ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТОМ
Конструкт урока истории
на ступени СОО
в рамках реализации ФГОС
из опыта работы
учителя истории и обществознания
Нечаевой Любови Алексеевны
СОДЕРЖАНИЕ
С.
Введение 4-5
Основная часть
1. Общие требования к современному уроку по ФГОС 6-8
2. Особенности урока истории в старшей школе 9-10
3. Универсальный конструкт урока 11
4. Приёмы, которые использую я в «сборке» конструкта урока истории
в 10 классе 12-18
5. Конструкт урока истории (Россия в мире) в 10 классе
(тема «Раздробленность Руси») 19-21
6. Список источников 22
Заключение 23
Приложение 24
Введение
Конструкт урока – одно из ключевых понятий ФГОС. Конструкт урока – это совокупность методических приёмов, обеспечивающих целостность и сохранность основных характеристик урока, которые возникают в процессе обучения и обеспечивают его целенаправленную действительность.
Особенность новой педагогической идеи - конструкта урока - состоит в том, что он не только отражает план работы учителя (как, например, конспект урока), а содержит этапы и виды учебной деятельности ученика, способы его деятельности. Т.е. конструкт урока – это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Можно сказать, что конструкт урока – это «сборка» урока из множества элементов, в качестве которых выступают различные приёмы и комбинации, придуманные и используемые учителем. Конечно, творчество является одним из главных направляющих для создания конструкта урока.
Для того, чтобы «собрать» конструкт современного урока в старшей школе, учителю необходимо опираться на общие требования к результатам и условиям их достижения на ступени среднего образования (ФГОС СОО), учитывать принципы образовательного процесса (ООП ОУ), следовать Примерной программе по предмету (ПП) и Рабочей программе педагога (РП). Для учителей истории и обществознания важным является Историко-культурный стандарт (ИКС), который включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании.
При разработке Стандарта образование рассматривалось как важнейшая социальная деятельность, системообразующий ресурс, лежащий в основе развития гражданского общества и экономики страны, обеспечивающий формирование:
· российской идентичности как важнейшего условия укрепления российской государственности;
· консолидации общества в условиях роста его разнообразия, на основе роста гражданской ответственности, взаимопонимания и доверия друг к другу представителей различных социальных, конфессиональных и этнических групп;
· национального согласия в оценке основных этапов становления и развития российского общества и государства;
· патриотизма, основанного на любви к своей Родине, отстаивании национальных интересов;
· идеалов и ценностей гражданского общества: справедливости, свободы, благосостояния, семейных традиций;
· конкурентоспособности личности, общества и государства;
· ценностей личностной, общественной и государственной безопасности.
Огромную роль в формировании вышеперечисленных качеств играют такие школьные курсы как история и обществознание. Именно эти школьные предметы, как никакой другой, помогают сформировать ценностную систему подростка, подготовить его к взрослой жизни. Поэтому, учитель истории и обществознания должен не просто выполнять функцию транслятора знаний, он должен быть предметным экспертом в своей области, учителем-исследователем, организатором деятельности на уроке, научным руководителем обучающихся, он обязан уметь пробуждать молодые умы к жажде знаний, к росту, развитию.
1. Общие требования к современному уроку по ФГОС
Урок по ФГОС, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы.
Требования к современному уроку по ФГОС:
· урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер;
· в приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя;
· осуществляется практический, деятельностный подход;
· каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных;
· авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое, теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цели:
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Структура урока обретения новых знаний
· Мотивационный этап.
· Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
· Выявление затруднения.
· Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
· Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
· Первичное закрепление нового знания.
· Самостоятельная работа и проверка по эталону.
· Включение в систему знаний и умений.
· Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Тип №2. Урок рефлексии
Цели:
Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
Структура урока-рефлексии по ФГОС
· Мотивационный этап.
· Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
· Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
· Построение плана по разрешению возникших затруднений.
· Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
· Обобщение выявленных затруднений.
· Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
· Включение в систему знаний и умений.
· Осуществление рефлексии.
В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.
Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Цели:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Структура урока систематизации знаний
· Самоопределение.
· Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
· Постановка учебной задачи, целей урока.
· Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
· Реализация выбранного проекта.
· Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
· Этап рефлексии деятельности.
Тип №4. Урок развивающего контроля
Цели:
Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
Структура урока развивающего контроля
· Мотивационный этап.
· Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
· Фиксирование локальных затруднений.
· Создание плана по решению проблемы.
· Реализация на практике выбранного плана.
· Обобщение видов затруднений.
· Осуществление самостоятельной работы и самопроверки.
· Решение задач творческого уровня.
· Рефлексия деятельности.
Структура ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация". То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.
Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.
Так, если в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия, то в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями.
Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования.
2. Особенности урока истории в старшей школе
В рамках концентрического принципа преподавания истории в старшей школе учитель опирается на уже имеющие знания учеников, полученные в основной школе.
В соответствии с ФЗ «Об образовании» и новыми ФГОС, в условиях т.н. «концентрической» системы преподавания истории, на первом уровне школьного исторического образования (5–9 классы) изучение программного материала осуществляется в хронологической последовательности в соответствии с возрастными возможностями учащихся. Изучение материала об основных событиях и личностях отечественной истории необходимо строить на основе широкого привлечения текстов исторических источников и их комментарием. Главная задача на этом уровне — привить школьникам интерес к истории (прежде всего, отечественной). Вместе с тем, работа с текстами источников должна заложить основы грамотной работы с ретроспективной информацией, ее анализом — и научить ребят самостоятельно делать выводы на основе проанализированной информации.
На втором уровне школьного исторического образования (10–11 классы) знания, которые учащиеся получили в основной школе, должны служить основой для аналитического разбора исторического процесса — с общими характеристиками и оценками, включая элементы компаративного анализа в курсе «Россия в мире». Поскольку обучающиеся старшей школы уже имеют знания по предмету, поэтому на уроках в 10-11 классах необходимо больше внимания обратить на всевозможные диалоговые формы обучения, вводить элементы обсуждения проблем, дискуссий или полемики, анализируя различные точки зрения по данной проблеме, подключая элементы историографии. В старших классах исторический документ может быть не столько иллюстрацией того или исторического сюжета, сколько объектом анализа, источником познания истории.
При подготовке к уроку в 10-11-х классах учителю необходимо четко знать, какие знания ученик старших классов должен иметь (учитывать обязательный минимум содержания исторического образования в основной школе, т.е. «базовые знания») и быть способным их актуализировать; четко ориентироваться в учебниках и учебных пособиях по истории для старшей школы, осознавать их достоинства и недостатки, выбирать тот или иной учебник, исходя из педагогической ситуации школы; иметь представление о научной проблематике, оценках, спорах, касающихся темы урока, и, исходя из этого, выделять вопросы, задания, требующие ученического исследования; четко представлять, какие дополнительные знания, информацию по проблеме учитель должен дать ученикам, или предложить самостоятельно добыть из литературы, источников, для того чтобы иметь относительно полное представление о проблеме и быть способными ее обсуждать, иметь свою точку зрения; выбрать те формы, методы, технологии обучения, которые адекватны выделенной проблеме, возможностям, способностям, интересам учеников. При организации проектного метода обучения можно предложить выбор методов, технологий, средств обучения самим ученикам.
Исходя из этого, при подготовке к урокам учителю необходимо спланировать следующие шаги:
ВСПОМНИТЕ - «основа» - т.е. те знания, которые учащиеся должны донести из основной школы.
ОБДУМАЙТЕ СЛЕДУЮЩИЕ ФАКТЫ - «расширение» - т.е. те дополнительные знания, которые учащиеся получают по данной проблеме в старшей школе.
ПОДУМАЙТЕ - «углубление» - т.е. выделение проблем, вопросов, требующих осмысления, анализа, обсуждения.
Целесообразно не расширять объем информации, даваемой на уроке, а учить старшеклассников самостоятельно ее добывать, наращивать работу с историческим документом, большим кругом таких источников, как картины, карты, графики, афиши, карикатуры и др. Меняется роль учебника истории. При преподавании в старших классах целесообразно использование многочисленных дополнительных материалов, при котором учебник создает фон изучения темы или играет справочную роль.
