Конструкт урока литературного чтения во 2 классе на тему "Н.Н. Носов "Затейники"
Оценка 4.6

Конструкт урока литературного чтения во 2 классе на тему "Н.Н. Носов "Затейники"

Оценка 4.6
docx
18.06.2024
Конструкт урока литературного чтения во 2 классе на тему "Н.Н. Носов "Затейники"
конструкт затейники.docx

Конструкт урока литературного чтения №4

Тема урока: Н.Н. Носов «Затейники»

УМК: «Школа России»

Цель: формирование представлений о творчестве Н.Н. Носова в процессе знакомства с произведением «Затейники».

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся демонстрируют доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения, положительное отношение к учебной деятельности.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Предметные: обучающиеся знают факты из биографии Н.Н.Носова; умеют воспринимать на слух художественный текст, определять смысл произведения, характеризовать героев, выразительно читать эпизоды из произведения, составлять план произведения, пересказывать текст на основе плана.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения, положительное отношение к учебной деятельности.

Развивающие: развивать умение осуществлять волевую саморегуляцию; планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Образовательные: познакомить с фактами из биографии Н.Н.Носова; воспринимать на слух художественный текст, определять смысл произведения, характеризовать героев, выразительно читать эпизоды из произведения, составлять план произведения, пересказывать текст на основе плана.

 

Принципы воспитания:

·     Создание положительного эмоционального подъёма

·     Воспитание через взаимодействие

Принципы обучения:

·     Принцип сознательной активности.

·     Принцип наглядности.

·     Принцип систематичности и последовательности.

·     Принцип доступности.

Методы воспитания:

Методы формирования социального опыта детей:

·     педагогическое требование

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:

·     Беседа

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

·     создание ситуации успеха

·     поощрение и порицание

 

Методы обучения:

Методы получения новых знаний:

Словесные:

·     объяснение

·     беседа

·     рассказ

·     работа с книгой

Наглядные:

·     Демонстрация

Методы выработки учебных умений и накопления опыта:

·     Упражнение

Методы формирования ответственности и обязательности:

·     Предъявление педагогических требований

·     Оперативный контроль

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства:

демонстрационные: презентация на тему «Н.Н. Носов «Затейники».

индивидуальные: учебник, карточки для составления плана, карточки для пересказа.

 

Тип урока: открытие нового знания

Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности. (1 мин.)

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (6 мин.)

3. Решение проблемы (8 мин.)

4. Первичное закрепление (25 мин.)

5. Самостоятельная работа (6 мин.)

6. Рефлексия учебной деятельности (2 мин.)

Итого: 45 мин.

Использованная литература:

1.       Федеральный государственный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2021. – 33с.

2.      Федеральная образовательная программа начального общего образования / Министерство просвещения Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2023. – 193с.

3.      Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10).

4.      Литературное чтение. Рабочие программы.

5.      Литературное чтение 2 класс, 2 часть. Учебник системы «Школа России».

 

 

 

Ход урока

Этап фрагмента урока

Образовательна

я задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Мотивация к учебной деятельности.

Создать устойчивую положительную мотивацию каждого обучающегося к деятельности.

Словесные: объяснение

Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Викторовна, и сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас я.

-  Для того, чтобы настроиться на работу, я предлагаю выполнить упражнение. На одной руке показываем мизинец, на другой указательный палец. Через хлопок меняем положение рук, теперь на одной руке указательный палец, на другой мизинец. Меняем еще раз. Каждый пробует в своём темпе. Молодцы!

- Предлагаю проверить готовность к уроку: на ваших партах лежат учебник по литературному чтению, дневник и пенал. У кого всё есть, можете садиться за свои места.

- Не забываем о правильной посадке: ноги стоят на полу, спина прямая и опирается на спинку стула, руки лежат на парте.

 

 

 

 

Выполняют упражнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют готовность.

 

 

 

Проверяют правильную посадку.

 

Ф

-

ОК

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию.

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Создать эмоциональный настрой для восприятия произведения, оживить жизненные впечатления.

Словесные:

•объяснение

•беседа

рассказ

Наглядные:

•Демонстрация

•Иллюстрация

Методы выработки учебных умений и накопления опыта:

•Упражнение

Методы формирования ответственности и обязательности:

•Оперативный контроль

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

•поощрение и порицание.

