Конструкт непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы "Русская изба в гости приглашает"
Оценка 5
Мероприятия
docx
окружающий мир
Детсад
07.02.2018
Данный конструкт будет полезен воспитателям дошкольных учреждений. Занятие направлено на решение таких задач: Образовательная
Формирование навыков монологической речи, коммуникативных умений. Пополнение сло-варного запаса.
Развивающая
Развитие чувства ансамблевой игры, чувства ритма.
Воспитательная
Воспитание интереса к истории русского народа и его традициям, любви и уважения к русскому народному творчеству.
конструкт.docx
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пышминского городского округа
«Черемышский детский сад»
Конструкт непосредственной образовательной деятельности в старшей группе
Русская изба в гости приглашает
Составитель:
воспитатель старшей группы Технологическая карта
Широкова Ольга Ивановна
«социальнокоммуникативное развитие»,
«речевое развитие»,
Тема: «Русская изба в гости приглашает»
Возрастная группа: 5 6лет
Вид занятия: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей:
«художественноэстетическое развитие»
Длительность: 25 минут
Форма организации: групповая
Методы: наглядный, словесный, игровой, наводящих вопросов
Приемы: рассказ, беседа, показ иллюстраций, художественное слово, загадывание загадок
Раздаточный материал: деревянные ложки
Демонстрационный материал: изображения матрёшек: «Семёновская», «Загорская», «Полховмайданская»,
«Сергиевопосадская»
Средства:
Зрительный ряд: изображение матрёшек: «Семёновская», «Загорская», «Полховмайданская», «Сергиево
посадская»
Литературный ряд: загадки про предметы русского быта
Музыкальный ряд: русская народная музыка для входа детей «Лирический хоровод», минус русской народной
песни «Ах вы сени, мои сени», «Уральский хоровод», шуршание домового, минус русской народной песни «Русская
изба» Оборудование: русские народные костюмы для воспитателя и детей, ноутбук, колонки, деревянные ложки,
иллюстрации матрёшек, ткацкий станок (кросна), предметы ткацкого станка (челнок, цевка, скалинка)
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок.
Разучивание русских народных хороводов, песен, игр, танцев.
Знакомство с предметами быта, утварью, одеждой русского народа.
Посещение музея «Русская изба», беседы об экспонатах.
Рассматривание матрёшек, знакомство с росписью.
Планируемый результат:
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, может использовать речь для
выражения своих мыслей, чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения;
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность
в разных видах деятельности игре, общении;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому
себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх.
Тема:
Цель:
Задачи:
«Русская изба в гости приглашает»
Актуализация знаний детей о жизни, быте и творчестве русского народа.
Образовательная
Формирование навыков монологической речи, коммуникативных умений. Пополнение
словарного запаса.
Развивающая Развитие чувства ансамблевой игры, чувства ритма.
Воспитательная
Воспитание интереса к истории русского народа и его традициям, любви и уважения к
русскому народному творчеству.
Деятельность педагога Деятельность воспитанников,
выполнение которой приводит
к достижению результатов.
Здороваются с гостями по
старинному русскому обычаю.
Мальчики усаживают девочек на
стулья. Слушают воспитателя.
в
Встречает
горнице,
предлагает
поздороваться с гостями.
Читает стихотворение
приглашение.
детей
Этап
I.
Мотива
ция к
деятель
ности
Организация
деятельности (создание условий).
совместной
Под русскую народную мелодию дети
входят в музей «Русская изба», где их
встречает воспитатель в русском
народном костюме.
Воспитатель: Ребята, посмотрите,
сколько гостей к нам сегодня пришло,
давайте поздороваемся по старинному
русскому обычаю.
(Дети кланяются, прижав руку к
сердцу)
Здравствуйте.
усаживают
Мальчики
девочек
(поклонились девочкам и сели на
место).
Воспитатель: Здравствуйте, красны
девицы, да добры молодцы! II.
