Конструкт урока по математике
Дьячковой Анны Сергеевны
Дата: 06.05.2022
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Тема урока: Нахождение значения числового выражения. Способы проверки правильности вычислений
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий
Цель урока: развитие регулятивных УУД (умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) в процессе развития умения использовать способы проверки правильности вычислений.
Планируемые результаты:
· Личностные: обучающиеся демонстрируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.
· Метапредметные: обучающиеся демонстрируют сформированность регулятивных УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок), сформированность познавательных УУД (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять синтез как составление целого из частей; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; устанавливать аналогии), сформированность коммуникативных УУД (умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи; контролировать действия партнера).
· Предметные: обучающиеся демонстрируют умение находить значение числового выражения, называть компоненты арифметических действий, знаки действий, использовать способы проверки правильности вычислений (обратное действие), решать текстовые задачи арифметическим способом.
Задачи:
· Воспитательная: воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.
· Развивающая: развивать регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок), познавательные УУД (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять синтез как составление целого из частей; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; устанавливать аналогии), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи; контролировать действия партнера).
· Образовательная: формировать умение находить значение числового выражения, называть компоненты арифметических действий, знаки действий, использовать способы проверки правильности вычислений (обратное действие), решать текстовые задачи арифметическим способом.
Принципы обучения и воспитания:
ü Принципы обучения: принцип научности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности
ü Принципы воспитания: создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, принцип стимулирования активности
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
ü Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию)
ü Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)
ü Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха)
ü Методы получения новых знаний (беседа, объяснение, демонстрация)
ü Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения)
ü Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение)
Методы воспитания:
ü Методы формирования социального опыта (поручение, пример)
ü Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение)
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Информационные источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ПРИКАЗ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями, внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)
3. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях";
4. Математика, учебник для общеобразовательных организаций, 2 класс 2 часть / М.М. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М.: Просвещение, 2015. – 49 с.: ил. – (Школа России).
Оборудование:
ü Демонстрационное: мультимедийная презентация.
ü Индивидуальное: раздаточный материал.
Структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
3. Решение проблемы.
4. Первичное закрепление.
5. Физминутка.
6. Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону).
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия учебной деятельности.
Ход урока:
Этапы урока, задачи |
Методы и приемы обучения и воспитания |
Деятельность учителя, обучающихся |
Планируемый результат (УУД) |
1. Мотивация к учебной деятельности. Задача: организовать проверку рабочих мест, смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность. |
Методы обучения: Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию) Методы формирования ответственности и обязательности (педагогическое требование) |
- Ребята, сегодня урок математики проведу у вас я. Давайте проверим вашу готовность к уроку. У каждого из вас на парте должен лежать: учебник, тетрадь по математике и пенал. Тот, у кого есть все необходимые принадлежности, может присаживаться за свое место. |
Обучающиеся демонстрируют личностные УУД (проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи), регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию). |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: совместно с обучающимися сформулировать тему и цель урока, актуализировать знания по данной теме. |
Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение); Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение)
|
- Чтобы начать наш урок, выполним небольшое задание в тетради. Запишите число и классная работа. - Обратите внимание на слайд. Запишите к себе в тетрадь примеры со слайда и решите их. - Давайте проверим, как вы решили выражения. (организую устную проверку) - Что должны сделать, чтобы узнать: ошиблись мы или нет? (Уметь проверить) - Ребята, каким способом мы можем проверить правильность решения этих выражений? (обратным действием) - Попробуем проверить решение выражений. - Как вы думаете, какая будет тема урока? (Способы проверки правильности вычислений) - Знаем ли мы эти способы? А можем потренироваться применять их при вычислениях? - Для того, чтобы мы активно поработали, я составила план урока – обратите внимание на слайд. Прочитайте его. План: 1. Вспомнить способы проверки вычислений 2. Использовать способы проверки при решении задачи 3. Отработать умение использовать способ проверки |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем), познавательные УУД (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; осуществлять синтез как составление целого из частей), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи). |
3. Решение проблемы Задача: содействовать усвоению способов, которые привели к определенному выводу (обобщению); решить учебную задачу и обсудить проект ее решения. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха); Методы получения новых знаний (беседа, объяснение, демонстрация);
