Конструкт урока русского языка на тему "Изложение текста "Елочка" Н. Сладкова".

  • docx
  • 11.05.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Rozhkova (4).docx

Конструкт урока русского языка по производственной практике

ПМ. 01 «Преподавание по программам начального общего образования

в начальных классах и начальных классах

компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

 

Класс: 3                                                       

Тема урока: Изложение текста «Елочка» Н. Сладкова

УМК: Школа России

Цель: формирование представлений о частях текста и навыков его краткого изложения в процессе написания изложения текста «Елочка» Н. Сладкова.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение с помощью учителя формулировать цель; принимать и сохранять учебную задачу; умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение понимать информацию; умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; умение осуществлять анализ, синтез; умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение слушать собеседника и вести диалог.

Предметные: обучающиеся демонстрируют умение писать изложение; умение работать с планом и памяткой; сравнивать тему и основную мысль текста по памятке.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать у обучающихся стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.

Коррекционно-развивающие: развивать у обучающихся умение с помощью учителя формулировать цель; принимать и сохранять учебную задачу; умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение понимать информацию; умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; умение осуществлять анализ, синтез; умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение слушать собеседника и вести диалог.

Образовательные: формировать навыки написания изложения; умения работать с планом и памяткой; сравнивать тему и основную мысль текста по памятке.

 

Принципы воспитания

·         Создание положительного эмоционального фона

·         Воспитывать через взаимодействие

 

Принципы обучения

·         Принцип доступности

·         Принцип наглядности

·         Принцип систематичности и последовательности

 

Методы воспитания

Методы формирования сознания:

  • Беседа
  • Объяснение

Методы самоопределения личности ребенка:

  • Рефлексия

Методы обучения

Методы выработки учебных умений и накопления опыта:

  • Упражнения

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • Наглядные
  • Словесные

Методы эмоционального стимулирования:

  • Создание ситуации успеха
  • Поощрение
  • Постановка системы перспектив

Методы развития познавательного интереса:

·         Формирование готовности к восприятию

Методы формирования ответственности и обязательности:

·         Предъявление педагогических требований

·         Оперативный контроль

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта:

·         Метод взаимной проверки.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства:

      Демонстрационные: презентация «изложение», коробка с фразами.

индивидуальные: дневник, пишущие принадлежности, учебник, рабочий лист, тетрадь.

 

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений

Структура урока:

1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (10 мин.)

3.Решение проблемы (13 мин.)

4.Физминутка (2 мин.)

5.Первичное закрепление (10 мин.)

6.Инструктаж домашнего задания (1 мин.)

7.Рефлексия (2 мин.)

Итог: 40 мин

Использованная литература:

1.       Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.

2.       Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями внесенными: приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373

3.       Федеральная образовательная программа начального общего образования. Документ зарегистрирован: 22.12.2022.

4.       Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития Реестр примерных основных общеобразовательных программ, Министерство образования и науки Российской Федерации. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

5.       Канакина В. П. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2013. -  159 с. – (Школа России).

6.       Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития для обучающихся 2 класса.

7.       Сборник рабочих программ по русскому языку. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы. (Канакина В. П., Горецкий В. Г. )

 

 

Эскиз доски

 

 

 

Двадцать пятое октября.

 

Классная работа

 

 

 

 

 


 

 

Ход урока

 

Этап фрагмента урока

Образовательна

я задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

1.Мотивация к учебной деятельности.

 

Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.

Методы воспитания

Методы формирования сознания:

Беседа

Объяснение

Методы обучения

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

•Словесные

Методы эмоционального стимулирования:

Постановка системы перспектив

Методы развития познавательного интереса:

•Формирование готовности к восприятию

Методы формирования ответственности и обязательности:

•Предъявление педагогических требований

•Оперативный контроль

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Витальевна и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

- Ребята, вы хотели бы найти клад?

-А что это такое?

-  Клад - это богатство, деньги, золото.

-  Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!

- Предлагаю проверить готовность к уроку. На партах у вас должны лежать пишущие принадлежности, тетрадь, учебник.

