Конструкт урока изобразительного искусства по производственной практике
ПМ. 01 «Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
Класс: 2
Тема урока: Ритм и движение пятен
УМК: Школа России
Цель: формирование познавательных УУД (умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать) в процессе рисования птицы.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий, умение производить самоконтроль своих действий; умение поддерживать диалог с учителем; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Предметные: обучающиеся знают о ритме линий; знают о ритме и движении пятен, умеют изображать их на бумаге в соответствии с образцом; знают о птицах, о проявлении ритма, движений линий и пятен в природе.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать у обучающихся сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств.
Развивающие: развивать у обучающихся умение творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; умение поддерживать диалог с учителем; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Образовательные: актуализировать знания о ритме линий, о проявлении ритма, движений линий в природе,о птицах; познакомить с ритмом и движением пятен, научить изображать их на бумаге в соответствии с образцом; познакомить с проявлением ритма, движений пятен в природе.
Изобразительные: научить обучающихся использовать свой замысел в искусстве в изображении птиц.
Технические: формировать у обучающихся навыки работы с различными художественными материалами: акварелью, простым карандашом.
Композиционные: совершенствовать у обучающихся композиционные навыки, продумывать замысел композиции: птица летит к скворечнику.
Цветовые: учить обучающихся выбирать цвета и оттенки цветов в соответствии с природной окраской птиц.
Принципы воспитания:
· создание положительного эмоционального подъёма;
· создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма.
Принципы обучения:
· принцип развивающего и воспитывающего обучения;
· принцип сознательной активности;
· принцип систематичности и последовательности;
· принцип доступности;
· принцип прочности;
Методы воспитания:
· методы стимулирования коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
- создание ситуации успеха;
- поощрение и порицание.
· методы осмысления своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:
- беседа.
· методы формирования социального опыта детей:
- педагогическое требование.
· Методы развития познавательного интереса:
- создание ситуации творческого поиска.
Методы обучения:
· словесные:
- объяснение;
- беседа.
· наглядные:
- демонстрация.
· практические:
- творческое задание.
· методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;
· методы контроля и самоконтроля;
· методы эмоционального стимулирования:
- создание ситуации успеха;
- поощрение и порицание.
· показ.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Дидактические средства:
демонстрационные: презентация «Ритм и движение пятен», образец рисунка, видеоролик «физминутка».
индивидуальные: карточки с шифром, шаблоны птицы и скворечника, карточки «Критерии самооценки».
Тип урока: открытие нового знания
Структура урока:
1. Организационно-мотивационный этап (3 мин.);
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (6 мин.);
3. Решение проблемы (изучение нового материала) (5 мин.);
4. Физминутка (1 мин.);
5. Первичное закрепление (5 мин.);
6. Организация самостоятельной работы (20 мин.);
7. Рефлексия (5 мин.).
Итог: 45 мин.
Использованная литература:
5. Физминутка: https://www.youtube.com/watch?v=GSsQBavFfnQ
Эскиз доски
10 мая. Классная работа. |
|
|
Ход урока
Этап фрагмента урока |
Образовательна я задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
1.Организационно-мотивационный этап |
Привлечь внимание обучающихся к уроку; проверить готовность к уроку; создать положительно-эмоциональный настрой, мотивацию и готовность к принятию целей и результату урока. |
словесные:объяснение; наглядные:демонстрация; методы контроля и самоконтроля; методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха; поощрение и порицание. |
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Витальевна, и сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. - Предлагаю проверить готовность. На ваших партах лежат: альбом, непроливайка, акварельные краски, кисточки, (клеёнка) и конверты, которые я вам выдала. -Вижу, что у всех все есть. Отлично. - Теперь первый ряд сядет, если скажет – какие цвета в палитре считаются основными. Молодцы, садитесь. Третий ряд, если скажет – есть ли здесь стенд с вашими рисунками? Спасибо, садитесь. И второй ряд –каких перелётных птиц вы знаете? Отлично, присаживайтесь. - Не забывайте про правильную посадку. Спина должна быть прямая, ноги стоят ровно на полу, между животом и партой должен поместиться кулак и руки лежат на парте «полочкой». -Замечательно, для того чтобы настроиться на предстоящую деятельность и быть внимательными мы с вами поиграем в игру «Отгадай кто это». - Обратите внимание на слайд. Как вы думаете, кто это? -Да, действительно, это пятно похоже на птицу. А как вы думаете, какая это именно птица? -У вас очень интересные предположения. -Посмотрите на следующее изображение. -Как вы думаете, кто это? -А что это за птица? -Да вы правы, это пятно похоже на синицу. -Ну и посмотрим на следующее изображение.