- Чтобы узнать, о каком авторе мы будем говорить сегодня, я предлагаю для начала вспомнить тех писателей и поэтов, которых мы изучали на прошлых уроках.

- На слайде вы видите их имена, но, кажется, некоторые буквы из них выпали. Кто поможет прочитать каждое имя, вставляя пропущенные буквы и называя произведение этого автора, которое мы читали?

На слайде:

Аг__ия   Барт__

 

Чуков__кий   К__рней

 

Михалко__   Сергей

- Молодцы, мы с вами справились с заданием. А теперь посмотрите на буквы, которые мы вставили. Если соединить их вместе, то какая фамилия получится?

На слайде:

АгНия   БартО

 

ЧуковСкий   КОрней

 

МихалкоВ   Сергей

- Вы абсолютно правы! Писатель, с которым мы сегодня познакомимся – это Носов Николай Николаевич. Поднимите руку, кому уже знаком этот писатель? Какие его произведения вы читали?

- Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года. Его папа был актёром эстрады, а мама – рукодельницей и певуньей. В детстве Носов увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией. В школьные годы он мечтал стать музыкантом и играл на скрипке, но потом забросил это дело.

- Прежде чем стать писателем Николай Николаевич Носов сменил множество профессий: продавал газеты, был землекопом, возчиком брёвен. После окончания института, он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. О том, чтобы стать писателем, он не думал. Подрастал сын и просил всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы. Многие рассказы автора основаны на реальных событиях, которые случались с друзьями его сына. Самую большую популярность писателю принесли рассказы о Незнайке: «Приключения Незнайки», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Кто читал рассказы или, может быть, смотрел мультфильмы о Незнайке?


- Посмотрите на обложки других книг и рассказов Носова. Как вы думаете, кто главные герои его рассказов? Какие из них вам знакомы?

- Чтобы узнать, какой рассказ Носова мы прочитаем сегодня, я предлагаю попробовать составить слово из слогов на слайде.

На слайде: ТЕЙ ЗА КИ НИ

- Какое слово получилось?

- Молодцы! Рассказ, который мы сегодня прочитаем, называется «Затейники». Тогда, как вы думаете, какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

- Верно, нашей сегодняшней целью будет познакомиться с произведением Н. Носова «Затейники».

- Ребята, а кто же такие затейники?

- Затейники – это фантазёры, те, которые постоянно что-то затевают, придумывают весёлые занятия. Есть ли у вас такие друзья, знакомые, которых можно назвать затейниками? А, может быть, вы сами ими являетесь?

- Исходя из такого названия, как вы думаете, что же произойдёт в рассказе?

- Предлагаю открыть учебник на странице 51 и рассмотреть иллюстрацию к рассказу. Что на ней происходит?


- Появились ли у вас какие-нибудь ещё предположения о рассказе?

- У вас интересные предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Агния Барто – «Верёвочка».

Чуковский Корней – «Федорино горе».

Михалков Сергей – «Мой щенок».

 

 

 

 

- Носов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказывают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- затейники.

 

 

-  познакомиться с произведением Н. Носова «Затейники».

 

 

 

- те, кто что-то затевают.

 

 

 

Рассказывают о своём опыте.

 

 

Высказывают предположения.

Ф

П

Презентация, учебники.

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют доброжелательность, положительное отношение к учебной деятельности.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза; готовность слушать собеседника и вести диалог.

Предметные:  обучающиеся знают факты из биографии Н.Н.Носова.

Решение проблемы.

Познакомить с произведением, обеспечить эмоциональность восприятия и интереса к произведению.

Дать возможность поделиться впечатлениями, выявить качества самостоятельного восприятия текста, скорректировать задуманный ход анализа произведения.

Словесные:

•объяснение

•беседа

•работа с книгой

- Для того, чтобы их проверить, предлагаю начать читать рассказ. Откройте страницу 50. Я буду читать, а вы внимательно следите за текстом.

Читаю рассказ до слов «Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!»

- Ребята, как зовут главных героев рассказа? Что они затеяли?

Читаю рассказ до слов «Вдруг меня кто-то как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Валя за мной!»

- Как вы думаете, кто же схватил Петю за ногу?

- Чтобы это узнать, предлагаю продолжить чтение.

Читаю до слов «Открыли мы дверь. В комнате никого нет. А к столу подойти всё-таки боимся: вдруг из-под него серый волк вылезет!»

