Конструкт урока по окружающему миру
Тема: «Органы чувств, их роль в жизнедеятельности организма.»
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся демонстрируют любознательность и познавательную активность.
Метапредметные: демонстрируют Регулятивные УУД (демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; способности выполнять инструкции и требования учителя; умение осуществлять контроль по результату и по способу действия; умение принимать и сохранять учебную задачу); Познавательные УУД (умение осуществлять сравнение самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций, умение строить логическое рассуждение; умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач; умение анализировать и делать выводы ); Коммуникативные УУД (умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партером; демонстрируют умение грамотно строить речевое высказывание при формулировке своего мнения; умеют слушать учителя и одноклассников, высказывают свое мнение, умеют вести небольшой познавательный диалог по теме урока);
Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о значении органов чувств в познании природы, умение видеть, слышать, и любоваться природой.
Цель: формирование личностной и познавательной рефлексии посредством представления о значимости органов чувств и их роли в жизни человека
Задачи:
Воспитательная: воспитывать любознательность и познавательную активность.
Развивающая: : развивать Регулятивные УУД (демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию в начале занятия; способности выполнять инструкции и требования учителя; умение осуществлять контроль по результату и по способу действия; умение принимать и сохранять учебную задачу); Познавательные УУД (умение осуществлять сравнение самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций, умение строить логическое рассуждение; умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач; умение анализировать и делать выводы ); Коммуникативные УУД (умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партером; демонстрируют умение грамотно строить речевое высказывание при формулировке своего мнения; умеют слушать учителя и одноклассников, высказывают свое мнение, умеют вести небольшой познавательный диалог по теме урока);
Образовательная: обучающиеся знают значение органов чувств в познании природы, умеют видеть, слышать, и любоваться природой.
Принципы воспитания и обучения:
Принципы обучения:
-Принцип научности;
-Принцип доступности;
-Принцип сознательности и активности;
-Принцип наглядности;
-Принцип систематичности и последовательности;
-Принцип дифференцированного подхода;
-Принцип соответствия возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.
Принципы воспитания:
-создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;
-воспитание через взаимодействие;
-формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
· методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (создание ситуации успеха, поощрение, стимулирование занимательным содержанием, формирование готовности к восприятию, игра);
· по источнику получения знаний (словесные: беседа; наглядные: демонстрация).
Методы воспитания:
· методы организации социального опыта воспитанников (педагогическое требование, ситуация свободного выбора);
· методы формирования сознания (беседа);
· методы стимулирования и коррекции действий и отношений воспитанников (поощрение).
Дидактические средства
-Демонстрационное: презентация по теме «Органы чувств», аншлаги темы и задач урока
-Индивидуальное: карточка с изображением человечка, изображения органов чувств
Структура урока:
1. Организационно-мотивационный этап
2. Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы
3. Решение проблемы
4. Первичное закрепление
5. Рефлексия
Итог:
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 – 41 с. – Текст: непосредственный.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно– методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) – Текст: непосредственный.
3. Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1-4 классов, 2017г
2.Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс : учеб. Пособие для общеобразоват. организаций / [А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова и др.]. - 3-е изд., доп. - М. : Просвещение, 2018 — 254 с. - (Перспектива). - ISBN 978-5-09-052487-2.
3.Окружающий мир 1 класс: учебник для образоват.учреждений В 2 ч. Ч.2/ А.А. Плещаков, М.Ю. Новицкая : Рос. акад. наук. Рос. акад. образования, изд-во «Просвящение», - М. : Просвещение, 2011. – 80 с. : ил. – (Академический школьный учебник). (Перспектива), - ISBN 978-5-09-022116-0
Ход урока
Этапы деятельности |
Методы, приемы |
Деятельность педагога и детей (цель, мотивация, организация деятельности, оценка деятельности) |
Планируемый результат |
1.Организационно-мотивационный этап
Задачи: привлечь внимание обучающихся, настроить их на работу, создать положительный эмоциональный фон. |
Методы обучения: • методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (формирование готовности к восприятию);
|
-Здравствуйте, ребята! -Давайте подарим друг другу наши улыбки, наше хорошее настроение. -Ребята, что вы почувствовали сейчас, когда подарили друг другу улыбки? *слайд27* -Посмотрите на слайд, и скажите, какой цвет передает ваше настроение?
