Конструкт урока литературного чтения в 3 классе на тему "М. М. Зощенко «Золотые слова»"
Оценка 4.8

Конструкт урока литературного чтения в 3 классе на тему "М. М. Зощенко «Золотые слова»"

Оценка 4.8
docx
18.06.2024
Конструкт урока литературного чтения в 3 классе на тему "М. М. Зощенко «Золотые слова»"
золотые слова.docx

Конструкт №2

Тема урока: М. М. Зощенко «Золотые слова»

УМК: «Школа России»

Цель: формирование умений характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей в процессе знакомства с рассказом М. М. Зощенко «Золотые слова».

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся демонстрируют воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений художественной литературы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, находить в тексте заданный эпизод, характеризовать героя; подбирать иллюстрации к тексту, соотносить произведения литературы и изобразительного искусства; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Предметные: обучающиеся знают факты из биографии М. М. Зощенко; демонстрируют умения владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей.

Задачи: 

Воспитательные:  воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений художественной литературы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развивающие: осуществлять волевую саморегуляцию; анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, находить в тексте заданный эпизод, характеризовать героя; подбирать иллюстрации к тексту, соотносить произведения литературы и изобразительного искусства; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Образовательные: познакомить с фактами из биографии М. М. Зощенко; отработать умения владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей.

Принципы воспитания:

– создание положительного эмоционального подъёма;

– воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

– принцип сознательной активности;

– принцип наглядности;

– принцип систематичности и последовательности;

– принцип доступности.

Методы воспитания:

– педагогическое требование;

– создание ситуации успеха;

– поощрение и порицание.

Методы обучения:

Словесные:

– объяснение;

– беседа;

– рассказ.

Наглядные:

– иллюстрация;

– демонстрация.

Практические:

– упражнение.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства:

демонстрационные: презентация «М. М. Зощенко «Золотые слова»».

Индивидуальные: учебник, карточки с заданиями, карточки для рефлексии.

Тип урока: открытие нового знания.

Структура урока: 

1. Организационно-мотивационный этап (2 мин.)

2. Актуализация опорных знаний (5 мин.)

3. Выявление проблемы (2 мин.)

4. Решение проблемы (6 мин.)

5. Первичное закрепление (6 мин.)

6. Самостоятельная работа (15 мин.)

7. Рефлексия (4 мин.)

Итого: 40 мин.

Использованная литература:

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 286, в ред. приказов от 05 июля 2021 г. № 64100 – 57 с. – Текст: непосредственный.

2.      Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями, внесенными: от 18.03.2022 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22).

3.      СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. № 2.4.2.2821-10. – Текст: непосредственный.

4.      Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2014. —128 с.

5.      Литературное чтение : 3 класс  : учебник : в 2 частях / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова [и др.]. - 14-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2023. - (Школа России).

Эскиз доски



презентация

6 мая.

Классная работа.








 

Ход урока

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Организационно-мотивационный этап

Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.

словесные (объяснение),

наглядные (демонстрация),

практические (упражнение).

– На ваших партах должны лежать: учебник по литературному чтению, дневник и пенал.

– Для того чтобы настроиться на урок, предлагаю выполнить упражнение. Покажите мне свои ладони. На одной руке загибаем мизинец и безымянный палец, на второй — указательный и средний. Теперь меняем положение пальцев. Каждый пробует в своём темпе.

– Молодцы, у вас получилось выполнить это упражнение. А если не получилось — ничего страшного. Вы старались, и это самое главное. Чем больше будете тренироваться, тем лучше будет получаться.




Готовятся к уроку.



Выполняют упражнение.














Ф

-

ОК,

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: умение осуществлять волевую саморегуляцию.

Актуализация опорных знаний

Актуализировать знания и опыт необходимый для изучения темы. Создать эмоциональный настрой для восприятия произведения, оживить жизненные впечатления.

словесные (объяснение, беседа, рассказ),

наглядные (демонстрация, иллюстрация).

– Первый ряд сядет, если скажет, как называлось произведение, которое мы читали на прошлом уроке. Второй ряд сядет, если назовёт жанр произведения. И третий — если назовёт автора.

– Отлично, мы готовы к уроку.

- Этого автора зовут Михаилом Михайловичем Зощенко.

- В начале прошлого столетия в Европе шла Первая Мировая война. Михаил Михайлович прошёл быстрые военные курсы и ушёл на фронт добровольцем.

