Конструкт
ПМ 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам
Шульгиной Натальи Авенировны
(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 431)
Дата: 17. 04. 2019
ДОО: МБДОУ «Детский сад № 12 комбинированного вида».
Возрастная группа: старшая.
Образовательная область: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Тема: Создание коллекции семян растений.
Форма НОД: познавательно-исследовательская (технология коллекционирование).
Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная
Учебно-методический комплект:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
3. Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие / Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208с.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Цель: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира природы, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере).
Планируемые результаты:
- Дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в ходе совместной деятельности, умение слушать друг друга;
- У детей обогащается чувственный опыт, развивается умение фиксировать его в речи. Совершенствуется восприятие (активно включаются все органы чувств);
- У детей развивается познавательные интересы, любознательность, инициативность;
- У детей развивается восприятие, внимание, память, наблюдательность, способности выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
- Дети различают предметы (семена растений) по признакам (величине, цвету, форме), умеют анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по признакам (величине, цвету, форме);
- У детей активизируется и обогащается словарь, дети называют цвет, величину, форму семян, названия растений;
- Дети демонстрируют представления о мерах безопасности в работе с мелкими предметами;
- Демонстрируют потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями
Задачи совместной деятельности |
Задачи с учетом особенностей воспитанников группы |
Воспитательные задачи: - Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в ходе совместной деятельности, умение слушать друг друга; - Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Развивающие задачи: - Развивать познавательные интересы детей, любознательность, инициативность; - Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способности выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения; - Продолжать развивать мелкую моторику; - Развивать зрительные ощущения (цвет, величина, форма), умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по признакам (величине, цвету, форме); Обучающие задачи: - Формировать умение различать предметы (семена растений) по признакам (величине, цвету, форме); - Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот) - На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. |
Маша: - побуждать вступать в диалог, развивать силу голоса. Кирилл: воспитывать умение отвечать, не вскакивая с места и не перебивая других. Полина: совершенствовать активную речь, закреплять навыки диалогической речи.
|
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития.
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Принципы воспитания:
- Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
- Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма.
- Воспитание через взаимодействие.
- Воспитание через творчество.
Принципы обучения:
- Принцип доступности.
- Принцип наглядности.
- Принцип осознанности и активности.
- Принцип систематичности и последовательности.
- Принцип индивидуального подхода.
Методы воспитания и обучения:
Словесные: беседа, подсказ, поощрение, стимулирование занимательным содержанием, создание ситуации успеха.
Наглядные: демонстрация иллюстраций, показ, рассматривание предмета.
Практические: упражнение, игра.
Оборудование: письмо, семена растений (фасоль: черная, белая, коричневая; кукуруза; горох; бобы; подсолнечник: чёрные и белые; по нескольку семян дыни, абрикоса и сливы).
Предшествующая работа: беседа о коллекционировании, деятельность по созданию предыдущих коллекций.
Последовательность деятельности |
Методы и приемы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
1.Этап Ознакомление с методом или введение в тему Задача: организовать детей на предстоящую деятельность |
Беседа, сюрприз-ный момент, проблема |
Воспитатель мотивирует детей к деятельности. Воспитатель вносит в группу письмо и коробочку-посылку с семенами. - Ребята, посмотрите, нам пришло письмо от Золушки и посылка. Давайте, сначала почитаем письмо: «Здравствуйте, ребята!... Злая мачеха опять смешала все семена… Помогите мне, пожалуйста, разобрать семена, а то я не успею попасть на бал. - Ребята, поможем Золушке? … |
Осознание детьми мотива деятельности. Включение детей в деятельность по освоению метода. |
Дети заинтересова- лись предстоящей деятельностью.
|
2.Этап Поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения-рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки. Классификация объектов по группам. Задача: активизировать знания по теме, с опорой на опыт детей, необходимый для освоения нового умения. Освоение умений устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения; Учить различать семена по признакам (величине, цвету, форме), учить анализи-ровать, сравнивать, классифи-цировать предметы по признакам (величине, цвету, форме); продолжать развивать мелкую моторику; развивать и обогащать активный словарь.
