КОНСТРУКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
по ПМ. 02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
обучающегося группы 36
Загайнова Станислава Борисовича
Дата: 24.09.2021 г.
Направление ВД: общеинтеллектуальное
Название курса: «Учись учиться»
Класс: 2 «З»
ФИО учителя:
ФИО руководителя практики: Отметка:_______ Подпись:__________
Тема занятия: русская народная сказка «Рукавичка»
Форма: беседа с элементами игры
Планируемые результаты:
Ø Личностные: обучающиеся проявляют познавательный интерес к занятию и чтению, положительное отношение к образовательному процессу посредством включения в игровую деятельность, демонстрируют культуру речи.
Ø Метапредметные: обучающиеся демонстрируют развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук в процессе украшения рукавички; развитие слухового восприятия, памяти и внимания в процессе слушания и обсуждения текста; умение работать по словесной инструкции; демонстрируют регулятивные УУД (целеполагание, контроль, коррекция, волевая саморегуляция); познавательные УУД (синтез как составление целого из частей посредством выполнения задания на восстановление последовательности героев сказки, анализ текста произведения с целью выделения признаков, осуществляют рефлексию деятельности в конце занятия и на этапах); коммуникативные УУД (умение учитывать мнение других и вступать в диалог с учителем, умеют адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме, высказывают свою точку зрения и обосновывают её).
Ø Предметные: обучающиеся демонстрируют представления о народной сказке; знают содержание русской народной сказки «Рукавичка»; расширили словарный запас посредством ознакомления с текстом произведения.
Цель: формирование коммуникативных УУД (умение адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме) посредством ознакомления с русской народной сказкой «Рукавичка».
Задачи:
Ø Коррекционно-воспитательные: воспитывать у обучающихся познавательный интерес к занятию и чтению, положительное отношение к образовательному процессу посредством включения в игровую деятельность, культуру речи.
Ø Коррекционно-развивающие: способствовать развитию мелкой моторики кисти и пальцев рук в процессе украшения рукавички; развитию слухового восприятия, памяти и внимания в процессе слушания и обсуждения текста; умения работать по словесной инструкции; формировать регулятивные УУД (целеполагание, контроль, коррекция, волевая саморегуляция); познавательные УУД (синтез как составление целого из частей посредством выполнения задания на восстановление последовательности героев сказки, анализ текста произведения с целью выделения признаков, осуществляют рефлексию деятельности в конце занятия и на этапах); коммуникативные УУД (умение учитывать мнение других и вступать в диалог с учителем, умеют адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме, высказывают свою точку зрения и обосновывают её).
Ø Образовательные: дать представления о народной сказке; познакомить содержанием русской народной сказки «Рукавичка»; расширить словарный запас посредством ознакомления с текстом произведения.
Принципы воспитания и обучения:
Принципы воспитания:
· создание положительного эмоционального подъема;
· воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
· принцип наглядности;
· принцип систематичности и последовательности;
· принцип доступности;
· принцип сознательности и активности;
· принцип психологической комфортности.
Коррекционные принципы:
· принцип педагогического оптимизма;
· принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования;
· принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования;
· Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании;
· Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.
Методы воспитания и обучения:
Методы воспитания:
Методы эмоционального стимулирования:
· создание ситуации успеха;
· поощрение;
· использование игр и игровых форм организации обучения.
Методы развития познавательного интереса:
· Формирование готовности к восприятию;
· Стимулирование занимательным содержанием.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
· методы развития познавательного интереса.
Методы формирования ответственности и обязательности:
· Предъявление педагогических требований.
Методы обучения:
Словесные:
· беседа;
· объяснение;
· рассказ.
Наглядные:
· демонстрация.
Практические:
· упражнения.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Дидактические средства:
· Индивидуальные: шаблон рукавички; комплект отделочного материала (узоры, украшения); пенал.
· Демонстрационные: экземпляр книги (русская народная сказка «Рукавичка»); конверт с письмом от сюжетного героя; карточки для проведения игры на восстановление последовательности героев сказки.
Список использованных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г.
N 1598. – URL: https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends. – Текст: электронный.
2. Асмолов А. Г., Карабанова О. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли: система заданий. М.: Просвещение, 2010. – 159 с. – Текст: непосредственный.
3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-020549-8.
4. Учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) на 2021-2022 учебный год.
5. Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Учись учиться».
6. Русская народная сказка «Рукавичка».