 -Сейчас сядут те, у кого есть все из перечисленного. Не забываем про правильную посадку. Ноги у нас стоят параллельно полу, спина прямая, между вами и партой один кулачок.

Приветствуют педагога.

 

-Да.

-Деньги, золото.

 

 

 

 

 

 

-Проверяют готовность к уроку.

-Выполняют правильную посадку.

 

Ф

Пишущие принадлежности, тетрадь, учебник.

ОК

ФК

СК

Личностные: обучающиеся проявляют осознание важности русского языка.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение понимать информацию; умение осуществлять самоконтроль; умение слушать собеседника и вести диалог.

 

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Актуализировать знания и опыт необходимый для изучения темы.

Формировать готовность к сотрудничеству, к учебной деятельности, интерес к выполнению заданий.

Методы обучения

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

•Наглядные

•Словесные

Методы эмоционального стимулирования:

•Создание ситуации успеха

•Поощрение

•Постановка системы перспектив

Методы развития познавательного интереса:

•Формирование готовности к восприятию

Методы формирования ответственности и обязательности:

•Предъявление педагогических требований

•Оперативный контроль

- Сейчас мы с вами будем работать в тетради, поэтому нам нужно размять наши руки.

-Потрем ладошки. Сделаем руки в замок. Покажем ежика и пошевелим пальцами. Сжали, разжали, сжали, разжали. Встряхнули руки.

-Молодцы, открываем тетради. Записываем дата и классная работа. Перед этим отступите от предыдущей работы 2 строки,  в 3 начинаем писать.

-Сегодня у нас двадцать пятое октября. Классная работа. Не забываем, какая у нас орфограмма в слове классная. В конце ставим точку. (хожу и поправляю тетради, чтобы они лежали уголочком).

-Ребята, для того чтобы узнать тему урока я предлагаю отгадать загадку.

Мы рассказ сперва читали,
После — просто повторяли.
Больше прочитать не дали, —
Что запомнили, писали.
Нет, не сочинение.
Писали…

-Кто согласен, поднимите руку.

-Молодцы, тема нашего урока изложение. (тема на доске). Запишите тему после классной работы посередине строки (записываю: ИЗЛОЖЕНИЕ).

-Кто помнит, что такое изложение?

-Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? Продолжите цель урока (цель на доске).

НАУЧИТЬСЯ …

-Верно, целью нашего урока будет: научиться писать изложение.

-А с помощью чего мы можем написать изложение, что нам понадобится в помощь? Верно.

-Сейчас откройте учебник на странице 147, найдите памятку под номером 7.

-(Имя), как называется памятка?

-Верно, кто хочет прочитать пункты памятки? Остальные читают про себя. Именно по такой памятке мы сегодня с вами будем работать.

-Выполняют упражнение.

 

 

 

-Открывают тетрадь

-Записывают дата, классная работа.

 

 

 

 

 

-Отгадывают загадку.

 

 

 

 

 

-Изложение.

-Записывают тему урока.

 

-Это краткий пересказ текста.

 

-Научиться писать изложение.

 

-Памятка.

 

-Открывают учебники.

-Как подготовиться к изложению.

-Читают памятку.

Ф

И

Пишущие принадлежности, тетрадь, учебник, презентация.

ОК

ФК

СК

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение с помощью учителя формулировать цель; принимать и сохранять учебную задачу; умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение понимать информацию; умение осуществлять самоконтроль; умение осуществлять анализ; умение слушать собеседника и вести диалог.

 

3.Решение проблемы.

Найти пути решения проблемы и выбор способов их реализации.

 

Методы воспитания

Методы формирования сознания:

•Беседа

•Объяснение

Методы обучения

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

•Наглядные

•Словесные

Методы эмоционального стимулирования:

•Создание ситуации успеха

•Поощрение

Методы формирования ответственности и обязательности:

•Предъявление педагогических требований

•Оперативный контроль

 

-Перейдем к выполнению 1 пункта памятки. Кто еще раз скажет, что нам нужно сделать?

- Сейчас сначала я прочитаю текст, а вы внимательно слушайте.

-Что нам нужно сделать под 2 пунктом?

-Отлично, сейчас представьте то, о чем пишет автор. О чем?

-Значит какая будет тема текста?

-Верно, елочка. А что о ней рассказывает автор?

-Значит какая будет главная мысль в данном рассказе? (если не могут ответить, наводящие вопросы: как вы думаете, почему деревья дарят елочке подарки? Может они ее друзья? А как елочка чувствует себя? А почему она счастлива? Посмотрите, ее друзья не забывают про нее, хотя прошло сколько лет?

-Верно, много, а друзья так и не забывают про елочку и дарят ей подарки. Тогда, исходя из этого, как вы думаете, какая здесь главная мысль?).

-Замечательно, а как мы можем озаглавить текст? Обратите внимание на доску и выберете наиболее подходящий заголовок по смыслу. (ЕЛОЧКА, ОСЕННИЙ НАРЯД ДЕРЕВЬЕВ, ОСЕННЯЯ ЕЛОЧКА).

-Поднимите руку, кто согласен с мнением. Отлично, сейчас у вас на партах у каждого появится рабочий лист. Напишите в самом вверху название текста осенняя елочка. Пишем ручкой.

-Что нам нужно сделать 3 пунктом? Прочтите.

-Ребята, назовите основные части текста. (если затрудняются: обратите внимание на план в рабочем листе, найдите эти части и прочитайте).

-Отлично, тогда из скольких пунктов будет состоять план? Почему?

-Молодцы, что вы еще видите в плане?

-Верно, сейчас с их помощью мы с вами озаглавим данные части.

-(имя), прости 1 вопрос. (Когда появилась на свет ёлочка?). И когда она появилась? У вас есть подсказка. Как мы можем сформулировать предложение? Елочка…

-Верно, (имя), прочти следующий вопрос. (что она сделала?

-А что делали деревья? (роняли). Что они роняли, кто помнит? Как сформулируем предложение? (деревья роняли листву).

 - О чём первая часть? Скажите кратко.

 - Как озаглавим первую часть?

-Запишите заголовок 1 части в рабочем листе. (прохожу и контролирую, и записываю на доске).

-Разберем следующую часть.

-(имя), прочти 1 вопрос в основной части. Сколько? Как сформулируем предложение?

 -Что происходило каждый год осенью в день рождения ёлочки?

 - Верно, какие деревья дарили ёлочке подарки, назовите?

 - Что дарили ёлочке деревья? Скажите одним словом. (если не могут назвать: разве деревья могут подарить фонарики, звезды, рыбу? С чем автор мог сравнить данные предметы, что у деревьев есть таких цветов?)

 - Каких цветов были листья? (вывешиваю картинки деревьев).

 - На что похожи листья осинки?

 - Чем листья осинки похожи на фонарики?

 -Правильно, как в тексте названы листья клёна? Почему?

 - Чем одаривала ёлочку ива? Почему?                        

                             

               Осинка дарит фонарики.

               Клён роняет звёзды.

               Ива засыпает рыбками.

 -То есть автор использует в тексте скрытое сравнение.

 - Ребята, как мы озаглавим 2 часть?  Молодцы, запишите себе в рабочий лист заглавие основной части.

- Осталось озаглавить 3 часть. (разбираем вопросы с ответами). 

 - Как вы думаете, приятно ли ёлочке, что ей дарят подарки?

 - Как вы догадались? Какие слова говорят об этом?

 - Отчего ёлочка счастлива?

 - Почему наряд ёлочки разноцветный?

 - Так о чем же эта часть?

 -Как мы ее озаглавим?

-Запишите заглавие третьей части в рабочий лист.

-Ну что, ребята, мы с вами большие молодцы, скажите, какие пункты плана мы с вами выполнили? Какие осталось выполнить?

-Да, верно.

-Прочитать текст.

-Слушают текст.

-Говорят, что нужно сделать 2 пунктом.

-О елочке.

-Елочка.

-Что она родилась, что каждый год деревья ей дарили подарки.

