Конструкт №5
Тема урока: Н. Н. Носов «Телефон»
УМК: «Школа России»
Цель: формирование умений читать по ролям с соблюдением норм произношения в процессе знакомства с рассказом Н. Н. Носова «Телефон».
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся демонстрируют воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений художественной литературы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; определять тему и главную мысль; читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.
Предметные: обучающиеся демонстрируют умения соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; читать по ролям с соблюдением норм произношения; характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей.
Задачи:
Воспитательные: воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений художественной литературы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развивающие: развивать у обучающихся умение осуществлять волевую саморегуляцию; определять тему и главную мысль; читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.
Образовательные: отработать у обучающихся умения соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; читать по ролям с соблюдением норм произношения; характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей.
Принципы воспитания:
– создание положительного эмоционального подъёма;
– воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
– принцип сознательной активности;
– принцип наглядности;
– принцип систематичности и последовательности;
– принцип доступности.
Методы воспитания:
– педагогическое требование;
– создание ситуации успеха;
– поощрение и порицание.
Методы обучения:
Словесные:
– объяснение;
– беседа;
– рассказ.
Наглядные:
– иллюстрация;
– демонстрация.
Практические:
– упражнение.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Дидактические средства:
демонстрационные: презентация «Н. Н. Носов «Телефон»».
Индивидуальные: учебник, рабочий лист, карточка с тестом, жетоны «звёзды», карточки для рефлексии.
Тип урока: открытие нового знания.
Структура урока:
1. Организационно-мотивационный этап (2 мин.)
2. Выявление проблемы (5 мин.)
3. Решение проблемы (8 мин.)
4. Первичное закрепление (6 мин.)
5. Самостоятельная работа (15 мин.)
6. Рефлексия (4 мин.)
Итого: 40 мин.
Использованная литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 286, в ред. приказов от 05 июля 2021 г. № 64100 – 57 с. – Текст: непосредственный.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями, внесенными: от 18.03.2022 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22).
3. СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. № 2.4.2.2821-10. – Текст: непосредственный.
4. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2014. —128 с.
5. Литературное чтение : 3 класс : учебник : в 2 частях / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова [и др.]. - 14-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2023. - (Школа России).
Эскиз доски
презентация |
16 мая. Классная работа.
|
|
Ход урока
Этап фрагмента урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
Организационно-мотивационный этап |
Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. |
словесные (объяснение), наглядные (демонстрация), практические (упражнение). |
– Здравствуйте, ребята. – На ваших партах должны лежать: учебник по литературному чтению, дневник и пенал. – Для того чтобы настроиться на урок, предлагаю выполнить упражнение, которое называется «Классный телефон». Покажите мне свои ладони, согнутые в кулаки. Сначала мы показываем «класс» правой рукой, а левой – полужест, обозначающий телефонный звонок. Затем меняем – «класс» левой рукой и «телефон» – правой. Повторим ещё раз. – Молодцы, я вижу, у вас получилось выполнить это упражнение. А если не получилось — ничего страшного. Вы старались, и это самое главное. Чем больше будете тренироваться, тем лучше будет получаться. - Сейчас сядут те, кто любят разговаривать по телефону. Теперь сядут те, кто предпочитают общение вживую. - Перед тем как продолжить, предлагаю выполнить несложный тест, чтобы вспомнить тему прошлого урока. Тест: 1) Как звали автора, с которым мы знакомились на прошлом уроке? а) А. С. Пушкин; б) Н. Н. Носов; в) М. М. Зощенко. 2) Как называлось произведение? а) «Зелёные рощи»; б) «На горке»; в) «Федина задача». 3) Что такое «сатира»? а) это высмеивание человеческих или общественных пороков. Так называемый «злой смех». б) это прозаическое произведение маленького объёма. в) литературный прием, который заключается в использовании слов и выражений в переносном значении. 4) Какая была основная мысль рассказа, который мы прочитали на прошлом уроке? а) нельзя отвлекаться от дела; б) нельзя обижать младших; в) нельзя верить всему, что говорят. 5) Назови другие произведения этого автора: а) «Чебурашка»; б) «Рассказы о Лёле и Миньке»; в) «Незнайка в Солнечном городе». - На работу у вас есть 6 минут. - Вижу, что большинство закончили. Предлагаю сравнить ответы с эталоном. На слайде: 1 - б) Н. Н. Носов; 2 – в) «Федина задача»; 3 – а) это высмеивание человеческих или общественных пороков. Так называемый «злой смех»; 4 – а) нельзя отвлекаться от дела; 5 – в) «Незнайка в Солнечном городе». - Поднимите руку, если у вас совпало большинство ответов. - Молодцы, ребята. Теперь мы готовы к уроку. |
Готовятся к уроку.
