Конструкт урока литературного чтения
студента группы 46 А
специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Мамонтовой Юлии Максимовны
Тема урока: Составление устного рассказа «Мой любимый детский писатель» на примере изученных произведений.
УМК: Школа России
Цель: совершенствование умение создавать устные тексты в процессе составления устного рассказа «Мой любимый детский писатель» на примере изученных произведений.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию; формулировать с помощью учителя цель; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; строить монологическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия; составлять устные высказывания на основе прочитанного текста на заданную тему по содержанию произведения.
Предметные: обучающиеся актуализируют знания о тексте-рассуждении, биографии писателей, знают части текста-рассуждения, умеют составлять текст-рассуждение
Задачи:
Воспитательные: формировать у обучающихся проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Развивающие: развивать умение проявлять волевую саморегуляцию; формулировать с помощью учителя цель; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; строить монологическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия; составлять устные высказывания на основе прочитанного текста на заданную тему по содержанию произведения.
Образовательные: актуализировать знания обучающихся о тексте-рассуждении, биографии писателей, знают части текста-рассуждения, умеют составлять текст-рассуждение
Принципы воспитания
ü Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом
ü Создание положительного эмоционального подъема
ü Воспитание через взаимодействие
Принципы обучения
ü Принцип наглядности
ü Принцип систематичности и последовательности
ü Принцип доступности
Методы воспитания
1. Методы формирования социального опыта детей
ü Педагогическое требование
ü Упражнение
2. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения
ü Беседа
3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе
ü Поощрение
Методы обучения
1. По источнику получения знаний
ü Словесные (беседа, объяснение)
ü Наглядные (демонстрация)
2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
ü Методы эмоционального стимулирования (поощрение)
ü Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию)
ü Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная
Дидактические средства:
демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Составление устного рассказа «Мой любимый детский писатель» на примере изученных произведений.»
индивидуальные: дневник, учебник, пенал с письменными принадлежностями, карточка - план
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий
Структура урока:
1. Мотивация к учебной
деятельности (3 мин.)
2. Актуализация и фиксирования индивидуального затруднения (3 мин)
3. Выявление места и причины затруднений, построение проекта выхода из
затруднения(цель, тема) (2 мин)
4. Реализация построенного проекта(освоение новых знаний и способов действий)
(14 мин.)
5. Физминутка (2 мин.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (13 мин.)
7.Инструктаж домашнего задания (1 мин)
7. Рефлексия учебной деятельности (2 мин.)
Использованная литература:
1. Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки
Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.
2. Об утверждении федеральной образовательной программы
начального общего образования: приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.05.2023 № 372. - Москва, 2022. - 3909 с. - Текст:
непосредственный
3. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
4. Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (3 класс) на 2023 – 2024 учебный год (составитель: Ворончихина О.Н.)
Эскиз доски
|
24 апреля. Классная работа.
|
|
Ход урока
Этап урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
Мотивация к учебной деятельности |
Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности |
1. Методы формирования социального опыта детей Педагогическое требование Методы обучения 1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию)
|
-Доброе утро, ребята! -Проверим готовность к уроку, на парте у вас лежит пенал с письменными принадлежностями, учебник по литературе и дневник. -Я вижу, что все готовы к уроку. -Теперь сначала садятся девочки, затем садятся мальчики. -Не забываем про посадку. Спина прямая, ноги стоят ровно на полу, руки лежат на парте. -Ребята, а сейчас, для того чтобы настроиться на урок, я предлагаю Вам обратить внимание на доску. Перед вами портреты детских писателей. Запомните их. -Теперь закройте глаза. -Открывайте. Каких авторов не хватает? -Все верно. Молодцы! |
Приветствуют педагога
Проверяют готовность |
Ф |
- |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию
|
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление места и причины затруднений, построение проекта выхода из затруднения (цель, тема) |
Организовать актуализацию изученных способов действий. Организовать построение проекта изучения нового знания |
1. Методы формирования социального опыта детей Упражнение 3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе Поощрение Методы обучения 1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования (поощрение) Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль) |
-Ребята, а какие авторы представлены на доске? -Вы правы, это Л.Н. Толстой, Н. Носов, С.Я. Маршак, В.Ю. Драгунский, К. И. Чуковский, Х.-К. Андерсен, А.С Пушкин -Расскажите, какие интересные факты из жизни этих авторов вы помните? -Отлично. Работа с выставкой книг. – Расскажите, книги каких писателей представлены на выставке. Почему вы принесли книги именно этих авторов? – Есть ли у вас любимое произведение этого писателя? Есть ли любимые герои? Кто они? -Мир книг огромен, заманчив и разнообразен. Читайте, читайте, читайте! Но помните: сначала учение, потом чтение. Это закон. -Перед тем как перейти к теме урока, я предлагаю вспомнить правила работы в группе. -Верно, слушать и слышать друг друга, не перебивать говорящего – Сегодня мы с вами устный рассказ. Я прошу вас порассуждать на тему: «Мой любимый детский писатель». -Найдите в толковом словаре значение слова «рассуждение». -Вы правы, тип речи, в котором устанавливаются связи между предметами, причины их свойств и действий, дается оценка описанному. – Какое из данных значений подходит к нашей работе? Сформулируйте цель. -Отлично, цель: составить устный рассказ-рассуждение на тему «Мой любимый детский писатель» |
Л.Н. Толстой, Н. Носов, С.Я. Маршак, В.Ю. Драгунский, К. И. Чуковский, Х.-К. Андерсен, А.С Пушкин
Ответы на вопросы учителя
слушать и слышать друг друга, не перебивать говорящего
Тип речи, в котором устанавливаются связи между предметами, причины их свойств и действий, дается оценка описанному.