Макет доски:
План: |
Двадцать четвёртое сентября. |
|
Ход занятия:
Этапы занятия, задачи работы |
Методы и приёмы обучения и воспитания |
Деятельность учителя, обучающихся |
Планируемый результат с учетом формируемых УУД |
Организационно-мотивационный этап
Задачи: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение. |
Методы обучения: словесные: · беседа; наглядные: · демонстрация. Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования: · создание ситуации успеха; · поощрение. Методы развития познавательного интереса: · Формирование готовности к восприятию. Методы формирования ответственности и обязательности: · Предъявление педагогических требований. |
*Проверка готовности на перемене - проверим вашу готовность к занятию. У вас на парте должны лежать пенал и клей. Всё лишнее с парт уберите* - Добрый день ребята! Меня зовут Станислав Борисович, и сегодня занятие проведу у вас я. - Первый ряд присядет, если скажет, какое сейчас время года (Осень). Молодцы! Второй ряд присядет, если скажет один признак осени (осенью опадают листья; осенью становится холодно и пасмурно; осенью часто-часто идут дожди; осенью птицы улетают в тёплые края). Умнички! Третий ряд присядет, если назовёт три месяца осени (сентябрь, октябрь, ноябрь). Верно, ребята! - Я рад видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесёт вам радость общения друг с другом. Желаю вам быть активными и внимательными. - Напоминаю о правильной осанке! Сядьте ровно, ножки касаются пола, а ручки положите на парту. Молодцы! - Ребятки, вчера вечером по почте пришло письмо (Учитель проходит по рядам и демонстрирует конверт, говоря: вот такое интересное письмо). Вам интересно узнать, кто его прислал и что в нём написано? (Да) Мне тоже очень интересно узнать, что в нём. Поэтому, я вам сам его прочитаю. |
Личностные: положительное отношение к образовательному процессу посредством включения в игровую деятельность, демонстрируют культуру речи. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение работать по словесной инструкции; демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция); коммуникативные УУД (умение учитывать мнение других и вступать в диалог с учителем, высказывают свою точку зрения и обосновывают её).
|
Этап целеполагания и планирование предстоящей деятельности
Задачи: актуализировать субъектный опыт обучающихся, поставить перед обучающимися тематическую проблему занятия, показать социальную значимость поднятой темы, обозначить цель занятия, составить план по достижению поставленной цели. |
Методы обучения: словесные: · беседа; · рассказ. Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования: · создание ситуации успеха; · поощрение. Методы развития познавательного интереса: · Стимулирование занимательным содержанием.
|
*Письмо* «Здравствуйте ребята! Меня зовут Вова, я ученик второго класса. В школе нам задали план выполнения домашнего задания, а я его перепутал. Помогите его составить, чтобы я справился с домашним заданием». - Ребята, вы хотите помочь Вове? (Да) - А как ему можно помочь? (Мы можем помочь составить план в правильном порядке; если затрудняются сказать) - Верно, умничка! - У вас на парте лежат пункты плана, вам необходимо составить его самостоятельно. Приступайте! *План* 1. Познакомиться со сказкой «Рукавичка». 2. Перечислить всех животных по порядку, как они появляются в сказке. 3. Украсить рукавичку. (План обучающимся даётся без цифр, в хаотичном порядке) - Что нужно сделать прежде всего? (Познакомиться со сказкой «Рукавичка») - Ребята, вы согласны? Если да, покажите класс! (Сигнализируют) - Верно! Молодцы! - Что сделаем потом? (Перечислим всех животных по порядку, как они появляются в сказке) - Умничка! - Что сделаем в конце? (Украсим рукавичку) - Поднимите руку у кого также! (Сигнализируют) - Ребята, вы большие молодцы! (Во время каждого ответа обучающихся – учитель вывешивает пункт плана на доску) - Ребята, а кто из вас читал эту сказку? (Отрицательный ответ всего класса) - Я предлагаю сегодня на занятии познакомиться с этой сказкой и выполнить все задания, но прежде немного отдохнём. *Физминутка* - Ребята, встаньте со своих мест, расположитесь так, чтобы никому не мешать. Молодцы, начнём! Я надену рукавички – (Характерное движение) (Сгибать и разгибать пальчики) (Хлопают в ладоши) (Характерное движение) - Молодцы, ребятки, вы очень активные! Присаживайтесь. - Что такое рукавички? (Различные варианты) - Как по-другому их называют? (Варежки) - Умничка! - Когда мы их надеваем? (Когда становится холодно) Верно ребята! - Давайте предположим, о чём эта сказка? (Различные варианты) - У вас много интересных предположений. Но кто был точнее, мы узнаем после прочтения сказки. - Сейчас я буду читать вам сказку, а вы должны быть очень-очень внимательными, потому что я задам вам вопросы. |
Личностные: обучающиеся проявляют познавательный интерес к занятию и чтению, демонстрируют культуру речи. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют развитие слухового восприятия, памяти и внимания в процессе слушания и обсуждения текста; умение работать по словесной инструкции; демонстрируют регулятивные УУД (целеполагание, волевая саморегуляция); познавательные УУД (анализ текста произведения с целью выделения признаков); коммуникативные УУД (умение учитывать мнение других и вступать в диалог с учителем, умеют адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме, высказывают свою точку зрения и обосновывают её).