3. Универсальный конструкт урока
Как может выглядеть универсальный конструкт урока истории в 10 классе?
Главные элементы конструкта урока:
· этапы урока (содержание этапа);
· границы времени (мин);
· деятельность учащихся;
· техника (технология), приёмы, формы работы с учащимися;
· оборудование и учебно-методические материалы;
· продукт (каждого этапа урока: от кратких записей в тетради или элементарного пересказа до создания игр, ребусов, маленьких миниатюр, групповых выступлений).
Семь блоков (этапов) урока:
1. Мотивационный этап.
2. Повторение ранее изученного (актуализации знаний).
3. Информационный блок (изучение нового материала).
4. Физминутка.
5. Блок самопроверки и самоанализа.
6. Домашнее задание.
7. Рефлексивный блок.
4. Приёмы, которые использую я в «сборке» конструкта урока истории в 10 классе
К «сборке» конструкта урока я подхожу с творчеством, т.к считаю, что творчество – это одно из главных составляющих современного учителя. Мой урок – это моё творчество. Ведь работая, я творю. Выражать себя в своём творении – в этом и есть суть профессии учителя. Без творчества не получится интересного урока. А без интереса детей не будет ни их внимания, ни активности, ни положительного результата их деятельности.
Большую роль на моём уроке истории (Россия в мире) в 10 классе играет рабочая тетрадь, записи в которой ведутся систематически по определённым правилам. Такое ведение тетради даёт возможность ребятам, работая с текстом учебника на уроке или в домашних условиях, фиксировано систематизировать изучаемый материал, выстраивать хронологическую цепочку событий, акцентировать внимание на важных моментах, выявлять следственно-причинные связи, а также, используя дополнительные ресурсы, разбавлять материал учебника новой интересной информацией. При этом, оформление на каждом уроке тетрадной страницы по определённому образцу, даёт возможность лёгко запоминать сложный исторический материал, а также в любой момент, в случае необходимости, быстро и легко найти нужную информацию. Также в тетради фиксируются баллы, набранные учеником на разных этапах урока и выставляется общая отметка, которая показывает уровень понимания и подготовки обучающегося по данной теме (Приложение1).
Итак, с чего я начинаю урок? С озвучивания темы и её записи в тетрадь. Но озвучивают тему сами ребята. Я предлагаю им, например, высказывание какого-нибудь историка или иллюстрацию, которая поможет им угадать, о чём будет идти речь на уроке. Поскольку в при концентрическом преподавании истории в старших классах у обучающихся уже заложен определённый фундамент знаний по предмету, то ребята легко догадываются, о чём будет идти речь на уроке. После того, как озвучена и записана в тетрадь тема урока, ребята рассказывают, что помнят по этой теме. Особенно активные на этом этапе урока те ребята, которые в 9 классе выбирали предмет истории для сдачи ОГЭ. Как правило, интереса у ребят особого не наблюдается после озвучивания темы урока, поскольку она для них совсем и не новая. Однажды мне мой ученик так и сказал: «Ну не интересно же изучать одно и то же. Ведь мы уже всё знаем по этой теме». И моя задача убедить ребят в том, что есть множество вопросов по этой теме, на которые мы не давали ответы в основной школе.
Чтобы у моих учеников появился интерес и мотивация для активной деятельности на уроке, я использую различные приёмы. Например, «приём проблемного обучения». Конечно, в старших классах проблемная ситуация должна настолько заинтересовать учеников, чтобы им захотелось найти решение. Я часто использую сложные вопросы в формате ЕГЭ, ответы на которые можно найти только глубоко изучив данный материал. Конечно, ребята выдвигают гипотезы, но правы они или нет, они могут узнать только в конце урока. У учеников появляется интерес, а это значит, что они будут активными на уроке. Таким образом, постановка проблемы обеспечивает мотивацию учеников, а новые знания приобретают для детей личную значимость. Такая форма организации урока активнее формирует мышление и речь учащихся, они радуются тому, что сами решают проблемы, о которых спорят ученые. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.