Выполняют упражнение.
Садятся за свои места.
Выполняют тест.
Проверяют ответы. |
Ф |
презентация «Н. Н. Носов «Телефон»», карточка с тестом. |
ОК, СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: умение осуществлять волевую саморегуляцию. |
Выявление проблемы |
Формировать готовность к сотрудничеству, к учебной деятельности, интерес к выполнению заданий. |
словесные (объяснение, беседа, рассказ), наглядные (демонстрация, иллюстрация). |
- Как многие вспомнили, на прошлом уроке литературного чтения мы знакомились с писателем Николаем Николаевичем Носовым и его юмористическим рассказом. - Кто вспомнит – что такое юмористический рассказ? Верно, молодцы. - Сегодня мы продолжим знакомиться с Носовым и прочитаем ещё один его рассказ. |
- (называют определение.) |
Ф |
учебник. |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою. |
Решение проблемы |
Познакомить с произведением, обеспечить эмоциональность восприятия и интереса к произведению. Дать возможность поделиться впечатлениями, выявить качества самостоятельного восприятия текста, скорректировать задуманный ход анализа произведения. |
словесные (рассказ) |
– Сейчас я прочитаю рассказ, а ваша задача внимательно слушать и подумать, как можно назвать рассказ. Читаю рассказ. – О чëм мы только что прочитали? Верно, главные герои рассказа купили телефоны, чтобы общаться друг с другом. - Обрадовались ли друзья телефонам? Получилось ли у них пообщаться? - А нужен ли был на самом деле им телефон? - Как вы думаете, как всё же лучше общаться – по телефону или вживую? А если нет возможности увидеться? Я с вами согласна, всё же приятнее общаться с людьми лицом к лицу, потому что можно увидеть их искренние эмоции. Но общение по телефону тоже имеет место быть в ситуациях, когда собеседник находится далеко от нас, и нет возможности встретиться. - Как вы думаете – какая основная мысль этого произведения? - У этого короткого рассказа может быть 2 смысла. 1 – общение лучше проходит вживую, лицом к лицу. И 2 – не стоит покупать вещь, если она вам не пригодится. - Перед вами лежит рабочий лист. Запишите главную мысль рассказа в соответствующую строчку. - Встретились ли вам слова, которые вы не знаете, или которые кажутся непонятными? - Понравился ли вам рассказ? Какие моменты запомнились больше всего? |
- о друзьях, которые купили телефон.
- да. - не получилось. - нет, потому что они были соседями. - (высказывают мнения.)
- (высказывают мнения.)
Записывают основную мысль в рабочий лист.
- (делятся впечатлениями.) |
Ф |
учебник. |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; определять тему и главную мысль; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою. Предметные: обучающиеся демонстрируют умения определять главную мысль произведения. |
Первичное закрепление |
Мотивировать перечитывание текста, вызвать потребность в аналитической работе. Углубить восприятие произведения, помочь освоить его идею, формировать читательские умения. |
словесные (беседа), наглядные (иллюстрация) |
- Ребята, прежде чем продолжить нашу работу, я предлагаю немного размяться. Встаньте со своих мест так, чтобы не мешать друг другу. - Сейчас выполним наклоны головы вправо и влево, делаем это аккуратно, не слишком резко. Поднимем руки вверх, встанем на носочки и потянемся. А теперь поставим руки на пояс. Выполним наклоны туловища вперед, назад, вправо, влево. Отлично, молодцы! - Мы с вами размялись и можем продолжить нашу работу. Садитесь за свои места и не забывайте о правильной посадке. - Исходя из содержания, как мы можем назвать рассказ? Вы верно предположили – рассказ на самом деле называется «Телефон». - А как бы вы по-другому назвали рассказ? Можете перечитать произведение и написать свои идеи в соответствующую строчку в рабочем листе. - Вижу, что большинство уже закончили. Кто хочет прочитать свои идеи для рассказа? - Молодцы, ребята, у вас получилось выполнить это задание. – Вернёмся к рассказу. - Как звали друга рассказчика? - Как у них появился телефон? Кому принадлежала идея купить его? - Жили ли друзья по соседству? Как ребята установили телефоны? Найдите в тексте и прочитайте. - Что обсуждали друзья по телефону? Получилось ли у них дальше построить разговор? - Как вы думаете – есть ли в этом рассказе сатира? Как она проявляется? Я согласна с вами – этот рассказ высмеивает мальчишек, которые пытаются говорить по телефону, но не могут построить диалог, потому что не знают – что сказать. - А было ли у вас такое? Что вы не могли найти тему для разговора по телефону или в реальной жизни? В каких случаях это происходило? - Мне тоже иногда бывает трудно заговорить с человеком, потому что я не знаю о его увлечениях. Поэтому говорить очень важно, ведь только при помощи слов мы можем узнать о других людях, рассказать о себе, и неловкость тут же пройдёт. - Молодцы, ребята. Вижу – вы внимательно слушали и читали произведение. - Теперь предлагаю выполнить задание, чтобы закрепить знания. Кто хочет прочитать задание? На слайде: Подбери подходящую поговорку и объясни её: Болтай, да меру знай. Хорошо беседовать, когда есть что сказать. - Вам необходимо прочитать поговорки, попытаться понять их смысл и выбрать подходящую. - Кто хочет объяснить 1 поговорку? Она обращена к человеку, который говорит много и не может остановиться. Подходит ли рассказу эта поговорка? Верно, она не подходит. - А кто может объяснить 2 поговорку? Я с вами согласна. Она указывает на то, что хорошо, когда есть тема для разговора и есть, о чём поговорить. Подходит ли эта поговорка? Молодцы, вы правы. - Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. |
Выполняют разминку.