|
Ф |
мультимедийная презентация на тему « Составление устного рассказа «Мой любимый детский писатель» на примере изученных произведений.» |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию; формулировать с помощью учителя цель; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; Предметные: обучающиеся актуализируют знания о тексте-рассуждении, биографии писателей, |
Решение проблемы |
|
1. Методы формирования социального опыта детей Педагогическое требование Упражнение 2. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения Беседа 3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе Поощрение Методы обучения 1. По источнику получения знаний Словесные (беседа, объяснение) Наглядные (демонстрация) 2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования (поощрение) Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль) |
-Ребята, обратите внимание на слайд. Любое рассуждение состоит из трех частей:
1. Мысль, которую надо доказать, подтвердить. 2. Факты-подтверждения. 3. Итог рассуждения.
– Как вы думаете, какая часть самая большая? -Вы правы, вторая. Потому что в ней приводятся аргументы, для того чтобы передать суть темы и доказать ее – Для рассуждения характерны определенные слова, обороты речи. Если мы хотим высказать свою мысль, то с чего мы начнем? -Верно, я думаю, убежден, уверен, мне кажется и -Доказательство любит последовательность: во-первых, во-вторых, например и т. д. – Какими словами мы начинаем подводить итог? Верно, поэтому, итак, словом, значит -Сейчас, я предлагаю Вам познакомиться с планом составления рассказа – рассуждения -Какой будет первый пункт плана? -Что мы можем рассказать в этом пункте? -Отлично ТАК ПО ВСЕМ ПУНКТАМ План 1. Кто твой любимый детский писатель? 2. О чем он обычно пишет? 3. Какие его книги ты читал? 4. Первая встреча с книгами этого писателя. 5. Что запомнило, удивило? 6. За что любишь его книги? 7. Есть ли любимые герои? Страницы? 8. Что советуешь прочитать друзьям? Почему именно это?
|
Вторая, так как она самая главная, иначе тема будет не раскрыта
Я думаю, убежден, уверен, мне кажется и др.)
Поэтому, итак, словом, значит и т. д
|
Ф |
мультимедийная презентация на тему «Составление устного рассказа «Мой любимый детский писатель» на примере изученных произведений.», карточка-план |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение). Предметные: обучающиеся знают части текста-рассуждения, |
Физминутка |
снять мышечное напряжение, переключиться на другой вид деятельности |
1. Методы формирования социального опыта детей Педагогическое требование 3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе Поощрение Методы обучения 1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль) |
-Дежурные, попрошу Вас провести физминутку - Отлично, садимся на места. - Проверяем посадку, ноги стоят на полу ровно, спина соприкасается со спинкой стула, между животом и партой помещается кулачок. |
Выполняют физминутку
|
Ф |
- |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию |
Первичное закрепление |
Организовать возможность применения нового способа действий |
1. Методы формирования социального опыта детей Педагогическое требование Упражнение 2. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения Беседа Методы обучения 1. По источнику получения знаний Словесные (беседа, объяснение) Наглядные (демонстрация) 2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования (поощрение) Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль) |
- Пришло время выполнить главную задачу на урок. Сейчас мы будем работать в группе. -Каждый из Вас, будет устно составлять свой рассказ – рассуждение с помощью плана и представлять его группе. -Каждый из группы внимательно слушает говорящего, потом вы будете делиться тем, что узнали у одноклассников.
-…, расскажи нам о том, что ты узнал из рассказа … Кто его любимый автор? Какие аргументы он приводил?
|
Составляют рассказ
Беседа с учителем |
Ф |
- |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; строить монологическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия; составлять устные высказывания на основе прочитанного текста на заданную тему по содержанию произведения. Предметные: умеют составлять текст-рассуждение |
Инструктаж домашнего задания |
Организовать обсуждения и запись домашнего задания |
1. Методы формирования социального опыта детей Педагогическое требование Методы обучения 1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль) |
|
|
Ф |
- |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию |
Рефлексия учебной деятельности |
Организовать рефлексию учащихся по поводу психоэмоционального состояния, своей деятельности. |
1. Методы формирования социального опыта детей Педагогическое требование 3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе Поощрение Методы обучения 1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль) |
-Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? -Конечно, составляли рассказ-рассуждение -Кто может сказать, что такое рассуждение? -Верно. -Ребята, возьмите сигнальные карточки. Покажите зеленый, если у вас получилось составить рассказ – рассуждение и вам было интересно узнать о любимых писателях своих одноклассников Покажите красный, если у вас возникли затруднения, но вам понравилось слушать свои одноклассников -Спасибо вам большое за урок, вашу внимательность, активность и отзывчивость. -Мне было приятно с вами работать. -До свидания! |
составляли рассказ - рассуждение
|
Ф |
- |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.