Конструкт урока литературного чтения по развитию речевых умений у обучающихся третьего класса с использованием приёмов анализа и интерпретации художественного текста на тему «Волшебные предметы и помощники в литературных сказках Ш. Перро»
Оценка 4.9

Конструкт урока литературного чтения по развитию речевых умений у обучающихся третьего класса с использованием приёмов анализа и интерпретации художественного текста на тему «Волшебные предметы и помощники в литературных сказках Ш. Перро»

Оценка 4.9
docx
17.06.2024
Конструкт урока литературного чтения по развитию речевых умений у обучающихся третьего класса с использованием приёмов анализа и интерпретации художественного текста на тему «Волшебные предметы и помощники в литературных сказках Ш. Перро»
volshebnye_predmety_sh_perro.docx

Конструкт урока литературного чтения по производственной практике

ПМ. 01 «Преподавание по программам начального общего образования

в начальных классах и начальных классах

компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студента группы 46 А

специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Мамонтовой Юлии Максимовны

Тема урока: Волшебные предметы и помощники в литературных сказках Ш. Перро

УМК: Школа России

Цель: совершенствование умений участвовать в обсуждении прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание в процессе актуализации знаний о содержании сказок Ш. Перро

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию; формулировать с помощью учителя цель; создавать графическую информацию в соответствии с учебной задачей; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; составлять устные высказывания на основе прочитанного текста на заданную тему по содержанию произведения.

Предметные: обучающиеся актуализируют знания о биографии Ш. Перро, об определение понятия сказка, переводная литература, знают содержание сказок Ш. Перро.

Задачи:

Воспитательные: формировать у обучающихся проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Развивающие: развивать умение проявлять волевую саморегуляцию; формулировать с помощью учителя цель; создавать графическую информацию в соответствии с учебной задачей; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; составлять устные высказывания на основе прочитанного текста на заданную тему по содержанию произведения.

Образовательные: актуализировать знания обучающихся знания о биографии Ш. Перро, об определение понятия сказка, переводная литература, актуализировать знания о содержании сказок Ш. Перро.

Принципы воспитания

ü Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом

ü Создание положительного эмоционального подъема

ü Воспитание через взаимодействие

Принципы обучения

ü Принцип наглядности

ü Принцип систематичности и последовательности

ü Принцип доступности

Методы воспитания

1. Методы формирования социального опыта детей

ü Педагогическое требование

ü Упражнение

2. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения

ü Беседа

3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе

ü Поощрение

Методы обучения

1. По источнику получения знаний

ü Словесные (беседа, объяснение)

ü Наглядные (демонстрация)

2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

ü Методы эмоционального стимулирования (поощрение)

ü Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию)

ü Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная

Дидактические средства:

демонстрационные: мультимедийная презентация на тему «Сказки Ш. Перро»

индивидуальные: дневник, учебник, пенал с письменными принадлежностями.

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности (3 мин.)
2. Актуализация и фиксирования индивидуального затруднения (3 мин)
3. Выявление места и причины затруднений, построение проекта выхода из затруднения(цель, тема) (2 мин)
4. Реализация построенного проекта(освоение новых знаний и способов действий) (14 мин.)
5. Физминутка (2 мин.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (13 мин.)
7.Инструктаж домашнего задания (1 мин)
7. Рефлексия учебной деятельности (2 мин.)

Использованная литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.
2. Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372. - Москва, 2022. - 3909 с. - Текст: непосредственный

3. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

4. Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (3 класс) на 2023 – 2024 учебный год (составитель: Ворончихина О.Н.)

 

 

Эскиз доски

 

 

 

2 мая.

Классная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Мотивация к учебной деятельности

Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности

1. Методы формирования социального опыта детей

Педагогическое требование

Методы обучения

1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию)

 

-Доброе утро, ребята!

-Я рада вас всех видеть, меня зовут Юлия Максимовна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

-Проверим готовность к уроку, на парте у вас лежит пенал с письменными принадлежностями, учебник по литературе и дневник.

-Я вижу, что все готовы к уроку.

-Теперь сначала садятся девочки, затем садятся мальчики.

-Не забываем про посадку. Спина прямая, ноги стоят ровно на полу, руки лежат на парте.

