Конструкт урока по русскому языку
Дьячковой Анны Сергеевны
Дата: 16.05.2022
Класс: 2
УМК: Школа России
Тема урока: Слово
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий.
Цель урока: развитие познавательных УУД (осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы) в процессе формирования умения различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.
Планируемые результаты:
· Личностные: обучающиеся демонстрируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.
· Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач; осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи).
· Предметные: обучающиеся демонстрируют умение различать родственные (однокоренные) слова и формы слова, находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Задачи:
· Воспитательные: формировать у обучающихся учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.
· Развивающие: развивать у обучающихся регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач; осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи).
· Образовательные: формировать у обучающихся умение различать родственные (однокоренные) слова и формы слова, находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Принципы обучения и воспитания: Принцип сотрудничества, принцип связи обучения с жизнью.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
ü Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию)
ü Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)
ü Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха)
ü Методы получения новых знаний (беседа, объяснение, демонстрация)
ü Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения)
ü Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение)
Методы воспитания:
ü Методы формирования социального опыта (поручение, пример)
ü Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение)
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
● Демонстрационное: мультимедийная презентация «Страны мира», мяч.
● Индивидуальное: раздаточный материал.
Список использованных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ПРИКАЗ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286.
2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10)
3. Рабочая программа по предмету «Русский язык» 2 класс.
4. Учебник Русский язык 2 класс, Канакина, Горецкий, часть 2, УМК «Школа России».
Структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
3. Решение проблемы.
4. Физминутка.
5. Первичное закрепление.
6. Домашнее задание.
7. Рефлексия учебной деятельности.
Ход урока
Этап |
Методы |
Деятельность учителя и обучающихся |
Планируемый результат |
1.Мотивация к учебной деятельности.
Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение. |
Методы обучения: Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию) Методы формирования ответственности и обязательности (педагогическое требование) |
- Ребята, сегодня ваш урок русского языка проведу я. Давайте проверим вашу готовность к уроку: у вас на столах должны лежать рабочая тетрадь, учебник и пенал. У кого все эти предметы лежат на парте, тихо сядьте за своё место. |
Обучающиеся демонстрируют личностные УУД (проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи), регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию). |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы
Задача: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в построении нового способа действий. |
Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение); Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Вспомните, о чём вы говорили на прошлом уроке? - Ребята, откройте учебник на странице 119. Вспомните, на прошлом уроке мы разбирали упражнение №200. - Предлагаю вам задание по тексту, который предложен в этом номере. Найдите в нём предложения, которые соответствуют схемам на слайде. Что это за предложения? Назовите в них подлежащее и сказуемое. Чем выражены эти слова? Назовите второстепенные члены предложения. Задайте к ним вопросы.
- Чтобы узнать, о чём мы сегодня поговорим, предлагаю вам решить ребус на слайде. (ответ «слово») - Сегодня на уроке мы вспомним, какие особенности слов в русском языке вы изучили. Как вы думаете, как звучит тема урока? (Слово.) - Как вы думаете, какие задачи мы решим на данном уроке? - Верно. Итак, откройте ваши тетради, давайте запишем сегодняшнюю дату и слова классная работа. - Для начала работы все выполним минутку чистописания. Пропишите до конца строки то, что записано у вас в тетради красной ручкой. - Скажите, какую букву вы прописали? (букву х) Обратите внимание на доску и прочитайте слово. (на доске слово «холод») - Есть ли в этом слове непроверяемая гласная? Тогда это слово словарное? Пропишем его, чтобы запомнить.
|
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков), коммуникативные УУД (умение использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи). |
3. Решение проблемы.
Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха); Методы получения новых знаний (беседа, объяснение, демонстрация)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Ребята, скажите, а что такое слово? (это название для объекта, явления, действия или их описание) - Как называется то, что обозначает слово? (лексическое значение) - Может ли у слова быть более одного значения? (да) - Обратите внимание на слайд и прочтите слово, которое видите. Скажите, что может означать это слово? (слово «лист» – лист бумаги, лист дерева) - Обратите внимание на слайд. Попробуйте по значению догадаться, что за слово нам представлено? (и овощ, и оружие для стрельбы – слово «лук») - Как называются перечисленные нами слова? (многозначные) - Обратите внимание на доску. Сюда я поместила слова противоположности. Предлагаю первому ряду по цепочке выйти и составить пары слов. (слова: день-ночь, добрый-злой, огонь-вода, чёрное-белое, тёмный-светлый) - Ребята, как называются слова, которые мы перечислили? (антонимы) - Вспомните, а что такое синонимы? - Подберите к словам на доске синонимы. (устно подбирают) |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату), познавательные УУД (умение строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение различать родственные (однокоренные) слова и формы слова, находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. |
Физминутка
Задача: снять эмоциональное напряжение, усталость, настроить на предстоящую деятельность |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований) |
- Ребята, мы довольно активно поработали головой, а теперь поработаем мышцами тела. Если вы услышите синонимы, то приседайте, а если услышите антонимы, то потянитесь вверх. Бежать-мчаться, весёлый-грустный, весёлый-радостный, красный-алый, красный-синий, бежать-ползти. - Отлично размялись, а теперь тихо сядьте на свои места. Спасибо. |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию). |
4.Первичное закрепление
Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения);
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Откройте учебник на странице 122 и найдите упражнение 207. - Предлагаю вам поработать с этим упражнением письменно. Запишите его номер в тетрадь. - Прочитайте задание. Ребята, вспомните, что такое однокоренные слова? - Давайте вместе прочитаем определение на слайде. - Что является общей частью однокоренных слов? (корень) - Верно. Запишите первую тройку слов в тетрадь. Найдите их корень. Какое значение в нём заключено? - Определите части речи. У однокоренных слов части речи могут отличаться? (да) - Если эти слова объединены одним лексическим значением и имеют общий корень, тогда мы можем назвать их однокоренными? (да) - Какая орфограмма есть в данных словах? Выделим её с помощью зелёной пасты и дуги. - Следующие три слова на доске разберёт …. (работа с доской)
|
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем), познавательные УУД (умение строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач), коммуникативные УУД (умение задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение различать родственные (однокоренные) слова и формы слова, находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. |
6. Информация о домашнем задании
Задача: дать обучающимся домашнее задание. |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований) |
- Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание: с. 121 № 205. |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию). |
7.Рефлексия учебной деятельности
Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции и сотрудничества |
Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Итак, наш урок подходит к концу, время подвести итоги и вспомнить, о чём мы говорили сегодня. Какова была тема нашего урока? Что мы изучали сегодня? Что мы научились делать? - Чтобы оценить себя предлагаю вам поставить себя на одну из лесенок на лесенке успеха. Внимание на слайд. На какую ступеньку ты поставил себя? - Ребята, благодарю вас всех за вашу любознательность и активность. - Урок окончен. |
Обучающиеся демонстрируют личностные УУД (ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата), регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу). |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.