-Давайте сохраним это настроение до конца урока, ведь на нем будет много интересного и очень полезного. Советую вам ничего не пропустить. Ушки будут слушать, глазки смотреть, голова думать, рука подниматься, а рот говорить. -Отлично! |
Личностные УУД: демонстрируют любознательность и познавательную активность. Регулятивные УУД: демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию. Коммуникативные УУД: демонстрируют умение грамотно строить речевое высказывание при формулировке своего мнения. |
2.Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы.
Задача: определить тему и поставить вопрос занятия |
Методы обучения: • методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (создание ситуации успеха, поощрение, стимулирование занимательным содержанием); • по источнику получения знаний (словесные: беседа; наглядные: демонстрация). Методы воспитания: • методы организации социального опыта воспитанников (педагогическое требование, ситуация свободного выбора);
|
-Ребята сегодня к нам в гости на урок пришел необычный человечек, посмотрите на него, что в нем необычного? *слайд1* -Что вы заметили? (У него нет лица, у него нет ушей, нет глаз, носа, рта) -Человечек считает, что они ему просто не нужны. -А зачем они нужны человеку? (Так некрасиво) -Предлагаю попробовать доказать человечку, что он ошибается, что все эти части нашего тела, нам необходимы. Человечек без лица И без носа и без рта Как же жить ему на свете Потерял он части эти А нужны ль они ему, Человечку этому? Как решить вопросы эти? Мы поможем ему, дети? -Что общего у этих частей? (это все есть у каждого человека) *слайд2* -Как, одним словом можем назвать эти недостающие органы? (Органы чувств) -Совершенно верно! - Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? -Ребята, представьте, что этот человечек это вы, сможете ли вы узнать, что находится вокруг вас? Сможете ли вы познать нашу природу? (нет) -Верно! -Как вы думаете, какова тема нашего урока? (ответы детей) *слайд3* -Тема нашего урока звучит так: «Что помогает мне познать природу?» -А как вы считаете, ребята, какой орган чувств самый важный для человека? (предположения детей) *слайд4* -Предлагаю, запомнить этот вопрос и ответить на него в конце нашего урока. -Однажды поспорили органы чувств - кто из них самый главный. Нос говорит: «Я!», глаза говорят: «Нет, мы!», кожа доказывает, что она важнее. Уши уверены, что это они главнее всех. -А давайте каждый из нас докажет свою важность! – сказал язык. -А решать этот вопрос будете вы, ребята. |
Регулятивных УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу); Познавательных УУД (умение осуществлять сравнение самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций, умение строить логическое рассуждение); Коммуникативных УУД (умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партером) |
3.Решение проблемы
Задача: провести исследование о значимости органов чувств |
Методы обучения: • методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (создание ситуации успеха, поощрение, стимулирование занимательным содержанием, игра); • по источнику получения знаний (словесные: беседа; наглядные: демонстрация). Методы воспитания: • методы организации социального опыта воспитанников (педагогическое требование, ситуация свободного выбора); • методы формирования сознания (беседа); • методы стимулирования и коррекции действий и отношений воспитанников (поощрение). |
-Чтобы ответить на этот вопрос, нам предстоит провести исследование. -Ребята, а кто такие исследователи? (это люди, которые что-то изучают, исследуют) -Сегодня на нашем уроке я предлагаю нам превратиться в исследователей, чтобы ответить на наш главный вопрос и доказать человечку о важности глаз, ушей, языка, носа и кожи в жизни человека, в познании нашей замечательной природы! *слайд5* -Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм (вы, наверное, уже слышали это слово). Глаза, рот, нос, уши – это все части организма – его органы. -Как вы думаете, какие задачи мы можем перед собой поставить? Задачи: 1. Изучить организм человека 2. Доказать гостю о значимости органов чувств -Давайте приступим к исследованию. *убираю презентацию* -Ребята, теперь закройте свои глазки, и с закрытыми глазами, скажите, мне, пожалуйста, какие предметы появились у меня на столе? *выставляю на стол предметы* -А теперь откройте глаза, какие предметы лежат у меня на столе? -Как вы думаете, почему вы не смогли ответить на мой вопрос? -Итак, значится только с отрытыми глазками, мы можем видеть и различать предметы? (да) -Хорошо! *слайд6* -Посмотрите на слайд, что вы там видите? (квадраты) -Скажите, мне, пожалуйста, чего общего и различного есть на этом слайде? -Какой вывод можем сделать? (глаза помогают нам видеть различные цвета) *слайд7* -Чтобы сделать еще один вывод предлагаю сыграть в одну игру, которая называется, «Найди пару», для этого, давайте посмотрим на слайд -Ваша задача, найти пару каждой геометрической фигуре, т.