет от зари, как - будто в огне.)

- Третье предложение «Белый пар по лугам расстилается». Какое тут образное средство? (белый пар – метафора, т.е. автор сравнивание туман с белым паром)

- Четверное предложение «По зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается». Какие образные средства выделим здесь? (по зеркальной воде - это эпитет, по кудрям лозняка – это метафора, вода сравнивается с зеркалом, траву лозняк с кудрями – скрытое сравнение) –

- Какое еще образное средство можно выделить? (зари алой – эпитет – красочное описание)

- Верно. Мы верно определили образные средства в данном отрывке.

- Над чем, мы с вами только что поработали? (мы поработали с отрывками из стихотворения, отработали умения находить образные средства в предложениях)

- Совершенно верно, ребята, а кто был самым внимательным и заполним название стихотворения, из которого взяты отрывки? (стихотворение «Утро»)

- Прочитайте данные отрывки еще раз про себ, скажите знакомо ли вам данное стихотворение? (ответы детей)

- С данным стихотворением вы знакомились в 3 классе, кто - то может назвать автора его автора? (ответы)

- Автором данного стихотворения является Иван Саввич Никитин, с его портретом можете увидеть на доске.

https://bravo-voronezh.ru/wp-content/uploads/2018/03/Foto-4.-I.S.-Nikitin.jpg

- Помните ли вы, что - то из биографии данного автора? (ответы детей)

- Сейчас я вам напомню о данном авторе, вам нужно послушать внимательно его биографию и ответить на вопрос: о чем написал в своих произведениях автор? Каждому из вас я выдам листы с биографией, её буду рассказывать, нам необходимо следить. И в тексте выделить, о чем же писал автор

- Что сейчас вам нужно сделать? (послушать биографию автора, в тексте выделить то, о чем писал свои произведения)

- Верно, сядем за своими местами правильно, как настоящие ученики 4 класса, кто готов слушать внимание на меня. Отлично, начнем:

«Никитин Иван Саввич родился 3 октября 1824 года в зажиточной купеческой семье. Его детство прошло в окружении людей, которые были очень боговерующие, они приходили в лавку его папы. Будущий автор любил много читать еще с детства, брал книги из семейной библиотеки, а также соседей.

        Учился в Воронежском духовном училище и Духовной семинарии -  там где учат будущих служителей церкви, но не окончил её, разорение отца и тяжёлые семейные обстоятельства вынудили Никитина стать главным в постоялом дворе отца.

         Первые стихи Никитина, проникнутые религиозными мотивами, появились в печати в 1853 г.

         Затем всё более в творчестве поэта ощущается стремление к простым людям. Никитин описывал горестную судьбу городского труженика и крестьянина-бедняка, тяжкую женскую долю.

         Любовью к родине полны стихотворения «Русь», «Встреча зимы».

         Никитина называли «выдающимся мастером русского поэтического пейзажа», а все потому что, он с глубокой любовью, проникновенным лиризмом воспроизвёл картины родной земли в своих произведениях.

         На слова Никитина, одного из самых ярких русских крестьянских поэтов, написано более 60 романсов и песен».

- Вот вы с вами познакомились с биографией автора. Кто напомнит его имя? (Иван Саввич Никитин)

- Какой вопрос я вам ставили в начале биографии, перед тем как начать слушать? (о чем писал автор)

- Можем ли мы сейчас ответить на данный вопрос? (да)

- О чем были стихотворения автора, прочитайте то, что вы делили в тексте? (первые стихи были религиозными, затем автор описывал жизнь простых крестьян, а также любовь к родине)

- Верно, вижу вы очень внимательно послушали биографию автора.

- Как думаете, какая будет тема сегодняшнего урока? (ответы детей)

- Тема урока: стихотворение И.С.Никитина

- А, чтобы понять, как называется стихотворение, нужно перепутанные слова поставить по смыслу:

небе, В синем, над полями, плывут

(В синем небе плывут над полями…)

- Тема урока: стихотворение И.С.Никитина «В синем небе плывут над полями…» 

- Какую цель мы с вами можем поставить? (ответы детей)

- цель урока – познакомиться и проанализировать стихотворение И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»
- Приступим с достижению данной цели

Личностные: обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; проявляют положительное отношение к урокам литературного чтения; проявляют интерес к чтению; уважительное отношение к творчеству писателя И.С.Никитину.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют  регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию, оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы; познавательные УУД (умеют работать с информацией, представленной в разных формах (текст, картинка), под руководством учителя; понимают  заданный вопрос, в соответствии с ним строят  ответ в устной форме; делают  выводы в результате совместной работы класса и учителя;. Коммуникативные УУД (умеют слушать собеседника и понимать речь других; принимают участие в диалоге; задают вопросы, отвечают на вопросы других: умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Предметные: обучающиеся знают об образных средствах, которые могут встречаться в текстах, знают биографию Никитина И.С., умеют находить их в тексте

 

3. Открытие новых знаний

Задача: 

создать

проблемную

ситуацию,

сформулировать тему и задачи урока в совместной

деятельности с обучающимися.

