Конструкт урока русского языка на тему "Применение правил правописания: чк-чн, чт, щн, нч".

  • docx
  • 11.05.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Rozhkova_3.docx

Конструкт урока русского языка по производственной практике

ПМ. 01 «Преподавание по программам начального общего образования

в начальных классах и начальных классах

компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

 

Класс: 2                                                        

Тема урока: «Применение правил правописания: чк-чн, чт, щн, нч»

УМК: Школа России

Цель: отработать умения применять правила правописания чк-чн, чт, щн, нч в процессе выполнения упражнений.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся демонстрируют познавательный интерес к изучению русского языка, навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение с помощью учителя формулировать цель; принимать и сохранять учебную задачу; умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение понимать информацию; умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; умение осуществлять анализ, синтез; умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение слушать собеседника и вести диалог.

Предметные: обучающиеся знают правила правописания чк-чн, щн, чт, нч; умеют применять правила правописания чк-чн, чт, щн, нч при выполнении упражнений.

Задачи:

Воспитательные: формировать у обучающихся познавательный интерес к изучению русского языка, навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Коррекционно-развивающие: развивать у обучающихся умение с помощью учителя формулировать цель; принимать и сохранять учебную задачу; умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение понимать информацию; умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; умение осуществлять анализ, синтез; умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение слушать собеседника и вести диалог. Коррекционная задача: формирование навыка волевой саморегуляции, соотносительного анализа, синтеза.

Образовательные: актуализировать знания о правилах правописания чк-чн, щн, чт, нч; отработать умение применять правила правописания чк-чн, чт, щн, нч при выполнении упражнений.

 

Принципы воспитания

·         Создание положительного эмоционального фона

·         Воспитывать через взаимодействие

 

Принципы обучения

·         Принцип доступности

·         Принцип наглядности

·         Принцип систематичности и последовательности

 

Методы воспитания

Методы формирования сознания:

  • Беседа
  • Объяснение

Методы самоопределения личности ребенка:

  • Рефлексия

Методы обучения

Методы выработки учебных умений и накопления опыта:

  • Упражнения

Методы закрепления и повторения изученного материала:

  • Беседа
  • Повторение

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • Наглядные
  • Словесные

Методы эмоционального стимулирования:

  • Создание ситуации успеха
  • Поощрение
  • Постановка системы перспектив

Методы развития познавательного интереса:

·         Формирование готовности к восприятию

Методы формирования ответственности и обязательности:

·         Предъявление педагогических требований

·         Оперативный контроль

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства:

демонстрационные: презентация «чк, чн, чт, щн, нч».

индивидуальные: пишущие принадлежности, тетрадь, дневник, карточка №1, карточка №2, карточка (ДЗ).

 

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений

Структура урока:

1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (8 мин.)

3.Отработка знаний и способов действий по изученному материалу (11 мин.)

4.Физминутка (1 мин.)

5.Организация контроля и самоконтроля (15 мин.)

6.Инструктаж домашнего задания (1 мин.)

7.Рефлексия (5 мин.)

Итог: 40 мин

Использованная литература:

1.       Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: утвержден приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2015 г № 1598, в ред. письмом от от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07; от 19 февраля 2016 г. N 07-719 – Текст: непосредственный

2.       Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития Реестр примерных основных общеобразовательных программ, Министерство образования и науки Российской Федерации. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

3.       СанПиН 2.4.2. 2821-10. Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. – М: УЦ Перспектива, 2011. – 64 с. 2.;

4.       Сборник рабочих программ по русскому языку. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы. (Канакина В. П., Горецкий В. Г. )

5.       Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2013. -  159 с. – (Школа России).

 

 

Эскиз доски

 

 

 

Двадцать пятое октября.

 

Классная работа

 

 

 

 

 

 

 


 

Ход урока

 

Этап фрагмента урока

Образовательна

я задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

1.Мотивация к учебной деятельности.

 

Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Наглядные

Словесные

Методы эмоционального стимулирования:

Создание ситуации успеха

Поощрение

Методы развития познавательного интереса:

Формирование готовности к восприятию

Методы формирования ответственности и обязательности:

Предъявление педагогических требований

Оперативный контроль

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Витальевна и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

- Проверим нашу готовность к уроку: на парте остается только тетрадь, пенал, дневник.