е разбить их на группы. -Кто закончит, скажите кодовое слово -Какой вывод можем сделать? (мы можем различать предметы) *слайд8* -Рассмотрите, слайд, что вы там видите? -Какой вывод мы можем сделать из увиденного? (С помощью глаз мы можем наблюдать движение предметов) *выкл презентацию* -Ребята, у всех вас есть учебники, книжки и журналы, что с помощью глаз мы можем сделать, взяв их? (С помощью глаз мы можем читать журналы и книги) -Молодцы! Вывод: -Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира. -После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение. -Глаза – это часть организма, то есть орган. *слайд9* -Может быть, вы догадались орган чего? (Орган зрения) -Чтобы не портить наш орган зрения, я предлагаю нам провести небольшую зрительную гимнастику Ах, как долго мы писали Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.) Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.) Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.) -Молодцы! *слайд10* -Так, а теперь нарисуем нашему человечку глаза *слайд11* -Приступаем к следующему исследованию. Закрываем уши. (Учитель тихо поизносит какую-либо фразу) -Что я сказала? Услышали ли вы что-нибудь? Почему? (Мы ничего не слышали, уши были закрыты). -Какой вывод можно сделать? (Уши нужны, чтобы слышать) -Сейчас мы будем слушать музыку, и попробуем отгадать к каким песням принадлежат эти мелодии (в траве сидел кузнечик, жили у бабуси два веселых гуся, в лесу родилась елочка) -Уши помогают людям ориентироваться в разнообразном мире звуков. -Дайте научное определение. -Уши – это орган чего? (Орган слуха) -Правильно. Уши - орган слуха. Именно он помогает нам ориентироваться в мире звуков. Все звуки можно разделить на 3 категории: шум, музыка и речь. -Посмотрите на слайды. *слайд12* -Исследователи выяснили самые неприятные звуки для человека (плач , скрип качелей, пенопласта). *слайд13* -А самые приятные – это пение птиц, шум дождя, мурлыкание, хруст снега, журчанье ручья. Уши считают себя важным органом. Интересный факт: Кошка слышит в 3 раза лучше человека. -Вернемся к нашему человечку и нарисуем ему уши *слайд14-15* *слайд16* -Для следующего исследования, нам понадобятся конфеты -Возьмите в руки конфетку, закройте нос и попробуйте почувствовать запах конфеты -Откройте нос -Смогли ли вы почувствовать запах? -Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах? (Нос) -А теперь попробуйте с открытым носом понюхать конфетку -Почувствовали? (да) -Скажите, пожалуйста, а что в природе мы можем почувствовать, запах чего? (ответы детей) -Спасибо за ответы! - А умение человека различать запахи получило название «обоняние». Вывод: Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности - о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния. -Что мы сейчас должны прикрепить нашему человечку? (нос) *слайд17-18* *слайд19* -С помощью носа мы так же можем сделать дыхательную гимнастику, встаньте, пожалуйста, из своих компьютеров. -Сейчас, медленно опускаем наше туловище вниз при этом выдыхаем весь воздух из себя, затем медленно поднимаем туловище, вдыхая -Молодцы! Садитесь! -Для продолжения исследования, нам вновь понадобятся наши конфетки -Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали? -А что еще мы можем сделать с нашей конфеткой? -Вы можете сказать какая она на вкус? -Съешьте, конфетку, и скажите, что вы почувствовали? -Что помогло вам определить вкус конфетки? (язык) -Совершенно верно! Это язык, давайте дадим ему научное определение. -Язык – это орган вкуса. Вывод: Орган вкуса помогает нам познакомится со свойствами предмета, когда не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха. *слайд20* -Человек может различать четыре основных вкуса: горький, сладкий, соленый, кислый. На языке имеются датчики тепла и холода, боли. -А что нельзя пробовать на вкус? (лекарства, немытые овощи и фрукты, грибы) -Молодцы! -Что мы дорисуем нашему человечку? (рот) *слайд21*
