Конструкт внеурочного занятия "Учимся слушать друг друга"
Оценка 4.8

Конструкт внеурочного занятия "Учимся слушать друг друга"

Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
1 кл—4 кл
16.06.2021
Конструкт внеурочного занятия "Учимся слушать друг друга"
Конструкт внеурочного занятия "Учимся слушать друг друга"
Учимся слушать друг друга.docx

КОНСТРУКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Направление: духовно-нравственное

Курс: Уроки общения для младших школьников

Тема: Учимся слушать друг друга

Форма внеурочного занятия: Беседа с элементами игры

Планируемый результат:

Личностный: обучающиеся осознают самостоятельную и личную ответственность за взаимодействие с окружающими, демонстрируют установку на активное слушание, понимание и осознание высказываний собеседника.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевую саморегуляцию; умение определять цель деятельности на занятии; умение формулировать тему и цель занятия; умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность; умение оценивать свои учебные достижения, поведение; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение организовывать выполнение заданий учителя); познавательные УУД (умение устанавливать закономерности, строить рассуждения; умение формулировать проблему; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение выделять главное, критически оценивать достоверность информации; умение систематизировать, обобщать изученное, делать выводы); коммуникативные УУД (умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение; умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений; умение участвовать в групповой деятельности; умение передавать информацию и принимать ее с нужным смыслом; умение работать в парах; умение высказывать свое предположение).

Предметный: обучающиеся отличают понятия «слышать» и «слушать», принимают активное участие в беседе и играх по теме занятия.

Цель внеурочного занятия: формирование у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий (умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли), посредством беседы с элементами игры.

Задачи:

Воспитательная: воспитывать у обучающихся уважительное отношение друг к другу в процессе работы в командах, дружелюбие, взаимопомощь; воспитывать готовность сотрудничать со сверстниками; положительное отношение к этикету и общепринятым нормам поведения.

Развивающая: формировать у обучающихся регулятивные УУД (волевую саморегуляцию; умение определять цель деятельности на занятии; умение формулировать тему и цель занятия; умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность; умение оценивать свои учебные достижения, поведение; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение организовывать выполнение заданий учителя); познавательные УУД (умение устанавливать закономерности, строить рассуждения; умение формулировать проблему; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение выделять главное, критически оценивать достоверность информации; умение систематизировать, обобщать изученное, делать выводы); коммуникативные УУД (умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение; умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений; умение участвовать в групповой деятельности; умение передавать информацию и принимать ее с нужным смыслом; умение работать в парах; умение высказывать свое предположение).

Образовательная: способствовать формированию у обучающихся умения отличать понятия «слышать» и «слушать», принятию активного участия в беседе и играх по теме занятия.

Принципы воспитания и обучения:

Принципы воспитания:

-        Создание положительного эмоционального подъёма; 

-        Воспитание через взаимодействие. 

Принципы обучения: 

-        Принцип наглядности; 

-        Принцип систематичности и последовательности; 

-        Принцип доступности; 

-        Принцип целостности; 

-        Принцип минимакса; 

-        Принцип деятельности; 

-        Принцип психологической комфортности. 

Принципы организации внеурочной деятельности: 

-        Принцип соответствия возрастным особенностям обучающихся; 

-        Принцип преемственности с технологиями учебной деятельности; 

-        Принцип опоры на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; 

-        Принцип опоры на ценности воспитательной системы школы; 

-        Принцип свободного выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка. 

Методы обучения и воспитания: 

Методы воспитания: 

1. Методы формирования соц. опыта:  

-        педагогическое требование 

-        беседа 

2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:  

-        создание ситуации успеха 

-        игровые ситуации 

Методы обучения: 

1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: 

-        Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха. 

-        Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование содержание занимательным. 

-        Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. 

2. Методы организации учебно-познавательной деятельности: 

-        Методы закрепления и повторения изучения материала: беседа, повторение. 

-        Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение. 

-        Методы получения новых знаний: беседа, иллюстрация. 

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, работа в группах. 

Информационные источники: 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 – 41 с. – Текст: непосредственный. 

2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) – Текст: непосредственный. 

3. Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 37 углубленным изучением отдельных предметов» от 30 августа 2019 года – Текст: непосредственный. 

4. Надежда Слободяник. Программа внеурочной деятельности «Уроки общения для младших школьников».

Структура внеурочного занятия: 

1.Организационно-мотивационный этап (4 минуты) 

2.Этап целеполагания и планирования предстоящей деятельности (7 минут) 

3. Деятельностный этап (20 минут) 

4. Этап контроля (4 минут) 

5. Этап рефлексии (5 минут) 

Итого: 40 минут

Ход внеурочного занятия

Этап, задача

Методы обучения и воспитания

Деятельность учителя и обучающихся

Планируемые результаты

1.Организационно- мотивационный этап

Задача:

организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха.

Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха.

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование содержание занимательным.

Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.

-Здравствуйте, ребята! Со мной к вам на занятие пришёл мой добрый друг Василий, ему, как и мне, очень интересно узнать, что нового, хорошего и интересного у вас было на этой неделе. Ребята, важно, чтобы каждый высказался. Высказываться будет только тот, у кого в руках Василий, а все остальные внимательно слушают.

-Ребята, спасибо большое вам за то, что смогли рассказать, нам с Василием было очень интересно каждого из вас слушать.

-Сегодня у нас с вами на занятии новая и интересная тема. Нам очень хочется, чтобы вы были активными и внимательными. Желаю каждому получить пользу на нашем занятии. 

Обучающиеся демонстрируют:

Регулятивные УУД (волевая саморегуляция).

Коммуникативные УУД (умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

2. Этап целеполагания и планирования предстоящей деятельности

Задача:

актуализировать знания обучающихся; поставить перед обучающимися тематическую проблему занятия, показать социальную значимость поднятой темы, обозначить цель занятия, план действий по достижению поставленной цели.

Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; беседа.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха; игровые ситуации.

Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха.

Методы развития познавательного интереса: стимулирование содержание занимательным.

Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.

Методы закрепления и повторения изучения материала: беседа.

-Для того, чтобы узнать, какая тема нашего занятия, я предлагаю поработать с высказываниями одного философа.

-Обратите, пожалуйста, внимание на экран.

«Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать»

«Природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать».

Плутарх.

-Ребята, как вы, ребята, понимаете эти слова? 

-Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия.  

-Я предлагаю проверить, что у вас получилось. Кто желает назвать тему.

-Действительно, тема нашего занятия “Учимся слушать и слышать друг друга”.

-Ребята, подумайте, обсудите в парах, пожалуйста, почему человеку даны два уха, два глаза и только один язык?

-Как вы думаете, важно ли, чтобы тебя слышали? 

-Ребята, кто может сформулировать цель нашего занятия? Научиться слушать и слышать друг друга. 

-Предлагаю нам с вами немного побеседовать. 

Обучающиеся демонстрируют: 

Регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение определять цель деятельности на занятии; умение формулировать тему и цель занятия). 

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение; умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение; умение работать в парах; умение высказывать свое предположение). 

Познавательные УУД (умение устанавливать закономерности, строить рассуждения; умение формулировать проблему). 

3. Деятельностный этап 

Задача:

обеспечить восприятие, осмысление обучающимися материала занятия, содействовать усвоению обучающимися способов поведения, которые привели к определенному выводу, создать содержательные и организационные условия для усвоения обучающимися материала занятия.

Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; беседа.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха; игровые ситуации.

Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха.

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование содержание занимательным.

Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.

Методы закрепления и повторения изучения материала: беседа.

Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение.

Методы получения новых знаний: беседа.

-У нас в теме занятия есть два понятия. Как вы думаете, они имеют одно или разное значение?

-Кто может сравнить понятия «слушать» и «слышать»? *предположения обучающихся* 

Слышать - воспринимать на слух, то есть слышать голос, звук. 

Слушать - не только слышать, но и понимать смысл того, что говорят. 

-Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите, что для вас является самым ценным и самым главным в жизни? 

*ответы учащихся записываются на доске* 

-Ребята, а когда человеку бывает хорошо? (Когда его любят, когда он здоров, когда его понимают.) 

-Когда человека понимают? (Когда его слушают.) 

-Ребята, а умеете ли вы слушать? *ответы обучающихся* 

-Предлагаю нам с вами узнать, проведя тест. Я задам вам несколько вопросов, а вы проставите на своих карточках только знаки (ответы на вопросы): “+” - да, “-” - нет. 

*Каждый учащийся получает бланк с вопросами* 

1.                  Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то разговариваешь? 

2.                  Не делаешь ли ты только вид, что слушаешь, а сам думаешь о другом? 

3.                  Реагируешь ли ты эмоционально на слова рассказчика? 

4.                  Ты часто перебиваешь собеседника? 

5.                  Ты слушаешь или только делаешь вид, что слушаешь?  

6.                  Ты мечтаешь о своем, когда слушаешь других? 

7.                  Возможно, ты обдумываешь, что сказать, когда слушаешь собеседника? 

-Ребята, теперь подсчитайте, пожалуйста, результаты: количество ответов “да” и “нет”. Чем больше у вас ответов “да”, тем хуже вы умеете слушать.  

