Конструкт урока литературного чтения в 3 классе на тему "Н. Н. Носов «Телефон»"
Оценка 5

Конструкт урока литературного чтения в 3 классе на тему "Н. Н. Носов «Телефон»"

Оценка 5
docx
18.06.2024
Конструкт урока литературного чтения в 3 классе на тему "Н. Н. Носов «Телефон»"
телефон.docx

Конструкт №5

Тема урока: Н. Н. Носов «Телефон»

УМК: «Школа России»

Цель: формирование умений читать по ролям с соблюдением норм произношения в процессе знакомства с рассказом Н. Н. Носова «Телефон».

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся демонстрируют воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений художественной литературы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; определять тему и главную мысль; читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Предметные: обучающиеся демонстрируют умения соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; читать по ролям с соблюдением норм произношения; характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей.

Задачи: 

Воспитательные:  воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений художественной литературы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развивающие: развивать у обучающихся умение осуществлять волевую саморегуляцию; определять тему и главную мысль; читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Образовательные: отработать у обучающихся умения соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; читать по ролям с соблюдением норм произношения; характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей.

Принципы воспитания:

– создание положительного эмоционального подъёма;

– воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

– принцип сознательной активности;

– принцип наглядности;

– принцип систематичности и последовательности;

– принцип доступности.

Методы воспитания:

– педагогическое требование;

– создание ситуации успеха;

– поощрение и порицание.

Методы обучения:

Словесные:

– объяснение;

– беседа;

– рассказ.

Наглядные:

– иллюстрация;

– демонстрация.

Практические:

– упражнение.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства:

демонстрационные: презентация «Н. Н. Носов «Телефон»».

Индивидуальные: учебник, рабочий лист, карточка с тестом, жетоны «звёзды», карточки для рефлексии.

Тип урока: открытие нового знания.

Структура урока: 

1. Организационно-мотивационный этап (2 мин.)

2. Выявление проблемы (5 мин.)

3. Решение проблемы (8 мин.)

4. Первичное закрепление (6 мин.)

5. Самостоятельная работа (15 мин.)

6. Рефлексия (4 мин.)

Итого: 40 мин.

Использованная литература:

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 286, в ред. приказов от 05 июля 2021 г. № 64100 – 57 с. – Текст: непосредственный.

2.      Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями, внесенными: от 18.03.2022 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22).

3.      СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. № 2.4.2.2821-10. – Текст: непосредственный.

4.      Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2014. —128 с.

5.      Литературное чтение : 3 класс  : учебник : в 2 частях / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова [и др.]. - 14-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2023. - (Школа России).

Эскиз доски



презентация

16 мая.

Классная работа.








 

Ход урока

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Организационно-мотивационный этап

Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.

словесные (объяснение),

наглядные (демонстрация),

практические (упражнение).

– Здравствуйте, ребята.

– На ваших партах должны лежать: учебник по литературному чтению, дневник и пенал.

– Для того чтобы настроиться на урок, предлагаю выполнить упражнение, которое называется «Классный телефон». Покажите мне свои ладони, согнутые в кулаки. Сначала мы показываем «класс» правой рукой, а левой – полужест, обозначающий телефонный звонок. Затем меняем – «класс» левой рукой и «телефон» – правой. Повторим ещё раз.

– Молодцы, я вижу, у вас получилось выполнить это упражнение. А если не получилось — ничего страшного. Вы старались, и это самое главное. Чем больше будете тренироваться, тем лучше будет получаться.

- Сейчас сядут те, кто любят разговаривать по телефону. Теперь сядут те, кто предпочитают общение вживую.

- Перед тем как продолжить, предлагаю выполнить несложный тест, чтобы вспомнить тему прошлого урока.

Тест:

1)         Как звали автора, с которым мы знакомились на прошлом уроке?

а) А. С. Пушкин; б) Н. Н. Носов; в) М. М. Зощенко.

2) Как называлось произведение?

а) «Зелёные рощи»; б) «На горке»; в) «Федина задача».

3) Что такое «сатира»?

а) это высмеивание человеческих или общественных пороков. Так называемый «злой смех». б) это прозаическое произведение маленького объёма. в) литературный прием, который заключается в использовании слов и выражений в переносном значении.