- За 2 года он успел поучаствовать в нескольких битвах, получил тяжёлое ранение и был отравлен газом.

- В результате чего врачи прописали Михаилу Михайловичу тихую и спокойную жизнь. Будущий писатель долго не мог найти себе подходящую профессию. Пока однажды не вспомнил, как ему нравилось в детстве читать книги.

- Михаил Михайлович сел за стол и принялся писать. Он написал много историй, в том числе и для детей. Автор писал юмористические рассказы, смысл которых заключался не в том, чтобы посмеяться над забавными поступками, а чтобы научить чему-либо маленьких читателей.

- Зощенко написал сборник юмористических рассказов о своём детстве – «Лёля и Минька». И сегодня мы почитаем один из рассказов из этого сборника.

- Откройте учебник на 112 странице. Обратите внимание на заголовок рассказа.

- А могут ли слова быть золотыми, сделанными из золота? Тогда какое ещё может быть значение у этого слова? Молодцы, «золотые слова» - это правильные, поучительные слова. Тогда о чём же может быть это произведение?

- Чтобы узнать, что же такого произошло в рассказе, предлагаю прочитать его.

– «Соберëшь по ягодке, наберëшь кузовок».

– рассказ.

– Борис Викторович Шергин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают биографию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- нет.

 

- (называют предположения.)

 

- о каком-то плохом поступке.

Ф

презентация «М. М. Зощенко «Золотые слова», учебник.

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Предметные: обучающиеся знают факты из биографии М. М. Зощенко.

Выявление проблемы

Формировать готовность к сотрудничеству, к учебной деятельности, интерес к выполнению заданий.

словесные (объяснение, беседа, рассказ),

наглядные (демонстрация, иллюстрация).

На слайде:

https://lh7-us.googleusercontent.com/n_uNV-GtjBvIk2_yzN8GTZyC3fb-iu9ZoDdkeoHP7yt6VD-RG9ANZZaUa1XIT8s9FzVhjqs59xbxHoSAPaygWQ90VGNerGPWApzMYid9VTLpx7PeVqfyee6D_YdcVvdMGStR0L9Apv-s

– Чтобы узнать, о чëм мы будем сегодня говорить, предлагаю посмотреть на слайд и прочитать надписи.

– Вызвала ли эта ситуация у вас улыбку? Если бы эта ситуация полностью была описана текстом, как бы это называлось? Верно, анекдот. Но анекдот — это небольшая форма.

– Читали ли вы когда-нибудь юмористические рассказы? Можете ли вы объяснить своими словами, что это такое?

Юмористический рассказ — это небольшое по объёму прозаическое произведение, в котором изображена какая-либо смешная ситуация (или кажущаяся смешной с точки зрения автора).

– Как вы думаете — о чëм мы сегодня будем говорить? Вы правы, мы познакомимся с автором, который писал юмористические рассказы. И даже прочитаем один из них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- да/нет.

- шутка, анекдот.

 

 

 

 

- да/нет.

 

- это смешной рассказ.

 

 

 

 

 

 

 

- о юмористических рассказах.

Ф

презентация «М. М. Зощенко «Золотые слова», учебник.

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Решение проблемы

Познакомить с произведением, обеспечить эмоциональность восприятия и интереса к произведению. Дать возможность поделиться впечатлениями, выявить качества самостоятельного восприятия текста, скорректировать задуманный ход анализа произведения.

словесные (рассказ)

– Читать будем следующим образом: я начну, а вы продолжите.

Читаю начало произведения.

– Читать будет по очереди, по 2 предложения.

Читаем рассказ, я задаю вопросы по содержанию в процессе чтения:

Как зовут главных героев? (Лёля и Минька)

Как вели себя дети за столом? (они шумели)

Какой фразой Лёля перебила историю папиного начальника?  («Это что!»)

Как папа наказал ребят? (запретил ужинать вместе с взрослыми)

Какое условие поставил папа, прежде чем разрешил детям снова ужинать вместе с взрослыми? (молчать за столом)

Что Минька решил сделать с маслом? (разогреть его над стаканом папиного начальника)

Какая реакция была у Лёли? (она смеялась)

Почему дети не сказали, что масло упало в чай? (потому что папа скал молчать за столом)

Как должны были поступить дети? (должны были рассказать о случившемся)

Какими были «золотые слова», которые сказал папа? (что всегда надо поступать правильно, исходя из сложившейся ситуации)

– О чëм мы только что прочитали? Верно, это юмористический рассказ, герои которого мешали застолью.