Моя роль учителя на уроке небольшая – наблюдать, направлять, исправлять неверное. Мои ученики – «сами себе учителя» на уроке. Например, на каждом уроке необходимо актуализировать те знания, которые ученики получили на предыдущем уроке. На уроках истории много информации, связанной с хронологией, с понятиями и терминами, т.е. такой информации, которую следует заучивать наизусть (чтобы там не говорили о «зубрёжке», на уроках истории без этого не обойтись). Данная информация отдельно записана и выделена у ребят в тетради. Разбиваясь на пары, ребята спрашивают данный материал друг у друга, оценивают и выставляют в тетрадь внизу страницы в выделенный для этого столбец баллы (max 5 баллов). Мы называем эту работу «зачёт по датам и понятиям». Таким образом, учитель только наблюдает за происходящим, где все ученики без исключения включены в работу проверки домашнего задания. Кстати, запомнить даты, выучить определения к понятиям десятиклассникам не составляет труда, т.к. в основной школе уже была выработана определённая система работы с подобным материалом, а в старшей школе они делают это уже легко и быстро.
Конечно, работа на уроке и дома состоит не только из заучивания фактического материала. Старшеклассник должен уметь рассуждать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, обобщать, систематизировать, прогнозировать и делать выводы о закономерностях и особенностях развития исторических процессов и явлений. Т.е. он должен обладать историческим мышлением! Установление причин и следствий явлений исторической действительности – объективно сложная умственная работа для учащихся. Существуют особенности причинно-следственных связей между историческими явлениями.
1. В возникновении исторических явлений и событий переплетаются объективные факторы, основанные на закономерностях развития исторического процесса, и субъективные факторы – целенаправленные действия и поступки людей, среди которых есть выдающиеся исторические личности. Это выражено ярче и легче понимается учениками, тогда как понимание существенных, объективных причин затруднено.
2. Большинство исторических причинных связей носит многозначный характер, т. е. определенное событие возникает вследствие действия не одной, а нескольких причин, среди которых есть главные, существенные; в то же время то или иное явление становится причиной не одного, а нескольких следствий. Всего многообразия этих причин учащиеся, к сожалению, могут и не увидеть.
3. Для познания причинно-следственных связей исторического характера важно четкое знание хронологической последовательности событий, ведь по времени причина всегда предшествует следствию. Испытывая трудности в установлении длительности и последовательности исторических событий, не всегда правильно соотнося событие со временем его совершения, учащиеся не могут правильно установить причинно-следственные связи.
4. Исторические события часто происходят не сразу после действия причины, а через определенное время, временной разрыв также затрудняет понимание причинно-следственных связей учащимися.
Учитель должен учитывать эти особенности, а также соблюдать определённые условия при формировании умений устанавливать причинно – следственные связи.
1. Обеспечение умственной активности учащихся при работе над причинно-следственными связями. Необходимо чаще задавать вопросы, начинающиеся со слов «почему», «к чему это привело».
2. Помощь учителя в виде специальных вопросов, подведение учащихся при помощи этих вопросов к самостоятельному нахождению причинно-следственных связей на основе сопоставления новых сведений с известными.
3. Подведение учащихся к осознанию многозначности причинно-следственных связей исторического характера. Это означает, что нельзя ограничиваться указанием какой-то одной причины изучаемого события или явления.
4. Создание интереса к материалу, содержащему причинно-следственные связи. С этой целью учителю необходимо использовать различные приемы в ходе изложения исторических фактов, например:
а) разъяснение значения получаемых знаний («Для чего нам надо это знать?»);
б) сообщение интересных фактов, чтобы у школьников возникло желание узнать о них больше и понять их причины;
в) создание определенных противоречий между имеющимися у учеников знаниями и условием решения интеллектуальной задачи, требующим больших знаний;
г) постановка проблемных задач и решение их на основе уже известных фактов.
5. Составление логических схем, причинно-следственных цепочек в процессе изучения исторического материала. Сознательное усвоение причинно-следственных связей требует четких, конкретных представлений о каждом звене цепи, понимания связи между ними, умения обобщать их в единую причинно-следственную цепь.