-Как вы думаете, кто это? (если не могут угадать: ребята, это литературный персонаж, житель Цветочного города, он частенько сочиняет небылицы). -Да, ребята, это Незнайка. Сегодня он пришел к нам в гости. Дело в том, что у него в школе будет урок изобразительного искусства и тема урока у него будет такая же, как и у нас сегодня. Он просит помощи у нас, чтобы мы помогли ему в ней разобраться, чтобы он был успешным на уроке. -Ребята, поможем Незнайке? - Какие молодцы, теперь мы можем начинать. |
Проверяют готовность.
- (желтый, красный, синий).
- да/нет.
- ласточка, стриж, иволга, кукушка и т. д.
-Проверяют свою посадку.
-Птица.
-Может быть ворон, жаворонок и т.д.
-Тоже птица. -Наверное это синица.
-Это Незнайка.
-Поможем. |
Ф |
демонстрационные: презентация «Ритм и движение пятен». |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность наблюдательности и фантазии. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение творческого видения с позиций художника, т. е. умением анализировать. умение поддерживать диалог с учителем, умение производить самоконтроль своих действий.
|
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы |
Актуализировать знания и опыт необходимый для изучения темы. Формировать готовность к сотрудничеству, к учебной деятельности, интерес к выполнению заданий. |
методы проверки и оценки знаний, умений и навыков; методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; словесные: объяснение; беседа; методы контроля и самоконтроля; показ. |
-Посмотрите, Незнайка отправил нам несколько вопросов, он хочет проверить, что вы запомнили с прошлого урока. (на слайде появляются вопросы). -Ребята, мы с вами только что играли в игру, угадывали, кто спрятался за пятнами. -А может ли у пятен быть ритм? (имя), говори. -А кто мне скажет, что такое ритм в изобразительном искусстве? -Так, значит ритм может быть не только у пятен, а у чего еще? -Верно, у линий. -Где мы можем встретить ритм пятен и линий? -Да, правильно. Многие художники изображают красоту природы в своих картинах и очень часто используют ритм пятен и ритм линий. - Какое настроение может создать ритм линий и пятен? -Верно, а с помощью чего художник может передать это настроение? Посмотрите на изображения и подумайте. -Да, вы правы. Молодцы, ребята, вы верно ответили на вопросы, Незнайка вами очень доволен. -На прошлом уроке вы изучили ритм. Но знаете ли вы, что у ритма в изобразительном искусстве есть разновидности? Тогда предлагаю это узнать. Для этого мы разгадаем шифр. - Возьмите конверт и достаньте оттуда длинную карточку с буквами. Покажите, что она есть у вас.
- Вам необходимо зачеркнуть буквы, которые повторяются 3 и более раза. Из оставшихся должны получиться 2 ключевых слова, которые относятся к сегодняшней теме. Ответ:
- Какие слова у вас получились? Верно, молодцы. Сегодня мы с вами продолжим изучать ритм и познакомимся с движением пятен. На слайде: Ритм и движение пятен. - Для того, чтобы узнать какие задачи нам предстоит решить, предлагаю взглянуть на слайд. На слайде: ;нетяпяинеживд и амтирилор о ьтанзУ 1) .конусирьтавосираН 2) - Слова отзеркалились. Кто хочет попробовать прочитать? На слайде: 1) Узнать о роли ритма и движении пятен в изобразительном искусстве; 2) Нарисовать рисунок, используя ритм и движение пятен. - Прекрасно, теперь мы можем приступить к решению задач. |
- Может.