Словарная работа

- Встретились ли вам слова, которые вы не знаете, или которые кажутся непонятными?

- Что значит слово «прельщать? Это значит «нравится, предпочитать». Например, Лёле и Миньке прельщало, то есть нравилось, что на столе была вкусная еда.

- А что обозначает слово «абсурд»? Это чепуха, что-то, чего не может быть на самом деле.

- Показался ли этот рассказ смешным? Какие отрывки вам запомнились?



Слушают произведение.

Читают по очереди.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- о Лёле и Миньке, которые веселились на ужине.

 

 

- (предполагают значение.)



- (предполагают значение.)

 

- (делятся впечатлениями.)

Ф

учебник.

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений художественной литературы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, находить в тексте заданный эпизод; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Предметные: обучающиеся демонстрируют умения владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять последовательность событий в тексте произведения.

Первичное закрепление

Мотивировать перечитывание текста, вызвать потребность в аналитической работе. Углубить восприятие произведения, помочь освоить его идею, формировать читательские умения.

словесные (беседа),

наглядные (иллюстрация)

- Ребята, прежде чем продолжить нашу работу, я предлагаю немного размяться. Встаньте со своих мест так, чтобы не мешать друг другу.

- Сейчас выполним наклоны головы вправо и влево, делаем это аккуратно, не слишком резко. Поднимем руки вверх, встанем на носочки и потянемся. А теперь поставим руки на пояс. Выполним наклоны туловища вперед, назад, вправо, влево. Отлично, молодцы!

- Мы с вами размялись и можем продолжить нашу работу. Садитесь за свои места и не забывайте о правильной посадке.

- Назовите всех действующих лиц, которые присутствовали в рассказе. Можем ли мы сказать, что у каждого персонажа есть свой характер? Как это можно понять? Я с вами согласна, когда автор описывает персонажей, их взаимодействия с другими героями, поступки и слова, мы можем узнать, какой этот персонаж.

- Предлагаю выполнить задание, чтобы разобраться в характерах персонажей «Золотого слова».

Приём – упражнение (характеристика персонажей произведения)

Задание: Напиши краткую характеристику  персонажей, используя текст из учебника.

Персонажи: Лёля и Минька, папа, папин начальник.

- Попробуйте самостоятельно написать характеристику для персонажей, после чего мы вместе обсудим. На работу даётся 5 минут.

- Вижу, многие закончили. Кто хочет прочитать, что написали?

- Лёля и Минька в рассказе – весёлые ребята. Но при этом они бестактные – постоянно мешают гостям и перебивают их.

- Теперь дайте характеристику папе ребят.

- Папа – строгий, поэтому не любит, когда правила нарушаются. Кроме того, он справедливый – ругает ребят за дело, а не просто так, и прощает, когда дети просят прощения и обещают больше не нарушать правила. Папу можно назвать мудрым, потому что он дал хороший и правильный совет Лёле и Миньке.

- Что вы можете сказать про папиного начальника?

- Этот мужчина нетерпелив и вспыльчив. Ребята постоянно надоедают, поэтому он злится на них, иногда даже может грубо ответить.

- Отлично, вы справились с этим заданием.

– Вернёмся к рассказу.

- Предлагаю выполнить задания на рабочем листе.

Задание: Объясни, как ты понимаешь устойчивые словосочетания (фразеологизмы):

Тараторила без конца – …

Сидела как на иголках – …

Желала загладить происшествие - …

- Кто хочет объяснить 1 фразу? Я с вами согласна – она обозначает много и быстро говорить.

- А как вы понимаете 2 фразу? Это значит волноваться или быть чем-то воодушевлённым.

- Что обозначает 3 фраза? Верно, это значит, хотеть исправить ситуацию, сделать её лучше.

- Молодцы, ребята. Приступим к следующему заданию.

Задание: Подбери к каждому изображению цитату из текста:

1.png

2.png

3.png

4.png

- Вижу, большинство справились с заданием. Кто хочет прочитать подобранные цитаты?

Ответы: 1) «Папин начальник начал рассказывать какую-то невероятную историю о том, как он спас пожарного»; 2) «И тогда я положил масло на кончик ножа и стал его греть над чаем»; 3) «Он показывал пальцами на свой рот, мычал и не без страха поглядывал на свой стакан. Тут все присутствующие стали с интересом рассматривать чай, оставшийся в стакане»; 4) «Вы не совсем правильно поступили, потому что обстановка снова изменилась. Выяснилось, что дети не виноваты. А если и виноваты, то в глупости. Ну, а за глупость наказывать не полагается».

