КОНСТРУКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Направление: духовно-нравственное
Курс: Уроки общения для младших школьников
Тема: Учимся слушать друг друга
Форма внеурочного занятия: Беседа с элементами игры
Планируемый результат:
Личностный: обучающиеся осознают самостоятельную и личную ответственность за взаимодействие с окружающими, демонстрируют установку на активное слушание, понимание и осознание высказываний собеседника.
Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевую саморегуляцию; умение определять цель деятельности на занятии; умение формулировать тему и цель занятия; умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность; умение оценивать свои учебные достижения, поведение; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение организовывать выполнение заданий учителя); познавательные УУД (умение устанавливать закономерности, строить рассуждения; умение формулировать проблему; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение выделять главное, критически оценивать достоверность информации; умение систематизировать, обобщать изученное, делать выводы); коммуникативные УУД (умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение; умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений; умение участвовать в групповой деятельности; умение передавать информацию и принимать ее с нужным смыслом; умение работать в парах; умение высказывать свое предположение).
Предметный: обучающиеся отличают понятия «слышать» и «слушать», принимают активное участие в беседе и играх по теме занятия.
Цель внеурочного занятия: формирование у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий (умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли), посредством беседы с элементами игры.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать у обучающихся уважительное отношение друг к другу в процессе работы в командах, дружелюбие, взаимопомощь; воспитывать готовность сотрудничать со сверстниками; положительное отношение к этикету и общепринятым нормам поведения.
Развивающая: формировать у обучающихся регулятивные УУД (волевую саморегуляцию; умение определять цель деятельности на занятии; умение формулировать тему и цель занятия; умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность; умение оценивать свои учебные достижения, поведение; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение организовывать выполнение заданий учителя); познавательные УУД (умение устанавливать закономерности, строить рассуждения; умение формулировать проблему; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение выделять главное, критически оценивать достоверность информации; умение систематизировать, обобщать изученное, делать выводы); коммуникативные УУД (умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение; умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений; умение участвовать в групповой деятельности; умение передавать информацию и принимать ее с нужным смыслом; умение работать в парах; умение высказывать свое предположение).
Образовательная: способствовать формированию у обучающихся умения отличать понятия «слышать» и «слушать», принятию активного участия в беседе и играх по теме занятия.
Принципы воспитания и обучения:
Принципы воспитания:
- Создание положительного эмоционального подъёма;
- Воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
- Принцип наглядности;
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип доступности;
- Принцип целостности;
- Принцип минимакса;
- Принцип деятельности;
- Принцип психологической комфортности.
Принципы организации внеурочной деятельности:
- Принцип соответствия возрастным особенностям обучающихся;
- Принцип преемственности с технологиями учебной деятельности;
- Принцип опоры на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- Принцип опоры на ценности воспитательной системы школы;
- Принцип свободного выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.
Методы обучения и воспитания:
Методы воспитания:
1. Методы формирования соц. опыта:
- педагогическое требование
- беседа
2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
- создание ситуации успеха
- игровые ситуации
Методы обучения:
1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
- Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха.
- Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование содержание занимательным.
- Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.
2. Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- Методы закрепления и повторения изучения материала: беседа, повторение.
- Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение.
- Методы получения новых знаний: беседа, иллюстрация.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, работа в группах.
Информационные источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 – 41 с. – Текст: непосредственный.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) – Текст: непосредственный.
3. Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 37 углубленным изучением отдельных предметов» от 30 августа 2019 года – Текст: непосредственный.
4. Надежда Слободяник. Программа внеурочной деятельности «Уроки общения для младших школьников».
Структура внеурочного занятия:
1.Организационно-мотивационный этап (4 минуты)
2.Этап целеполагания и планирования предстоящей деятельности (7 минут)
3. Деятельностный этап (20 минут)
4. Этап контроля (4 минут)
5. Этап рефлексии (5 минут)
Итого: 40 минут
Ход внеурочного занятия
Этап, задача |
Методы обучения и воспитания |
Деятельность учителя и обучающихся |
Планируемые результаты |
1.Организационно- мотивационный этап Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение. |
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование содержание занимательным. Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. |
-Здравствуйте, ребята! Со мной к вам на занятие пришёл мой добрый друг Василий, ему, как и мне, очень интересно узнать, что нового, хорошего и интересного у вас было на этой неделе. Ребята, важно, чтобы каждый высказался. Высказываться будет только тот, у кого в руках Василий, а все остальные внимательно слушают. -Ребята, спасибо большое вам за то, что смогли рассказать, нам с Василием было очень интересно каждого из вас слушать. -Сегодня у нас с вами на занятии новая и интересная тема. Нам очень хочется, чтобы вы были активными и внимательными. Желаю каждому получить пользу на нашем занятии. |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция). Коммуникативные УУД (умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). |
2. Этап целеполагания и планирования предстоящей деятельности Задача: актуализировать знания обучающихся; поставить перед обучающимися тематическую проблему занятия, показать социальную значимость поднятой темы, обозначить цель занятия, план действий по достижению поставленной цели. |
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; беседа. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха; игровые ситуации. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: стимулирование содержание занимательным. Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. Методы закрепления и повторения изучения материала: беседа. |