В учебнике «Россия в мире», на мой взгляд, исторический материал представлен хаотично, не выдерживаются чётко хронологические линии, слабо проводится линия и причинно-следственных связей, но это к лучшему – ученики, работая с текстом учебника, самостоятельно устанавливают их. Вопросы к домашнему параграфу я готовлю заранее, ребята записывают их в тетради на отдельной странице и дома, изучая параграф, делают необходимые записи. На уроке обсуждаются их ответы, исправляются ошибки. За эту работу также внизу страницы в тетради выставляются баллы в следующем выделенном столбце.
Как обучить умению устанавливать причинно-следственные связи? В основной школе мы уже работали в этом направлении, в старшей школе - продолжаем. Я использую различные приёмы:
1. Система жёстких предписаний: алгоритм, базовый лист знаний.
2. Приёмы программированного обучения: логические схемы, памятки, таблицы.
3. Приёмы развития самостоятельной познавательной деятельности (техника активно-продуктивного чтения, техника сжатия информации, техника обратной связи и др.)
Изучение нового материала проходит по принципу «добываем информацию сами». Большую помощь при изучении нового материала оказывают ребята, которые после 11 класса планируют выбрать историю для сдачи ЕГЭ. На уроке они могут выступать в роли учителя, заранее подготовив дома доклад выступления и презентацию (т.е. работают на опережение). Эти ученики с удовольствием подробно изучают не только материал из учебника, но и добывают новые интересные факты из других источников. Таким образом, для них уже в 10 классе на уроках начинается подготовка к экзамену. Иногда я всем ученикам рекомендую заранее самостоятельно ознакомится дома с новым материалом, а на уроке я лишь задаю наводящие вопросы, а ученики отвечают. Задача учителя подтвердить правильность их ответов или исправить ошибки, акцентируя внимание на них. За работу по новой теме ребята могут получить дополнительные баллы, которые также фиксируются в тетради.
Конечно, на уроке не следует ограничиваться просто изучением нового материала. Для лучшего запоминания нового материала в конце урока необходимо «продублировать» процесс освоения новых знаний. Как говориться, «повторение – мать учения». Существует разные методы закрепления:
1) устные методы (сравнительно-обобщающая беседа, ответы учащихся на поставленные перед ними вопросы, чтение текста в качестве дополнения к рассказу учителя, составление синквейна и другие);
2) письменные методы (запись в тетрадь узловых моментов нового материала, составление сравнительно-обобщающей таблицы, опорной схемы или плана-конспекта, написание эссе).
Можно проводить закрепление поэтапно, т.е. новый материал можно разбить на несколько смысловых частей, и после изучения каждой части вставлять этап закрепления. Но я чаще всего провожу закрепление в конце урока. Поскольку история – устный предмет, многие учителя отдают предпочтение устному закреплению, так как оно в наибольшей мере реализует одну из главных целей этих предметов – развитие коммуникабельности, гибкого творческого мышления, умение отстаивать своё мнение. Но нельзя забывать, что письменная работа также имеет ряд несомненных достоинств, главнейшими из которых являются: систематичность, наглядность. Тем более многие дети запоминают информацию, лишь проработав её в тетради письменно. Поэтому я использую разные виды закрепления. Если закрепление происходит в письменном виде, то, как правило, я выдаю «заготовки» (отдельные листы с уже расчерченными таблицами, схемами, картами, и т.д.), чтобы не занимать лишнего времени. Если при закреплении нового материала подразумевается решить, например, тест, то проверяют работы сразу «по горячим следам» сами ребята (можно поменяться друг с другом листами). После заполнения, эти листы ребята вклеивают в рабочую тетрадь и после применяют этот материал при подготовке домашнего задания. За закрепление также выставляются баллы в отдельный столбец.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Исходя из функций рефлексии выделяют следующую классификацию:
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
2. Рефлексия деятельности
3. Рефлексия содержания учебного материала
С основной школы ребята уже знакомы с разными видами и приёмами рефлексии. В старших классах необходимо проводить её «по-взрослому». Проводя рефлексию настроения и эмоционального состояния в старших классах можно, например, использовать музыкальные фрагменты (лучше брать современные хиты, которые знакомы и интересны старшеклассникам). Вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).