Содерж
ательн
ый
этап.
Актуал
изация
знаний
Приглашаю вас ко мне в горницу.
Горница у меня небольшая,
Да красивая какая!
На убранство поглядите.
Да про всё мне расскажите!
Воспитатель: В старину дом на Руси
называли…
Воспитатель: прежде чем построить
дом, сначала надо было выбрать место
для будущего дома – чтоб вода была
рядом, и чтоб не в низинке, а то
затопит, и чтоб чувствовать себя в
доме хорошо. А помогали людям в
выборе места разные приметы. Кто
знает, какие были приметы?
Воспитатель: как мы уже знаем, в доме
всего одна комната, ее называют
горницей.
В горнице было два центра. Кто помнит
как они назывались? (красный угол и
печной угол).
Воспитатель:
центральное место в избе? (печка)
Воспитатель: а может ктото знает
занимает
Что
Задает вопрос детям.
Отвечают на вопрос (изба).
Рассказывает.
вопрос
Задаёт
Рассказывает о горнице.
Задаёт вопрос о том,
какие были центры в
горнице.
Задаёт вопрос.
Задёт
поговорках.
вопрос
о
Избы на Руси рубили из дерева
сосны, лиственницы или ели. Эти
деревья с ровными стволами
хорошо ложились в сруб, плотно
примыкая друг к другу, хорошо
держали тепло.
Входя в избу, каждый должен
был поклониться хозяевам,
дверьто в избу низкая, а порог
наоборот высокий – чтобы
меньше дуло и тепло не уходило.
Место хорошее, если вокруг
росли ровные деревья.
Где ляжет отдыхать кот, бык или
корова – там и хорошо.
Клали на приглянувшееся место
кору дуба, а через три дня
приходили посмотреть: если под поговорки про печь?
«Когда в печи жарко – тогда и варко».
«Что есть в печи – все на стол мечи».
«Не красна изба углами, а красна
пирогами»
Русская печь – царица дома.
Дети посмотрите на пол. Чем покрыт
пол в русской избе?
Дети: Ковриками, половиками
Вль: А для чего пол покрывали
половиками?
Дети: Для тепла, красоты.
Вль: Из чего же их изготавливали
русские хозяйки?
Дети:
лоскутков ткани (из старой одежды).
А на чём же изготавливали половики?
(на ткацком станке). На Урале ткацкий
станок называли кросна.
Воспитатель: молодцы.
На ткацком
станке работает ткачиха. Работа её не
простая. Помогает ткачихе в работе
челнок. Возьмите в руки челнок. В нём
вставлена пустая палочка,
она
называется цевка. А это станок, на
Вязали из разноцветных
Обращает внимание детей
на пол. Спрашивает: чем
покрыт пол в русской
избе?
Задаёт вопросы.
Рассказывает о работе
ткачихи.
корой собирались пауки, муравьи
– это плохо, а если дождевые
черви – хороший знак.
Отвечают на вопрос: «Красный
угол» и печной угол.
принимали
Красный угол. «Красный» угол –
значит красивый, светлый, здесь
всегда располагались иконы, а
также
гостей,
обедали. Сажая гостя в красный
угол, говорили: «Встречай не с
лестью, а с честью». Красный
угол старались держать в чистоте
Его
и нарядно украшали.
украшали
вышитыми
полотенцами. Красный угол, у
нас,
находится в соседней
комнате.
Отвечают на вопрос (печка).
Большую часть избы занимает
печь.
Печь ставили посреди горницы. О
ней говорили «Печь – всему Приглашает
детей
поиграть в русскую
народную игру «Челнок».
Приглашает и гостей.
Загадывает загадки.
голова», голова – значит самая
главная.
«Дом без печки – нежилой дом»,
говорили в народе. «Кормилицей,
матушкой называли ласково печь
крестьяне, ведь она и в самом
деле кормила людей – в ней
пекли хлеб, варили кашу, щи.