 

 

Методы обучения: Методы получения новых знаний: беседа, иллюстрация Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха Методы

развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием

 

- Но перед началом работы, выполним речевую гимнастику, прочитайте с доски предложение про себя

- сейчас для всех прочитает, Катя

Часовщик, прищурив глаз

Чинит часики для нас

- Сейчас прочитаем хором (читаем)

- Прочитайте с замедлением. (читает 1 обучающийся)

- Прочитайте с ускорением. (читает 1 обучающийся)

- Прочитайте с интонацией восхищения. (читает 1 обучающийся)

- Прочитайте выразительно. (читает 1 обучающийся)

- Отлично, мы с вами выполнили речевую разминку и можем продолжить работу.

- Посмотрите на доску, на ней изображены картинки, как вы думаете, что они могут обозначать? (о чем будет стихотворение, картинки слов, которые не понятны)

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=910d5b0fdcf6a9400d03d343e123e5c5-l&ref=rim&n=13&w=640&h=640https://fermer.blog/media/res/8/5/9/3/3/85933.psmgo0.840.jpghttp://www.fisiocolore.it/wp-content/uploads/2017/04/red-path.jpg

- Вы предположили, что данные картинки могут изображать слова, которые могут встретиться в стихотворении и быть не понятны, чтобы это проверить предлагаю вам послушать стихотворение и выделить слова, которые вам не понятны. В учебнике на странице 146 следите за стихотворением.

(Я ЧИТАЮ ПОД МЕЛОДИЮ ЧАЙКОВСКОГО «ВРЕМЕНА ГОДА»)

 

- Понравилось ли вам данное стихотворение? (да)

- Какие впечатление на вас оно произвело? (ответы детей)

- Мне тоже понравилось данное стихотворение, мне оно показалось таким спокойным, вызывает чувства восхищения над природой

- Какие слова вам показались непонятными? (грезит колос, над межою)

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=910d5b0fdcf6a9400d03d343e123e5c5-l&ref=rim&n=13&w=640&h=640

- Первая картинка, показываем нам значение этого словосочетания – ГРЕЗИТ КОЛОС – значит мечтает)

 

 - Слово КОЛОС – это соцветие знаковых растений, например пшеница, ячмень.

https://fermer.blog/media/res/8/5/9/3/3/85933.psmgo0.840.jpg

- Вторая картинка, относится к словосочетанию НАД УЗКОЮ МЕЖОЮ – значит над узкою дорожкой, между полями. МЕЖА -  это граница земельных участков

http://www.fisiocolore.it/wp-content/uploads/2017/04/red-path.jpg

- Третья картинка, обратитесь к тексту и скажите какое словосочетание или строчка из стихотворения характеризует данную картинку? (красным заревом лес обдает)

- верно, это значит, что из – за, вечернего заката, лес отдает красным цветом.

- Сейчас предлагаю подбрать антонимы к словам:

прохладный (жаркий, знойный, горячий),

восторг (огорчение, печаль, скорбь, тоска)

- Верно. Скажите, какие картины у вас возникли в голове, когда вы прослушивали данное стихотворение? (синее небо, просторы, облака идут по небу, виднеется месяц, лес от заката красный, горизонт…)

- Какое настроение у вас возникает при прочтении? (радостное настроение, при этой спокойствие и любование природой)

- Как вы думаете, с каким автор настроением писал данное стихотворение? (радостным, спокойным, умиротворенным)

- По каким строчкам мы это можем понять? (в чистом поле покой и молчанье…)

- Благодарю за ответы, сейчас вы внимательно прочитаете данное стихотворение самостоятельно, подумайте с какой интонацией нужно читать его и представьте картины, которые рисует нам автор. (читают стихотворение каждый самостоятельно – со спокойной интонацией)

-Попытайтесь создать картины, которые увидели в этом стихотворении?

 (летний вечер, красивые облака, солнце заходит за горизонт)

- Давайте представим, что мы художники. У нас в руках кисти и мольберт. Нарисуйте эти изумительные картины. Первый ряд поработает с первым четверостишием, второй ряд – со вторым, третий – с третьим. Прочитайте четверостишия еще раз и подумайте, какие бы нарисовали карты если бы были художниками (работают самостоятельно)

- Давайте проверим, какие словесные картины у вас получились (каждый ряд проговаривает)

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение еще раз, вы внимательно послушайте и попытайтесь все картины, которые сейчас вы назвали представить           

(Чтение всего стихотворения)

- Получилось представить вам картину природы, которую нам описывает автор? (да)

