Конструкт урока литературного чтения по производственной практике
ПМ. 01 «Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студента группы 46 А
специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Мамонтовой Юлии Максимовны
Тема урока: Волшебные предметы и помощники в литературных сказках Ш. Перро
УМК: Школа России
Цель: совершенствование умений участвовать в обсуждении прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание в процессе актуализации знаний о содержании сказок Ш. Перро
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию; формулировать с помощью учителя цель; создавать графическую информацию в соответствии с учебной задачей; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; составлять устные высказывания на основе прочитанного текста на заданную тему по содержанию произведения.
Предметные: обучающиеся актуализируют знания о биографии Ш. Перро, об определение понятия сказка, переводная литература, знают содержание сказок Ш. Перро.
Задачи:
Воспитательные: формировать у обучающихся проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Развивающие: развивать умение проявлять волевую саморегуляцию; формулировать с помощью учителя цель; создавать графическую информацию в соответствии с учебной задачей; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; составлять устные высказывания на основе прочитанного текста на заданную тему по содержанию произведения.
Образовательные: актуализировать знания обучающихся знания о биографии Ш. Перро, об определение понятия сказка, переводная литература, актуализировать знания о содержании сказок Ш. Перро.
Принципы воспитания
ü Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом
ü Создание положительного эмоционального подъема
ü Воспитание через взаимодействие
Принципы обучения
ü Принцип наглядности
ü Принцип систематичности и последовательности
ü Принцип доступности
Методы воспитания
1. Методы формирования социального опыта детей
ü Педагогическое требование
ü Упражнение
2. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения
ü Беседа
3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе
ü Поощрение
Методы обучения
1. По источнику получения знаний
ü Словесные (беседа, объяснение)
ü Наглядные (демонстрация)
2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
ü Методы эмоционального стимулирования (поощрение)
ü Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию)
ü Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная
Дидактические средства:
демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Сказки Ш. Перро»
индивидуальные: дневник, учебник, пенал с письменными принадлежностями.
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий
Структура урока:
1. Мотивация к учебной
деятельности (3 мин.)
2. Актуализация и фиксирования индивидуального затруднения (3 мин)
3. Выявление места и причины затруднений, построение проекта выхода из
затруднения(цель, тема) (2 мин)
4. Реализация построенного проекта(освоение новых знаний и способов действий)
(14 мин.)
5. Физминутка (2 мин.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (13 мин.)
7.Инструктаж домашнего задания (1 мин)
7. Рефлексия учебной деятельности (2 мин.)
Использованная литература:
1. Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки
Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.
2. Об утверждении федеральной образовательной программы
начального общего образования: приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.05.2023 № 372. - Москва, 2022. - 3909 с. - Текст:
непосредственный
3. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
4. Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (3 класс) на 2023 – 2024 учебный год (составитель: Ворончихина О.Н.)
Эскиз доски
|
2 мая. Классная работа.
|
|
Ход урока
Этап урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
Мотивация к учебной деятельности |
Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности |
1. Методы формирования социального опыта детей Педагогическое требование Методы обучения 1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию)
|
-Доброе утро, ребята! -Я рада вас всех видеть, меня зовут Юлия Максимовна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. -Проверим готовность к уроку, на парте у вас лежит пенал с письменными принадлежностями, учебник по литературе и дневник. -Я вижу, что все готовы к уроку. -Теперь сначала садятся девочки, затем садятся мальчики. -Не забываем про посадку. Спина прямая, ноги стоят ровно на полу, руки лежат на парте. -Ребята, а сейчас, для того чтобы настроиться на урок, я предлагаю выполнить упражнение, которое называется «пистолетики» -Для этого на правой руке покажите пистолет, на левой мизинец и безымянный палец. Теперь попробуем поменять -Отлично встряхните руки -Сегодня нас ждет интересный урок, поэтому предлагаю нам с вами начать. |
Приветствуют педагога
Проверяют готовность |
Ф |
- |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию
|
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление места и причины затруднений, построение проекта выхода из затруднения (цель, тема) |
Организовать актуализацию изученных способов действий. Организовать построение проекта изучения нового знания |
1. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе Поощрение Методы обучения 1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований |
-Но перед тем, как перейти к новой теме, я предлагаю вспомнить, что мы делали на прошлом уроке. -С какими авторами мы с вами познакомились? -Вы правы, с писателями – переводчиками Маршаком и Чуковским -Какие произведения мы с Вами инсценировали? -Верно, «Красная шапочка», «Откуда у верблюда горб», «Алиса в Стране Чудес» -А что такое переводная литература? Отвечаем по поднятой руке -Верно, это тексты, переведенные с одного языка на другой -Для того, чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, я предлагаю посмотреть на доску. Иллюстрации к каким сказкам вы здесь видите? -Вы правы, это иллюстрации к сказкам Ш. Перро. -Ребята, а что такое сказка? -Вы правы сказка – это один из жанров фольклора или художественной литературы. -Как вы думаете, как будет звучать тему нашего урока? -Какие интересные у Вас предположения. Тема урока: сказки Ш. Перро -Ребята, а какую цель мы можем поставить на урок? -Верно. Вспомнить волшебные предметы сказок Ш. Перро -Сегодня я предлагаю нам поработать в группах. Для этого обратите внимание на край парты, у каждого из Вас лежит жетон разного цвета. Сейчас Вам нужно пересесть на парту, на которой стоит табличка с цветом вашего жетона -Отлично. Какие правила работы в группах Вы знаете? -Молодцы! Я желаю нам с Вами продуктивной работы! |
Инсценировки сказок С. Я. Маршак, К. Чуковский «Красная шапочка», «Откуда у верблюда горб», «Алиса в Стране Чудес» тексты, переведенные с одного языка на другой “Кот в сапогах”, “Красная Шапочка”, “Золушка”. |
Ф |
мультимедийная презентация на тему «Сказки Ш. Перро» |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию; формулировать с помощью учителя цель; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; Предметные: обучающиеся актуализируют знания об определение понятия сказка, переводная литература |
Решение проблемы |
|
1. Методы формирования социального опыта детей Педагогическое требование Упражнение 2. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения Беседа 3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе Поощрение Методы обучения 1. По источнику получения знаний Словесные (беседа, объяснение) Наглядные (демонстрация) 2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования (поощрение) Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль) |
-Ребята, для того чтобы перейти к сказкам, нам нужно вспомнить биографию автора. -Сейчас я прочитаю Вам биографию Ш. Перро. Ваша задача слушать внимательно, после прочтения я задам вопросы Давным-давно в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были пятеро братьев: Жан – адвокат, Пьер-сборщик налогов, Клод – врач и любитель архитектуры, Николя – ученый богослов и математик, и самый младший из братьев – Шарль. Он стал знаменитым писателем-сказочником. Нет человека, который бы в детстве не читал сказку “Мальчик-с-пальчик”, кто не знает сказки о несчастной принцессе, уколовшейся веретеном и заснувшей на целых сто лет, о трудолюбивой Золушке, о хитроумном Коте в сапогах Всего Ш.Перро написал 11 сказок. Интересно, что сам Шарль Перро никогда и подумать не мог, что прославится именно как детский писатель-сказочник! -Ребята, сколько братьев было у Шарля? -Верно, четверо, Шарль был пятым, самым младшим -Сколько сказок написал Ш. Перро? -Верно, всего 11 сказок -Хотел ли Ш. Перро прославиться как детский писатель – сказочник? -Вы правы, сам Ш. Перро и не думал, что прославиться как детский писатель -Какие сказки я перечислила, рассказывая об авторе? -Молодцы! «Мальчик с пальчик», «Спящая красавица», «Золушка», «Кот в сапогах» -Теперь, для того чтобы вспомнить сказки Ш. Перро, мы с Вами будем работать по группам. -Каждой из групп, я выдала конверт. Откройте его, там лежит пазл, ваша задача собрать картину одной из сказок, а потом рассказать нам об этой сказке по вопросам, которые указаны на второй карточке в конверте. Группа, которая будет готова поставьте руки домиком. Приступайте. На работу у вас 5 минут «Красная шапочка» «Кот в сапогах» «Золушка» «Спящая красавица» «Мальчик-с-пальчик» -Отлично, я вижу, что вы закончили. Начнем ответы с первой группы. -Первая группа какая у Вас сказка? -Кто является главным героем? -Какой волшебный предмет или помощник был в данной сказке? -Вы большие молодцы справились с первым заданием! -Для того, чтобы узнать каким будет второе задание, Вам нужно внимательно осмотреться по кабинету. В кабинете спрятаны карточки с загадками по сказкам. Ваша задача найти одну загадку на группу и нарисовать обложку к этой сказке. На работу у вас 7 минут 1.Знайте, этого плутишку Никому не обхитрить: Людоеда, словно мышку, Умудрился проглотить. (Кот в сапогах) 2.Эта сказка не нова, В ней принцесса всё спала, Феи злобной то вина И укол веретена. (Спящая красавица) 3.В гости к бабушке пошла Пироги ей понесла Серый волк за ней следил Обманул и проглотил (Красная шапочка) 4.Вы знаете девушку эту Она в старой сказке воспета Работала, скромно жила Не видела ясного солнышка Вокруг только грязь и зола А звали красавицу … (Золушка) 5. Смышленость этого мальчишки спасла его и 6 братишек Хот ростом мал он да удал Так кто из вас о нем читал? -Заканчиваем. Предлагаю представить свои работы. -Отлично, у вас получились прекрасные обложки |
Слушают биографию
Отвечают на вопросы по биографии
Собирают пазл
Представляют работы
Выполняют задание |
Ф |
мультимедийная презентация на тему «Сказки Ш. Перро» |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию; создавать графическую информацию в соответствии с учебной задачей; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; Предметные: обучающиеся актуализируют знания о биографии Ш. Перро, знают содержание сказок Ш. Перро. |
Физминутка |
снять мышечное напряжение, переключиться на другой вид деятельности |
1. Методы формирования социального опыта детей Педагогическое требование 3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе Поощрение Методы обучения 1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль) |
-Ребята, я предлагаю нам немного отдохнуть, для этого встаньте со своих мест так, чтобы не мешать друг другу.