-Молодцы! *слайд22* -Я предлагаю нам провести артикуляционную гимнастику, чтобы дальше отвечать на вопросы четко и понятно. *показываю и проговариваю* 1) Представьте, что ваши губы это хоботок у слоника, вытяните губки вперёд, а затем превратите их в улыбку 2) Теперь превратите свой язычок в щетку, и почистим зубки 3)Затем, пощелкаем орешки, пусть ваш кончик язычка упирается сначала в левую щеку, потом в правую -Закончили, молодцы! -Продолжаем наше исследование -…, что лежит перед тобой -Возьмите, пожалуйста, любой предмет и потрогайте его -Что вы чувствуете? -Возьмите, другой предмет, и потрогайте его -Отличаются ли эти предметы? -Как же вы смогли определить предмет? Что помогло вам в этом? При помощи рук. -Представьте, что вы в лесу, что вы можете почувствовать с помощью рук? *слайд23* Вывод: На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа - это орган осязания. -Какой последний орган мы должны прикрепить к человечку? (кожу) *слайд24*
*слайд25* -Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники? Дадим им общее название. -Как мы можем назвать все то, о чем мы сегодня говорили? (органы чувств) -Совершенно верно! - Нужно ли беречь органы чувств? Почему? -Все пять органов чувств показали, на что они способны. Но нам все же еще сложно определить, какой же из них важнее других. |
регулятивных УУД (умение осуществлять контроль по результату и по способу действия); познавательных УУД (умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач, умение осуществлять сравнение самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций, умение строить логическое рассуждение); коммуникативных УУД (умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партером). |
4.Первичное закрепление
Задача: закрепить знания по пройденной теме |
Методы обучения: • по источнику получения знаний (словесные: беседа; наглядные: демонстрация). Методы воспитания: • методы организации социального опыта воспитанников (педагогическое требование); • методы стимулирования и коррекции действий и отношений воспитанников (поощрение). |
-Вот наше занятие и подходит к концу, и я предлагаю вам выполнить небольшое задание , чтобы закрепить наши знания о том, что сегодня мы с вами узнали *раздаю картинки* -Ваша задача к определенному органу чувств, найти подходящее изображение -Кто закончит, глазки на меня -Молодцы! -У кого возникли затруднения? -Вы большие молодцы, я надеюсь, у других в следующий раз все получится! -Ребята, вот вы и завершили наше исследование -О чем мы сегодня с вами узнали? -О каких органах чувств мы говорили? -Что мы с их помощью можем сделать? -Что нам помогает познавать природу? *слайд26* -Посмотрите на слайд -Представим, что мы с вами оказались там, в этом прекрасном лесу, рядом с невероятно красивыми горами и прозрачной речкой -Какие чувства у вас возникли? -Что бы вы хотели сделать, оказавшись там, расскажите *спрашиваю каждого обучающегося* -Спасибо за ваши ответы! -Давайте с вами вспомним, какой вопрос мы с вами поставили в начале занятия? -Какой орган чувств самый важный для человека? -Каждый орган несет свою пользу в жизни человека, поэтому, нет самого главного органа, они должны быть все взаимосвязаны! |
Личностные УУД: демонстрируют любознательность и познавательную активность в процессе выполнения упражнения; демонстрируют уважительное отношение к окружающим
|
5.Рефлексия
Задача: подвести итоги занятия, провести рефлексию
|
Методы воспитания: • методы организации социального опыта воспитанников (педагогическое требование, ситуация свободного выбора); • методы формирования сознания (беседа); • методы стимулирования и коррекции действий и отношений воспитанников (поощрение). |
-Подведем итоги нашего урока -Я благодарю вас, моих исследователей, за то, что были активными, внимательными во время исследования, я надеюсь, наш урок, принес вам много нового, полезного и интересного. -На перемене, каждый из вас получит медаль за исследование -А сейчас я попрошу вас выбрать, цвет из радуги и показать мне любой предмет этого настроения -Послушайте внимательно! -Почему именно это настроение? *слайд27*
-Спасибо за занятия, до скорых встреч! |
Регулятивные УУД (способности выполнять инструкции и требования учителя) Коммуникативные УУД ( умеют слушать учителя и одноклассников, высказывают свое мнение, умеют вести небольшой познавательный диалог по теме урока) Познавательные УУД ( умение анализировать и делать выводы) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.