Конструкт внеурочного занятия
Дьячковой Анны Сергеевны
Дата: 24.05.2022
Направление ВД: общеинтеллектуальное
Название курса: «В мире информации»
Класс: 2
Тема занятия: Решение логических задач.
Форма: познавательная деятельность
Цель урока: развитие познавательных УУД (преобразовывать информацию из одной формы в другую) в процессе формирования умения решать логические задачи посредством таблиц.
Планируемые результаты:
· Личностные: обучающиеся проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, демонстрируют умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
· Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, определять и формулировать цель деятельности, осуществлять волевую саморегуляцию), познавательные УУД (умение использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач, преобразовывать информацию из одной формы в другую), коммуникативные УУД (умение адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи, доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
· Предметные: обучающиеся демонстрируют умение анализировать данные текстовой задачи, понимать ход рассуждений, работать по алгоритму, строить логические умозаключения, на основе самостоятельно построенного умозаключения восстанавливать «пропуски» в алгоритме действий, решать логические задачи, пользуясь обобщенными способами действий, строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Задачи:
· Воспитательные: воспитывать у обучающихся учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
· Развивающие: развивать у обучающихся регулятивные УУД (способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, определять и формулировать цель деятельности, осуществлять волевую саморегуляцию), познавательные УУД (умение использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач, преобразовывать информацию из одной формы в другую), коммуникативные УУД (умение адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи, доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
· Образовательные: формировать у обучающихся умение анализировать данные текстовой задачи, понимать ход рассуждений, работать по алгоритму, строить логические умозаключения, на основе самостоятельно построенного умозаключения восстанавливать «пропуски» в алгоритме действий, решать логические задачи, пользуясь обобщенными способами действий, строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Принципы обучения и воспитания: Принцип сотрудничества, принцип связи обучения с жизнью.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
ü Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию)
ü Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)
ü Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха)
ü Методы получения новых знаний (беседа, объяснение, демонстрация)
ü Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения)
ü Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение)
Методы воспитания:
ü Методы формирования социального опыта (поручение, пример)
ü Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение)
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование:
● Демонстрационное: мультимедийная презентация «В мире информации», аншлаги на доске, документ-камера.
Список использованных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ПРИКАЗ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286.
2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10)
3. Рабочая программа по внеурочному курсу «В мире информации» 2 класс.
4. Рабочая тетрадь по внеурочному курсу «В мире информации» 2 класс.
Структура занятия:
1. Организационно-мотивационный этап
2. Этап целеполагания и планирования деятельности
3. Деятельностный этап
4. Этап контроля
5. Рефлексия
Ход занятия
Этап |
Методы |
Деятельность учителя и обучающихся |
Планируемый результат |
1.Организационно-мотивационный этап Задачи: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение |
Методы обучения: Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию) Методы формирования ответственности и обязательности (педагогическое требование) |
- Ребята, сегодня ваше занятие проведу я. Давайте проверим вашу готовность к занятию: у вас на столах должны лежать рабочая тетрадь и пенал. У кого все эти предметы лежат на парте, тихо сядьте за своё место. - Для того, чтобы нам начать работу, предлагаю вам принять участие в небольшой игре. Сейчас я вызову сюда одного человека и загадаю ему букву. Он попробует показать эту букву вам без слов, а вы должны как можно быстрее отгадать её. (организую игровую деятельность) - Молодцы, ребята, теперь мы готовы к работе.
|
Обучающиеся демонстрируют личностные УУД (проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи), регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию). |
2.Этап целеполагания и планирования деятельности. Задачи: актуализировать субъектный опыт обучающихся; поставить перед обучающимися тематическую проблему занятия, показать социальную значимость поднятой темы, обозначить цель занятия, план действий по достижению поставленной цели |
Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение); Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Итак, перед началом работы предлагаю вам проверить то домашнее задание, которое вам задали на прошлом уроке. …, что нужно было сделать? - Вам нужно было самостоятельно заполнить клетки в логическом квадрате. …, выйди к доске и покажи, как у тебя это получилось? Ребята, вы согласны? - Откройте свои тетради, я пройду и посмотрю, как вы выполнили это задание. - Итак, чтобы узнать, о чём мы сегодня поговорим, предлагаю вам обратить внимание на слайд. Вам предложен шифр, попробуйте разгадать его и узнать тему урока. - …, что у тебя получилось? (логическая задача) - Тогда как будет звучать тема урока? (Решение логических задач) - Верно, как вы думаете, что мы научимся делать на данном уроке? |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, определять и формулировать цель деятельности), познавательные УУД (умение использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач, преобразовывать информацию из одной формы в другую), коммуникативные УУД (умение адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи). |
3.Деятельностный этап Задачи: обеспечить восприятие, осмысление обучающимися материала занятия, содействовать усвоению обучающимися способов поведения, которые привели к определенному выводу, создать содержательные и организационные условия для усвоения обучающимися материала занятия |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха); Методы получения новых знаний (беседа, объяснение, демонстрация)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Откройте свои тетради на странице 65. Прочитайте задание.