- Все лишнее я попрошу убрать.

- Молодцы!

На доске записаны слова: Катя, Игорь, Верочка, Дарья, Оленька, Люда, Анна.

- Сейчас сядет тот, кто скажет, что общего у всех этих слов.

- Сядет тот, кто назовет слово, в котором нет мягких согласных звуков.

- Отлично, сядет тот, кто назовет слова, в которых мягкость согласного звука обозначена мягким знаком.

- Сядет тот, кто назовет слова, в которых мягкость согласного звука обозначена гласной буквой.

- И наконец сядет тот, кто назовет слово, где мягкость согласного не обозначена мягким знаком и гласной буквой.

- Отлично, какие вы внимательные, садитесь, не забываем про правильную посадку.

- Я вижу, что вы внимательны и полны энергии, а это значит, что мы можем начинать урок.

Приветствуют педагога.

 

-Проверяют готовность к уроку.

 

 

 

-Это имена.

 

-Анна.

 

-Игорь, Дарья, Оленька.

 

- Катя, Верочка, Оленька, Люда.

 

-Верочка.

 

-Выполняют правильную посадку.

 

Ф

Пишущие принадлежности, тетрадь, дневник, презентация «чк, чн, чт, щн, нч».

ОК

ФК

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют познавательный интерес к изучению русского языка.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение осуществлять самоконтроль; умение осуществлять анализ; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать собеседника и вести диалог.

 

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Актуализировать знания и опыт необходимый для изучения темы.

Формировать готовность к сотрудничеству, к учебной деятельности, интерес к выполнению заданий.

Методы закрепления и повторения изученного материала:

Беседа

Повторение

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Наглядные

Словесные

Методы эмоционального стимулирования:

Поощрение

Постановка системы перспектив

Методы формирования ответственности и обязательности:

Предъявление педагогических требований

Оперативный контроль

- Сейчас мы с вами будем работать в тетради, поэтому нам нужно размять наши руки.

-Потрем ладошки. Сделаем руки в замок. Покажем ежика и пошевелим пальцами. Сжали, разжали, сжали, разжали. Встряхнули руки.

-Молодцы, открываем тетради. Записываем дата и классная работа. Перед этим отступите от предыдущей работы 2 строки, в 3 начинаем писать.

-Сегодня у нас двадцать шестое января. Классная работа.

Не забываем о правильной посадке и во время письма.

- Кто уже записал – посмотрите глазками на меня.

- Сегодняшний урок мы с вами начнем с минутки чистописания.

-Послушайте скороговорку и подумайте, какой звук чаще всего встречается в ней:

«Червяк чинил свой чемодан, потом, бурча, чинил диван»

- Какой звук чаще встречается в скороговорке?

- Верно, это звук «ч».

- Обратите внимание на доску, в первой строке представлены буквосочетания, которые нам с вами необходимо прописать.

-(Имя), какие это буквосочетания?

- Верно, прописываем буквосочетания до конца строки.

-Я вижу, что все закончили.

-Ребята, а теперь хорошенько подумайте и скажите, что объединяет прописанную нами строчку?

- Верно, это орфограммы.

- А кто может напомнить тему прошлого урока?

- Верно! Сегодня я предлагаю нам с вами закрепить знания с прошлого урока и применить правила правописания чк, чн, щн, чт, чн.

- Как вы думаете, как будет звучать тема урока, если мы будем применять правила правописания?

- Умница!

-Исходя из темы, как вы думаете, как будет звучать цель урока? Продолжите фразу (Потренироваться…)

-Отлично, прежде чем перейти к достижению цели, предлагаю вспомнить правило правописания чк, чн, чт, нч, щн.

-Обратите внимание на экран. Правильно ли здесь написаны слова? (овощьной, хищьник, лимоньчик).

-А почему неправильно? Какое существует правило? Верно, сочетания чк, чн, чт, нч, щн пишутся по особому правилу: всегда без ь.

-Замечательно, мы повторили правило и можем перейти к достижению нашей цели.

-Выполняют упражнение.

 

 

 

-Открывают тетрадь

-Записывают дата, классная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ч.

 

 

-Чк, чн, чт, щн, нч.

-это орфограмма.

-Правила правописания: чк, чн, чт, нч, щн.