|
Беседа, вопросы Демонстрация иллюстраций, эмоциональное стимулирование подсказ, создание ситуации успеха поощрение
|
Воспитатель организует игры и творческие задания реалистического и фантастического плана. Организует обсуждение объекта и его свойств с реалистической и фантастической точек зрения. - Посмотрите сколько семян! Какие они все разные! - Маша, посмотри, пожалуйста, и скажи, семена, какого размера ты видишь? - Да, правильно семена маленькие и поэтому мы должны помнить правила в играх с мелкими предметами. - Паша, какие правила ты знаешь? А ты, Матвей? Хорошо! (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот). Возьмите по одному семечку. - А кто из вас знает, какое растение вырастет из ваших семечек? (ответы детей). - Посмотри, Аня, твое семечко какой формы? На что оно похоже? Да, правильно это семечко гороха, оно похоже на мячик, оно круглое. А какого оно цвета? Посмотрите, это горох. Он растет небольшим кустиком. Горошинки его живут в стручке. - Как ты думаешь, Полина, какое растение вырастет из твоего семечка? Какого оно цвета? Это фасоль. Посмотрите, она тоже растет в стручках и бывает разного цвета. - Маша, на что похоже твое семечко? Значит, какого оно цвета? Оно большое или маленькое. Правильно! Это боб и бобы тоже растут в стручках, но они намного больше по размеру, чем горох и фасоль. - Соня, скажи твое семечко какой формы? А какого цвета? Хорошо, это семечко похоже на треугольник? А ты знаешь, что должно вырасти из твоего семечка? Правильно, я очень рада что ты знаешь подсолнух. Это семена подсолнуха. Посмотрите, подсолнух это большой цветок, с желтыми лепестками, когда он вырастает, в нем созревают семечки. - Петя, посмотри, какого цвета твое семечко? Правильно, желтое. А оно похоже на горох? Да не похоже, это кукуруза. Кукуруза это высокое растение, может вырасти выше человека. Осенью на нем созревают початки с семенами. - А у кого из вас семена черного цвета? Принесите мне сюда. - Здесь много семян черного цвета, посмотрите, они все одинаковые? Какое семечко больше? Правильно, семечко боба! А, какое, всех меньше? (ответы детей) - У кого из вас семена белого цвета? Принесите сюда. Посмотрите, они разные или одинаковые? Какое семечко больше по размеру? (ответы детей) - Какого цвета еще есть у вас семена? Да, желтого цвета. Несите сюда. А эти семена, одинаковые? Посмотрите, вот это семечко круглое – это горох, а это неправильной формы – кукуруза. - Посмотрите, у нас еще остались семена. Какого они цвета? (ответы детей) - Итак, на какие группы мы можем разделить семена? (ответы детей) - Хорошо, предлагаю вам взять коробочки с подсказками и приступать к работе. - А сейчас, поменяйтесь коробочками и проверьте, правильно ли собрали семена ваши товарищи… - Как мы с вами хорошо поработали! |
Включение детей в обсуждение объектов и их свойств. Дети классифици руют объекты по группам. |
Дети проявляют интерес к совместной деятельности. У детей развивается восприятие внимание, память, наблюда-тельность, способности выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простей-шие обоб-щения. Дети различают семена по признакам (величине, цвету, форме), умеют анализи-ровать, сравнивать, классифи-цировать предметы по признакам (величине, цвету, форме); Дети владеют мелкой моторикой. У детей активизируется и обогащается словарь.
|
Физ. минутка. Задача: снять мышечное напряжение. |
Упраж-нение, игра, показ, художественное слово. |
А теперь давайте поиграем Во дворе растёт подсолнух, Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.) Рядом с ним второй, похожий, К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.) Вертим ручками по кругу. Не задень случайно друга! Несколько кругов вперёд, А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.) Отдохнули мы чудесно, И пора нам сесть на место. (Дети садятся.) |
Дети повторяют движения за воспитателем
|
Дети демонстрируют снятие мышечного напряжения |
3. Этап Размещение материала в классифи-кационной таблице – размещние в емкости в виде коллекции Задача: - Воспитывать доброжелатель ное отношение к сверстникам в ходе совместной деятельности, умение слушать друг друга; разделить объекты на группы в соответствии с подсказками
|
Беседа, эмоциональное стимулирование, поощре ние
|
- Давайте соберем наши коробочки с семенами в одну. - И так, на какие группы мы с вами разделили семена? (фасоль: черная, белая, красная; кукуруза; горох; бобы; подсолнечник: черные и с белыми полосками; цветы: мальва, бархатцы, люпин. - Посмотрите, какая большая коллекция у нас получилась! Её мы отправим Золушке. Воспитатель предлагает: - Посмотрите у нас семена еще остались в посылке. На этом кулечке написано: «В подарок лучшим помощникам для своей коллекции семян.» Мы можем создать собственную коллекцию.? - А вы бы хотели, чтобы наша коллекция пополнялась? Что тогда для этого нужно сделать. Правильно, Кирилл, попросить у родителей и принести разные семена из дома. |
Дети слушают, отвечают на вопросы |
Дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в ходе совместной деятельности; умеют слушать друг друга
|
4. Этап Рефлексия Задача: учить детей анализи-ровать свою деятельность.
|
Беседа, вопросы |
Воспитатель стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности, задаёт им вопросы. - Ребята, какое у вас сейчас настроение? - Маша, что мы с вами делали? - Аня, тебе понравилось сегодня заниматься? - Кирилл, что тебе сегодня понравилось делать? - Паша, тебе было интересно составлять коллекцию? - Ребята, и мне понравилось с вами заниматься. |
Дети высказывают свое мнение. Слушают воспитателя. |
Дети оценивают собственную деятельность.
|
5. Этап Открытость Задача: сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах и семье, подбор материала по теме с родителями, пополнение коллекции. |
Беседа, Поощрение
|
- Маша, кому бы ты хотела рассказать о том, чем мы сегодня занимались? - Хорошо! А как вы думаете, ребята, которых сегодня не было в садике, хотели бы узнать о нашей коллекции? Давайте, расскажем им, когда они придут в детский сад! - А какие еще коллекции вы бы хотели создать? (ответы детей) Хорошо, давайте в следующий раз составим коллекцию открыток или карманных календариков? Тогда что нам необходимо сделать для этого? У кого есть дома открытки и календарики? Попросите у родителей и принесите в детский сад. |
Дети высказывают свое мнение. |
Дети демонстрируют потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Дети принимают предложение, заинтере-совываются предстоящей деятельностью. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.