-Это повторение, чередование форм, линий, пятен. -У линий.
-В природе.
- грустное, торжественное и т. д. -С помощью цвета, формы пятен и линий.
- нет.
Разгадывают шифр.
- «движение» и «пятна».
- (читает задачи.) |
Ф, И |
презентация «Ритм и движение пятен», карточки с шифром. |
ОК |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение поддерживать диалог с учителем, умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умение производить самоконтроль своих действий. Предметные: обучающиеся знают о ритме линий, о проявлении ритма, движений линий в природе. |
|
||||||||
3.Решение проблемы (изучение нового материала) |
Изучить материал по новой теме (роль ритма и движения пятен в изобразительном искусстве и природе). |
словесные: объяснение; беседа; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков; методы контроля и самоконтроля; методы эмоционального стимулирования:поощрение и порицание; показ. |
- Как звучит 1-я задача? - Какие цвета использованы на этих фотографиях? На слайде: - Что вы ощущаете, глядя на каждую из фотографий? -Я согласна с вами. Эти 2 изображения абсолютно разные. И вы верно отметили, что они отличаются цветами. Художники, чтобы придать картине особое настроение, используют ритм пятен. Они сочетают подходящие цвета и пятнами наносят их на холст. Тёплые цвета – для доброго, светлого, весёлого настроения; и холодные – чтобы прочувствовать печальную, тревожную ситуацию. - Также особое место занимает изображение линий. На 1-й фотографии линии колючие, острые, поэтому от деревьев исходит некая опасность. А на 2-ой фотографии листья изображены плавно, а форма ягод – круг. Поэтому кажется, будто земляника светится от счастья. - При помощи движения каких-либо предметов на изображении также можно передать характер. В изобразительном искусстве движение называют ритмом. Наблюдали ли вы когда-нибудь за птицами? Что они обычно делают? Замечали ли вы, как птицы располагаются, когда осенью улетают на юг? А когда птицы едят, они это делают аккуратно или беспорядочно? На слайде:
- Ритм тоже может быть различным. Например, на 1-ом изображении летящие птицы соблюдают спокойный, размеренный ритм. Они сосредоточены на полёте. А на 2-м изображении голуби сбились в кучу, чтобы заполучить пшено. Здесь ритм такой быстрый и хаотичный, что даже не понятно – что происходит. - Какую задачу мы сейчас решили? С помощью чего? |
- (читает задачу.) - на 1-й фотографии использованы белый, серый и чёрный цвета. а на 2-й –коричневый, зелёный, жёлтый, красный.
- из-за 1-й фотографии я чувствую холод и одиночество. от 2-й фотографии мне тепло и радостно.
- да/нет. - едят корм, летают, купаются в фонтанах, дерутся. - они летят «клином», друг за другом. когда едят, обычно дерутся или сидят в кучках.
-Да. - (называет задачу.) -С помощью обсуждения. |
Ф |
презентация «Ритм и движение пятен». |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности). Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; умение грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; умение поддерживать диалог с учителем, умение производить самоконтроль своих действий. Предметные: обучающиеся знают о ритме линий; знают о ритме и движении пятен; знают о птицах, о проявлении ритма, движений линий и пятен в природе. |
4.Физминутка |
Организовать разминку для обучающихся, чтобы снять физическое и эмоциональное напряжение. |
наглядные: демонстрация; методы контроля и самоконтроля. |
- Перед тем как продолжить, предлагаю встать со своих мест, чтобы немного размяться. Вставайте так, чтобы вам было удобно свободно двигаться. Физминутка: https://www.youtube.com/watch?v=GSsQBavFfnQ - Молодцы, теперь тихо сядут девочки. И ещё тише – мальчики. -Не забываем про правильную посадку. |
Участвуют в физминутке.