В конце урока подводятся итоги. В тетради у ребят записаны баллы, которые они зарабатывали за разные этапы урока. Баллы суммируются и выводится общая отметка, которая также фиксируется в специально отведённый столбец (эта отметка является показателем работы ученика на уроке). Также отметка дублируется в журнале.
После изучения всех тем определённой главы, я провожу проверочную работу по этой главе. Проверочная работа состоит из разных заданий (в старших классах я, конечно, использую задания в формате ЕГЭ) и рассчитана на весь урок. Перед тем, как провести проверочную работу, я выделяю один урок для практикума. На этом уроке ребята учатся выполнять задания в формате ЕГЭ (на уроках, как правило, не хватает времени на это), используя темы данной главы. Таким образом, мои ученики к концу 10 класса уже знакомы со всеми формами заданий ЕГЭ, а также со способами их решений (например, знают алгоритм написания и умеют писать историческое сочинение).
Неотъемлемой частью урока истории в старшей школе являются видеоматериалы, презентации, иллюстрации, карты и т.д. Если на уроках обществознания я не всегда использую наглядный материал, то на уроках истории без этого никак! Нельзя изучать, например, внешнюю политику, не работая с картой. К сожалению, готовых контурных карт у обучающихся нет, приходится выходить из положения – отсвечивать самой. Для меня, работа с контурной картой на уроках истории – один из самых важных моментов. Каждый ученик должен самостоятельно своей рукой отмечать важные географические объекты, указывать походы кого-либо и т.д.
Особое внимание я уделяю теме культуры. Без наглядного материала здесь не обойтись. Конечно, хорошо побывать в виртуальном музее, посмотреть видеофильм или послушать индивидуальные сообщения одноклассников. Но, без практических заданий по данной теме, запомнить произведения культуры и их авторов сложно. Поэтому я всегда готовлю специальные распечатки с портретами деятелей культуры и их творениями. И, как правило, ученики сами ищут ответы к иллюстрациям, используя не только текст учебника, но и интернет-сайты.
Проектной деятельности на уроке истории отводится особое место. В основной школе ребята на уроках выполняли разные проектные задачи, т.е с данной деятельностью ученики знакомы. В старших классах, как правило мы работаем уже над серьёзными проектами, на которые уходит большое количество времени (урока, конечно, не хватает, поэтому работают дети над проектами самостоятельно дома, учитель лишь помогает и контролирует этот процесс). Свои проекты ребята представляют на специальном уроке-конференции.
Физминутки в старших классах, конечно, также необходимо проводить. Я использую систему М.С. Норбекова, в которой подробно описан и аутомануальный комплекс упражнений, и гимнастика для глаз, и др. Также я сама придумываю «исторические физкультминутки» (например, на доске в разбросанном порядке расположены разные знакомые для ребят даты; учитель в быстром темпе озвучивает событие, а ученики должны глазами следовать за соответствующими этим событиям датами).
5. Конструкт урока истории (Россия в мире) в 10 классе
|
Глава: Древняя Русь Урок 14: Раздробленность Руси Цель урока: - Образовательная: объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков, называть хронологические рамки периода раздробленности (XII – XVвв.); раскрыть причины и рассмотреть последствия феодальной раздробленности Руси; охарактеризовать особенности географического положения, социально-экономического, политического развития отдельных княжеств и земель - Новгородского, Галицко – Волынского, Владимиро – Суздальского. - Развивающая: · сравнивать особенности развития княжеств и земель, делать выводы на основе сравнения, работать с исторической картой как с источником знаний. · развивать монологическую речь, умения устанавливать причинно-следственные связи, отвечать на вопросы, развивать навыки работы с историческими источниками. · создание условий для формирования и развития творческих способностей детей. - Воспитательная: формирование чувства любви к Родине, уважительного отношения к историческим ценностям Отечества. |
||||||||
|
Этапы урока 1. Мотивационный этап. 2. Повторение ранее изученного (актуализации знаний). 3. Информационный блок (изучение нового материала). 4. Физминутка. 5. Блок самопроверки и самоанализа. 6. Домашнее задание. 7. Рефлексивный блок.