-Ребята, а сейчас, для того чтобы настроиться на урок, я предлагаю выполнить упражнение, которое называется «пистолетики»

-Для этого на правой руке покажите пистолет, на левой мизинец и безымянный палец. Теперь попробуем поменять

-Отлично встряхните руки

-Сегодня нас ждет интересный урок, поэтому предлагаю нам с вами начать.

Приветствуют педагога

 

 

 

 

 

Проверяют готовность

Ф

-

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре;

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию

 

Актуализация опорных знаний и способов действий.  Выявление места и причины затруднений, построение проекта выхода из затруднения (цель, тема)

Организовать актуализацию изученных способов действий.  Организовать построение проекта изучения нового знания  

1. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе

Поощрение

Методы обучения

1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований

-Но перед тем, как перейти к новой теме, я предлагаю вспомнить, что мы делали на прошлом уроке.

-С какими авторами мы с вами познакомились?

-Вы правы, с писателями – переводчиками Маршаком и Чуковским

-Какие произведения мы с Вами инсценировали?

-Верно, «Красная шапочка», «Откуда у верблюда горб», «Алиса в Стране Чудес»

-А что такое переводная литература? Отвечаем по поднятой руке

-Верно, это тексты, переведенные с одного языка на другой

-Для того, чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, я предлагаю посмотреть на доску. Иллюстрации к каким сказкам вы здесь видите?

-Вы правы, это иллюстрации к сказкам Ш. Перро.

-Ребята, а что такое сказка?

-Вы правы сказка – это один из жанров фольклора или художественной литературы.

-Как вы думаете, как будет звучать тему нашего урока?

-Какие интересные у Вас предположения. Тема урока: сказки Ш. Перро

-Ребята, а какую цель мы можем поставить на урок?

-Верно. Вспомнить волшебные предметы сказок Ш. Перро

-Сегодня я предлагаю нам поработать в группах. Для этого обратите внимание на край парты, у каждого из Вас лежит жетон разного цвета. Сейчас Вам нужно пересесть на парту, на которой стоит табличка с цветом вашего жетона

-Отлично. Какие правила работы в группах Вы знаете?

-Молодцы! Я желаю нам с Вами продуктивной работы!

 

 

 

Инсценировки сказок

С. Я. Маршак, К. Чуковский

«Красная шапочка», «Откуда у верблюда горб», «Алиса в Стране Чудес»

тексты, переведенные с одного языка на другой

“Кот в сапогах”, “Красная Шапочка”, “Золушка”.

Ф

мультимедийная презентация на тему «Сказки Ш. Перро»

ОК

  Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре;

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию; формулировать с помощью учителя цель; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Предметные: обучающиеся актуализируют знания об определение понятия сказка, переводная литература

Решение проблемы

 

1. Методы формирования социального опыта детей

Педагогическое требование

Упражнение

2. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения

Беседа

3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе

Поощрение

Методы обучения

1. По источнику получения знаний

Словесные (беседа, объяснение)

Наглядные (демонстрация)

2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Методы эмоционального стимулирования (поощрение)

Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)

-Ребята, для того чтобы перейти к сказкам, нам нужно вспомнить биографию автора.

-Сейчас я прочитаю Вам биографию Ш. Перро. Ваша задача слушать внимательно, после прочтения я задам вопросы

Давным-давно в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были пятеро братьев: Жан – адвокат, Пьер-сборщик налогов, Клод – врач и любитель архитектуры, Николя – ученый богослов и математик, и самый младший из братьев – Шарль. Он стал знаменитым писателем-сказочником.

Нет человека, который бы в детстве не читал сказку “Мальчик-с-пальчик”, кто не знает сказки о несчастной принцессе, уколовшейся веретеном и заснувшей на целых сто лет, о трудолюбивой Золушке, о хитроумном Коте в сапогах

Всего Ш.Перро написал 11 сказок.

Интересно, что сам Шарль Перро никогда и подумать не мог, что прославится именно как детский писатель-сказочник!

-Ребята, сколько братьев было у Шарля?

-Верно, четверо, Шарль был пятым, самым младшим

-Сколько сказок написал Ш. Перро?

-Верно, всего 11 сказок

-Хотел ли Ш. Перро прославиться как детский писатель – сказочник?

-Вы правы, сам Ш. Перро и не думал, что прославиться как детский писатель

-Какие сказки я перечислила, рассказывая об авторе?