- Молодцы, ребята.





Выполняют разминку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- (перечисляют персонажей.)

- да.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

Ф,

И

презентация «М. М. Зощенко «Золотые слова», учебник.

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, находить в тексте заданный эпизод, характеризовать героя; подбирать иллюстрации к тексту, соотносить произведения литературы и изобразительного искусства; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Предметные: обучающиеся демонстрируют умения владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль; характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей.

Самостоятельная работа

Обобщить результаты анализа, обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения.

словесные (объяснение, беседа), практические (упражнение)

Приём - иллюстрирование

- Предлагаю немного порисовать и изобразить понравившийся момент из рассказа.

- Какой эпизод вы бы хотели изобразить? Какие цвета используете?

- Можете приступать к работе. У вас есть 10 минут.

- Вижу, что все закончили. Предлагаю сделать выставку работ и разместить их на доске. Молодцы, ребята, у вас получились очень красивые рисунки.

 

 

 

 

- (делятся идеями.)

 

Рисуют иллюстрацию к фрагменту рассказа.

Устраивают выставку рисунков.

Ф,

И

учебник.

ОК,

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные: обучающиеся демонстрируют умения владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста.

Рефлексия

Обеспечить осознание детьми освоенных способов работы с текстом, которые помогли лучше его понять.

словесные (объяснение, беседа)

- Наш урок подходит к концу.

- Как называется рассказ, который мы читали? Кто его автор? О чём было произведение? Поднимите руку те, кому оно понравилось.

- Для того чтобы оценить своё настроение на уроке, предлагаю взять карточки, которые лежат на ваших партах.

8380.jpg1675947640_papik-pro-p-chashka-razbitaya-risunok-30.png

- Поднимите целую чашку, если урок вам понравился, вы узнали много нового, и не возникало трудностей.

- Поднимите разбитую чашку, если урок не понравился, и возникали трудности с чем-либо.

- Спасибо за урок. До свидания!

 

- «Золотые слова».

- Михаил Михайлович Зощенко.

- о ребятах, которые плохо вели себя за столом.






Выполняют рефлексию.

Ф,

И

карточки для рефлексии.

ОК,

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют  умение осуществлять волевую саморегуляцию; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.




 

Конструкт №2 Тема урока: М.

Конструкт №2 Тема урока: М.

Методы воспитания: – педагогическое требование; – создание ситуации успеха; – поощрение и порицание

Методы воспитания: – педагогическое требование; – создание ситуации успеха; – поощрение и порицание

Литературное чтение. Рабочие программы

Литературное чтение. Рабочие программы

А если не получилось — ничего страшного

А если не получилось — ничего страшного

Пока однажды не вспомнил, как ему нравилось в детстве читать книги

Пока однажды не вспомнил, как ему нравилось в детстве читать книги

Соберëшь по ягодке, наберëшь кузовок»

Соберëшь по ягодке, наберëшь кузовок»

Ф презентация «М. М. Зощенко «Золотые слова», учебник

Ф презентация «М. М. Зощенко «Золотые слова», учебник

Читать будем следующим образом: я начну, а вы продолжите

Читать будем следующим образом: я начну, а вы продолжите

Углубить восприятие произведения, помочь освоить его идею, формировать читательские умения

Углубить восприятие произведения, помочь освоить его идею, формировать читательские умения

Задание: Напиши краткую характеристику персонажей, используя текст из учебника

Задание: Напиши краткую характеристику персонажей, используя текст из учебника

Ребята постоянно надоедают, поэтому он злится на них, иногда даже может грубо ответить

Ребята постоянно надоедают, поэтому он злится на них, иногда даже может грубо ответить

Вижу, большинство справились с заданием

Вижу, большинство справились с заданием

Выяснилось, что дети не виноваты

Выяснилось, что дети не виноваты

Рефлексия Обеспечить осознание детьми освоенных способов работы с текстом, которые помогли лучше его понять

Рефлексия Обеспечить осознание детьми освоенных способов работы с текстом, которые помогли лучше его понять

Рефлексия Обеспечить осознание детьми освоенных способов работы с текстом, которые помогли лучше его понять

Рефлексия Обеспечить осознание детьми освоенных способов работы с текстом, которые помогли лучше его понять
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2024