Проверяют свою посадку. |
Ф |
Демонстрационные: Видеоролик «физминутка». |
СК |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение производить самоконтроль своих действий.
|
5. Первичное закрепление |
Учить применять новые знания и способы деятельности в знакомых ситуациях; отрабатывать умения действовать в соответствии с планом; активизировать все виды памяти, анализ синтез, связную речь через алгоритмизацию, выполнение практических заданий, упражнений. |
словесные: объяснение; беседа; наглядные: демонстрация; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков; методы контроля и самоконтроля; методы эмоционального стимулирования:поощрение и порицание; показ. |
- Какую задачу нам предстоит решить теперь? - Верно, сейчас мы будем рисовать, а вот чтобы понять, что именно… -Ой, ребята, к нам на почту пришло письмо, незнайка отправил нам сообщение. -(Ребята, все вы знаете, что с приходом весны с юга возвращаются птицы. Мне очень интересно, как люди помогают птицам. Расскажите пожалуйста). -(имя), говори. -Отлично, я вам предлагаю изобразить птицу, летящую к своему скворечнику. На доске:
- Где в этом рисунке соблюдается ритм движения? Как это можно понять? - А как проявляется ритм пятен? Обратите внимание, что у летящей птицы присутствует мягкий светло-коричневый цвет, как бы придавая её движению воздушностии свободы. - Можете ли вы сказать – как называется эта птица? А что вы знаете о воробьях? А знали ли вы, что эти птицы видят мир в розоватом цвете? Глаза воробьёв построены не так, как у людей, поэтому они видят всё примерно так: На слайде:
- На самом деле не только воробьи, но и большинство птиц видит мир так, как показано на 2-й фотографии. - В ваших конвертах также лежат таблицы, которые называются «Критерии самооценки». Достаньте их и прочитайте «про себя» критерии. Какой критерий вам показался непонятным?
- В конце урока вам нужно будет оценить себя по этим критериям, чтобы потом выставить оценку. - Теперь достаньте из конвертов 2 шаблона. Шаблон птицы и скворечника. Покажите мне, что они есть у вас. Шаблоны: |
- (называет задачу.)
-Люди кормят птиц, если какая - то птица ранена, некоторые забирают к себе домой, лечат и отпускают. Еще строят скворечники и насыпают туда семечки.
- (озвучивают варианты.)
- можно понять по птице, она летит.
- у птицы чередуются цвета, пятна на ней разные по форме и цвету. - воробей. - (ответы детей.) - нет.
Читают критерии. |
Ф |
демонстрационные: презентация «Ритм и движение пятен», образец рисунка. индивидуальные: шаблоны птицы и скворечника, карточки «Критерии самооценки».
|
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; умение грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; умение поддерживать диалог с учителем. Предметные: обучающиеся знают о ритме линий; знают о ритме и движении пятен; знают о птицах, о проявлении ритма, движений линий и пятен в природе. |
6.Организация самостоятельной работы |
Выявить качество и уровень усвоения обучающимися знаний и способов действий обучающихся; обеспечить развитие у обучающихся способности к оценочным действиям. |
словесные: объяснение; беседа; наглядные: демонстрация; практические: творческое задание; методы контроля и самоконтроля; методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание. |
- Для начала необходимо расположить альбом горизонтально. - Выберите силуэт птицы. - Прикладываем шаблон к листу в верхний левый край, немного наклоняем шаблон, как я показываю, будто птица летит вниз к скворечнику и аккуратно, лёгким касанием карандаша, обводим. Потом линии можно подправить – пожирнее выделить контур карандашом. Берем шаблон скворечника, расположите его в правом нижнем углу и точно также обведите по контуру.