4) Какая была основная мысль рассказа, который мы прочитали на прошлом уроке?

а) нельзя отвлекаться от дела; б) нельзя обижать младших; в) нельзя верить всему, что говорят.

5) Назови другие произведения этого автора:

а) «Чебурашка»; б) «Рассказы о Лёле и Миньке»; в) «Незнайка в Солнечном городе».

- На работу у вас есть 6  минут.

- Вижу, что большинство закончили. Предлагаю сравнить ответы с эталоном.

На слайде: 1 - б) Н. Н. Носов; 2 – в) «Федина задача»; 3 – а) это высмеивание человеческих или общественных пороков. Так называемый «злой смех»; 4 – а) нельзя отвлекаться от дела; 5 – в) «Незнайка в Солнечном городе».

- Поднимите руку, если у вас совпало большинство ответов.

- Молодцы, ребята. Теперь мы готовы к уроку.

 

Готовятся к уроку.



 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Садятся за свои места.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют тест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют ответы.

Ф

презентация «Н. Н. Носов «Телефон»», карточка с тестом.

ОК,

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: умение осуществлять волевую саморегуляцию.

Выявление проблемы

Формировать готовность к сотрудничеству, к учебной деятельности, интерес к выполнению заданий.

словесные (объяснение, беседа, рассказ),

наглядные (демонстрация, иллюстрация).

- Как многие вспомнили, на прошлом уроке литературного чтения мы знакомились с писателем Николаем Николаевичем Носовым и его юмористическим рассказом.

- Кто вспомнит – что такое юмористический рассказ? Верно, молодцы.

- Сегодня мы продолжим знакомиться с Носовым и прочитаем ещё один его рассказ.

 

 

 

 

 

 

- (называют определение.)

Ф

учебник.

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Решение проблемы

Познакомить с произведением, обеспечить эмоциональность восприятия и интереса к произведению. Дать возможность поделиться впечатлениями, выявить качества самостоятельного восприятия текста, скорректировать задуманный ход анализа произведения.

словесные (рассказ)

– Сейчас я прочитаю рассказ, а ваша задача внимательно слушать и подумать, как можно назвать рассказ.

Читаю рассказ.

– О чëм мы только что прочитали? Верно, главные герои рассказа купили телефоны, чтобы общаться друг с другом.

- Обрадовались ли друзья телефонам? Получилось ли у них пообщаться?

- А нужен ли был на самом деле им телефон?

- Как вы думаете, как всё же лучше общаться – по телефону или вживую? А если нет возможности увидеться? Я с вами согласна, всё же приятнее общаться с людьми лицом к лицу, потому что можно увидеть их искренние эмоции. Но общение по телефону тоже имеет место быть в ситуациях, когда собеседник находится далеко от нас, и нет возможности встретиться.

- Как вы думаете – какая основная мысль этого произведения?

- У этого короткого рассказа может быть 2 смысла. 1 – общение лучше проходит вживую, лицом к лицу. И 2 – не стоит покупать вещь, если она вам не пригодится.

- Перед вами лежит рабочий лист. Запишите главную мысль рассказа в соответствующую строчку.

- Встретились ли вам слова, которые вы не знаете, или которые кажутся непонятными?

- Понравился ли вам рассказ? Какие моменты запомнились больше всего?

- о друзьях, которые купили телефон.

 

- да.

- не получилось.

- нет, потому что они были соседями.

- (высказывают мнения.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- (высказывают мнения.)

 

 

 

 

 

 

 

Записывают основную мысль в рабочий лист.

 

 

- (делятся впечатлениями.)

Ф

учебник.

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; определять тему и главную мысль; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Предметные: обучающиеся демонстрируют умения определять главную мысль произведения.

Первичное закрепление

Мотивировать перечитывание текста, вызвать потребность в аналитической работе. Углубить восприятие произведения, помочь освоить его идею, формировать читательские умения.

словесные (беседа),

наглядные (иллюстрация)

- Ребята, прежде чем продолжить нашу работу, я предлагаю немного размяться. Встаньте со своих мест так, чтобы не мешать друг другу.