- …, прочитай вслух текст задачи. - Ребята, о чём данная задача? Что нам известно? Что нам нужно найти? - Предлагаю вам попробовать решить эту задачу с помощью таблицы. …, выйди пожалуйста к доске и запиши известные нам данные в таблицу. А все остальные будут работать с материалом, данным в тетради.
- Итак, что мы записали в первую колонку? (имена детей) - В первую строчку? (ягоды, которые они собирали) - Что нам нужно выяснить? (какие ягоды собирал каждый ребёнок) - Итак, прочтите по условию задачи, какие ягоды не собирала Настя? Олег? - В столбике с малиной напротив имени Олега поставим минус, чтобы показать, что он не собирал эти ягоды. То же самое сделаем для Насти. - Скажите, раз Настя не собирала ни смородину, ни малину, какие ягоды она собирала? (вишню) - В столбике с вишней напротив имени Насти поставим плюс, чтобы обозначить, что она собирала. - Раз Настя уже собрала вишню, могли ли её собрать другие ребята? (нет) - Значит в столбике с вишней для остальных ребята ставим минус. - Скажите, тогда какие ягоды собирал Олег? Почему? Обозначьте в таблице знаки. - Раз Олег собирал смородину, её не мог собрать Сергей. В столбике смородины напротив него ставим минус. - Какие ягоды осталось собрать Сергею? Обозначьте.
- …, скажи, что у нас получилось? - Ребята, прочитайте ответ задачи, предложенный в тетради. Были ли мы правы? Молодцы, отлично справились с этим заданием. |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение планировать реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение), познавательные УУД (умение использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач, преобразовывать информацию из одной формы в другую), коммуникативные УУД (умение адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение анализировать данные текстовой задачи, понимать ход рассуждений, работать по алгоритму, строить логические умозаключения, на основе самостоятельно построенного умозаключения восстанавливать «пропуски» в алгоритме действий, решать логические задачи, пользуясь обобщенными способами действий, строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. |
Физминутка
Задача: снять эмоциональное напряжение, усталость, настроить на предстоящую деятельность |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований) |
- Ребята, мы довольно активно поработали головой, а теперь поработаем мышцами тела. - Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.) Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей.) Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.) Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.) И опять настала тишь, Ш-ш-ш. - Отлично размялись, а теперь тихо сядьте на свои места. Спасибо. |
Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию). |
4.Этап контроля Задачи: дать качественную оценку деятельности обучающихся и взаимодействия с педагогом и одноклассниками |
Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения);
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Предлагаю вам выполнить задание №2 на странице 66. - …, прочитай задачу. - Ребята, те, кому уже понятно, как можно решить эту задачу, могут поработать с ней самостоятельно. А те, у кого ещё остались вопросы, будут работать вместе со мной и с доской.
- Ребята, скажите, о чём задача? Что нам известно? Что нам нужно найти? - …, поработай у доски. Запиши известные данные в таблицу. - Итак, что мы записали в первую колонку? В первую строчку? - Что нам нужно выяснить? (аналогично работаю с задачей) - Итак, предлагаю вам самостоятельно записать ответ к задаче. - Далее предлагаю вам в парах поработать над заданием №3. - Для этого напомните нам правила работы в парах. - Прочитайте задачу, обсудите её и решите с помощью таблицы.
(осуществляю наблюдение и контроль за выполнением задания) - Итак, …, выйди к доске и объясни, как вы в паре решили задачу. Остальные сверяют своё решение с доской. - Ребята, вы согласны с решением? Покажите класс. - Отлично ребята, мы научились решать логические задачу с помощью таблицы. - Предлагаю дома всем потренироваться в этом, выполнив со страницы 67 задание №4 в ваших тетрадях. Запишите это домашнее задание в дневник. |
Обучающиеся демонстрируют личностные УУД (умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы), регулятивные УУД (умение планировать реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение), познавательные УУД (умение использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач, преобразовывать информацию из одной формы в другую), коммуникативные УУД (умение адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи, доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение анализировать данные текстовой задачи, понимать ход рассуждений, работать по алгоритму, строить логические умозаключения, на основе самостоятельно построенного умозаключения восстанавливать «пропуски» в алгоритме действий, решать логические задачи, пользуясь обобщенными способами действий, строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. |
5.Рефлексия Задачи: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого- эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества |
Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала (беседа, повторение)
Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действия и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
- Итак, наше занятие подходит к концу, время подвести итоги и вспомнить, о чём мы говорили сегодня. Какова была тема занятия? Что мы изучали сегодня? Что мы научились делать? - Чтобы оценить себя предлагаю вам поставить себя на одну из ступенек на лесенке успеха. Внимание на слайд. На какую ступеньку ты поставил себя?
- Ребята, благодарю вас всех за вашу любознательность и активность. - Занятие окончено. |
Обучающиеся демонстрируют личностные УУД (сформированность первоначальных представлений об основах экологической культуры – принятие ценности природного мира), регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу). |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.