конструкт урока литературного чтения в 3 классе на тему "Н. Н. Носов «Телефон»"

  • docx
  • 18.06.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала телефон.docx

Конструкт №5

Тема урока: Н. Н. Носов «Телефон»

УМК: «Школа России»

Цель: формирование умений читать по ролям с соблюдением норм произношения в процессе знакомства с рассказом Н. Н. Носова «Телефон».

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся демонстрируют воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений художественной литературы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; определять тему и главную мысль; читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Предметные: обучающиеся демонстрируют умения соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; читать по ролям с соблюдением норм произношения; характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей.

Задачи: 

Воспитательные:  воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений художественной литературы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развивающие: развивать у обучающихся умение осуществлять волевую саморегуляцию; определять тему и главную мысль; читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Образовательные: отработать у обучающихся умения соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; читать по ролям с соблюдением норм произношения; характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей.

Принципы воспитания:

– создание положительного эмоционального подъёма;

– воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

– принцип сознательной активности;

– принцип наглядности;

– принцип систематичности и последовательности;

– принцип доступности.

Методы воспитания:

– педагогическое требование;

– создание ситуации успеха;

– поощрение и порицание.

Методы обучения:

Словесные:

– объяснение;

– беседа;

– рассказ.

Наглядные:

– иллюстрация;

– демонстрация.

Практические:

– упражнение.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства:

демонстрационные: презентация «Н. Н. Носов «Телефон»».

Индивидуальные: учебник, рабочий лист, карточка с тестом, жетоны «звёзды», карточки для рефлексии.

Тип урока: открытие нового знания.

Структура урока: 

1. Организационно-мотивационный этап (2 мин.)

2. Выявление проблемы (5 мин.)

3. Решение проблемы (8 мин.)

4. Первичное закрепление (6 мин.)

5. Самостоятельная работа (15 мин.)

6. Рефлексия (4 мин.)

Итого: 40 мин.

Использованная литература:

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 286, в ред. приказов от 05 июля 2021 г. № 64100 – 57 с. – Текст: непосредственный.

2.      Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями, внесенными: от 18.03.2022 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22).

3.      СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. № 2.4.2.2821-10. – Текст: непосредственный.

4.      Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2014. —128 с.

5.      Литературное чтение : 3 класс  : учебник : в 2 частях / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова [и др.]. - 14-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2023. - (Школа России).

Эскиз доски



презентация

16 мая.

Классная работа.








 

Ход урока

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Организационно-мотивационный этап

Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.

словесные (объяснение),

наглядные (демонстрация),

практические (упражнение).

– Здравствуйте, ребята.

– На ваших партах должны лежать: учебник по литературному чтению, дневник и пенал.

– Для того чтобы настроиться на урок, предлагаю выполнить упражнение, которое называется «Классный телефон». Покажите мне свои ладони, согнутые в кулаки. Сначала мы показываем «класс» правой рукой, а левой – полужест, обозначающий телефонный звонок. Затем меняем – «класс» левой рукой и «телефон» – правой. Повторим ещё раз.

– Молодцы, я вижу, у вас получилось выполнить это упражнение. А если не получилось — ничего страшного. Вы старались, и это самое главное. Чем больше будете тренироваться, тем лучше будет получаться.

- Сейчас сядут те, кто любят разговаривать по телефону. Теперь сядут те, кто предпочитают общение вживую.

- Перед тем как продолжить, предлагаю выполнить несложный тест, чтобы вспомнить тему прошлого урока.

Тест:

1)         Как звали автора, с которым мы знакомились на прошлом уроке?

а) А. С. Пушкин; б) Н. Н. Носов; в) М. М. Зощенко.

2) Как называлось произведение?

а) «Зелёные рощи»; б) «На горке»; в) «Федина задача».

3) Что такое «сатира»?

а) это высмеивание человеческих или общественных пороков. Так называемый «злой смех». б) это прозаическое произведение маленького объёма. в) литературный прием, который заключается в использовании слов и выражений в переносном значении.

4) Какая была основная мысль рассказа, который мы прочитали на прошлом уроке?

а) нельзя отвлекаться от дела; б) нельзя обижать младших; в) нельзя верить всему, что говорят.

5) Назови другие произведения этого автора:

а) «Чебурашка»; б) «Рассказы о Лёле и Миньке»; в) «Незнайка в Солнечном городе».

- На работу у вас есть 6  минут.

- Вижу, что большинство закончили. Предлагаю сравнить ответы с эталоном.

На слайде: 1 - б) Н. Н. Носов; 2 – в) «Федина задача»; 3 – а) это высмеивание человеческих или общественных пороков. Так называемый «злой смех»; 4 – а) нельзя отвлекаться от дела; 5 – в) «Незнайка в Солнечном городе».