|
Техника (технология), приёмы Урок с использованием элементов информационной технологии, дифференцированного обучения, групповой работы и проблемного обучения на различных этапах урока в зависимости от целей и задач урока. |
Оборудование и учебно-методические материалы Компьютер, проектор, презентация, историческая карта «Русь в период феодальной раздробленности», учебник «Россия в мире» под редакцией О. В. Волобуева, В. А. Клокова. |
||||||
|
Этапы урока |
Деятельность учащихся |
Границы времени |
||||||
|
1. Мотивационный этап
|
На доске высказывания: Б.А. Рыбаков: «Феодальная раздробленность на Руси – это процесс закономерный и относительно прогрессивный». Н. М. Карамзин: «Раздробленность - период «смуты», «время тёмное, молчаливое». - называют тему урока и записывают её в тетрадь; - озвучивают проблемный вопрос (Политическая раздробленность Древнерусского государства – прогрессивное или регрессивное явление в развитии русской государственности?) - выдвигают свои гипотезы ответов на проблемный вопрос |
3 мин |
||||||
|
2. Повторение ранее изученного (актуализации знаний).
|
Тема прошлого урока: «Церковь и культура» - проверяют друг друга - «зачёт по датам и понятиям» (выставляют набранные баллы в тетрадь); - на отдельных листах решают тест и работают с иллюстративны материалом по домашнему параграфу (проверяют, выставляют баллы тетрадь): 1. Кто стоял во главе епархии? А) патриарх Б) епископ В) митрополит 2. При ком была установлена Десятинная церковь? А) Владимир Святой Б) Ярослав Мудрый В) Владимир Мономах 3. Первый русский митрополит: А) Филипп Б) Кирилл В) Иларион 4. При ком были основаны первые монастыри? А) Ярослав Мудрый Б) Владимир Святой 3) Владимир Мономах 5.
Первый известный русский иконописец: 6. Храм Святой Софии был построен на месте битвы с: А) половцами Б) печенегами В) хазарами 7. Кто из соседей более сильно влиял на развитие культуры в Древней Руси? А) финно-угорские племена Б) печенеги В) византийцы 8. Нравственное богословское сочинение – это жанр литературы: А) житие Б) летопись В) «слово» 9.
В каком веке была составлена «Повесть временных лет»? 10. Автор «Слова о законе и благодати»: А) Иларион Б) Ярослав Мудрый В) Владимир Мономах
- пока ученики работают, учитель проверяет письменное домашнее задание – ответы на вопросы (Какое воздействие на развитие древнерусской культуры оказало крещение Руси? Что способствовало о развитии письменности и распространении грамотности в Древней Руси? Какковы особенности древнерусскйо живописи?) и выставляет баллы в тетрадь. |
7 мин |
||||||
|
3. Информационный блок (изучение нового материала).
|
- вспоминают из курса основной школы материал по новой теме; - работают с контурной картой:
1. Обведите жирным кантом общую
границу русских княжеств и земель в XII
в. 2. Обозначьте разными цветами
территории русских княжеств и земель, подпишите их названия. 3. Подпишите названия центров
русских княжеств и земель. - работают с текстом учебника (1 пункт), устно озвучивают причины раздробленности (учитель выставляет баллы за работу с новой темой); - делятся на группы, работают с текстом учебника, заполняют таблицу и презентует княжество у доски (учитель выставляет баллы за работу) 1 группа (ряд): Владимиро-Суздальское княжество. 2 группа (ряд): Новгородское княжество. 3 группа (ряд): Галицко-Волынское княжество. Задания: а)охарактеризовать географическое положение княжества, природно-климатические условия; б) охарактеризовать экономическое развитие княжества в) охарактеризовать особенности политического устройства, необходимые сведения заносятся в таблицу. г) работа с контурной картой – найти княжество на к/карте, обвести границы, найти основные города и обозначить их. - отдельная группа (обучающиеся, которые сдавали ОГЭ и будут сдавать ЕГЭ по истории) работают с дополнительным материалом, представляют выводы перед остальными уч-ся (учитель выставляет им баллы). |
20 мин |
||||||
|
4. Физминутка для глаз
|
На доске карта «Период политической раздробленности», учитель озвучивает: - найти на карте глазами Киевское княжество; - посмотрим глазами налево – найдём Галицко-Волынское княжество; - посмотрим глазами вверх – найдём Новгородское княжество; - посмотрим глазами вверх направо – найдём Владимиро-Суздальское княжество. |
2 мин |
||||||
|
5. Блок самопроверки и самоанализа.