-Предлагаю нам с вами вместе подумать над вопросом: «Что мешает нам слушать других?» 

-Ребята, предлагаю нам с вами немного поиграть, чтобы проверить на сколько вы умеете слушать друг друга. Наверное, для всех знакомая игра “Испорченный телефон”. 

Только мы с вами немного изменим эту игру: будем передавать друг другу не слово, а пословицу. После проверим, какая пословица дошла, и обсудим её значение. 

Пословицы: 

·                     Добро того учить, кто слушает. 

·                     Учить - ум точить. 

·                     Поменьше говори, побольше услышишь. 

·                     И не слушает, да слышит. 

-Молодцы, ребята! 

-Понравилась вам эта игра? 

-Что было трудным? 

-Предлагаю поиграть ещё в одну игру, которая называется “Пойми меня”. Эта игра направлена на формирование умения слушать. Предположите, пожалуйста, что мы с вами будем делать?  

-Кто желает быть ведущим? Твоя задача слушать то, какие слова будут говорить твои одноклассники, и постараться их запомнить.  

Одновременно все участники громко и четко один раз произносят свое слово, а ведущий повторяет все слова, которые удалось услышать. 

-Какие трудности ты испытал? Что было трудно? 

-Что тебе понравилось? 

Обучающиеся демонстрируют:

Регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность; умение оценивать свои учебные достижения, поведение; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение организовывать выполнение заданий учителя).

Коммуникативные УУД (умение слышать и слушать учителя и сверстников; умение с достаточной полнотой и точностью выражать своё мнение; умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений; умение участвовать в групповой деятельности; умение передавать информацию и принимать ее с нужным смыслом).

Познавательные УУД (умение устанавливать причинно-следственные связи; умение выделять главное, критически оценивать достоверность информации).

4. Этап контроля 

Задача: 

дать качественную оценку деятельности обучающихся и взаимодействия с педагогом и одноклассниками. 

Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; беседа

Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха.

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование содержание занимательным.

Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.

Методы закрепления и повторения изучения материала: беседа.

-Ребята, наше занятие подходит к концу, а это значит, что нам с вами пора подвести итоги. 

-Какая тема занятия была у нас? 

-Смогли ли мы с вами достичь цели занятия? 

-Чем отличаются понятия “слушать” и “слышать”? 

-Что вам понравилось сегодня на занятии? 

-Трудно ли было вам оценивать себя? 

-Что нового вы смогли узнать о себе на занятии? 

-Где вам пригодится умение слышать и слушать? 

-С кем вы сможете поделиться информацией? 

Обучающиеся демонстрируют:

Регулятивные УУД (волевая саморегуляция).

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение слышать и слушать учителя и сверстников).

Познавательные УУД (умение систематизировать, обобщать изученное, делать выводы).

5. Рефлексия

Задача:

инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния.

Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; беседа.

Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание; создание ситуации успеха.

Методы формирования ответственности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.

- Сегодня мы с вами очень хорошо поработали.

-Предлагаю завершить наше занятие, стоя в кругу. …

-Василию очень интересно узнать о том, какие впечатления остались у вас от нашего занятия, чему вы научились, что узнали/приобрели нового. Ребята, важно, чтобы каждый высказался. Высказываться будет только тот, у кого в руках Василий, а все остальные внимательно слушают. 

-Ребята, спасибо большое вам за то, что смогли рассказать, нам с Василием было очень интересно каждого из вас слушать.

- Хочу поблагодарить (…), (…), (…), за активность на занятии, (…), (…), (…), за полные ответы и т.д.

- Спасибо за занятие. Занятие окончено. До новых встреч! 

Обучающиеся демонстрируют:

Регулятивные УУД (волевая саморегуляция).

Коммуникативные УУД (умение слышать и слушать учителя и сверстников).

Познавательные УУД (умение систематизировать, обобщать изученное, делать выводы).

 


 

КОНСТРУКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

КОНСТРУКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Создание положительного эмоционального подъёма; -

Создание положительного эмоционального подъёма; -

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом

Здравствуйте, ребята! Со мной к вам на занятие пришёл мой добрый друг

Здравствуйте, ребята! Со мной к вам на занятие пришёл мой добрый друг

Методы формирования соц. опыта : педагогическое требование; беседа

Методы формирования соц. опыта : педагогическое требование; беседа

Ребята, предлагаю нам с вами немного поиграть, чтобы проверить на сколько вы умеете слушать друг друга

Ребята, предлагаю нам с вами немного поиграть, чтобы проверить на сколько вы умеете слушать друг друга

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование содержание занимательным

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование содержание занимательным
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2021