- Сейчас выполним наклоны головы вправо и влево, делаем это аккуратно, не слишком резко. Поднимем руки вверх, встанем на носочки и потянемся. А теперь поставим руки на пояс. Выполним наклоны туловища вперед, назад, вправо, влево. Отлично, молодцы!

- Мы с вами размялись и можем продолжить нашу работу. Садитесь за свои места и не забывайте о правильной посадке.

- Исходя из содержания, как мы можем назвать рассказ? Вы верно предположили – рассказ на самом деле называется «Телефон».

- А как бы вы по-другому назвали рассказ? Можете перечитать произведение и написать свои идеи в соответствующую строчку в рабочем листе.

- Вижу, что большинство уже закончили. Кто хочет прочитать свои идеи для рассказа?

- Молодцы, ребята, у вас получилось выполнить это задание.

– Вернёмся к рассказу.

- Как звали друга рассказчика?

- Как у них появился телефон? Кому принадлежала идея купить  его?

- Жили ли друзья по соседству?

Как ребята установили телефоны? Найдите в тексте и прочитайте.

- Что обсуждали друзья по телефону? Получилось ли у них дальше построить разговор?

- Как вы думаете – есть ли в этом рассказе сатира? Как она проявляется? Я согласна с вами – этот рассказ высмеивает мальчишек, которые пытаются говорить по телефону, но не могут построить диалог, потому что не знают – что сказать.

- А было ли у вас такое? Что вы не могли найти тему для разговора по телефону или в реальной жизни? В каких случаях это происходило?

- Мне тоже иногда бывает трудно заговорить с человеком, потому что я не знаю о его увлечениях. Поэтому говорить очень важно, ведь только при помощи слов мы можем узнать о других людях, рассказать о себе, и неловкость тут же пройдёт.

- Молодцы, ребята. Вижу – вы внимательно слушали и читали произведение.

- Теперь предлагаю выполнить задание, чтобы закрепить знания. Кто хочет прочитать задание?

На слайде: Подбери подходящую поговорку и объясни её:

Болтай, да меру знай.

Хорошо беседовать, когда есть что сказать.

- Вам необходимо прочитать поговорки, попытаться понять их смысл и выбрать подходящую.

- Кто хочет объяснить 1 поговорку? Она обращена к человеку, который говорит много и не может остановиться. Подходит ли рассказу эта поговорка? Верно, она не подходит.

- А кто может объяснить 2 поговорку? Я с вами согласна. Она указывает на то, что хорошо, когда есть тема для разговора и есть, о чём поговорить. Подходит ли эта поговорка? Молодцы, вы правы.

- Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием.





Выполняют разминку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

- Мишка.

- Мишка предложил купить телефон.

- ребята были соседями.

- (читают отрывок.)

- они обсуждали телефон. Дальше поговорить не получилось.

 

 

 

 

 

- (делятся опытом.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объясняют поговорку.

 

 

- нет.

 

 

Объясняют поговорку.

 

 

 

- да.

Ф,

И

презентация «Н. Н. Носов «Телефон»», рабочий лист, учебник.

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Предметные: обучающиеся демонстрируют умения соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой.

Самостоятельная работа

Обобщить результаты анализа, обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения.

словесные (объяснение, беседа), практические (упражнение)

- Предлагаю немного отвлечься от вопросов и почитать рассказ по ролям.

Чтение по ролям + характеристика персонажей

- Как вы можете описать характеры автора и Мишки?

- Я согласна. Автор более спокойный и поддерживает идеи своего друга. С какой интонацией надо читать его реплики? Верно, спокойно, в некоторых моментах – сдержанно.

- А какой характер у Мишки? Он весёлый и взбалмошный. Всё не может усидеть на месте. С какой интонацией надо читать его реплики? Верно, Мишка часто восклицает и не может сдержать веселья.

- Кто хотят прочитать диалог друзей? Отлично, можете начинать.

- Ребята, понравилось ли вам, как одноклассники прочитали по ролям? Что в их выступлении вам понравилось?

- Предлагаю поработать в парах и выполнить ещё одно интересное задание. Ваша задача представить телефонный разговор друг с другом на любую тему. Единственное требование – сделать это смешно и без репетиции, при помощи импровизации.