-Молодцы! «Мальчик с пальчик», «Спящая красавица», «Золушка», «Кот в сапогах»

-Теперь, для того чтобы вспомнить сказки Ш. Перро, мы с Вами будем работать по группам.

-Каждой из групп, я выдала конверт. Откройте его, там лежит пазл, ваша задача собрать картину одной из сказок, а потом рассказать нам об этой сказке по вопросам, которые указаны на второй карточке в конверте. Группа, которая будет готова поставьте руки домиком. Приступайте. На работу у вас 5 минут

«Красная шапочка»

«Кот в сапогах»

«Золушка»

«Спящая красавица»

«Мальчик-с-пальчик»

-Отлично, я вижу, что вы закончили. Начнем ответы с первой группы.

-Первая группа какая у Вас сказка?

-Кто является главным героем?

-Какой волшебный предмет или помощник был в данной сказке?

-Вы большие молодцы справились с первым заданием!

-Для того, чтобы узнать каким будет второе задание, Вам нужно внимательно осмотреться по кабинету. В кабинете спрятаны карточки с загадками по сказкам. Ваша задача найти одну загадку на группу и нарисовать обложку к этой сказке. На работу у вас 7 минут

1.Знайте, этого плутишку

Никому не обхитрить:

Людоеда, словно мышку, 

Умудрился проглотить.

(Кот в сапогах)

2.Эта сказка не нова,

В ней принцесса всё спала,

Феи злобной то вина

И укол веретена.

(Спящая красавица)

3.В гости к бабушке пошла

Пироги ей понесла

Серый волк за ней следил

Обманул и проглотил

(Красная шапочка)

4.Вы знаете девушку эту

Она в старой сказке воспета

Работала, скромно жила

Не видела ясного солнышка

Вокруг только грязь и зола

А звали красавицу …

(Золушка)

5. Смышленость этого мальчишки спасла его и 6 братишек

Хот ростом мал он да удал

Так кто из вас о нем читал?

-Заканчиваем. Предлагаю представить свои работы.

-Отлично, у вас получились прекрасные обложки

 

 

 

Слушают биографию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы по биографии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собирают пазл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представляют работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание

Ф

мультимедийная презентация на тему «Сказки Ш. Перро»

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию; создавать графическую информацию в соответствии с учебной задачей; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

Предметные: обучающиеся актуализируют знания о биографии Ш. Перро, знают содержание сказок Ш. Перро.

Физминутка

снять

мышечное

напряжение,

переключиться на

другой вид

деятельности

1. Методы формирования социального опыта детей

Педагогическое требование

3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе

Поощрение

Методы обучения

1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)

-Ребята, я предлагаю нам немного отдохнуть, для этого встаньте со своих мест так, чтобы не мешать друг другу.

 

https://yandex.ru/video/preview/845895770163791606

- Отлично, садимся на места.

- Проверяем посадку, ноги стоят на полу ровно, спина соприкасается со спинкой стула, между животом и партой помещается кулачок.

Выполняют физминутку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

-

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию

Первичное закрепление

Организовать возможность применения нового способа действий

1. Методы формирования социального опыта детей

Педагогическое требование

Упражнение

2. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения

Беседа

Методы обучения

1. По источнику получения знаний

Словесные (беседа, объяснение)

Наглядные (демонстрация)

2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Методы эмоционального стимулирования (поощрение)

Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)

-Для того, чтобы узнать на сколько хорошо мы знаем содержание сказок, я предлагаю поиграть в игру «Что? Как? Почему?»

-Посмотрите на слайд, здесь вы видите правила игры.

-..., прочитай, пожалуйста.

-Отлично, каждой из групп, по очереди, я буду задавать вопрос. Если группа не ответила, то вопрос переходит другой команде. Предлагаю начинать.

 

1. Почему падчерицу прозвали Золушка? (Она часто сидела в уголке возле камина на ящике с золой). Как выглядела Золушка?