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Чтобы нам отработать умение пользоваться способами проверки вычислений, сформулируем правило, по которому проводится проверка. Для этого предлагаю вам вновь обратить внимание на слайд. Здесь указаны три числа – 7, 5 и 12. Попробуйте из этих трёх чисел составить все возможные выражения на сложение и вычитание. - …, какие выражения получились у тебя? Ребята, вы согласны? - Что необычного в этих выражениях вы заметили? - Обратите внимание на слайд. Назовите компоненты данного выражения. - Скажите, если мы захотим проверить выражение 7 + 5 = 12, то какое действие нам нужно будет выполнить? - Чтобы сформулировать правило, по которому сможем проверить вычисления, предлагаю вам поработать с карточкой на вашем столе. Используя слова для справки, вставьте их в места с пропущенными словами. Для проверки значения суммы надо _____ (вычесть) одно из _____ (слагаемых). Если в результате _______ (вычитания) получается другое _____ (слагаемое), значит, сложение выполнено верно. - …, что у тебя получилось? У вас также? - Обратите внимание на слайд. Назовите компоненты данного выражения. - Скажите, если мы захотим проверить выражение 12 – 7 = 5, то какое действие нам нужно будет выполнить? - Чтобы сформулировать правило, по которому сможем проверить вычисления, предлагаю вам вновь поработать с карточкой на вашем столе. Для проверки значения разности надо к значению разности ______ (прибавить) вычитаемое. Если в результате ______ (сложения) получается ______ (уменьшаемое), значит, вычитание выполнено верно. - …, что у тебя получилось? - Ребята, каким ещё способом можно проверить значение разности? - Попробуйте сформулировать этот способ в виде правила. - Молодцы. Прочитаем этот способ хором со слайда. Для проверки значения разности надо из уменьшаемого вычесть значение разности. - Попробуем применить эти способы, вычисляя значение выражений из №13. Запишите в тетради номер задания. Решите все примеры под номером 1. - Ребята, обратите внимание на слайд. Выполнили ли мы первый пункт плана? Давайте отметим его плюсом. |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок), познавательные УУД (умение строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять синтез как составление целого из частей; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; устанавливать аналогии), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение находить значение числового выражения, называть компоненты арифметических действий, знаки действий, использовать способы проверки правильности вычислений (обратное действие). |
4. Физминутка. Задача: снятие у обучающихся мышечного и эмоционального напряжения. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований) |
- Мы с вами хорошо поработали, предлагаю вам немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста, со своих мест. Сейчас мы с вами поиграем в игру на внимательность. Сейчас я буду диктовать выражения на вычитание и сложение. Если вы услышите пример на вычитание, поднимите руки вверх. Если вы услышите пример на сложение, присядьте. - Отлично, ребята, можете присаживаться. |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляию). |
5. Первичное закрепление Задача: проверить уровень освоения пройденного материала |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения); Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение) |
- …, прочитай второй пункт плана. - Ребята, найдите, пожалуйста, в вашем учебнике на странице 97 номер 11. Запишите в тетради номер задания. - …, прочитай, пожалуйста, условие задачи. - Итак, сколько платьев выстирала Оля? А кофточек? - Что нужно найти в задаче? Во сколько действий мы можем решить её? - Ребята, кто хочет решить эту задачу на доске? - Ребята, давайте сверим решение с доской. 1) 4 + 3 = 7 (к.) – выстирала Оля. 2) 4 + 7 = 11 (в.) – всего выстирала Оля. - Как мы можем проверить правильность решения этой задачи? (можем проверить каждое действие, или решить задачу, обратную данной) - Попробуем решить обратную задачу: Оля выстирала 11 платьев и кофточек, причём платьев было 4. Сколько кофточек выстирала Оля? - …, как ты решил эту задачу? Ребята, вы согласны? - Запишем ответ задачи: всего 11 вещей выстирала Оля. - Ребята, выполнили ли мы второй пункт плана? Отметим его +. |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок), познавательные УУД (умение осуществлять синтез как составление целого из частей; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение использовать способы проверки правильности вычислений (обратное действие), решать текстовые задачи арифметическим способом. |
6. Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону). Задача: организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действий. |
Методы обучения: Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения); Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение) |
- Ребята, найдите в учебнике на этой же странице №14. Как вы думаете, что в нём нужно сделать? - Запишите в тетради номер задания. Решите все выражения. - Предлагаю вам проверить решение с помощью слайда. Обменяйтесь тетрадками со своим соседом по парте и возьмите в руки карандаш. Обратите внимание на слайд – если у вашего соседа получилось такое же решение, то поставьте ему плюс карандашом. - Итак, давайте вернёмся к плану урока. Выполнили ли мы третью задачу? Давайте отметим её плюсом. |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок), познавательные УУД (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать аналогии), коммуникативные УУД (умение использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение использовать способы проверки правильности вычислений (обратное действие). |
7. Домашнее задание Задача: сообщить домашнее задание. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований) |
- Ребята, откройте, пожалуйста, свои дневники и запишите домашнее задание – страница 97, №12 (2) и №15 полностью.
- Решите эти выражения и выполните к ним письменную проверку. - Ребята, есть ли у вас вопросы по этому заданию? |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляию). |
8. Рефлексия Задача: подведение итогов деятельности на уроке. |
Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Ребята, давайте вспомним, какая тема у нас сегодня была? - Давайте вернемся к нашему плану. Что мы делали, для того, чтобы решить первую задачу? Что мы делали для того, чтобы решить вторую задачу? А удалось ли нам решить третью задачу? Что мы для этого делали? - Обратите внимание на слайд. Покажите, какой настрой у вас появился после этого урока. Поднимите руки вверх и широко улыбнитесь, если вы почувствовали свой успех сегодня, и спрячьте лицо в руках, если вас сегодняшние задания испугали своей сложностью. (повторяют позу человека со слайда) - Ребята, я благодарю вас за сегодняшний урок. Вы действительно очень целеустремленные ребята, которые стремятся изучать что-то новое. |
Обучающиеся демонстрируют личностные УУД (ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата), регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу). |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.