Конструкт урока литературного чтения в 3 классе на тему "Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»"
Оценка 5

Конструкт урока литературного чтения в 3 классе на тему "Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»"

Оценка 5
docx
18.06.2024
Конструкт урока литературного чтения в 3 классе на тему "Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»"
собирай по ягодке.docx

Конструкт №1

 

Тема урока: Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

УМК: «Школа России»

Цель: формирование умения соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой в процессе знакомства с рассказом Б. В. Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений художественной литературы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения; анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, находить в тексте заданный эпизод; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Предметные: обучающиеся знают факты из биографии Б. В. Шергина; умеют соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль; читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения.

Задачи: 

Воспитательные: воспитывать умение целостно смотреть на мир в его единстве и разнообразии природы; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений художественной литературы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развивающие: осуществлять волевую саморегуляцию; читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения; анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, находить в тексте заданный эпизод;  активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Образовательные: познакомить с фактами из биографии Б. В. Шергина; отработать умения соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль; читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения.

Принципы воспитания:

– создание положительного эмоционального подъёма;

– воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

– принцип сознательной активности;

– принцип наглядности;

– принцип систематичности и последовательности;

– принцип доступности.

Методы воспитания:

– педагогическое требование;

– создание ситуации успеха;

– поощрение и порицание.

Методы обучения:

Словесные:

– объяснение;

– беседа;

– рассказ.

Наглядные:

– иллюстрация;

– демонстрация.

Практические:

– упражнение.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: 

демонстрационные: презентация «Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

индивидуальные: учебник, карточки с заданиями, карточки для рефлексии.

Тип урока: открытие нового знания.

Структура урока: 

1. Организационно-мотивационный этап (2 мин.)

2. Выявление проблемы (5 мин.)

3. Решение проблемы (8 мин.)

4. Первичное закрепление (6 мин.)

5. Самостоятельная работа (15 мин.)

6. Рефлексия (4 мин.)

Итого: 40 мин.

Использованная литература:

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 286, в ред. приказов от 05 июля 2021 г. № 64100 – 57 с. – Текст: непосредственный.

2.      Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями, внесенными: от 18.03.2022 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22).

3.      СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. № 2.4.2.2821-10. – Текст: непосредственный.

4.      Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2014. —128 с.

5.      Литературное чтение : 3 класс  : учебник : в 2 частях / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова [и др.]. - 14-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2023. - (Школа России).

Эскиз доски



 

презентация

2 мая.

Классная работа.






 

Ход урока

Этап фрагмента урока

Образовательна

я задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Организационно-мотивационный этап

Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.

словесные (объяснение),

наглядные (демонстрация),

практические (упражнение).

– Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Павловна, и сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас я.

– На ваших партах должны лежать: учебник по литературному чтению, дневник и пенал.

– Для того чтобы настроиться на урок, предлагаю выполнить упражнение. Покажите мне свои ладони.  На одной руке показываем мизинец, на другой указательный палец. Через хлопок меняем положение рук, теперь на одной руке указательный палец, на другой мизинец. Меняем еще раз. Каждый пробует в своём темпе.

– Молодцы, у вас получилось выполнить это упражнение. А если не получилось — ничего страшного. Вы старались, и это самое главное. Чем больше будете тренироваться, тем лучше будет получаться.

– Теперь сядут ребята, которые больше всего любят весну или лето. И ребята, которым больше нравится осень или зима. Отлично, мы готовы к уроку.




Готовятся к уроку.



Выполняют упражнение.
















Садятся за парты.

Ф

-

ОК,

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: умение осуществлять волевую саморегуляцию.

Выявление проблемы

Формировать готовность к сотрудничеству, к учебной деятельности, интерес к выполнению заданий.

словесные (объяснение, беседа, рассказ),

наглядные (демонстрация, иллюстрация).

На слайде:

портрет.jpg

– Перед вами портрет писателя. Как вы думаете — каким он был человеком?

– Этого мужчину зовут Борис Викторович Шерги́н. Пока я буду рассказывать о нëм, вам необходимо будет выполнить задание на карточке. Ваша задача: внимательно слушать и заполнять пропуски.

Приём – упражнение (прослушивание информации и работа в карточке)

Задание:

Борис Викторович Шерги́н родился 28 июля 18__ года. Своë детство писатель провëл в __________. От родителей ему по наследству передались поморский кодекс чести, дар ________ и народные предания русского _______.

   Борис Викторович переписывал понравившиеся ______ в сборники и пересказывал в гимназии, изготавливал ______ кораблей, церквей, расписывал ______.

   Его самые известные сказки и рассказы — «Шиш _______», «Океан — море _______».

– Борис Викторович Шерги́н родился 28 июля 1893 года, в конце позапрошлого столетия. В то время Россия звалась Российской Империей, которой правил царь.

– Своë детство Борис Викторович провëл в Архангельске, который находится на севере страны. От родителей ему по наследству передались поморский кодекс чести, дар сказочника и народные предания русского Севера.

– Борис Викторович настолько увлëкся Северным искусством, что понравившиеся баллады переписывал в сборники и пересказывал в гимназии, изготавливал дома макеты кораблей, церквей, расписывал иконы.

– Позже писатель начал публиковать свои произведения. Его самые известные сказки и рассказы «Шиш московский», «Океан — море русское».

– Предлагаю проверить задание на карточке. Кто хочет назвать пропущенные слова? Отлично, молодцы.

– Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением этого автора.

– Откройте учебник на 108 странице. Прочитайте только название. На что оно похоже? Похоже ли на пословицу? Как вы понимаете её значение? Исходя из значения, как думаете — о чëм пойдёт речь в произведении?

– Для того чтобы проверить ваши предположения, предлагаю прочитать рассказ.












– (высказывают предположения.)

























Слушают биографию автора и заполняют пропуски в карточке.
























Называют пропущенные слова.

 

– «Собирай по ягодке — наберëшь кузовок».

– на пословицу.

– если делать постепенно, то всё получится.

– о том, как кто-то пытается выполнить дело, но у него это не получается.

Ф

презентация «Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберëшь кузовок», учебник, карточки.

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Предметные: обучающиеся знают факты из биографии Б. В. Шергина.

Решение проблемы

Познакомить с произведением, обеспечить эмоциональность восприятия и интереса к произведению. Дать возможность поделиться впечатлениями, выявить качества самостоятельного восприятия текста, скорректировать задуманный ход анализа произведения.

словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (иллюстрация)

– Читать будем следующим образом: я начну, а вы продолжите.

Читаю начало произведения.

– Читать будет по очереди, по 2 предложения.

– О чëм мы только что прочитали? Верно, это рассказ о герое, который больше фантазировал о своей работе, чем выполнял саму работу.

– Как звали этого героя?

– А от чьëго лица велось повествование? Кому она рассказывала историю?

- Встретились ли вам слова, которые вы не знаете, или которые кажутся непонятными?

- Что такое «штукатурное дело»? Это нанесение выравнивающих и защитных покрытий при помощи штукатурки. А штукатурка, в свою очередь, — это густой строительный материал сероватого цвета.

На слайде:

https://lh7-us.googleusercontent.com/sLVWyiR3HtNYpbbNcKj9-aeoDZAwTHnmov9Hs7oX4tcwmsS7_D83KoF7Lc2met3Xb266zL28yRxzhJ8LOL_p8vn9IasCSbQQKLSL58Bt3TloLVG-Gibf5AGPsDVLH6u0KX0okFGTrdqp

https://lh7-us.googleusercontent.com/x5SKXC5hKbu7fdgB2YhbXxEtNYy_cefk1aOK3828Mu5qgHX66wWx4QBJrtPUI-7lssXRgxoafsjrB_orntDVpjvocE67QNhAOMktmvu3NYHYffpW6Easz55ija7lzS4xmS-F_3wCbQ7e

– Что такое малярное дело? Это окраска различных сооружений и предметов при помощи краски. Для этого существуют специальные люди — моляры.

На слайде:

https://lh7-us.googleusercontent.com/90SWgW27Ie_AyRefaMl0T8S9ee4jGa-gHuXg0Xd7hlO0ZbcdQ0cCeihRkNvy1QPk81TYVcUYKPYPdjbjyN9DVzkjrtm3P51NHoZVs_XEBLmuwProzhxD6mWA1TteQK5ZyGeJ695dpkx3

- Какие отрывки вам запомнились? Чем понравилось данное произведение?



Слушают произведение.

Читают по очереди.

– о мальчике, который пытался сделать столешницу по просьбе академии.

 

– Митя.

– от лица бабушки.

– своему внуку.

 

– (называют слова.)

Ф

учебник.

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений художественной литературы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; анализировать текст: определять тему, находить в тексте заданный эпизод; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Предметные: обучающиеся демонстрируют умения владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему.

Первичное закрепление

Мотивировать перечитывание текста, вызвать потребность в аналитической работе. Углубить восприятие произведения, помочь освоить его идею, формировать читательские умения.

словесные (беседа),

наглядные (иллюстрация)

- Ребята, прежде чем продолжить нашу работу, я предлагаю немного размяться. Встаньте со своих мест так, чтобы не мешать друг другу.

- Сейчас выполним наклоны головы вправо и влево, делаем это аккуратно, не слишком резко. Поднимем руки вверх, встанем на носочки и потянемся. А теперь поставим руки на пояс. Выполним наклоны туловища вперед, назад, вправо, влево. Отлично, молодцы!

- Мы с вами размялись и можем продолжить нашу работу. Садитесь за свои места и не забывайте о правильной посадке.

-  Как вы думаете — этот рассказ можно назвать поучительным? Почему? А что ещё? Могут ли пословицы в тексте помочь нам?

– Помните ли вы, что такое пословица? Пословица — это народная мудрость в поучительной форме.

– Какие пословицы вам встретились в тексте?

– Чтобы подобрать пословицы, которые подходят по смыслу данному произведению, предлагаю выполнить небольшое задание.

– Для того чтобы понять, о чём пословицы, необходимо узнать их значение. Поэтому сначала мы попробуем догадаться об их значениях, а потом соотнесём с содержанием рассказа.

– Перед вами карточка с заданием. На выполнение даётся 5 минут. После чего мы вместе проверим.

Приём – упражнение (подбор пословиц к прочитанному тексту)

Задание: Определи значение каждой пословицы. Подчеркни те, которые подходят по смыслу рассказу:

Работа любит не молодца, а незалёжливого — …

Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь — …

Собирай по ягодке — наберёшь кузовок — …

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь — …

– Вижу, многие закончили. Кто назовёт значение 1 пословицы? 2? 3? 4? Отлично, ребята. Какие из них подойдут сегодняшнему рассказу?

– Молодцы, вы справились с этим заданием.

– Вернёмся к рассказу.

Анализ произведения

- Кто главный герой данного произведения? Чем он занимается? Кому он рассказал произошедшее с ним событие? Что ему на это ответила бабушка?

– А что умеет бабушка Вани?

– Что поручили Мите? Кто поручил его Мите? Какой у него был срок?

– Как Митя выполнял свою работу? Получалось ли у него её выполнять? Что посоветовал Мите мастер? Успел ли Митя в срок?

– Что обозначает фраза “Глаза страшатся, а руки делают”?

– Понравилась ли мастеру работа? Как вы это поняли?

– Как вы думаете — почему Ваня назвал Митю паркетчиком, а бабушка — художником?





Выполняют разминку.












– да.

 

– пословицы.






Называют пословицы.
















Выполняют задание.











Называют значения пословиц.

– 1 и 3.

 

 

 

- Митя.

– делает украшения из дерева.

– бабушке Вани.

– (читают из текста.)

– она мастер малярного и штукатурного дела.

– Мите поручил мастер выклеить для академии столешницу за 2 недели.

– сделал немного работы, а потом веселился. делать работу постепенно. Митя успел.

– (объясняют значение фразы.)

– он любовался, а потом обнял Митю.

– (высказывают своё мнение.)

Ф,

И

презентация «И. З. Суриков «Детство», учебник, карточки.

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений художественной литературы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; анализировать текст: определять тему и главную мысль, находить в тексте заданный эпизод; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Предметные: обучающиеся демонстрируют умения соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль.

Самостоятельная работа

Обобщить результаты анализа, обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения.

словесные (объяснение, беседа), практические (упражнение)

- Предлагаю проиграть момент из рассказа. Нам необходимы 2 актёра, которые сыграют мастера и Митю, и автор.

– Отлично, мы выбрали актёров.

– Как необходимо озвучить Митю, чтобы передать его характер? Верно, можно читать быстро или заикаясь, чтобы показать, как он волнуется. А как должен говорить мастер? Я с вами согласна — мастер суровый, но заботливый.

– У актёров есть 5 минут, чтобы прочитать свои реплики и подготовиться.

– Вижу, что актёры готовы. Можете начинать.

Приём – инсценировка

– Ребята, как вам выступление? Поделитесь своими впечатлениями. Получилось ли ребятам передать характеры персонажей?





– беспокойно, волнительно.

 

– сурово.



Перечитывают и повторяют реплики.

 

Выступают.

 

– (делятся мнениями.)

Ф,

И

учебник.

ОК,

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений художественной литературы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные: обучающиеся демонстрируют умения читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения.

Рефлексия

Обеспечить осознание детьми освоенных способов работы с текстом, которые помогли лучше его понять.

словесные (объяснение, беседа)

- Наш урок подходит к концу.

- Как называется рассказ, который мы читали? Кто его автор? О чём было произведение? Поднимите руку те, кому оно понравилось.

- Для того чтобы оценить своё настроение на уроке, предлагаю взять карточки, которые лежат на ваших партах. Покажите их мне.

https://lh7-us.googleusercontent.com/92qa1OujvkZWPfFbFnfl_4xIBP76rvL40nA9HOnmGyDaB7uD9DvFgCW_BxE0sqWZckgz3c-efqtE8WyPM64q4_0hRqvrdRzHGqn9IKAEy5y88c1HS-SIXTl4wwHwQFgEyogNA9fx-Uv6

- Поставьте знак «+» на самую нижнюю ступень, если после урока ваше настроение стало намного хуже; на вторую ступень — если настроение плохое; на третью — настроение улучшилось или просто было хорошим; на четвёртую — если хорошо поработали, и у вас всё получилось; и на самую верхнюю ступень — если у вас прекрасное настроение.

– Покажите мне свои карточки.

- Спасибо за урок. До свидания!

 

- «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок»

- Борис Викторович Шергин.

- о Мите, который долго не мог сделать порученное дело.










Выполняют рефлексию.

Ф,

И

карточки для рефлексии.

ОК,

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют  умение осуществлять волевую саморегуляцию; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.




 

Конструкт №1 Тема урока: Б

Конструкт №1 Тема урока: Б

Методы обучения: Словесные: – объяснение; – беседа; – рассказ

Методы обучения: Словесные: – объяснение; – беседа; – рассказ

Классная работа.

Классная работа.

А если не получилось — ничего страшного

А если не получилось — ничего страшного

Своë детство писатель провëл в __________

Своë детство писатель провëл в __________

Позже писатель начал публиковать свои произведения

Позже писатель начал публиковать свои произведения

Дать возможность поделиться впечатлениями, выявить качества самостоятельного восприятия текста, скорректировать задуманный ход анализа произведения

Дать возможность поделиться впечатлениями, выявить качества самостоятельного восприятия текста, скорректировать задуманный ход анализа произведения

Какие отрывки вам запомнились?

Какие отрывки вам запомнились?

Ребята, прежде чем продолжить нашу работу, я предлагаю немного размяться

Ребята, прежде чем продолжить нашу работу, я предлагаю немного размяться

Приём – упражнение (подбор пословиц к прочитанному тексту)

Приём – упражнение (подбор пословиц к прочитанному тексту)

Мите? Какой у него был срок? –

Мите? Какой у него был срок? –

Ребята, как вам выступление? Поделитесь своими впечатлениями

Ребята, как вам выступление? Поделитесь своими впечатлениями

Рефлексия Обеспечить осознание детьми освоенных способов работы с текстом, которые помогли лучше его понять

Рефлексия Обеспечить осознание детьми освоенных способов работы с текстом, которые помогли лучше его понять

Рефлексия Обеспечить осознание детьми освоенных способов работы с текстом, которые помогли лучше его понять

Рефлексия Обеспечить осознание детьми освоенных способов работы с текстом, которые помогли лучше его понять
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2024