КОНСТРУКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ № 6
Тема ВЗ: Мы договариваемся
Форма ВЗ: этическая беседа с элементами конструирования
Уровень результата ВД: 1 - 2 уровень
Планируемые результаты:
· Личностные: обучающиеся проявляют интерес к социально значимой деятельности, инициативу, эмоционально-ценностное отношение к ней, настойчивость в преодолении затруднений
· Метапредметные: обучающиеся умеют ставить цель и планировать деятельность, осуществлять волевую саморегуляцию, умеют осуществлять оценку собственной деятельности, осуществляют поиск информации и выделяют необходимую информации, умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, осуществляют рефлексию способов и условий действия, осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности, анализ объектов, синтез как составление целого из частей, участвуют в диалоге с учителем и сверстниками, выражают свои мысли, строят высказывания, направленные на учёт позиции собеседника.
· Предметные: знают, что такое кодекс, знают о себе как об объекте и субъекте социальных отношений, об основных социальных нормах общения и взаимодействия, умеют применять правила взаимодействия и общения в процессе групповой работы, умеют конструировать изделие (замок) по замыслу, выполняют действия, соответствующие общепринятым социальным нормам самостоятельно и уверенно
Цель: формирование когнитивного, мотивационно – ценностного и поведенческого компонента социальной компетентности обучающихся в процессе конструирования и игровой ситуации.
Задачи:
· Воспитательные: воспитывать интерес к социально значимой деятельности, инициативу, эмоционально-ценностное отношение к ней, настойчивость в преодолении затруднений
· Развивающие: развивать умение ставить цели, планировать деятельность, осуществлять волевую саморегуляцию, осуществлять оценку собственной деятельности, осуществлять поиск информации и выделять необходимую информации, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять рефлексию способов и условий действия, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности, осуществлять анализ объектов, синтез как составление целого из частей, умение участвовать в диалоге с учителем и сверстниками, выражать свои мысли, строят высказывания, направленные на учёт позиции собеседника
· Образовательные: формировать представление у обучающихся о понятии «кодекс», о себе как об объекте и субъекте социальных отношений, об основных социальных нормах общения и взаимодействия, учить применять правила взаимодействия и общения в процессе групповой работы, учить конструировать изделие (замок) по замыслу, выполнять действия, соответствующие общепринятым социальным нормам самостоятельно и уверенно
Виды деятельности (ВД): игровая, познавательная
Принципы воспитания и обучения:
Принципы воспитания:
· Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;
· Воспитывать через взаимодействие;
· Формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
Принципы воспитания и обучения:
· принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие, воспитание через творчество.
· принципы обучения: принцип психологической комфортности, принцип деятельности, принцип наглядности, принцип воспитывающего обучения, принцип доступности, принцип сознательности и активности.
Методы воспитания и обучения:
· методы воспитания: методы формирования социального опыта (игра); метод осмысления детьми своего социального опыта (беседа); методы стимулирования (создание ситуации успеха).
· методы обучения: методы развития познавательного интереса (выстраивание игрового сюжета, стимулирование занимательным содержанием), демонстрация, беседа, рассказ, игра, упражнения, предъявление педагогических требований, поощрение.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Дидактические средства:
· Индивидуальные: разрезные карточки с изображением сундука, карточки для составления плана, конструктор, планшеты, изображение солнца (для рефлексии)
· Демонстрационные: презентация, изображение корабля, сундука
Список использованных источников:
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 286
· Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями, внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)
· Основная образовательная программа начального общего образования МАУО «Центр образования «Аксиома»
· Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире информации» для 1 – 4 классов, Тананыхина Ю.А.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Наименование этапа, задача |
Методы обучения и воспитания |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Дидактические средства |
Планируемый результат |