- Окажется ли кто-нибудь в итоге под столом? Предлагаю прочитать и узнать.

Читаю до конца.

- Мы с вами дочитали рассказ до конца. Поднимите руку, кому он понравился?

- Какой момент из произведения вам понравился и запомнился больше всего?

- Верны ли оказались наши предположения о рассказе?

- Какое настроение у вас после прочитанного текста?

- Как называлась игра, в которую играли дети?

- Кто из них предложил построить домик? Найдите этот момент в тексте и прочитайте.

- А как выглядел домик у детей? Найдите и прочитайте.

- Понравилась ли вам игра детей? Играли ли вы в подобные игры со своими друзьями, братьями, сёстрами?

- У вас тоже были интересные игры!

Слушают рассказ.

 

 

 

 

 

 

 

- Петя и Валя, они играли в «трёх поросят» и сделали себе домик под столом.

 

 

 

 

Высказывают предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делятся впечатлениями.

 

 

 

 

 

Делятся впечатлениями.

 

- «Три поросёнка»

 

- Валя.  «Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке.»

- «Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!»

Делятся своим опытом.

Ф

Учебник.

ОК

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Предметные:  обучающиеся умеют воспринимать на слух художественный текст.

Первичное закрепление

Мотивировать перечитывание текста, вызвать потребность в аналитической работе.

Углубить восприятие произведения, помочь освоить его идею, формировать читательские умения.

Наглядные:

•Демонстрация

Словесные:

•беседа

•объяснение

•работа с книгой

Методы формирования ответственности и обязательности:

•Предъявление педагогических требований

•Оперативный контроль

- Ребята, прежде чем продолжить нашу работу, я предлагаю немного размяться. Встаньте со своих мест так, чтобы не мешать друг другу.

- Сейчас выполним наклоны головы вправо и влево, делаем это аккуратно, не слишком резко. Поднимем руки вверх, встанем на носочки и потянемся. А теперь поставим руки на пояс. Выполним наклоны туловища вперед, назад, вправо, влево. Отлично, молодцы!

- Мы с вами размялись и можем продолжить нашу работу. Садитесь за свои места и не забывайте о правильной посадке.

- Скажите, а почему игра у детей прервалась? Найдите этот момент в тексте.

- Кто же всё-таки схватил Петю за ногу?

- А почему она не сразу сказала, что это была она?

- Что сделали дети, когда подумали, что под столом сидит волк?

- Как вы думаете, что они почувствовали в этот момент?

- С какой интонацией мы бы прочитали этот отрывок?

- Если бы мы читали текст по ролям, то сколько ролей бы в нём было?

- Верно, 3 роли – автор, Петя и Валя. Как бы мы прочитали слова автора?

- Слова Пети?

- Слова Вали?

- Предлагаю прочитать отрывок из текста, начиная со слов «Вдруг меня кто-то как схватит за ногу!», заканчивая словами «Ты меня испугал» по ролям. У вас есть две минуты на подготовку.

- Время вышло, и я предлагаю начать чтение по ролям. Кто желает читать за автора? За Петю? За Валю?

- Я вижу, что вы очень старались прочитать по ролям с правильной интонацией.

- Скажите, а кто-нибудь в итоге оказался под столом, когда дети решили проверить? Найдите этот момент в тексте.

- Почему Петя и Валя не стали чинить домик?

- Что вы можете сказать об этих ребятах? Какие они?

- Я с вами согласна. У них хорошая фантазия, они весёлые и непоседливые, но очень пугливые. Что бы вы им посоветовали?

- Я бы тоже посоветовала им не выдумывать страхи, и тем более верить в них. Как вы думаете, чему учит рассказ?

- Вы правы, рассказ учит быть смелым, решительным и ничего не бояться, но в то же время быть осмотрительным и осторожным.


- Предлагаю составить план рассказа. На ваших партах есть вот такие карточки. Кто прочитает, что нужно сделать?

- Верно, нужно вклеить пункты плана в правильном порядке. Предлагаю сделать это самостоятельно.

- Вижу, что большинство закончили. Какой пункт плана будет первым? Посмотрите на слайд. Какую иллюстрацию вы бы к нему подобрали? (такая же работа с остальными пунктами плана)

На слайде: 

 


 

- Мы с вами составили план и подобрали к нему иллюстрации. Молодцы!

Выполняют физминутку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- «Вдруг меня кто-то как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Валя за мной!»