- Поднимите руку, если у вас совпало большинство ответов.

- Молодцы, ребята. Теперь мы готовы к уроку.

 

Готовятся к уроку.



 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Садятся за свои места.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют тест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют ответы.

Ф

презентация «Н. Н. Носов «Телефон»», карточка с тестом.

ОК,

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: умение осуществлять волевую саморегуляцию.

Выявление проблемы

Формировать готовность к сотрудничеству, к учебной деятельности, интерес к выполнению заданий.

словесные (объяснение, беседа, рассказ),

наглядные (демонстрация, иллюстрация).

- Как многие вспомнили, на прошлом уроке литературного чтения мы знакомились с писателем Николаем Николаевичем Носовым и его юмористическим рассказом.

- Кто вспомнит – что такое юмористический рассказ? Верно, молодцы.

- Сегодня мы продолжим знакомиться с Носовым и прочитаем ещё один его рассказ.

 

 

 

 

 

 

- (называют определение.)

Ф

учебник.

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Решение проблемы

Познакомить с произведением, обеспечить эмоциональность восприятия и интереса к произведению. Дать возможность поделиться впечатлениями, выявить качества самостоятельного восприятия текста, скорректировать задуманный ход анализа произведения.

словесные (рассказ)

– Сейчас я прочитаю рассказ, а ваша задача внимательно слушать и подумать, как можно назвать рассказ.

Читаю рассказ.

– О чëм мы только что прочитали? Верно, главные герои рассказа купили телефоны, чтобы общаться друг с другом.

- Обрадовались ли друзья телефонам? Получилось ли у них пообщаться?

- А нужен ли был на самом деле им телефон?

- Как вы думаете, как всё же лучше общаться – по телефону или вживую? А если нет возможности увидеться? Я с вами согласна, всё же приятнее общаться с людьми лицом к лицу, потому что можно увидеть их искренние эмоции. Но общение по телефону тоже имеет место быть в ситуациях, когда собеседник находится далеко от нас, и нет возможности встретиться.

- Как вы думаете – какая основная мысль этого произведения?

- У этого короткого рассказа может быть 2 смысла. 1 – общение лучше проходит вживую, лицом к лицу. И 2 – не стоит покупать вещь, если она вам не пригодится.

- Перед вами лежит рабочий лист. Запишите главную мысль рассказа в соответствующую строчку.

- Встретились ли вам слова, которые вы не знаете, или которые кажутся непонятными?

- Понравился ли вам рассказ? Какие моменты запомнились больше всего?

- о друзьях, которые купили телефон.

 

- да.

- не получилось.

- нет, потому что они были соседями.

- (высказывают мнения.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- (высказывают мнения.)

 

 

 

 

 

 

 

Записывают основную мысль в рабочий лист.

 

 

- (делятся впечатлениями.)

Ф

учебник.

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; определять тему и главную мысль; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Предметные: обучающиеся демонстрируют умения определять главную мысль произведения.

Первичное закрепление

Мотивировать перечитывание текста, вызвать потребность в аналитической работе. Углубить восприятие произведения, помочь освоить его идею, формировать читательские умения.

словесные (беседа),

наглядные (иллюстрация)

- Ребята, прежде чем продолжить нашу работу, я предлагаю немного размяться. Встаньте со своих мест так, чтобы не мешать друг другу.

- Сейчас выполним наклоны головы вправо и влево, делаем это аккуратно, не слишком резко. Поднимем руки вверх, встанем на носочки и потянемся. А теперь поставим руки на пояс. Выполним наклоны туловища вперед, назад, вправо, влево. Отлично, молодцы!

- Мы с вами размялись и можем продолжить нашу работу. Садитесь за свои места и не забывайте о правильной посадке.

- Исходя из содержания, как мы можем назвать рассказ? Вы верно предположили – рассказ на самом деле называется «Телефон».

- А как бы вы по-другому назвали рассказ? Можете перечитать произведение и написать свои идеи в соответствующую строчку в рабочем листе.

- Вижу, что большинство уже закончили. Кто хочет прочитать свои идеи для рассказа?

- Молодцы, ребята, у вас получилось выполнить это задание.

– Вернёмся к рассказу.

- Как звали друга рассказчика?

- Как у них появился телефон? Кому принадлежала идея купить  его?

- Жили ли друзья по соседству?

Как ребята установили телефоны? Найдите в тексте и прочитайте.

- Что обсуждали друзья по телефону? Получилось ли у них дальше построить разговор?

- Как вы думаете – есть ли в этом рассказе сатира? Как она проявляется? Я согласна с вами – этот рассказ высмеивает мальчишек, которые пытаются говорить по телефону, но не могут построить диалог, потому что не знают – что сказать.

- А было ли у вас такое? Что вы не могли найти тему для разговора по телефону или в реальной жизни? В каких случаях это происходило?