Вводный (организационно-мотивационный + целеполагание) Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, создать психологический комфорт; обозначить тему и цель занятия, составить план по достижению поставленной цели 5/5 минут Стадия Установления взаимосвязи (предлагаем проблемную ситуацию, вопрос) |
Беседа, демонстрация, стимулирование занимательным содержанием, временная работа в парах, педагогическое требование Прием «корзина идей» |
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать вас снова. -Давайте улыбнемся одноклассникам, покажем друг другу, что мы готовы начать занятие. Как сегодня прошли ваши уроки? А чем вы занимались на переменах? Играли вместе? А как вы, ребята, определяете правила игры? Наверное, вы разговариваете и договариваетесь? -Ребята, сегодня нас с вами ждет интересное занятие. Чтобы подумать о теме занятия, я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма. -О чем этот мультфильм, ребята? -Верно, он о друзьях. А что друзья делали? Как они между собой общаются? А ведете ли вы себя так же, как герои этого мультфильма? -Какие качества вы считаете в людях самыми главными? Я предлагаю вам записать эти качества на листочках и сложить все вместе в одну корзину идей, чтобы в конце занятия к ним вернуться. -Ребята, мы с вами собрали качества в одну корзинку. Кто знает, как называется документ, в котором записаны условия и правила для человека, группы, класса? Вижу, что у вас есть затруднения. Предлагаю обратить внимание на слайд и прочитать слово слева направо. -Правильно, это кодекс. Обсудите значение этого слова в парах. -Кодекс необходим для того чтобы зафиксировать основные правила, зная которые люди смогут найти общий язык и решить любые задачи. -Ваши предположения о том, что такое кодекс, мы проверим в ходе занятия. -Знаете те ли вы, как люди находят общий язык и решают сложные ситуации, в которых оказываются? -Давайте узнаем, какой будет тема нашего сегодняшнего занятия. Чтобы сделать это, я предлагаю вам прочитать слова, записанные на слайде наоборот. Мы договариваемся .ясмеавиравогод ыМ -У кого получилось прочитать тему? -Ребята, чтобы нам узнать, как же нужно договариваться, я предлагаю вам составить план. 1. Узнать, что такое кодекс. 2. Уточнить правила общения и взаимодействия. 3.Потренироваться договариваться при конструировании. -Какие пункты у нас получились? -Я думаю, ребята, мы с вами готовы узнать, как всегда уметь договориться. |
Осуществляют взаимное приветствие Участвуют в диалоге с учителем
Для определения темы занятия смотрят фрагмент мультфильма
Наполняют корзину идей
Обсуждают значение понятия «кодекс»
Формулируют тему занятия
Составляют план занятия
|
Презентация Видеофрагмент
|
Личностные: обучающиеся проявляют интерес к социально значимой деятельности Метапредметные: обучающиеся умеют ставить цель и планировать деятельность, осуществлять волевую саморегуляцию, умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, участвуют в диалоге с учителем и сверстниками
|
Основной (деятельностный) Задача: создать содержательные и организационные условия для усвоения обучающимися материала занятия, обеспечить восприятие, осмысление обучающимися материала внеурочного занятия 15-20 минут Стадия Конструирования (актуализация знаний по будущей постройке, конструирование) |
Педагогическое требование, стимулирование занимательным содержанием, демонстрация, беседа, объяснение, игровая ситуация, создание ситуации успеха, поощрение, временная работа в группах, творческое задание (конструирование)
|
-Сначала, ребята, я предлагаю вам познакомиться с тем, что же такое свод правил общения, как еще он может называться. -Ребята, вы знаете, что такое правила. Скажите, а знаете ли вы, где они могут быть зафиксированы? -Спасибо за ваши предположения. Еще правила могут быть записаны в Кодексе. Кодекс – это…. -Рассмотрите иллюстрации на слайде. Назовите примеры кодексов. Как вы думаете, для чего они разработаны. -Давайте с вами познакомимся с некоторыми правилами, которые содержатся в Кодексе, с которым мы сегодня знакомимся. -Прочитайте правила, которые вы видите на слайде. Как вы их понимаете? -А соблюдаете ли вы эти правила? -Ребята, а вам интересно узнать, какие еще правила содержатся в Кодексе? -Я предлагаю вам поработать в группах по рядам и попробовать продолжить несколько правил из Кодекса. -Для того чтобы продолжить правила, у вас есть слова для справок. Не забывайте о правилах работы в группе. Какие вы знаете? -Я вижу, что вы помните правила работы. Можете приступать к заданию. -Итак, ребята, какие правила у вас получилось продолжить? Как вы их понимаете? Вы выполняете их в жизни? -Ребята, согласитесь, правила, нуждаются в защите. -Как вы думаете, мы с вами можем придумать какую-нибудь защиту для нашего Кодекса? А из чего она может быть сделана? Ваши предположения разнообразны. А