Конструкт урока по литературному чтению на тему: сказка Ш.Перро «Красная Шапочка», 2 класс

  • docx
  • 02.06.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 17.05.docx

Конструкт урока по литературному чтению

по преддипломной практике по ПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования

в начальных классах и начальных классах

компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки группы 46

специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Дата: 17.05.2022

Класс: 2 Б

ФИО учителя класса: Таушканова Елена Викторовна

УМК: «Школа России»

Тема урока: сказка Ш.Перро «Красная Шапочка»

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые результаты:

·         Личностные: обучающиеся проявляют познавательный интерес к уроку, уважительное отношение к мнению собеседника.

·         Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, контроль внимания, коррекцию своих ответов и ответов одноклассников в ходе проверки, оценку и анализ собственной деятельности во время рефлексии), познавательные УУД (умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи в зависимости от конкретных условий, умение анализировать объекты с целью выделения признаков, смысловое чтение), коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли в устной форме, умение сотрудничать с учителем и сверстниками).

·         Предметные: знакомы со сказкой Ш.Перро «Красная Шапочка»; продолжают развивать навыки беглого чтения; учить читать по ролям, передавая интонацией отношение к герою; развивать интерес к литературе зарубежных стран.

Цель: развитие умений вступать в диалог в процессе знакомства со сказкой Шарля Перро «Красная Шапочка».

Задачи:            

·         Воспитательные: воспитывать интерес к урокам литературного чтения, уважительное отношение к мнению собеседника.

·         Развивающие: развивать обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, контроль внимания, коррекцию своих ответов и ответов одноклассников в ходе проверки, оценку и анализ собственной деятельности во время рефлексии), познавательные УУД (умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи в зависимости от конкретных условий, умение анализировать объекты с целью выделения признаков, умение смысловое чтение), коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли в устной форме, умение сотрудничать с учителем и сверстниками).

·         Образовательная: знакомы со сказкой Ш.Перро «Красная Шапочка»; формировать умения беглого чтения; учить читать по ролям, передавая интонацией отношение к герою; развивать интерес к литературе зарубежных стран.

Принципы воспитания и обучения:

  • принцип деятельности;
  • принцип непрерывности;
  • принцип целостного представления о мире;
  • принцип минимакса;
  • принцип психологической комфортности.

Методы обучения и воспитания:

•           Методы формирования сознания: беседа, инструктаж, пример.

•           Методы организации деятельности и формирование опыта поведения: упражнение.

•           Методы стимулирования: поощрение.

•           По источнику получения знаний: наглядные, словесные, практические.

•           Методы получения новых знаний: объяснение, беседа;

•           Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.

•           Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:

  • Демонстрационное: мультимедийная презентация.
  • Индивидуальное: учебник по литературному чтению, пенал, дневник, рабочая тетрадь.

Информационные источники:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373
  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)
  3. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. Часть 2.  Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина;  «Школа России»;

Структура урока:

1.       Мотивация к учебной деятельности. (3 мин)

2.       Актуализация опорных знаний и способов действий. (10 мин)

3.       Открытие новых знаний и способов действий. Решение проблемы. (15 мин)

4.       Первичное закрепление. (10 мин)

5.       Рефлексия учебной деятельности. (2 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этапы урока, задачи

Методы, приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя и обучающихся

Планируемые результаты

Мотивация к учебной деятельности
Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку..

 

методы развития познавательного интереса

создание ситуации успеха, поощрение и порицание.

формирование готовности к восприятию.

предъявление педагогических требований

 

-Добрый день, ребята. Давайте проверим вашу готовность к уроку, на парте лежат: учебник, рабочая тетрадь, дневник, пенал.

- Хлопните – раз, если у вас всё необходимое приготовлено.

- Хлопните – два раза, если вы готовы к уроку литературного чтения.

- Присаживайтесь за парты.

- Соблюдаем правильную посадку. Ноги стоят на полу, спинка прямая, руки лежат домиком на парте. (проверяют правильность посадки)

- Вижу все готовы начать урок.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
В путешествие пойдем,
В страну сказок попадем.
Слушай, думай, наблюдай,
Ни минуты не теряй!

Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют интерес к уроку литературного чтения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы
Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы..

создание ситуации успеха, поощрение и порицание.

формирование готовности к восприятию.

предъявление педагогических требований

беседа

 

- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в сказку. Конечно, мы поедем не одни. Посмотрите на слайд, на слайде картинки с изображением животных: кот, чиж, собака, петух, обезьяна, попугай.
- В дальнем путешествии нам необходим проводник. Отгадайте, кто он:

Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы!
У него усы, как спицы,
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится,
Потому что это... (кот)

- Ребята, кто напомнит, с каким произведением вы познакомили на прошлом уроке? (Кот в сапогах)

- Кто написал сказку «Кот в сапогах»? (Шарль Перро)
- Как называется сказка, которая написана писателем? (литературная, авторская)
- К какому виду относится сказка «Кот в сапогах»? (волшебная сказка)

*на слайде схема виды сказок*

- Докажите свое мнение (в сказке есть волшебство, превращения)

- Дома вы должны были выполнить кроссворд по сказке Шарля Перро «Кот в сапогах».

- *Имя*, выйди, к документ-камере и продемонстрируй работу, остальные внимательно наблюдают и проверяют.

- Так как сегодня нам предстоит много разговаривать и выразительно читать, поэтому предлагаю размять наш язычок. Для того чтобы наша речь была выразительной и правильной.

- В этом нам поможет скороговорка. Послушайте её внимательно. (проговариваю быстро)

До города дорога в гору, от города с горы.

- Хотите научиться также быстро и чётко произносить скороговорки? Тогда вам нужно потренироваться.

- Послушайте ещё раз скороговорку и подумайте о чём она (проговариваю медленно)

До города дорога в гору, от города с горы.

- О чём эта скороговорка? (о том, что дорога до города идёт в гору, а обратно с горы)

- А в гору идти легко или тяжело? (тяжело)

- А с горы? (легче)

- Вот и нам с вами нужно приготовиться к плодотворной работе, чтобы справиться со всеми трудностями, и с легкостью выполнить всю за планируемую работу. А начнем прямо сейчас!

- Проговорим скороговорку шёпотом в медленном темпе. (проговаривают шепотом медленно)

- А теперь проговорим скороговорку чуть быстрее уже не шёпотом. (чуть быстрее проговаривают)

-У вас хорошо получается. Попробуем проговорить ещё быстрее.

- И ещё быстрее.

- Вы большие молодцы!

- Мы с вами размяли наши язычки и теперь мы на уроке будем говорить слова правильно красиво и чётко. 

- Послушайте внимательно описание одного сказочного персонажа и скажите кто же это?

Возраст: дошкольный или младший школьный. Характер: доверчивая до крайности. Внешность: прелестные глазки, губки, щёчки. Особые приметы: никогда не снимает шапочку.

- Как вы думаете, с каким произведением мы с вами сегодня будем знакомиться?

- Правильно, с произведением Шарля Перро «Красная Шапочка».

- А какую цель на мы должны поставить перед собой на уроке? Обратите внимание на слайд:

Цель: узнать о творчестве французского писателя Шарля Перро и его сказке «Красная Шапочка».

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: постановка цели урока; коммуникативные УУД: умение слышать и слушать собеседника во время беседы; познавательные УУД:

умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Предметные: знакомы со сказкой Ш.Перро «Красная Шапочка»; продолжают развивать навыки беглого чтения; учить читать по ролям, передавая интонацией отношение к герою; развивать интерес к литературе зарубежных стран.

 

 

Открытие новых знаний и способов действий. Решение проблемы.

Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала.

создание ситуации успеха, поощрение и порицание.

формирование готовности к восприятию.

предъявление педагогических требований

беседа

объяснение, демонстрация, упражнения

репродуктивные, объяснительное-иллюстративные.

методы развития познавательного интереса

поощрение и порицание.

оперативный контроль.

беседа

- Сейчас я буду рассказывать вам о писателе, ваша задача – внимательно слушать, потому что потом я буду задавать вам вопросы.

Шарль Перро – это один из самых любимых детских сказочников. Он родился во Франции, в Париже в 1628 году в состоятельной семье. Получил хорошее образование и начал строить свою карьеру юриста, которая вскоре ему наскучила. Сочинять Шарль начал еще в колледже, это были стихи и комедии.

Первые сказки Шарль Перро сочинил не сам, а пересказал народные сказки. Они вышли в составе книги «Сказки матушки гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями». Эта книга и прославила Перро, а народная сказка вошла в круг «высокой» литературы.

Каждый из вас хотя бы один раз слушал или читал сам его сказки: «Мальчик-с-пальчик», «Кот в сапогах», «Золушка», «Спящая красавица».

Вопросы на слайде:

- В каком году родился Шарль Перро? (1628)

- Шарль Перро родился в...? (Во Франции)

- Получил хорошее образование и начал строить свою карьеру...? (Юриста)

- Первые сказки Шарль Перро сочинил не сам, а пересказал...? (народные)

- Итак, мы сказали, что Шарль Перро родился во Франции, значит писал он свои сказки на французском языке, а как ребята в России могли прочитать его сказки, если не знал и этого языка?

- Верно, в этом им помогали переводчики.

- Сегодня мы вспомним сказку «Красная Шапочка». С ней в России детям помог познакомиться Иван Сергеевич Тургенев.

- Сейчас я включу аудиозапись этой сказки, которую перевёл Иван Сергеевич Тургенев.

*Слушают аудиозапись (01.49 - 07.11)*

- Какие чувства испытывали, когда слушали сказку? (ответы детей)

- Докажите, что прослушанное произведение сказка? (ответы детей)

- Эта сказка народная или авторская? Объясните.

- Верно, авторская, литературная, ее придумал писатель, сказочник.

- Почему сказка называется «Красная Шапочка»?