- Но кроме природы, есть ещё одна картина. Кто может назвать её? (Мы видим, что в природе тишина, как в храме, и И.С.Никитин восхищается этой тишиной)

- верно, сейчас предлагаю вам рассмотреть картины, которые уже нарисованы разными художниками к данному стихотворению.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=40a4389a69251a8159dc4cc433b1b1c6-l&ref=rim&n=13&w=640&h=640

- Что мы видим на данном изображении? (поля, облака золотые. Синее небо)

- верно, как вы думаете, какие строчки из стихотворения рисуют нам данную картину? (из текста: в синем небе плывут над полями, облака с золотыми краями)

- Рассмотрим следующее изображение

https://storage.fabulae.ru/images/authors/5714/foto_22995.jpg

- Что на данном изображении? (лес, немного тумана, солнце уходит за горизонт)

- Верно, подберите строчки из стихотворения, которое описывают данную картину (чуть заметен над лесом туман, теплый вечер прозрачен - румян)

- Спасибо за ваши ответы, что мы с вами только что делали? (рассмотрели картины художников, подобрали строчки из стиха, к которым они подходят)

- Верно, посмотрите сколько разных картин можно изобразить, как словесно, так и на холсте.

- Мы познакомились с прекрасным стихотворением.

- Какие мысли передал Никитин? (И.С.Никитин выразил красоту родной природы, не только в этом стихотворении; он очень любил природу и восхищался её; видел красоту в самых обычных вещах и помог  увидеть нам)

- Какой, автор, нам представляет природу? (спокойной, умиротворенной, тихой)

- Какие слова помогают нам понять это, прочитайте прям из текста? (В чистом поле покой и молчанье)

- Верно, мы с вами сегодня в начале урока говорили про образные средств. И чтобы понять, какими образными средствами пользуется автор в своем стихотворении, мы с вами поработаем, но перед этим выполним физминутку.

Личностные: обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; проявляют положительное отношение к урокам литературного чтения; проявляют интерес к чтению; уважительное отношение к творчеству писателя И.С.Никитину.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют  регулятивные УУД (принимают и сохраняют цель урока, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя; осуществляют волевую саморегуляцию, оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы; познавательные УУД (целенаправленно слушают учителя (одноклассников), решая познавательную цель;  умеют работать с информацией, представленной в разных формах (текст, картинка), под руководством учителя; понимают  заданный вопрос, в соответствии с ним строят  ответ в устной форме; делают  выводы в результате совместной работы класса и учителя;); умеют анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника). Коммуникативные УУД (умеют слушать собеседника и понимать речь других; принимают участие в диалоге; задают вопросы, отвечают на вопросы других: умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Предметные: обучающиеся знают об образных средствах, которые могут встречаться в текстах, умеют находить их в тексте; умеют определять мысли и чувства автора по тексту, высказывать свое мнение.

 

Физминутка

Задача: Снять

эмоциональное

напряжение,

физическое

напряжение.

 

Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.

- Выполняем движения за мной:

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.

Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. 
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! 

- Присаживайтесь на свои места.

 

 

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют  регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию

4.  Первичное закрепление

Задача:

выявить

пробелы

первичного

осмысления

изученного

материала,

неверные

представления

обучающихся.

 

Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований,

 

 

- Мы с вами отдохнули и готовы продолжить работу.

- Посмотрите на доске представлено четыре образных средства: метафора, сравнение, эпитет, олицетворение. Сейчас каждому из вас я выдам образное средство из стихотворения вам необходимо определить какой это образное средство и выйти к доске и приклеить к нужному образному средству. Выходить будем по цепочке.

- Что мы с вами будем делать? (определять образные средства из стихотворения и распределять их)

- Верно, у каждого из вас на парте карточка, внимательно прочитайте её и определите образное средство (читают и по одному подходят к доске и распределяют)

ЭПИТЕТ

МЕТАФОРА

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

СРАВНЕНИЕ

"синее небо", "золотые края", "тёплый вечер прозрачно-румян",

"прохлада ночная",

"узкая межа", "красное зарево",

"кротко звёзд золотое сиянье",

"чистое поле";

 

«месяц огненным шаром встаёт";

"месяц встаёт", "колос грезит";

"точно в храме стою я в тиши".

- какую работу мы с вами только что выполнили? (распределяли образные средства)

- Верно, посмотрите, как много образных средств использует автор, что нам помогают они представить? (природу, которую описывает автор)

- С чем сравнивает автор природу? (с храмом)

- Какое слово помогает в сравнении? (точно)

- Как думаете, почему автор сравнил природу с храмом? Что общего между ними? (автор описывает природу, в которой тихо и спокойно, как в храме. Храм - это место тишины, поэтому автор проводит между ними связь)

-  Ребята, как вы считаете, какие мысли передает нам автор своим стихотворением? (красота родной природы, красота в мелочах природы)

- Помогают ли последние строчки стихотворения помогаю понять мысли и чувства автора, его отношение к природе? (автор сравнивает природу с храмом, храм – место поклонения, покоя, тишины, защиты. Всё это автор чувствует, находясь на природе родного края)

- Спасибо за ваши ответы, настроением, которым заканчивается стихотворение, позволяет нам почувствовать божественное присутствие. Такие стихи мог написать человек, который любит свою землю и родные просторы. И передать нам с вами свои восхищения этой природой.

Личностные: обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; проявляют положительное отношение к урокам литературного чтения; проявляют интерес к чтению; уважительное отношение к творчеству писателя И.С.Никитину.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют  регулятивные УУД (принимают и сохраняют цель урока, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя; осуществляют волевую саморегуляцию, оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы; познавательные УУД (целенаправленно слушают учителя (одноклассников), решая познавательную цель;  умеют работать с информацией, представленной в разных формах (текст, картинка), под руководством учителя; понимают  заданный вопрос, в соответствии с ним строят  ответ в устной форме; делают  выводы в результате совместной работы класса и учителя;)

Коммуникативные УУД (умеют слушать собеседника и понимать речь других; принимают участие в диалоге; задают вопросы, отвечают на вопросы других: умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Предметные: обучающиеся знают об образных средствах, которые могут встречаться в текстах, умеют находить их в тексте;

 

 

5. Самостоятельная работа

Задача:

выявление качеств и уровня усвоения обучающимися знаний и способов действий.

 

 Методы закрепления и повторения изученного материала (повторение)

Методы формирования социального опыта (педагогическое требование)

 

- Я предлагаю вам подготовиться к выразительному чтению и прочитать для всех стихотворение выразительно.

- Но, как вы думаете без чего мы не можем подготовиться и выразительному чтению и оценить тех, что читаем нам его? (без критериев оценки)

- Верно, предлагаю их составит.

- Что нужно соблюдать при чтении? (интонацию, правильность чтения, выразительность)

- Верно вы назвали. Перед чтение предлагаю вам познакомиться с памяткой

         

Памятка.

а) Правильно ставь ударения.

б) Соблюдай паузы.

в) Выбери силу голоса (громко, тихо).

г) Определи темп (быстро, медленно)

д) Читай эмоционально.

е) Покажи интонацией свое отношение к произведению

 

- Памятка нам помогает читать выразительно, сейчас, вам дается 3 минуты на подготовку, внимательно прочитайте еще раз стихотворение, обратите внимание на памятку и подготовьтесь к выразительному чтению.

(ПО ЖЕДАНИЮ ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДЕМОНСТРИРУЮТ ВЫРАЧИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ, ОБСУЖДАЕМ ПО ПАМЯТКЕ)

Личностные: обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; проявляют положительное отношение к урокам литературного чтения; проявляют интерес к чтению; уважительное отношение к творчеству писателя И.С.Никитину.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют  регулятивные УУД (принимают и сохраняют цель урока, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя; осуществляют волевую саморегуляцию, познавательные УУД (целенаправленно слушают учителя (одноклассников), решая познавательную цель;  Коммуникативные УУД (умеют слушать собеседника и понимать речь других; умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Предметные: умеют самостоятельно оценивать выразительное чтение при помощи критерии оценивания, выразительно воспроизводить стихотворение с опорой на памятку

 

6. Рефлексия

Задача:

самооценка

результатов

деятельности

 

 Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа

 

- Вот и подходит к концу наш урок. Давайте напомним друг другу, какая была тема урока? (называют)

- Какую цель мы ставили? (называют)

- Что мы делали для достижения данной цели? (ответы детей)

- Достигли ли мы данную цель? (да)

- Предлагаю оценить себя на уроке, с помощью незаконченных предложений:

Сегодня на уроке я узнал….

Сегодня на уроке мне понравилось…

Сегодня на уроке мне было трудно…….

- Подумайте и оцените себя с помощью предложении (проговаривают)

- Ребята, у которых возникли трудности, я уверена, что вы с ними справитесь в течение следующих уроков.

- Сегодня я благодарю, …… за активность на уроке, ……. за правильные ответы, …….. за внимательность, ………. за то, что весь урок соблюдал правила посадки.

- Мне было очень приятно поработать с вами, до свидания урок окончен!

Личностные: обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; проявляют положительное отношение к урокам литературного чтения;

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют  регулятивные УУД (принимают и сохраняют цель урока, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя; осуществляют волевую саморегуляцию, оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий

познавательные УУД (понимают  заданный вопрос, в соответствии с ним строят  ответ в устной форме; делают  выводы в результате совместной работы класса и учителя;) Коммуникативные УУД (умеют слушать собеседника и понимать речь других; умеют оформлять свою мысль в устной речи.