- Знаете ли вы, что такое «импровизация»? Это способность быть в моменте. То есть без какой-либо подготовки начать выступать, придумывая всё на ходу.

- Предлагаю послушать 3 пары. Кто хотят попробовать? После выступления зрители проголосуют за понравившуюся пару и отдадут им голос-звезду.

- Выступление начинается. Сначала выходит 1 пара. 2. 3.

- Наше выступление закончилось. Предлагаю зрителям подарить свои голоса понравившимся артистам.

- Большое спасибо, ребята. У вас получились очень яркие и смешные выступления. Вы молодцы.

 

 

 

- (высказывают предположения.)

 

 

 

 

 

 

- (высказывают предположения.)

 

 

 

 

 

Читают диалог.

 

- да.

 

Делятся мнениями.

 

 

- это когда придумываешь на ходу.

 

 

 

 

 

 

Выступают.

 

Голосуют за выступающих.

Ф,

И

Учебник, жетоны «звёзды».

ОК,

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Предметные: обучающиеся демонстрируют умения читать по ролям с соблюдением норм произношения; характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей.

Рефлексия

Обеспечить осознание детьми освоенных способов работы с текстом, которые помогли лучше его понять.

словесные (объяснение, беседа)

- Наш урок подходит к концу.

- Как называется рассказ, который мы читали? Кто его автор? О чём было произведение? Поднимите руку те, кому оно понравилось.

- Для того чтобы оценить деятельность, предлагаю поднять одну из карточек.

телефон.pngтелефон 2.jpg

- Поднимите красный телефон, если урок вам понравился, вы узнали много нового, и не возникало трудностей.

- Поднимите синий телефон, если урок не понравился, и возникали трудности с чем-либо.

- Спасибо за урок. До свидания!

 

- «Телефон». Николай Николаевич Носов.

- о мальчиках, которые купили телефон.

 

 

 

 

 

 

Выполняют рефлексию.

Ф,

И

Карточки для рефлексии

ОК,

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют  умение осуществлять волевую саморегуляцию; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

 


 

Конструкт №5 Тема урока: Н.

Конструкт №5 Тема урока: Н.

Методы обучения: Словесные: – объяснение; – беседа; – рассказ

Методы обучения: Словесные: – объяснение; – беседа; – рассказ

Эскиз доски презентация 16 мая

Эскиз доски презентация 16 мая

Молодцы, я вижу, у вас получилось выполнить это упражнение

Молодцы, я вижу, у вас получилось выполнить это упражнение

Какая была основная мысль рассказа, который мы прочитали на прошлом уроке? а) нельзя отвлекаться от дела; б) нельзя обижать младших; в) нельзя верить всему, что…

Какая была основная мысль рассказа, который мы прочитали на прошлом уроке? а) нельзя отвлекаться от дела; б) нельзя обижать младших; в) нельзя верить всему, что…

Молодцы, ребята. Теперь мы готовы к уроку

Молодцы, ребята. Теперь мы готовы к уроку

Решение проблемы Познакомить с произведением, обеспечить эмоциональность восприятия и интереса к произведению

Решение проблемы Познакомить с произведением, обеспечить эмоциональность восприятия и интереса к произведению

Сейчас я прочитаю рассказ, а ваша задача внимательно слушать и подумать, как можно назвать рассказ

Сейчас я прочитаю рассказ, а ваша задача внимательно слушать и подумать, как можно назвать рассказ

Ребята, прежде чем продолжить нашу работу, я предлагаю немного размяться

Ребята, прежде чем продолжить нашу работу, я предлагаю немного размяться

А было ли у вас такое? Что вы не могли найти тему для разговора по телефону или в реальной жизни?

А было ли у вас такое? Что вы не могли найти тему для разговора по телефону или в реальной жизни?

Кто хочет объяснить 1 поговорку?

Кто хочет объяснить 1 поговорку?

Верно, Мишка часто восклицает и не может сдержать веселья

Верно, Мишка часто восклицает и не может сдержать веселья

Наше выступление закончилось. Предлагаю зрителям подарить свои голоса понравившимся артистам

Наше выступление закончилось. Предлагаю зрителям подарить свои голоса понравившимся артистам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2024