-Для того, чтобы узнать, какая тема нашего занятия, я предлагаю поработать с высказываниями одного философа. -Обратите, пожалуйста, внимание на экран. «Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать» «Природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать». Плутарх. -Ребята, как вы, ребята, понимаете эти слова? -Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия. -Я предлагаю проверить, что у вас получилось. Кто желает назвать тему. -Действительно, тема нашего занятия “Учимся слушать и слышать друг друга”. -Ребята, подумайте, обсудите в парах, пожалуйста, почему человеку даны два уха, два глаза и только один язык? -Как вы думаете, важно ли, чтобы тебя слышали? -Ребята, кто может сформулировать цель нашего занятия? Научиться слушать и слышать друг друга. -Предлагаю нам с вами немного побеседовать. |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение определять цель деятельности на занятии; умение формулировать тему и цель занятия). Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение; умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение; умение работать в парах; умение высказывать свое предположение). Познавательные УУД (умение устанавливать закономерности, строить рассуждения; умение формулировать проблему). |
3. Деятельностный этап Задача: обеспечить восприятие, осмысление обучающимися материала занятия, содействовать усвоению обучающимися способов поведения, которые привели к определенному выводу, создать содержательные и организационные условия для усвоения обучающимися материала занятия. |
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; беседа. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха; игровые ситуации. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование содержание занимательным. Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. Методы закрепления и повторения изучения материала: беседа. Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение. Методы получения новых знаний: беседа. |
-У нас в теме занятия есть два понятия. Как вы думаете, они имеют одно или разное значение? -Кто может сравнить понятия «слушать» и «слышать»? *предположения обучающихся* Слышать - воспринимать на слух, то есть слышать голос, звук. Слушать - не только слышать, но и понимать смысл того, что говорят. -Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите, что для вас является самым ценным и самым главным в жизни? *ответы учащихся записываются на доске* -Ребята, а когда человеку бывает хорошо? (Когда его любят, когда он здоров, когда его понимают.) -Когда человека понимают? (Когда его слушают.) -Ребята, а умеете ли вы слушать? *ответы обучающихся* -Предлагаю нам с вами узнать, проведя тест. Я задам вам несколько вопросов, а вы проставите на своих карточках только знаки (ответы на вопросы): “+” - да, “-” - нет. *Каждый учащийся получает бланк с вопросами* 1. Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то разговариваешь? 2. Не делаешь ли ты только вид, что слушаешь, а сам думаешь о другом? 3. Реагируешь ли ты эмоционально на слова рассказчика? 4. Ты часто перебиваешь собеседника? 5. Ты слушаешь или только делаешь вид, что слушаешь? 6. Ты мечтаешь о своем, когда слушаешь других? 7. Возможно, ты обдумываешь, что сказать, когда слушаешь собеседника? -Ребята, теперь подсчитайте, пожалуйста, результаты: количество ответов “да” и “нет”. Чем больше у вас ответов “да”, тем хуже вы умеете слушать. -Предлагаю нам с вами вместе подумать над вопросом: «Что мешает нам слушать других?» -Ребята, предлагаю нам с вами немного поиграть, чтобы проверить на сколько вы умеете слушать друг друга. Наверное, для всех знакомая игра “Испорченный телефон”. Только мы с вами немного изменим эту игру: будем передавать друг другу не слово, а пословицу. После проверим, какая пословица дошла, и обсудим её значение. Пословицы: · Добро того учить, кто слушает. · Учить - ум точить. · Поменьше говори, побольше услышишь. · И не слушает, да слышит. -Молодцы, ребята! -Понравилась вам эта игра? -Что было трудным? -Предлагаю поиграть ещё в одну игру, которая называется “Пойми меня”. Эта игра направлена на формирование умения слушать. Предположите, пожалуйста, что мы с вами будем делать? -Кто желает быть ведущим? Твоя задача слушать то, какие слова будут говорить твои одноклассники, и постараться их запомнить. Одновременно все участники громко и четко один раз произносят свое слово, а ведущий повторяет все слова, которые удалось услышать. -Какие трудности ты испытал? Что было трудно? -Что тебе понравилось? |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность; умение оценивать свои учебные достижения, поведение; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение организовывать выполнение заданий учителя). Коммуникативные УУД (умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение; умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений; умение участвовать в групповой деятельности; умение передавать информацию и принимать ее с нужным смыслом). Познавательные УУД (умение устанавливать причинно-следственные связи; умение выделять главное, критически оценивать достоверность информации). |
4. Этап контроля Задача: дать качественную оценку деятельности обучающихся и взаимодействия с педагогом и одноклассниками. |
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; беседа Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование содержание занимательным. Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. Методы закрепления и повторения изучения материала: беседа. |
-Ребята, наше занятие подходит к концу, а это значит, что нам с вами пора подвести итоги. -Какая тема занятия была у нас? -Смогли ли мы с вами достичь цели занятия? -Чем отличаются понятия “слушать” и “слышать”? -Что вам понравилось сегодня на занятии? -Трудно ли было вам оценивать себя? -Что нового вы смогли узнать о себе на занятии? -Где вам пригодится умение слышать и слушать? -С кем вы сможете поделиться информацией? |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция). Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение слышать и слушать учителя и сверстников). Познавательные УУД (умение систематизировать, обобщать изученное, делать выводы). |
5. Рефлексия Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния. |
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; беседа. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. |
- Сегодня мы с вами очень хорошо поработали. -Предлагаю завершить наше занятие, стоя в кругу. … -Василию очень интересно узнать о том, какие впечатления остались у вас от нашего занятия, чему вы научились, что узнали/приобрели нового. Ребята, важно, чтобы каждый высказался. Высказываться будет только тот, у кого в руках Василий, а все остальные внимательно слушают. -Ребята, спасибо большое вам за то, что смогли рассказать, нам с Василием было очень интересно каждого из вас слушать. - Хочу поблагодарить (…), (…), (…), за активность на занятии, (…), (…), (…), за полные ответы и т.д. - Спасибо за занятие. Занятие окончено. До новых встреч! |
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД (волевая саморегуляция). Коммуникативные УУД (умение слышать и слушать учителя и сверстников). Познавательные УУД (умение систематизировать, обобщать изученное, делать выводы). |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.