- Давайте вспомним героев этой сказки (Красная Шапочка, мама, бабушка, волк).

- Что собирала по пути к бабушке Красная Шапочка? (цветы)

- Что лежало у нее в корзинке? (пирожок и горшочек с маслом)

- Где стоял дом бабушки Красной Шапочки? (в деревне, за лесом, за мельницей)

- Кого можно назвать главным героем или героиней?

- Девочку по имени Красная Шапочка.

- Какими качествами характера она обладала?

- Верно, она была храбрая, потому что не побоялась пойти одна через весь лес.

- В чем заключается главная мысль сказки? (Не надо быть очень доверчивым).

- Из-за какой ошибки Красной Шапочки сказка заканчивается трагически? (Красная Шапочка рассказала Волку дорогу к бабушке).

- Как вы думаете, это грустная или весёлая сказка?

- Конец у сказки, которую перевел И. С. Тургенев грустный: хитрый и коварный волк всех съел. Но это только один её вариант. По мотивам сказки Красная Шапочка сняты фильмы и мультфильмы, которые заканчиваются победой добра над злом.

- А какой конец у сказки вы, ребята, можете предложить? Подумайте.

- Ребята давайте ещё раз проанализируем ситуацию, почему у сказки такой печальный конец. Какие ошибки допустили герои?

1. Мама провожает девочку к бабушке. (Нельзя одного ребенка отпускать в лес).

2. Девочка встретила Волка. (Нельзя останавливаться с незнакомцем).

3. Разговор Волка и Красной Шапочки. (Нельзя вступать в разговор с незнакомым человеком, нельзя быть сильно доверчивым).

4. Волк пришел к дому бабушки. (Прежде чем открыть дверь, надо убедиться кто там).

5. Разговор Волка и Красной Шапочки. (Надо было отвлечь Волка, чтобы уйти).

6.Волк нападает на Красную Шапочку. (Позови на помощь).

*Дети предлагают свой выход из каждой*

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, контроль внимания); познавательные УУД (умение анализировать объекты с целью выделения признаков, смысловое чтение), коммуникативные УУД (умение с точностью выражать свои мысли).

Предметные: знакомы со сказкой Ш.Перро «Красная Шапочка»; продолжают развивать навыки беглого чтения; учить читать по ролям, передавая интонацией отношение к герою; развивать интерес к литературе зарубежных стран.

 

Физминутка

Задача:

снять мышечное и эмоциональное напряжение

 

предъявление педагогических требований

- Давайте встанем со своих мест, немножекчко разомнемся. Я буду показывать движения и читать стхиотворение, вы повторяете за мной.

Красная шапочка к бабушке шла.

Ежевичку в траве нашла.

Раз, два, три

И в корзинку положи.

Вдруг мы видим у куста

Деток дядюшки ежа.

Мы радостно захлопали.

Мы весело затопали.

Мы дружно улыбнулись

На место мы вернулись.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция)

Первичное закрепление.

Задача: выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления обучающихся.

самостоятельная работа.

предъявление педагогических требований

- Давайте прочитаем

- Сейчас для того чтобы проверить, на сколько хорошо вы слушали сказку, предлагаю выполнить тест на карточках, которые лежат у вас на парте.

- Выполняем тест самостоятельно. Не забудьте подписать карточку с тестом в правом верхнем углу, напишите свое имя и первую букву вашей фамилии.

- После того как выполните, работы я соберу и проверю.

 

Информация о домашнем задании:

- Дома вам необходимо выполнить кроссворд на карточках, которые я вам раздам.

Личностные: обучающиеся проявляют доброжелательное и вежливое отношение друг к другу.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция,), познавательные УУД (умение анализировать объекты с целью выделения признаков); коммуникативные УУД (сотрудничество с учителем и сверстниками).

Предметные: знакомы со сказкой Ш.Перро «Красная Шапочка»; продолжают развивать навыки беглого чтения; учить читать по ролям, передавая интонацией отношение к герою; развивать интерес к литературе зарубежных стран.

Рефлексия учебной деятельности.

Задача: самооценка результатов деятельности.

создание ситуации успеха, поощрение и порицание.

 

- Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги.

- Какую сказку мы сегодня прочитали? (Красная шапочка)

- Какой была цель урока?

- Достигли ли мы цели урока? Что помогло?

- Испытывали ли вы сегодня трудности?

- Какую пользу из данной сказки вы для себя вынесли? Где могут пригодится полученные знания?

- Я предлагаю украсить цветами дорогу, по которой шла Красная Шапочка. Выберите один цветок:

если вам на уроке было интересно – выберите красный цветок, если было совсем не интересно – синий.

-Ребята, спасибо за ваше мнение, мне сегодня очень понравилось с вами работать.

Я хочу похвалить (Имя), за активность на уроке.

(Имя), за правильные ответы на уроке.

(Имя), за внимательность на уроке.

- Мы сегодня все очень хорошо поработали, узнали много нового и интересного. Спасибо вам за урок! До свидания.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, оценка), познавательные УУД (анализ, обобщение), коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).