-Елочка счастлива, у нее есть друзья, они не забывают про нее и дарят ей подарки.

-осенняя елочка.

 

 

 

 

-Заполняют рабочий лист.

-Читает 3 пункт.

-Вступление, основная часть, заключение.

-Из 3. Потому что здесь 3 части, 3 абзаца.

-вопросы и ответы.

-Осенью.

-елочка появилась осенью.

-Раздвинула листья…

-Листву.

-Проговаривают, о чем 1 часть.

-Рождение елочки.

 

 

-Сколько лет прошло? Много.

-Деревья дарят подарки.

-Осина, клен, ива.

-Листья.

 

-Красные, оранжевые, золотые.

 

-На фонарики.

-Формой.

-Звезды, потому что они похожи своей формой и цветом на звезды.

-Рыбками, ее листья похожи на рыбок.

-Деревья дарят подарки.

-Приятно.

- И стоит ёлочка счастливая.

- У неё много друзей. Они помнят о ней, дарят ей подарки. Благодаря их подаркам, ёлочка стоит нарядная.

-Проговаривают главную мысль.

-Счастливая и нарядная елочка.

-1, 2, 3.

-4, 5, 6.

Ф

И

Учебник, пишущие принадлежности, рабочий лист, Презентация.

ОК

СК

ФК

Личностные: обучающиеся проявляют стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять учебную задачу; умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение понимать информацию; умение осуществлять самоконтроль; умение осуществлять анализ, синтез; умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение слушать собеседника и вести диалог.

Предметные: обучающиеся демонстрируют умение работать с планом и памяткой; сравнивать тему и основную мысль текста по памятке.

 

4.Физминутка

 

Снять мышечное и эмоциональное напряжение

Методы обучения

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

•Наглядные

•Словесные

Методы эмоционального стимулирования:

•Поощрение

Методы развития познавательного интереса:

•Формирование готовности к восприятию

Методы формирования ответственности и обязательности:

•Предъявление педагогических требований

•Оперативный контроль

взаимной проверки.

- Но перед тем, как приступить к дальнейшей работе, мы с вами немного разомнемся.

- Встаньте из-за своих рабочих мест так, чтобы не мешать друг другу.

-Я буду показывать, а вы повторяйте за мной.

-Молодцы, садитесь за свои места, не забываем правильную посадку.

Выполняют физкультминутку

Ф

-

ОК

ФК

СК

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение осуществлять самоконтроль.

 

5.Первичное закрепление

качественное усвоение учениками знаний и способов решения задач, формирование первичных навыков.

Методы воспитания

Методы формирования сознания:

•Беседа

•Объяснение

Методы обучения

Методы выработки учебных умений и накопления опыта:

•Упражнения

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

•Наглядные

•Словесные

Методы эмоционального стимулирования:

•Создание ситуации успеха

•Поощрение

Методы формирования ответственности и обязательности:

•Предъявление педагогических требований

•Оперативный контроль

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта:

•Метод взаимной проверки.

-Какой пункт плана нам сейчас нужно выполнить? Прочти его.

-Сейчас нам необходимо разобрать слова, в которых у нас могут возникнуть трудности при написании. (появилась, деревья, осенью, раздвинула, высунулась, осмотрелась, роняли, прошло, много, елочки, осинка, фонарики, оранжевые, золотыми, стояла, подарки, счастливая, разноцветная, раскинула, на ладошках). Задаю вопросы: как напишем? Почему так? (если называют неправильно, говорю как и почему пишется слово).

-Выполнили мы с вами 4 пункт? Что сделали?

-Какой пункт необходимо выполнить следующий? Прочти.

-Сейчас откройте учебник на странице 52 и прочтите текст про себя. Не торопитесь, читайте внятно.

-Покажите класс, кто прочел текст до конца. Закройте учебники и отложите в сторону.

-Отлично, сейчас предлагаю поработать вам в паре и пересказать текст друг другу. Как мы работаем в паре?

-Замечательно, начинаем. Время вышло.