- Мне тоже иногда бывает трудно заговорить с человеком, потому что я не знаю о его увлечениях. Поэтому говорить очень важно, ведь только при помощи слов мы можем узнать о других людях, рассказать о себе, и неловкость тут же пройдёт.

- Молодцы, ребята. Вижу – вы внимательно слушали и читали произведение.

- Теперь предлагаю выполнить задание, чтобы закрепить знания. Кто хочет прочитать задание?

На слайде: Подбери подходящую поговорку и объясни её:

Болтай, да меру знай.

Хорошо беседовать, когда есть что сказать.

- Вам необходимо прочитать поговорки, попытаться понять их смысл и выбрать подходящую.

- Кто хочет объяснить 1 поговорку? Она обращена к человеку, который говорит много и не может остановиться. Подходит ли рассказу эта поговорка? Верно, она не подходит.

- А кто может объяснить 2 поговорку? Я с вами согласна. Она указывает на то, что хорошо, когда есть тема для разговора и есть, о чём поговорить. Подходит ли эта поговорка? Молодцы, вы правы.

- Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием.





Выполняют разминку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

- Мишка.

- Мишка предложил купить телефон.

- ребята были соседями.

- (читают отрывок.)

- они обсуждали телефон. Дальше поговорить не получилось.

 

 

 

 

 

- (делятся опытом.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объясняют поговорку.

 

 

- нет.

 

 

Объясняют поговорку.

 

 

 

- да.

Ф,

И

презентация «Н. Н. Носов «Телефон»», рабочий лист, учебник.

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Предметные: обучающиеся демонстрируют умения соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой.

Самостоятельная работа

Обобщить результаты анализа, обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения.

словесные (объяснение, беседа), практические (упражнение)

- Предлагаю немного отвлечься от вопросов и почитать рассказ по ролям.

Чтение по ролям + характеристика персонажей

- Как вы можете описать характеры автора и Мишки?

- Я согласна. Автор более спокойный и поддерживает идеи своего друга. С какой интонацией надо читать его реплики? Верно, спокойно, в некоторых моментах – сдержанно.

- А какой характер у Мишки? Он весёлый и взбалмошный. Всё не может усидеть на месте. С какой интонацией надо читать его реплики? Верно, Мишка часто восклицает и не может сдержать веселья.

- Кто хотят прочитать диалог друзей? Отлично, можете начинать.

- Ребята, понравилось ли вам, как одноклассники прочитали по ролям? Что в их выступлении вам понравилось?

- Предлагаю поработать в парах и выполнить ещё одно интересное задание. Ваша задача представить телефонный разговор друг с другом на любую тему. Единственное требование – сделать это смешно и без репетиции, при помощи импровизации.

- Знаете ли вы, что такое «импровизация»? Это способность быть в моменте. То есть без какой-либо подготовки начать выступать, придумывая всё на ходу.

- Предлагаю послушать 3 пары. Кто хотят попробовать? После выступления зрители проголосуют за понравившуюся пару и отдадут им голос-звезду.

- Выступление начинается. Сначала выходит 1 пара. 2. 3.

- Наше выступление закончилось. Предлагаю зрителям подарить свои голоса понравившимся артистам.

- Большое спасибо, ребята. У вас получились очень яркие и смешные выступления. Вы молодцы.

 

 

 

- (высказывают предположения.)

 

 

 

 

 

 

- (высказывают предположения.)

 

 

 

 

 

Читают диалог.

 

- да.

 

Делятся мнениями.

 

 

- это когда придумываешь на ходу.

 

 

 

 

 

 

Выступают.

 

Голосуют за выступающих.

Ф,

И

Учебник, жетоны «звёзды».

ОК,

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Предметные: обучающиеся демонстрируют умения читать по ролям с соблюдением норм произношения; характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей.

Рефлексия

Обеспечить осознание детьми освоенных способов работы с текстом, которые помогли лучше его понять.

словесные (объяснение, беседа)

- Наш урок подходит к концу.

- Как называется рассказ, который мы читали? Кто его автор? О чём было произведение? Поднимите руку те, кому оно понравилось.

- Для того чтобы оценить деятельность, предлагаю поднять одну из карточек.

телефон.pngтелефон 2.jpg

- Поднимите красный телефон, если урок вам понравился, вы узнали много нового, и не возникало трудностей.

- Поднимите синий телефон, если урок не понравился, и возникали трудности с чем-либо.

- Спасибо за урок. До свидания!

 

- «Телефон». Николай Николаевич Носов.

- о мальчиках, которые купили телефон.

 

 

 

 

 

 

Выполняют рефлексию.

Ф,

И

Карточки для рефлексии

ОК,

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют  умение осуществлять волевую саморегуляцию; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.