- Валя.

- она испугалась.

 

- выбежали из-под стола и из комнаты, закрыли дверь.

- страх.

- с испуганной.

 

- 3 роли.

 

- взволнованно, встревоженно.

- испуганно.

- с удивлением.

 

Готовятся к чтению текста по ролям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают по ролям.

 

 

 

 

 

-«Я подкрался на цыпочках к столу, дёрнул за край одеяла и бегом к двери. Одеяло упало, а под столом никого нет.»

 

- хорошие затейники, но пугливые.

 

 

- ничего не бояться.

 

 

 

- быть смелым, не выдумывать себе страхи.

 

 

 

 

 

 

- составить план.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют план.

 

 

 

 

Подбирают к плану иллюстрации.

Ф

И

Учебник, карточки для составления плана.

ОК

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения, положительное отношение к учебной деятельности.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Предметные:  обучающиеся умеют определять смысл произведения, характеризовать героев, выразительно читать эпизоды из произведения, составлять план произведения.

Самостоятельная работа

Обобщить результаты анализа, обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

•создание ситуации успеха

•поощрение и порицание

Словесные:

•объяснение

•беседа

Методы выработки учебных умений и накопления опыта:

•Упражнение

Методы формирования ответственности и обязательности:

•Оперативный контроль

- А теперь я предлагаю нам с вами немного потренироваться в пересказе текста. Однако пересказывать мы все будем разными способами. У вас на партах оказались разные карточки.

- Поднимите руку те, кому досталась карточка с иллюстрациями?

 

- Эти ребята при пересказе смогут воспользоваться иллюстрациями на карточке.


- Поднимите руку те, кому досталась вот такая карточка с пунктами плана?

- Эти ребята при пересказе смогут воспользоваться этим планом.

- И, наконец, поднимите руку те, кому досталась карточка с пунктами плана и девочкой?


- Эти ребята тоже смогут воспользоваться этим планом при пересказе, однако пересказать текст им необходимо будет от лица Вали. То есть все события нам будет рассказывать Валя, а не Петя. У кого есть вопросы?

- Предлагаю начать подготовку к пересказу. На это у вас будет 5 минут.

- Предлагаю послушать с пересказом нескольких человек по желанию.

- У нас с вами успешно получилось пересказать рассказ. Молодцы!

- А теперь, для того, чтобы проверить, как хорошо вы запомнили содержание произведения, я предлагаю выполнить небольшой тест на карточках. В тесте есть только 1 правильный вариант ответа. Обведите его в кружочек.


- Вижу, что большинство закончили работы. Отложите карточки с тестом на край парты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Готовят пересказ.

 

 

Пересказывают текст.

 

 

 

 

Выполняют тест.

Ф

И

 

Карточки для пересказа.

ОК,

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения, положительное отношение к учебной деятельности.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Предметные:

обучающиеся умеют пересказывать текст на основе плана.

Рефлексия учебной деятельности.

Обеспечить осознание детьми освоенных способов работы с текстом, которые помогли лучше его понять.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

•создание ситуации успеха

•поощрение и порицание

Словесные:

•объяснение

•беседа

Методы формирования ответственности и обязательности:

•Оперативный контроль

- Наш урок подходит к концу. Я предлагаю вспомнить, о каком детском писателе мы сегодня говорили?

- А как назывался его рассказ, с которым мы познакомились?

- Кто напомнит, какую цель мы ставили на сегодняшний урок? Поднимите руку, если вы считаете, что мы её достигли.

- А теперь предлагаю посмотреть на слайд. На нём вы видите незаконченные предложения. Предлагаю выбрать любое из них и закончить.

На слайде:

Сегодня на уроке я узнал/а…

Было интересно…

Было трудно…

- Благодарю за ответы! На этом наш урок подходит к концу. Всем спасибо за работу, до свидания!

 

- Н. Носове.

 

 

- затейники.

 

 

 

 

 

Заканчивают предложения.

Ф

 

Презентация

ОК

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, положительное отношение к учебной деятельности.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию,  готовность слушать собеседника и вести диалог.

 


 

Конструкт урока литературного чтения №4

Конструкт урока литературного чтения №4

Образовательные: познакомить с фактами из биографии

Образовательные: познакомить с фактами из биографии

Методы обучения: Методы получения новых знаний:

Методы обучения: Методы получения новых знаний:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2024