-Применение правил правописания: чк, чн, чт, нч, щн.

-Потренироваться применять правила правописания: чк, чн, чт, нч, щн.

 

 

 

-Нет, неправильно.

-Эти буквосочетания пишутся без мягкого знака.

 

Ф

И

Пишущие принадлежности, тетрадь, презентация.

ОК

ФК

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют навыки сотрудничества с учителем в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение с помощью учителя формулировать цель; принимать и сохранять учебную задачу; умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение осуществлять самоконтроль; умение слушать собеседника и вести диалог.

Предметные: обучающиеся знают правила правописания чк-чн, щн, чт, нч.

3. Отработка знаний и способов действий по изученному материалу.

Содействовать усвоению обучающимися способов деятельности, развитию умения работать с различными источниками информации.

 

Методы выработки учебных умений и накопления опыта:

Упражнения

Методы закрепления и повторения изученного материала:

Беседа

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Наглядные

Словесные

Методы эмоционального стимулирования:

Создание ситуации успеха

Поощрение

Методы формирования ответственности и обязательности:

Предъявление педагогических требований

Оперативный контроль

-Ребята, чтобы лучше усвоить правило, предлагаю сейчас выполнить упражнение в парах.

-Объединитесь со своим соседом по парте.

-Какие правила работы в паре вы знаете?

-Отлично, сейчас у каждой пары появится карточка с текстом.

-(Имя), прочитай, что нужно сделать.

-Поднимите руку, кому понятно, что мы сейчас будем делать.

-Приступаем, на работу у вас есть 3 минуты.

В некоторых словах в тексте допущены ошибки. Найдите и подчеркните их.

Дует ветерок речьной,

Пароход пришел ночной.

Натоплю я жарко печьку,

Принесу воды из речки.

На столе горела свечка,

А в печи томилась гречька.

Испекла сама я поньчик,

Положила в чай лимоньчик.

«Ох, и темная же ночка», -

Засыпая, шепчет дочька.

-Время вышло, первая пара, какую ошибку вы нашли? Почему написано неправильно? Как нужно правильно написать?

-Покажите класс, кто согласен. Отлично.

(проверяем остальные слова аналогично).

-Молодцы, вижу, что вы усвоили правило, а сейчас отложите карточки на край парты.

 

 

Называет правила работы в паре.

 

 

-Найти ошибки и подчеркнуть их.

 

 

 

Выполняют задание в паре.

 

 

 

 

 

 

 

-Речьной. Потому что чн пишется без ь знака. Речной.

Ф

И

П

Презентация, пишущие принадлежности, карточка №1.

ОК

СК

ФК

ВК

Личностные: обучающиеся демонстрируют познавательный интерес к изучению русского языка, навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять учебную задачу; умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение понимать информацию; умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; умение осуществлять анализ; умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение слушать собеседника и вести диалог.

Предметные: обучающиеся умеют применять правила правописания чк-чн, чт, щн, нч при выполнении упражнений.

4.Физминутка

 

Снять мышечное и эмоциональное напряжение

Методы эмоционального стимулирования:

Поощрение

Методы развития познавательного интереса:

Формирование готовности к восприятию

Методы формирования ответственности и обязательности:

Предъявление педагогических требований

Оперативный контроль

- Сейчас я предлагаю нам немного размяться.

- Встаньте из-за своих рабочих мест так, чтобы не мешать друг другу.

-Я буду показывать, а вы повторяйте за мной.

-Молодцы, садитесь за свои места, не забываем правильную посадку.

-Ребята, а кто был внимательным и услышал в каких 2 словах попалось буквосочетание чк - чн?

-Отлично, предлагаю продолжить работу.

Выполняют физкультминутку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Елочки, праздничных.

Ф

Презентация

ОК

ФК

СК

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение осуществлять самоконтроль.

5.Организация контроля и самоконтроля.

Обеспечить развитие у обучающихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

Методы выработки учебных умений и накопления опыта:

Упражнения

Методы закрепления и повторения изученного материала:

Повторение

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Наглядные

Словесные

Методы эмоционального стимулирования:

Создание ситуации успеха

Поощрение

Методы формирования ответственности и обязательности:

Предъявление педагогических требований

Оперативный контроль

-Ребята, некоторые слова с буквосочетаниями чт, чн и щн произносятся не так как пишутся. Для того, чтобы не допускать ошибок в произношении предлагаю выполнить задание у интерактивной доски, но сначала вспомним правила работы с интерактивной доской.