-Ребята, как вы думаете, что нам нужно обязательно еще нарисовать позади скворечника? -Правильно, дерево, наш скворечник должен на чем- то прикреплен. Нарисуем дерево также простым карандашом. (показываю). - Сейчас предлагаю раскрасить птицу. Раскрашивать будем красками. Каким цветом мы раскрасим воробья? Отлично, сначала раскрасим его полностью коричневым цветом. Пока краска сохнет, раскрасим скворечник. Каким цветом раскрасим его? -Отлично, для удобства можете взять тонкую кисть и прокрасить сначала коричневым цветом по контуру. Затем закрасьте полностью скворечник. -Пока краска сохнет, прорисуем у воробья лапки, клюв и нарисуем глаз черным цветом. Затем возьмем белый цвет и прорисуем кончики крыльев. Хвоста и брюшка. Замечательно, прорисуем также черным цветом отверстие, чтобы птица могла попасть внутрь. -Осталось нарисовать фон, каждый может нарисовать по-разному. Я нарисую к дереву ветку с листьями и нарисую небо.
Как закончите – положите свои кисточки. - Вижу, что многие уже закончили. Какую задачу мы сейчас выполняли? Мы выполнили её? - Теперь возьмите карточку с критериями и заполните её. Вам необходимо поставить «+» напротив того критерия, который вам удалось соблюсти во время рисования. Ниже поставьте себе оценку в соответствии с количеством «плюсов». То есть 5 «+» - «пятёрка», 4 – «четвёрка» и так далее. - Предлагаю выбрать нескольких человек, которые хотят представить свои рисунки на основе критериев. Выходите к доске. - Расскажи историю этой птицы. Почему ты выбрал/а именно эти цвета? детали? Где у тебя здесь соблюдается ритм, движение пятен? Какие критерии тебе удалось соблюсти? Какую оценку поставишь себе? - Ребята, я вижу, что вы все постарались, и у вас получились отличные рисунки. |
-Обводят шаблоны птицы и скворечника.
-Дерево.
-Коричневым.
-Тоже коричневым.
-Читает задачу. -Да.
-Выставляют оценки по критериям.
-Представляют работы. |
И, Ф |
демонстрационные: презентация «Ритм и движение пятен», образец рисунка. индивидуальные: шаблоны птицы и скворечника, карточки «Критерии самооценки».
|
СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности). Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; умение поддерживать диалог с учителем; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Предметные: обучающиеся знают о ритме и движении пятен, умеют изображать их на бумаге в соответствии с образцом. |
7.Рефлексия |
Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности. |
словесные: объяснение; беседа; наглядные: методы проверки и оценки знаний, умений и навыков; методы контроля и самоконтроля; методы эмоционального стимулирования:поощрение и порицание; показ. |
- Кто помнит – как звучала тема? Что мы делали для решения 1-й задачи? для 2-й задачи? Кого мы рисовали? - Получилось ли у вас соблюсти движение или ритм пятен? -Кто к нам сегодня приходил в гости на уроке? - Для того чтобы оценить свою деятельность, я предлагаю взглянуть на слайд и продолжить любое предложение. На слайде: Мне понравилось… Я узнал/а… Мне пригодится… Было трудно… Мне не понравилось… - Кто хочет поделиться – какое предложение получилось? - Хочу отметить (имена) за активность, за глубокие познания в изобразительном искусстве, за креативность. - Вы все сегодня хорошо потрудились, мне очень понравилось работать с вами. Незнайка прощается с вами и говорит спасибо. Не забудьте прибрать за собой рабочие места. До свидания. |
- «Ритм и движение пятен». - для решения 1-й задачи мы слушали о ритме и движении пятен; для решения 2-й задачи – рисовали воробьёв. -Незнайка.
Продолжают предложения.
- (заканчивает предложение.) |
И, Ф |
презентация «Ритм и движение пятен». |
ОК, СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности). Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение поддерживать диалог с учителем. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.