|
- вспоминают проблемный вопрос, дают ответы; - выделяют положительные и отрицательные последствия политической раздробленности
- на листах выполняют задание в формате «допиши пропущенное»: 1. Политическая раздробленность на Руси началась в ____________ веке. 2. Главные политические земли на Руси - __________________, ________________, ________________. 3. Князь Владимиро-Суздальского княжества - ______________________ - является основателем Москвы. 4. Князь Владимиро-Суздальского княжества - ________________ - был убит в результате заговора бояр. 5. Вечевой республиканский строй был в _________________ и ______________. 6. Высшее должностное лицо в Новгороде - ______________________. 7. Возглавлял народное ополчение в Новгороде - ________________________. 8. Хранил казну в Новгороде - _________________________. 9. Успенский и Дмитриевский соборы были построены в городе ________________. 10. «Слово о полку Игореве» было создано в ________________ веке. - проверяют друг друга (баллы выставляют в тетрадь). |
5 мин |
||||||
|
6. Домашнее задание. |
- записывают домашнее задание (в дневник – номер параграфа, в тетрадь - вопросы для письменных ответов; индивидуальные сообщения для отдельных уч-ся). |
1 мин |
||||||
|
7. Рефлексивный блок.
|
- отвечают на вопросы: 1. Что нового и полезного для себя вы сегодня узнали на уроке? 2. Где могут пригодиться те знания, которые получили на уроке? 3. Где сможете их применить? 4. Какова оценка на уроке? (считают баллы в тетради, выставляют общую отметку, которую учитель выставляет в журнал) |
1 мин |
||||||
Заключение
Таким образом, подготовка к уроку истории в средней школы требует особого внимания, усердия и таланта. Правильно составленный конструкт урока поможет учителю обеспечить целостность и сохранность основных характеристик урока. Чтобы «собрать» конструкт урока, учителю необходимо владеть различными приёмами и комбинациями преподавания, уметь применять их на определённых этапах урока, подбирать правильные технологии для преподавания отдельной темы.
Ну и, конечно, при составлении конструкта урока по истории, не забывать, что изучение этого школьного предмета обеспечивает формирование российской идентичности, патриотизма, идеалов и ценностей гражданского общества и т.д. Поэтому необходимо заставить учеников полюбить этот предмет, заставить интересоваться историей своего государства, заставить сопереживать участникам разных событий и, самое главное, заставить учеников захотеть быть частью истории своей страны, любить её, защищать и делать всё возможное для её развития. Но «заставить» - это не значить применить авторитарные методы, нужно суметь заинтересовать ребят, вовлечь их в интересное увлекательное путешествие, суметь стать для учеников старших классов не просто учителем, а старшим другом, к которому им захочется бежать на урок, чтобы узнать что-то новое, чтобы быть там услышанным и оценённым. Если учителю удастся построить такие отношения со старшеклассниками, будет и хороший толк и отличный результат. «Вся гордость учителя в учениках в росте посеянных им семян», - как правильно сказал в своё время Д.И. Менделеев.
Список источников
Список литературы
1. Историко-культурны стандарт
2. Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.
4. Аствацатуров Г. О. Модульно – редуктивное обучение на уроках истории и обществознания. Волгоград:Учитель,2009 год.
5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя, - М.: Просвещение, 1999 год
6. Миронов А. В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – Волгоград: Учитель, 2014. -174с.
Интернет-сайты
1. https://yataal.wordpress.com/2016/03/17/типы-уроков-по-фгос-в-школе-требования/
2. https://pandia.ru/text/83/200/35207.php
Приложение 1
Отметка
за проверочную работу по данной Главе Оценивание
на уроке Закрепление Письменные
ответы на вопросы (особенности, характерные черты, отличия, сходства,
причинно-следственные связи) Даты
Понятия Термины
Признаки Персоналии Название
Темы урока Название Главы
![]()
![]()

Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.