Выполняют задание.
- Мишка. - Мишка предложил купить телефон. - ребята были соседями. - (читают отрывок.) - они обсуждали телефон. Дальше поговорить не получилось.
- (делятся опытом.)
Объясняют поговорку.
- нет.
Объясняют поговорку.
- да. |
Ф, И |
презентация «Н. Н. Носов «Телефон»», рабочий лист, учебник. |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою. Предметные: обучающиеся демонстрируют умения соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой. |
Самостоятельная работа |
Обобщить результаты анализа, обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения. |
словесные (объяснение, беседа), практические (упражнение) |
- Предлагаю немного отвлечься от вопросов и почитать рассказ по ролям. Чтение по ролям + характеристика персонажей - Как вы можете описать характеры автора и Мишки? - Я согласна. Автор более спокойный и поддерживает идеи своего друга. С какой интонацией надо читать его реплики? Верно, спокойно, в некоторых моментах – сдержанно. - А какой характер у Мишки? Он весёлый и взбалмошный. Всё не может усидеть на месте. С какой интонацией надо читать его реплики? Верно, Мишка часто восклицает и не может сдержать веселья. - Кто хотят прочитать диалог друзей? Отлично, можете начинать. - Ребята, понравилось ли вам, как одноклассники прочитали по ролям? Что в их выступлении вам понравилось? - Предлагаю поработать в парах и выполнить ещё одно интересное задание. Ваша задача представить телефонный разговор друг с другом на любую тему. Единственное требование – сделать это смешно и без репетиции, при помощи импровизации. - Знаете ли вы, что такое «импровизация»? Это способность быть в моменте. То есть без какой-либо подготовки начать выступать, придумывая всё на ходу. - Предлагаю послушать 3 пары. Кто хотят попробовать? После выступления зрители проголосуют за понравившуюся пару и отдадут им голос-звезду. - Выступление начинается. Сначала выходит 1 пара. 2. 3. - Наше выступление закончилось. Предлагаю зрителям подарить свои голоса понравившимся артистам. - Большое спасибо, ребята. У вас получились очень яркие и смешные выступления. Вы молодцы. |
- (высказывают предположения.)
- (высказывают предположения.)
Читают диалог.
- да.
Делятся мнениями.
- это когда придумываешь на ходу.
Выступают.
Голосуют за выступающих. |
Ф, И |
Учебник, жетоны «звёзды». |
ОК, СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою. Предметные: обучающиеся демонстрируют умения читать по ролям с соблюдением норм произношения; характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей. |
Рефлексия |
Обеспечить осознание детьми освоенных способов работы с текстом, которые помогли лучше его понять. |
словесные (объяснение, беседа) |
- Наш урок подходит к концу. - Как называется рассказ, который мы читали? Кто его автор? О чём было произведение? Поднимите руку те, кому оно понравилось. - Для того чтобы оценить деятельность, предлагаю поднять одну из карточек. - Поднимите красный телефон, если урок вам понравился, вы узнали много нового, и не возникало трудностей. - Поднимите синий телефон, если урок не понравился, и возникали трудности с чем-либо. - Спасибо за урок. До свидания! |
- «Телефон». Николай Николаевич Носов. - о мальчиках, которые купили телефон.
Выполняют рефлексию. |
Ф, И |
Карточки для рефлексии |
ОК, СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.