 

2. Что несла Красная Шапочка своей бабушке? (Пирожок и горшочек масла)

 

3. Как называл своего хозяина Кот в сапогах? (Маркиз де Карабас)

 

4. Что получили в наследство старшие братья Маркиза де Карабаса? Какими характеристиками обладал Маркиз де Карабас? Кот в сапогах? (Старший – мельницу, средний – осла)

 

5. Что потеряла Золушка, когда убегала с бала? (Хрустальную туфельку)

 

6. Что должно было произойти, чтобы проснулась Спящая красавица? Как ее описывает автор? (Её должен был поцеловать принц)

 

7. Как звали королевского сына с хохолком? (Рике)

 

8. Почему младший сын мельника поверил Коту? (Ответ: тот пускался на хитрости, охотясь на крыс и мышей, значит, был ловким и сообразительным.)

 

9. Что сыпалось из уст старшей дочери? (змея или жаба)

 

10. Почему на праздник не пригласили старую фею? Как она выглядела? (Ответ: больше 50лет она не выходила из своей башни, и все думали, что она давно умерла.)

 

11. Почему во второй раз Мальчик с пальчик не смог найти дорогу из чащи? (Ответ: птицы склевали хлебные крошки.)

 

12. Почему юная фея спряталась за пологом кровати в детской? (Ответ: чтобы ее пожелание было последним и она могла спасти принцессу.)

 

13. Кто не заснул в заколдованном замке и почему? (Ответ: король и королева, чтобы было кому править королевством.)

 

14. Почему в сказке "Подарки феи" мать любила старшую дочь? (Ответ: та была похожа на нее - грубая)

-Ребята, вы так хорошо знаете сказки Ш. Перро. Вы большие молодцы!

-Ребята, а как вы думаете, чему учат сказки Ш. Перро?

-Благодарю за ваши ответы. Вы правы, сказки Перро учат не бояться трудностей, воспитывать в себе смелость, мужество, справедливость, доброжелательное отношение к окружающим, трудолюбие, любовь к своей семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Играют в игру

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос

Ф

мультимедийная презентация на тему «Сказки Ш. Перро»

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; составлять устные высказывания на основе прочитанного текста на заданную тему по содержанию произведения.

Предметные: обучающиеся актуализируют знания о содержание сказок Ш. Перро.

Инструктаж домашнего задания

Организовать обсуждения и запись домашнего задания

 1. Методы формирования социального опыта детей

Педагогическое требование

Методы обучения

1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)

 

 

Ф

-

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию

Рефлексия учебной деятельности

Организовать рефлексию учащихся по поводу психоэмоционального состояния, своей деятельности.

 1. Методы формирования социального опыта детей

Педагогическое требование

3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе

Поощрение

Методы обучения

1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)

-Ребята, наш урок подходит к концу.

-Предлагаю вспомнить тему сегодняшнего урока.

-Спасибо. Тема урока была «Сказки Ш. Перро»

-Чем мы занимались сегодня на уроке?

-Верно, мы с вами вспоминали содержание сказок

-Теперь я попрошу вас посмотреть на слайд и выбрать того Кота в сапогах, который описывает Вас на данный момент. Вам нужно не просто выбрать, но и объяснить почему именно этот кот

-Мне было приятно с вами работать.

-До свидания!

 

 

 

Сказки Ш. Перро

 

вспоминали содержание сказок

Ф

мультимедийная презентация на тему «Сказки Ш. Перро»

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре;

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение проявлять волевую саморегуляцию

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конструкт урока литературного чтения по производственной практике

Конструкт урока литературного чтения по производственной практике

Образовательные: актуализировать знания обучающихся знания о биографии

Образовательные: актуализировать знания обучающихся знания о биографии

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

Ход урока Этап урока

Ход урока Этап урока

Доброе утро, ребята! -Я рада вас всех видеть, меня зовут

Доброе утро, ребята! -Я рада вас всех видеть, меня зовут

Вас лежит жетон разного цвета.

Вас лежит жетон разного цвета.

Наглядные (демонстрация) 2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Наглядные (демонстрация) 2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Эта сказка не нова, В ней принцесса всё спала,

Эта сказка не нова, В ней принцесса всё спала,

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Почему в сказке "Подарки феи" мать любила старшую дочь? (Ответ: та была похожа на нее - грубая) -Ребята, вы так хорошо знаете сказки

Почему в сказке "Подарки феи" мать любила старшую дочь? (Ответ: та была похожа на нее - грубая) -Ребята, вы так хорошо знаете сказки

Организовать рефлексию учащихся по поводу психоэмоционального состояния, своей деятельности

Организовать рефлексию учащихся по поводу психоэмоционального состояния, своей деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2024
Посмотрите также: