Конструкт урока литературного чтения в 3 классе на тему "М. М. Зощенко «Великие путешественники»"
Оценка 4.8

Конструкт урока литературного чтения в 3 классе на тему "М. М. Зощенко «Великие путешественники»"

Оценка 4.8
docx
18.06.2024
Конструкт урока литературного чтения в 3 классе на тему "М. М. Зощенко «Великие путешественники»"
Великие путешественники.docx

Конструкт №3

Тема урока: М. М. Зощенко «Великие путешественники»

Цель: формирование умений определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста в процессе знакомства с рассказом М. М. Зощенко «Великие путешественники».

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся демонстрируют воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений художественной литературы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; определять тему и главную мысль, делить текст на части, находить в тексте заданный эпизод, характеризовать героя; конструировать план текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность; подбирать иллюстрации к тексту; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Предметные: обучающиеся демонстрируют умения формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения; характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей.

Задачи: 

Воспитательные: воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений художественной литературы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развивающие: осуществлять волевую саморегуляцию; анализировать текст: определять тему и главную мысль, делить текст на части, находить в тексте заданный эпизод, характеризовать героя; конструировать план текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность; подбирать иллюстрации к тексту; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Образовательные: отработать у обучающихся умения формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения; характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей.

Принципы воспитания:

– создание положительного эмоционального подъёма;

– воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

– принцип сознательной активности;

– принцип наглядности;

– принцип систематичности и последовательности;

– принцип доступности.

Методы воспитания:

– педагогическое требование;

– создание ситуации успеха;

– поощрение и порицание.

Методы обучения:

Словесные:

– объяснение;

– беседа;

– рассказ.

Наглядные:

– иллюстрация;

– демонстрация.

Практические:

– упражнение.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства:

демонстрационные: презентация «М. М. Зощенко «Великие путешественники»».

Индивидуальные: учебник, карточки с заданиями, карточки для рефлексии.

Тип урока: открытие нового знания.

Структура урока: 

1. Организационно-мотивационный этап (2 мин.)

2. Актуализация опорных знаний (5 мин.)

3. Выявление проблемы (2 мин.)

4. Решение проблемы (6 мин.)

5. Первичное закрепление (6 мин.)

6. Самостоятельная работа (15 мин.)

7. Рефлексия (4 мин.)

Итого: 40 мин.

Использованная литература:

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 286, в ред. приказов от 05 июля 2021 г. № 64100 – 57 с. – Текст: непосредственный.

2.      Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями, внесенными: от 18.03.2022 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22).

3.      СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. № 2.4.2.2821-10. – Текст: непосредственный.

4.      Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2014. —128 с.

5.      Литературное чтение : 3 класс  : учебник : в 2 частях / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова [и др.]. - 14-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2023. - (Школа России).

Эскиз доски



презентация

7 мая.

Классная работа.








 

Ход урока

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Организационно-мотивационный этап

Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.

словесные (объяснение),

наглядные (демонстрация),

практические (упражнение).

– На ваших партах должны лежать: учебник по литературному чтению, дневник и пенал.

– Для того чтобы настроиться на урок, предлагаю выполнить упражнение, которое называется «Пол-нос-потолок». Я буду называть и показывать направление, а вы должны будете повторять. Но будьте внимательны – я могу вас запутать.

– Молодцы, я вижу, вы были внимательными, и у вас получилось выполнить это упражнение. А если не получилось — ничего страшного. Вы старались, и это самое главное. Чем больше будете тренироваться, тем лучше будет получаться.

- Можете садиться.



 



Готовятся к уроку.



Выполняют упражнение.

Ф

-

ОК,

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: умение осуществлять волевую саморегуляцию.

Актуализация опорных знаний

Актуализировать знания и опыт необходимый для изучения темы. Создать эмоциональный настрой для восприятия произведения, оживить жизненные впечатления.

словесные (объяснение, беседа, рассказ),

наглядные (демонстрация, иллюстрация).

- Для того чтобы вспомнить прошлый урок литературного чтения, предлагаю поучаствовать в мини-викторине. На слайде буду появляться вопросы, ваша задача: правильно на них ответить по поднятой руке.

На слайде:

Как звали автора произведения? (Михаил Михайлович Зощенко)

Как называлось произведение?  («Золотые слова»)

Какой был жанр у произведения? (юмористический рассказ)

Как звали главных героев рассказа? (Лёля и Минька)

Кратко перескажите сюжет рассказа.

– Отлично, ребята, вы верно ответили на все вопросы. Теперь мы готовы к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в викторине.

 

 

 

 

Ф

презентация «М. М. Зощенко «Великие путешественники», учебник.

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Выявление проблемы

Формировать готовность к сотрудничеству, к учебной деятельности, интерес к выполнению заданий.

- На прошлом уроке мы познакомились с писателем Михаилом Михайловичем Зощенко. Какие факты из его жизни вы запомнили?

- Также на прошлом уроке мы познакомились с жанром «юмористический рассказ». Знаете ли вы какие-нибудь приёмы, которые используются в юмористических рассказах?

- Знаете ли вы, что такое «ирония»? Кто может объяснить своими словами?

- Ирония – это художественный приём, в котором слово или фраза преднамеренно утверждает противоположное для человека или предмета. Иронические высказывания читаются притворным тоном и с насмешкой.

- Например, вы говорите: «я так выспалась», а сами сидели в телефоне до утра. Или на улице весной выпал снег и резко похолодало. И вы говорите: «как же на улице жарко!»

- Сегодня мы прочитаем ещё один юмористический рассказ о Лёле и Миньке. Откройте учебник на 120 странице и прочитайте название рассказа. Как вы думаете – о чём в этот раз расскажет автор?

- Чтобы проверить догадки, предлагаю прочитать рассказ.

 

 

 

- (рассказывают факты.)

 

 

- (предполагают.)

- да/нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- о том как Лёля и Минька отправились в путешествие.

Ф

презентация «М. М. Зощенко «Великие путешественники», учебник.

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Решение проблемы

Познакомить с произведением, обеспечить эмоциональность восприятия и интереса к произведению. Дать возможность поделиться впечатлениями, выявить качества самостоятельного восприятия текста, скорректировать задуманный ход анализа произведения.

словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (иллюстрация)

– Читать будем следующим образом: я начну, а вы продолжите.

Читаю начало произведения.

– Читать будет по очереди, по 2 предложения.

Читаем рассказ, я задаю вопросы по содержанию в процессе чтения:

Как зовут приятеля Лёли и Миньки? (Стёпка)

Что Стёпка рассказал Миньке? (что Земля круглая)

Что сделал Минька, чтобы тоже отправиться в путешествие? (подарил Стёпке свой перочинный ножик)

Что взяли с собой ребята? Найдите это в тексте и прочитайте.

Когда ребята хотели уйти в путешествие? (утром, когда родители Лёли и Миньки уедут в город, а мама Стёпки пойдёт стирать бельё в речке)

Что ребята решили сделать с тяжёлым мешком? (нести его по очереди)

Получилось ли у Миньки нести мешок? (нет – мешок был очень тяжёлый, из-за чего Минька уронил его и упал сам)

Что сказал и сделал Стёпка Миньке? (ударил по затылку и сказал, что таким, как Минька, надо сидеть дома)

К чему Стёпка хотел приспособить Тузика?

Что решил сделать Стёпка, чтобы не заблудиться? (лёг спать ногами в ту сторону, куда ребятам предстоит направиться на следующий день)

Что предложила Миньке Лёля? (положить Стёпку в обратную сторону, чтобы вернуться домой)

Получилось ли ребятам вернуться домой? (да)

Поверил ли Стёпка, что ребята правда совершили кругосветное путешествие? (да)

Как отреагировали родители Лёли и Миньки? (мама ругалась, бабушка хотела их выпороть, а папа сказал, что дети и так усвоили урок)

Как стёпкина мама наказала сына? (заперла его в бане на целый день)

– О чëм мы только что прочитали? Верно, это юмористический рассказ, герои которого отправились в кругосветное путешествие.

- Обратите ещё раз внимание на название рассказа. Как вы думаете – можно ли его назвать иронией? Почему? Я с вами согласна, потому что ребята в итоге не стали никакими великими путешественниками.

- Встретились ли вам слова, которые вы не знаете, или которые кажутся непонятными?

- Знаете ли вы, что такое «космография»? Это описание и создание карт расположения тел в космосе. То же самое, что и география, где описывается поверхность Земли.

На слайде:

bp.jpeg

a606ded7bd05f15583a7817d9c87796a.jpg

- Какие моменты вам показались смешными? Понравился ли вам сам рассказ?



Слушают произведение.

Читают по очереди и отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- о Лёле, Миньке и Стёпке, которые отправились в кругосветное путешествие.

 

- (предполагают значение.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- (делятся впечатлениями.)

Ф

презентация «М. М. Зощенко «Золотые слова», учебник.

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений художественной литературы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; определять тему и главную мысль, характеризовать героя; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Предметные: обучающиеся демонстрируют умения формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста.

Первичное закрепление

Мотивировать перечитывание текста, вызвать потребность в аналитической работе. Углубить восприятие произведения, помочь освоить его идею, формировать читательские умения.

словесные (беседа),

наглядные (иллюстрация)

- Ребята, прежде чем продолжить нашу работу, я предлагаю немного размяться. Встаньте со своих мест так, чтобы не мешать друг другу.

- Сейчас выполним наклоны головы вправо и влево, делаем это аккуратно, не слишком резко. Поднимем руки вверх, встанем на носочки и потянемся. А теперь поставим руки на пояс. Выполним наклоны туловища вперед, назад, вправо, влево. Отлично, молодцы!

- Мы с вами размялись и можем продолжить нашу работу. Садитесь за свои места и не забывайте о правильной посадке.

- Предлагаю вспомнить порядок событий произведения. Для этого мы выполним задание. Вам необходимо внимательно рассмотреть иллюстрации, вспомнить – какой момент на ней изображён и расставить их в правильном порядке. На работу у вас есть 5 минут.

Приём – упражнение (восстановление последовательности событий произведения)

Задание: Расположи иллюстрации в правильной последовательности.

падение.jpg

возвращение.jpg

наругали.jpg

план.jpg

поход.jpg

подготовка.jpg

привал.jpg

(6, 5, 1, 7, 4, 2, 3)

- Вижу, многие выполнили задание. Кто хочет назвать правильное расположение иллюстраций?

– Вернёмся к рассказу.

- Предлагаю выполнить задания на рабочем листе.

Приём – упражнение (характеристика персонажей)

Задание: Сравни характеры Стёпки и Миньки. какие они? Чем они отличаются друг от друга?

- Вам необходимо вспомнить – какими были Минька и Стёпка, и написать их краткую характеристику. На работу даётся 5 минут.

- Вижу, что большинство закончили. Кто хочет назвать характеристику Миньки? Верно, Минька маленький мальчик, и поэтому ему хочется общаться с другими и заниматься теми же делами, что и они. Минька доверчивый и слабенький физически. Поэтому ему было тяжело нести мешок с вещами.

- Каким автор показывает Стёпку? Молодцы, вы правы. Стёпку можно назвать заносчивым хвастунишкой. Он затейник и лидер, который с лёгкостью может вести за собой людей. Стёпка загорается идеей и не отступит, пока не реализует её.

- Предлагаю выполнить следующее задание. Кто хочет прочитать его? Вам необходимо найти предложения в рассказе и заполнить пропуски. На работу даю вам 7 минут.

Приём – упражнение (поиск нужной информации)

Задание: Вставь пропущенные слова в предложения, используя текст из учебника:

«На огороде Стёпка устроил общее собрание __________________.

- Мы пойдём всё прямо и прямо, пересекая горы и пустыни. И будем идти напрямик до тех пор, пока не вернёмся сюда обратно, хотя бы на это у нас ушёл _______  ____.

Мы стали ждать, когда стёпка ___________».

- Вижу, многие закончили. Кто хочет назвать пропущенные слова?

- Молодцы, ребята.





Выполняют разминку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представляют задание.

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют характеристику.

 

 

 

 

 

 

 

Называют характеристику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- путешественников, целый год, проснётся.

Ф,

И

презентация «М. М. Зощенко «Золотые слова», учебник.

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; делить текст на части, находить в тексте заданный эпизод, характеризовать героя; конструировать план текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность; подбирать иллюстрации к тексту; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Предметные: обучающиеся демонстрируют умения формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей.

Самостоятельная работа

Обобщить результаты анализа, обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения.

словесные (объяснение, беседа), практические (упражнение)

Приём – инсценировка + повторная характеристика персонажей

- Предлагаю инсценировать эпизод, где дети несли мешок. Как его нёс Стёпка, в зависимости от его характера? Стёпа мог бы нести его на голове, как сказано в тексте, уверенно маршируя и гордо смотря вперёд. Даже такой тяжёлый мешок был бы ему нипочём.

- Кто хочет выйти и показать, как нёс бы мешок Стёпка? Молодец, у тебя хорошо получилось передать стёпкин характер.

- А как бы несла мешок Лёля? В рассказе говорилось, что она несла его недолго, потому что устала, после чего бросила его на землю. Значит, она бы держала его, чуть наклонившись назад и немного подогнув ноги. И шла бы медленно. А потом выпрямилась, и мешок бы упал на щемлю.

- Кто хочет показать – как бы несла мешок Лёля? Отлично, у тебя тоже хорошо получилось показать Лёлю.

- А как бы нёс мешок Минька? Он самый маленький среди этой троицы. Поэтому мешок, по сравнению с ним, был бы огромным. Поэтому Миньку было бы не видно за этим мешком. У Миньки бы подкосились ноги от тяжести, и он шатался из стороны в сторону. После чего мешок бы упал, потянув за собой мальчика.

- Кто хочет показать Миньку, несущего мешок? Только вместо падения лучше присесть на корточки, чтобы не ушибиться и не испачкаться. Молодец, у тебя очень хорошо получилось передать тяжесть этого мешка.

- А как бы ребята вместе понесли мешок? Верно, им необходимо взяться за него по бокам и передвигаться синхронно.

- Ребята, которые инсценировали персонажей, выйдите и покажите – как бы вы это сделали. Молодцы, вы отлично изобразили этот момент.

 

 

Предлагают идеи.

 

 

 

 

 

 

Делают инсценировку.

 

 

 

Предлагают идеи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают инсценировку.

 

 

Предлагают идеи.

 

 

 

Делают инсценировку.

 

 

 

 

 

 

Предлагают идеи.

 

 

 

Делают инсценировку.

Ф,

И

учебник.

ОК,

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; находить в тексте заданный эпизод, характеризовать героя; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные: обучающиеся демонстрируют умения читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения; характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев.

Рефлексия

Обеспечить осознание детьми освоенных способов работы с текстом, которые помогли лучше его понять.

словесные (объяснение, беседа)

- Наш урок подходит к концу.

- Как называется рассказ, который мы читали? Кто его автор? О чём было произведение? Поднимите руку те, кому оно понравилось.

- Для того чтобы оценить своё настроение на уроке, предлагаю взять карточки, которые лежат на ваших партах.

2024-04-07_22-51-40.pngRPHNwdR0oqzqKoTVjz9PKg-article.jpg

- Поднимите походный рюкзак, если урок вам понравился, вы узнали много нового, и не возникало трудностей.

- Поднимите узелок на палке, если урок не понравился, и возникали трудности с чем-либо.

- Спасибо за урок. До свидания!

- «Великие путешественники». Михаил Михайлович Зощенко.

- о ребятах, которые собрались в поход.






 

 

Выполняют рефлексию.

Ф,

И

карточки для рефлексии.

ОК,

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют  умение осуществлять волевую саморегуляцию; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.




 

Конструкт №3 Тема урока: М.

Конструкт №3 Тема урока: М.

Методы обучения: Словесные: – объяснение; – беседа; – рассказ

Методы обучения: Словесные: – объяснение; – беседа; – рассказ

Литературное чтение : 3 класс : учебник : в 2 частях /

Литературное чтение : 3 класс : учебник : в 2 частях /

А если не получилось — ничего страшного

А если не получилось — ничего страшного

Выявление проблемы Формировать готовность к сотрудничеству, к учебной деятельности, интерес к выполнению заданий

Выявление проблемы Формировать готовность к сотрудничеству, к учебной деятельности, интерес к выполнению заданий

Сегодня мы прочитаем ещё один юмористический рассказ о

Сегодня мы прочитаем ещё один юмористический рассказ о

Читать будем следующим образом: я начну, а вы продолжите

Читать будем следующим образом: я начну, а вы продолжите

Как стёпкина мама наказала сына? (заперла его в бане на целый день) –

Как стёпкина мама наказала сына? (заперла его в бане на целый день) –

Какие моменты вам показались смешными?

Какие моменты вам показались смешными?

Задание: Расположи иллюстрации в правильной последовательности

Задание: Расположи иллюстрации в правильной последовательности

Вижу, многие выполнили задание

Вижу, многие выполнили задание

Каким автор показывает Стёпку?

Каким автор показывает Стёпку?

Вижу, многие закончили. Кто хочет назвать пропущенные слова? -

Вижу, многие закончили. Кто хочет назвать пропущенные слова? -

А как бы нёс мешок Минька? Он самый маленький среди этой троицы

А как бы нёс мешок Минька? Он самый маленький среди этой троицы

Рефлексия Обеспечить осознание детьми освоенных способов работы с текстом, которые помогли лучше его понять

Рефлексия Обеспечить осознание детьми освоенных способов работы с текстом, которые помогли лучше его понять
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2024