-Отлично, (имя), прочитай задание.

 (определите правильное и неправильное произношение слов. Перетащите приведенные слова в соответствующий столбик).

https://learningapps.org/display?v=pzk2dt41t24

-(имя), выйди к доске, а остальные будут помогать. (вопросы: почему ты выбрала этот вариант ответа? Как пишется? А как слышится? Проверим).

-Отлично, молодцы. А сейчас для того, чтобы закрепить наши знания, предлагаю выполнить следующее задание самостоятельно. Сейчас у каждого из вас появится карточка.

-(имя), прочитай задание.

-Поднимите руку, у кого есть вопросы в выполнении задания.

-Отлично, приступаем, у вас есть 5 минут.

Вну_а, то_а, но_ой, то_ый, було_а, лиси_а, сро_ный, моло_ый, стро_ой, ту_а, пугови_а, песо_ый.

-Вижу, что все справились. Обратите внимание на доску и проверьте себя. Поднимите руку у кого нет ни одной ошибки. Молодцы, поставьте себе отметку 5.

-Поднимите руку, у кого есть 1-2 ошибки, хорошо, поставьте себе отметку 4.

Поднимите руку, у кого 3 и больше ошибок. Не расстраивайтесь, мы с вами подучим это правило.

 

Вспоминают правила работы.

Читает задание.

 

 

 

Выполняют задание у доски.

 

 

 

-Напишите пропущенные буквы в словах (чк, чн, нч)

 

 

 

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

Выполняют самопроверку.

Ф

И

П

Пишущие принадлежности, карточка №2, презентация.

ОК

СК

ФК

ВК

Личностные: обучающиеся демонстрируют познавательный интерес к изучению русского языка, навыки сотрудничества с учителем в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение понимать информацию; умение осуществлять самоконтроль; умение осуществлять анализ, синтез; умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Предметные: обучающиеся умеют применять правила правописания чк-чн, чт, щн, нч при выполнении упражнений.

6.Инструктаж домашнего задания

Закрепить у обучающихся полученные знания

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Наглядные

Словесные

Методы формирования ответственности и обязательности:

Предъявление педагогических требований

Оперативный контроль

-Ребята, открываем дневники для записи домашнего задания. Дома вам необходимо выполнить задание на карточке. (имя), прочитай, что нужно сделать.

-Верно, необходимо изменить слово и записать его с нужной орфограммой.

(дз на доске).

-У кого, есть вопросы по домашнему заданию?

-Если вопросов нет, то закрываем дневники и убираем на край парты.

Открывают дневники, записывают ДЗ.

-Напиши слова с нужной орфограммой.

Ф

 

Дневник, пишущие принадлежности, карточка (ДЗ), презентация.

ОК

СК

ФК

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение понимать информацию; умение осуществлять самоконтроль; умение слушать собеседника.

  7. Рефлексия

Подвести итог урока и самостоятельно проанализировать свою деятельность в течении урока.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Наглядные

Словесные

Методы эмоционального стимулирования:

Поощрение

Методы формирования ответственности и обязательности:

Предъявление педагогических требований

Оперативный контроль

 

- Ребята, наш урок подходит к концу. Какая тема урока была у нас сегодня?

- А как звучала цель урока?

- Достигли мы данной цели? Кто сможет своими словами назвать правило, которое мы сегодня закрепили?

-Отлично.

-Для того, чтобы подвести итоги урока, предлагаю продолжить любую фразу, представленную на доске. Отвечаем по цепочке.

(мне понравилось, у меня получилось, мне было трудно и т.д

-Молодцы, ребята.

- Спасибо большое вам за урок! Урок окончен, можете готовиться к следующему уроку. До свидания.

- Применение правил правописания: чк, чн, чт, нч, щн.

-Потренироваться применять правила правописания: чк, чн, чт, нч, щн.

-Оценивают свою деятельность на уроке.

Ф

Презентация

ОК

ФК

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют навыки сотрудничества с учителем в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение осуществлять самоконтроль; анализ, синтез; умение оформлять свои мысли в устной форме.

 


 

Скачано с www.znanio.ru