я предлагаю воспользоваться советом наших друзей из конструкторского бюро. -Они предлагают сделать ее из конструктора. Предположите, что мы можем сконструировать? -Давайте, ребята, сделаем для нашего Кодекса замок. Ребята, каких правил мы придерживаемся, когда работаем с конструктором? А вы помните о том, что в группе у каждого есть роли: · Инженер - читает инструкции; · Поставщик - находит нужные кирпичи; · Строитель - кладет кирпичи вместе. · Директор - следит за тем, чтобы команда работала вместе и общалась. -Все из вас получили свои роли, несколько из вас будут директорами, несколько – инженерами, остальные – строителями и поставщиками. -Прошу вас приступить к сбору замков. -Давайте обсудим, что у вас получилось? -Давайте назовем условия успешной работы в группе при конструировании, что делали директор, инженер, поставщик и строитель? Какую роль выполнили легко? Какие затруднения возникали? -Напомните, что вы защитили с помощью этого замка? Предлагаю поработать на отдельных листах, дополнить фразы и еще раз вспомнить правила, из которых состоит наш кодекс. -Проверьте себя, сравнив с правилами на слайде. Поднимите класс, если у вас получилось верно. |
Знакомятся с понятием «кодекс» Рассматривают варианты
Знакомятся с некоторыми правилами кодекса
Выполняют задания в группах по рядам – продолжают формулировки правил
Планируют варианты защиты кодекса
Предполагают варианты конструирования
Актуализируют знания о правилах работы в группе, правилах конструирования
Конструируют замки
Обсуждают условия и результаты работы
|
Презентация Карточки с заданиями Конструктор
|
Личностные: обучающиеся проявляют инициативу, эмоционально-ценностное отношение к ней, настойчивость в преодолении затруднений Метапредметные: обучающиеся умеют осуществлять волевую саморегуляцию, умеют осуществлять оценку собственной деятельности, осуществляют поиск информации и выделяют необходимую информации, умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализ объектов, синтез как составление целого из частей, участвуют в диалоге с учителем и сверстниками, выражают свои мысли, строят высказывания, направленные на учёт позиции собеседника. Предметные: знают, что такое кодекс, знают о себе как об объекте и субъекте социальных отношений, об основных социальных нормах общения и взаимодействия, умеют применять правила взаимодействия и общения в процессе групповой работы, умеют конструировать изделие (замок) по замыслу, выполняют действия, соответствующие общепринятым социальным нормам самостоятельно и уверенно
|
Заключительный Задача: организовать деятельность, ведущую за собой само/взаимоконтроль обучающихся, контроль деятельности педагогом; инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого- эмоционального состояния 10/5 минут Стадия Рефлексия и Развитие (проводим испытания с постройкой, исследуем ее, предполагаем, что можно сделать еще, как модернизировать или где еще можно использовать) |
беседа, поощрение, педагогическое требование |
- Помните, мы с вами на одном из прошлых занятий сами сделали и оформили ключи, на которых написали важные качества друзей. У каждого из вас уже есть ключи. Если вы забудете правила и законы класса или захотите помочь своим одноклассникам, вы сможете открыть замок и вспомнить правила. -Итак, ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы говорили в начале? -Что такое кодекс? Что он может в себе содержать? -Ребята, в начале занятия мы с вами наполняли корзину идей. Что мы туда сложили? -Верно, это были важные человеческие качества. Подумайте и скажите, что бы вы хотели добавить в эту корзину. Кто хочет дописать какие-то правила в корзину? Какие главные правила из кодекса мы можем туда добавить? Как вы думаете, какие еще детали защиты можно было сконструировать? (при наличии резервного времени детям можно предложить конструирование) -Ребята, я надеюсь, что теперь все вы будете знать и соблюдать правила Кодекса, с которыми мы сегодня познакомились. -Я благодарю вас за любознательность и отзывчивость на занятии. -До свидания, ребята. |
Подводят итоги деятельности на занятии Обращаются к основным изученным понятиям
Возвращаются к приему «корзина идей»
|
Презентация Корзина (для организации приема корзина идей)
|
Метапредметные: обучающиеся умеют осуществлять волевую саморегуляцию, умеют осуществлять оценку собственной деятельности, умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, осуществляют рефлексию способов и условий действия, осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности Предметные: знают, что такое кодекс, знают о себе как об объекте и субъекте социальных отношений, об основных социальных нормах общения и взаимодействия |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.