https://yandex.ru/video/preview/845895770163791606 - Отлично, садимся на места. - Проверяем посадку, ноги стоят на полу ровно, спина соприкасается со спинкой стула, между животом и партой помещается кулачок. |
Выполняют физминутку
|
Ф |
- |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию |
Первичное закрепление |
Организовать возможность применения нового способа действий |
1. Методы формирования социального опыта детей Педагогическое требование Упражнение 2. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения Беседа Методы обучения 1. По источнику получения знаний Словесные (беседа, объяснение) Наглядные (демонстрация) 2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования (поощрение) Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль) |
-Для того, чтобы узнать на сколько хорошо мы знаем содержание сказок, я предлагаю поиграть в игру «Что? Как? Почему?» -Посмотрите на слайд, здесь вы видите правила игры. -..., прочитай, пожалуйста. -Отлично, каждой из групп, по очереди, я буду задавать вопрос. Если группа не ответила, то вопрос переходит другой команде. Предлагаю начинать.
1. Почему падчерицу прозвали Золушка? (Она часто сидела в уголке возле камина на ящике с золой). Как выглядела Золушка?
2. Что несла Красная Шапочка своей бабушке? (Пирожок и горшочек масла)
3. Как называл своего хозяина Кот в сапогах? (Маркиз де Карабас)
4. Что получили в наследство старшие братья Маркиза де Карабаса? Какими характеристиками обладал Маркиз де Карабас? Кот в сапогах? (Старший – мельницу, средний – осла)
5. Что потеряла Золушка, когда убегала с бала? (Хрустальную туфельку)
6. Что должно было произойти, чтобы проснулась Спящая красавица? Как ее описывает автор? (Её должен был поцеловать принц)
7. Как звали королевского сына с хохолком? (Рике)
8. Почему младший сын мельника поверил Коту? (Ответ: тот пускался на хитрости, охотясь на крыс и мышей, значит, был ловким и сообразительным.)
9. Что сыпалось из уст старшей дочери? (змея или жаба)
10. Почему на праздник не пригласили старую фею? Как она выглядела? (Ответ: больше 50лет она не выходила из своей башни, и все думали, что она давно умерла.)
11. Почему во второй раз Мальчик с пальчик не смог найти дорогу из чащи? (Ответ: птицы склевали хлебные крошки.)
12. Почему юная фея спряталась за пологом кровати в детской? (Ответ: чтобы ее пожелание было последним и она могла спасти принцессу.)
13. Кто не заснул в заколдованном замке и почему? (Ответ: король и королева, чтобы было кому править королевством.)
14. Почему в сказке "Подарки феи" мать любила старшую дочь? (Ответ: та была похожа на нее - грубая) -Ребята, вы так хорошо знаете сказки Ш. Перро. Вы большие молодцы! -Ребята, а как вы думаете, чему учат сказки Ш. Перро? -Благодарю за ваши ответы. Вы правы, сказки Перро учат не бояться трудностей, воспитывать в себе смелость, мужество, справедливость, доброжелательное отношение к окружающим, трудолюбие, любовь к своей семье. |
Играют в игру
Отвечают на вопрос |
Ф |
мультимедийная презентация на тему «Сказки Ш. Перро» |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; составлять устные высказывания на основе прочитанного текста на заданную тему по содержанию произведения. Предметные: обучающиеся актуализируют знания о содержание сказок Ш. Перро. |
Инструктаж домашнего задания |
Организовать обсуждения и запись домашнего задания |
1. Методы формирования социального опыта детей Педагогическое требование Методы обучения 1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль) |
|
|
Ф |
- |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию |
Рефлексия учебной деятельности |
Организовать рефлексию учащихся по поводу психоэмоционального состояния, своей деятельности. |
1. Методы формирования социального опыта детей Педагогическое требование 3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе Поощрение Методы обучения 1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль) |
-Ребята, наш урок подходит к концу. -Предлагаю вспомнить тему сегодняшнего урока. -Спасибо. Тема урока была «Сказки Ш. Перро» -Чем мы занимались сегодня на уроке? -Верно, мы с вами вспоминали содержание сказок -Теперь я попрошу вас посмотреть на слайд и выбрать того Кота в сапогах, который описывает Вас на данный момент. Вам нужно не просто выбрать, но и объяснить почему именно этот кот -Мне было приятно с вами работать. -До свидания! |
Сказки Ш. Перро
вспоминали содержание сказок |
Ф |
мультимедийная презентация на тему «Сказки Ш. Перро» |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.