-Ребята, сейчас переходим к написанию изложения. В помощь написания изложения у вас есть план, с помощью него вы сможете сформулировать предложения, как мы с вами это делали ранее. Пишем изложение мы также в рабочем листе, он будет для вас как черновик. Не забывайте, что каждая часть начинается с красной строки. Обращайте внимание на написание слов в вашем плане, пишите грамотно, не допускайте ошибок. И помните, что у вас должно быть 3 абзаца.

-Кому нужна будет помощь, поднимите руку, я подойду.

-Те, кто уже написали в рабочем листе, проверьте еще раз свою работу и можете начать переписывать в свои тетради.

-Время подошло к концу, отложите свои работы.

-4. Читает.

-Читают текст.

-Разбирают в словах орфограммы.

 

 

 

 

 

 

-Выполнили. Разобрали слова.

-5. Читает.

 

-Читают текст.

 

 

 

Проговаривают правила.

-Пересказывают текст.

-Пишут изложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Проверяют работу.

-Переписывают изложение из рабочего листа в тетрадь.

 

Ф

И

П

Учебник, рабочий лист, пишущие принадлежности, тетрадь.

ОК

СК

ФК

ВК

Личностные: обучающиеся проявляют стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять учебную задачу; умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение понимать информацию; умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; умение осуществлять анализ, синтез; умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение слушать собеседника и вести диалог.

Предметные: обучающиеся демонстрируют умение писать изложение; умение работать с планом и памяткой.

6.Инструктаж домашнего задания

Закрепить у обучающихся полученные знания

Методы обучения

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

•Наглядные

•Словесные

Методы формирования ответственности и обязательности:

•Предъявление педагогических требований

•Оперативный контроль

-Ребята, открываем дневники для записи домашнего задания. Дома вам необходимо дописать изложение, кто не успел дописать в рабочем листе. Дописывает, а потом переписывает в тетрадь, кто успел записать в рабочий лист, просто переписывает в тетрадь по русскому языку. (дз на доске).

-У кого, есть вопросы по домашнему заданию?

-Если вопросов нет, то закрываем дневники и убираем на край парты.

Открывают дневники, записывают ДЗ.

Ф

 

Дневник, пишущие принадлежности.

ОК

СК

ФК

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение понимать информацию; умение осуществлять самоконтроль.

  7. Рефлексия

Подвести итог урока и самостоятельно проанализировать свою деятельность в течении урока.

  Методы воспитания

Методы самоопределения личности ребенка:

•Рефлексия

Методы обучения

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

•Наглядные

•Словесные

Методы эмоционального стимулирования:

•Создание ситуации успеха

•Поощрение

Методы формирования ответственности и обязательности:

•Предъявление педагогических требований

•Оперативный контроль

- Ребята, какая тема урока была у нас сегодня?

- А как звучала цель урока?

- Достигли мы данной цели, научились писать изложение?

-А что мы сделали для этого? Обратите внимание на пункты плана. Что мы сделали первым делом? Вторым и т.д. Скажите, а вы жизни мы должны уметь кратко излагать информацию, быстро запоминать информацию?

-Молодцы.

-Посмотрите, что у меня в руках? Верно, это коробка. И сейчас для того, чтобы подвести итоги урока, каждый из вас будет вытягивать по одной бумажке из этой коробки.

-На каждой бумажке написано начало фразы, а вам необходимо ее продолжить. Давайте я начну первая (мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке).

-(подхожу к каждому: мне понравилось, у меня получилось, мне было трудно и т.д.).

-Молодцы, ребята.

- Спасибо большое вам за урок! Урок окончен, можете готовиться к следующему уроку. До свидания.

-Изложение.

-Научиться писать изложение?

-Да.

-Отвечают по пунктам плана.

-Должны.

-Коробка.

 

 

 

 

 

 

 

-Оценивают свою деятельность на уроке.

Ф

Коробка с фразами, презентация.

ОК

ФК

СК

Личностные: обучающиеся проявляют осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение осуществлять самоконтроль; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать собеседника и вести диалог.



 

Скачано с www.znanio.ru