|
Деятельностный этап
|
Методы обучения: словесные: · беседа; · объяснение; · рассказ. наглядные: · иллюстрация; · демонстрация. практические: · упражнения. Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования: · создание ситуации успеха; · поощрение; · использование игр и игровых форм организации обучения. Методы развития познавательного интереса: · Стимулирование занимательным содержанием. Методы формирования ответственности и обязательности: · Предъявление педагогических требований.
|
*Сказка* Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит: - Тут я буду жить. А в это время лягушка – прыг-прыг! — спрашивает: - Кто, кто в рукавичке живет? - Мышка — поскребушка. А ты кто? - А я лягушка — попрыгушка. Пусти и меня! - Иди. Вот их уже двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает: - Кто, кто в рукавичке живет? - Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка. А ты кто? - А я зайчик — побегайчик. Пустите и меня! - Иди. Вот их уже трое. Бежит лисичка: - Кто, кто в рукавичке живет? - Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка да зайчик - побегайчик. А ты кто? - А я лисичка-сестричка. Пустите и меня! Вот их уже четверо сидит. Вопросы: 1. Ребята, кто обронил рукавичку? (Дед) - Умница! 2. Как вы думаете, что значит слово «обронил» (Различные варианты; если затрудняются, то говорю, что «обронил» - значит уронил) 3. Кто первым поселился в рукавичке? (Мышка-поскребушка) - Верно, молодец! 4. А почему её зовут поскребушка? (Предполагаемый ответ: мышку так называют, потому что она постоянно скребётся, когда передвигается) - Умничка! 5. Кто вторым прибежал к рукавичке? (Лягушка-попрыгушка) 6. Почему лягушку зовут попрыгушка? (Предполагаемый ответ: её так зовут, потому что, передвигаясь, она прыгает) Молодец, верно! Продолжим ребята. *Продолжение сказки* Глядь, бежит волчок – и тоже к рукавичке, да и спрашивает: - Кто, кто в рукавичке живет? - Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто? - А я волчок — серый бочок. Пустите и меня! - Ну иди! Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан: - Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет? - Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка да волчок — серый бочок. А ты кто? - А я кабан — клыкан. Пустите и меня! Вот беда, всем в рукавичку охота. - Тебе и не влезть! - Как-нибудь влезу, пустите! - Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь! Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет: - Кто, кто в рукавичке живет? - Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок да кабан — клыкан. А ты кто? - Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка — батюшка. Пустите и меня! - Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно. - Да как-нибудь! - Ну уж иди, только с краешку! Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется. А тем временем дед хватился - нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда: - Гав-гав-гав! Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку. Вопросы: 1. Какие животные ещё пришли жить в рукавичку? (Предполагаемый ответ: зайчик-побегайчик; лисичка-сестричка; волчок-серый бочок; кабан-клыкан; медведюшка-батюшка) - Какие вы внимательные, молодцы! 2. Ребята, почему звери были вынуждены покинуть свой домик? (Дед обнаружил, что потерял рукавичку и пошёл её искать, а собачка вперёд побежала – увидела рукавичку, залаяла, поэтому звери испугались и побежали) - Молодец! Умничка! 3. Как вы думаете, что значит слово «бредёт»? (Различные варианты; если затрудняются, то говорю, что «бредёт» - значит идёт медленно, с трудом) 4. А что значит слово «врассыпную»? (Различные варианты; если затрудняются, то говорю, что «врассыпную» - значит в разные стороны) - Отвечаем по поднятой руке. Верно, умничка! - Ребята, посмотрите, мы выполнили первый пункт плана? Мы познакомились со сказкой? (Да) - Значит, отметим данный пункт галочкой (Учитель отмечает на доске) - Какой у нас второй пункт плана? (Обращают внимание на доску, кто-то один читает – перечислить всех животных по порядку, как они появляются в сказке). - Ребята, мы не просто выполним второе задание, а поиграем. - Давайте вспомним, кто стал жить в рукавичке первым? (Мышка-поскребушка – появляется иллюстрация на доске) - Верно, молодцы! - Кто вторым? (Лягушка-поскребушка) - Отвечаем по поднятой ручке! - Умничка! - Кто появился третьим? (Зайчик-побегайчик) - Молодец! - А кто пришёл четвёртым? (Лисичка-сестричка) - Верно! А пятым? (Волчок-серый бочок) - Молодец! - А кто следующим пришёл к зверушкам? (Кабан-клыкан) - Замечательно, молодец! - А кто же пришёл самым последним? Кто вспомнит, поднимите ручку? (Медведюшка-батюшка) - Верно, молодец! - А теперь дружно закроем глазки, не подглядывайте (учитель меняет местами мышку и лягушку). Посмотрите на доску и скажите, что изменилось? (Мышка и лягушка поменялись местами). - ..., выйди и расположи их в правильном порядке. - Умничка! - Продолжим. Закройте глазки (на доске появляется новый персонаж – колобок). Открываем! Что изменилось? - …, скажи, пожалуйста (Предполагаемый ответ: появился лишний персонаж – колобок). - Верно, молодец! - И снова закрываем глазки (учитель убирает лисичку-сестричку и медведюшку-батюшку). Ребята, по-моему, кто-то из зверят от нас убежал, посмотрите внимательно – кого не хватает? (Предполагаемый ответ: лисичка-сестричка; медведюшка-батюшка). - Ребятки, вы большие молодцы! Вы очень внимательные и смышлёные. - Какой пункт плана мы с вами выполнили? (Второй) Верно! Отмечаем его галочкой. Ребятки, что нам осталось сделать? (Украсить рукавичку) - Но прежде чем начать предлагаю немножко отдохнуть и приготовить свои пальчики к работе. *Пальчиковая гимнастика* - Давайте дружно встанем и проведём физминутку. Повторяйте за мной! · Этот пальчик – маленький (массируем мизинчик). · Этот пальчик – слабенький (… безымянный). · Этот пальчик – длинненький (… средний). · Этот пальчик – сильненький (… указательный). · Этот пальчик – большачок (… большой). · А все вместе кулачок (сжимаем в кулак). - Умнички! Присаживайтесь. - Сейчас у вас на парте появятся вот такие шаблоны рукавичек (демонстрация образца), вам нужно будет их украсить различными фигурками и узорами.
Давайте с вами вспомним правила работы с клеем. Какие вы знаете? Отвечаем по поднятой руке! (Различные варианты) Какие вы молодцы, у вас верные ответы, умнички! - Ребятки, посмотрите, у меня рукавичку получилось украсить вот так (демонстрация образца), но вы можете сделать так, как хотите, как вам нравится. Начнём! Напоминаю о правильной посадке – сидим ровно и правильно (Выполняют в течение 7 минут, тьютор помогает). - Ребята, какие вы творческие… У вас такие интересные работы, молодцы! Вы такие активные. - Заканчиваем работу. Поднимите свои работы вверх, покажите соседу по парте. - Здорово, ребята. У вас замечательно получилось! |
Личностные: обучающиеся проявляют познавательный интерес к занятию и чтению, положительное отношение к образовательному процессу посредством включения в игровую деятельность, демонстрируют культуру речи. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук в процессе украшения рукавички; развитие слухового восприятия, памяти и внимания в процессе слушания и обсуждения текста; умение работать по словесной инструкции; демонстрируют регулятивные УУД (контроль, коррекция, волевая саморегуляция); познавательные УУД (синтез как составление целого из частей посредством выполнения задания на восстановление последовательности героев сказки, анализ текста произведения с целью выделения признаков, осуществляют рефлексию деятельности в конце занятия и на этапах); коммуникативные УУД (умение учитывать мнение других и вступать в диалог с учителем, умеют адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме, высказывают свою точку зрения и обосновывают её). Предметные: обучающиеся демонстрируют представления о народной сказке; знают содержание русской народной сказки «Рукавичка»; расширили словарный запас посредством ознакомления с текстом произведения.
|
Этап контроля
Задачи: дать качественную оценку деятельности обучающихся и взаимодействия с педагогом и одноклассниками. |
Методы обучения: словесные: · беседа. Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования: · поощрение. |
- Ребятки, кому на занятии мы сегодня помогали? (мальчику Вове) - А как мы ему помогли? (Различные вариации ответов) - Абсолютно верно. - Чтобы вы посоветовали ученику, у которого перепутались все пункты плана? Эталон ответа: o Быть внимательным; o Развивать свою память и т.д. |
Личностные: обучающиеся демонстрируют культуру речи. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (контроль, волевая саморегуляция); коммуникативные УУД (умение учитывать мнение других и вступать в диалог с учителем, высказывают свою точку зрения и обосновывают её). |
Этап рефлексии
Задачи: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции и сотрудничества. |
Методы обучения: словесные: · беседа; наглядные: · иллюстрация.
|
- Занятие подходит к концу, предлагаю подвести итог. - Поднимите картинку солнышка вверх, если вам было интересно и легко выполнять задания. - Поднимите изображение солнышка, которое вот-вот закроет тучка, если вам было интересно, но некоторые задания вызывали затруднения. - И поднимите тучку с капельками, если вам было грустно, и вы не смогли выполнить задания.
- Спасибо вам большое за занятие. Вы очень смышлёные, озорные и хорошие ребята. До свидания! |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция); познавательные УУД (осуществляют рефлексию деятельности в конце занятия и на этапах). |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.