Рассказывают поговорки о печи.
Отвечают
воспитателя.
на
вопросы
Играют с воспитателем и
гостями.
Внимательно
слушают,
отгадывают загадки (самовар,
чугунок, ложка).
Он называется
котором навивали нитки на палочку –
скалинка.
цевку.
Давайте немного поможем ткачихе,
намотаем нить на цевку.
«Делу время, а потехе час», говорят
русские люди. Вот и я вас, приглашаю
всех поиграть в русскую народную игру
«Челнок».
Считалка (говорит ребёнок):
Шишелвышел вдруг пришёл,
На боярский двор зашёл,
Там бояре шапки шьют,
На окошко их кладут.
Ты зачем сюда пришёл?
Шишелвышел, вон пошёл!
(проводится игра «Челнок»)
Воспитатель: Я сяду рядышком на
лавке, вместе с вами посижу.
Загадаю вам загадки, кто смышлёней
погляжу.
Загадки мои будут о предметах
русского быта.
Частыми гостями вы у меня были вот и
хочу узнать, всё ли вы у меня приметили?
Итак, слушайте внимательно:
Кипит, шипит, всем чай пить велит.
(Самовар)
Воспитатель: Ещё послушайте загадку:
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля …
(Чугунок)
Сама не ест, а людей кормит (ложка).
Воспитатель: У нас в Черемыше ложки
делали братья Левины. Когда была
война, они отправляли изготовленные
ложки бойцам на фронт.
Издавна люди обратили внимание на
то, какой приятный звук издают
деревянные
стали
использовать их как музыкальные
инструменты.
ложки и
Давайте представим, что мы с вами
ансамбль ложкарей и сейчас исполним
танец с ложками. («Ах, вы сени, мои
сени»).
Молодцы, дети!
Слушайте
«Разноцветные
загадку:
подружки
следующую
Рассказывает о том, что в
нашем селе, во время
войны,
тоже
изготавливали деревянные
ложки.
Предлагает
танец с ложками.
исполнить
Загадывает следующую
загадку.
Рассказывает о матрешке.
Если есть из деревянной ложки,
то еда становится ароматнее и
вкуснее.
Кушая деревянной
ложкой, никогда не обожжешься.
По форме деревянные ложки
глубокие, потому что на Руси
основными блюдами были суп и
жидкая каша.
Внимательно
воспитателя.
слушают
Исполняют танец.
Разгадывают загадку (матрёшка).
Слушают воспитателя. Показывает иллюстрации
матрёшек и просит
вспомнить и правильно
назвать их.
Спрашивает, чем они все
различаются.
Предлагает
Косте
рассказать стихотворение
о матрёшке.
Рассказывает о том, что
парни и девушки любили
водить хороводы.
Предлагает
«Уральский хоровод»
исполнить
Рассматривают иллюстрации,
называют матрёшек («Загорская»
матрешка, «Семеновская»
матрешка, «ПолховМайданская»
матрешка, « Сергиево
Посадская» матрешка).
Отвечают на вопрос (росписью и
формой).
Рассказывает стихотворение.
Слушают.
Исполняют хоровод.
перепрятались друг в дружке, мал,
мала, меньше» (Матрешка)
Воспитатель: Матрешка – русская
деревянная игрушка в виде расписной
куклы, внутри которой находятся
подобные ей куклы меньшего размера.
Существует много разновидностей
матрешек.
Я вам буду показывать иллюстрации, а
вы постарайтесь вспомнить и
правильно назвать какая это матрёшка.
«Загорская» матрешка, «Семеновская»
матрешка,
«ПолховМайданская»
« СергиевоПосадская»
матрешка,
матрешка. Чем они все различаются?
Дети: Все они различаются росписью и
формой.
… знает стихотворение про матрёшку.
Ребёнок: Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются матрёшки.
Воспитатель: В старину девушки и
парни очень любили танцевать и водить
хороводы. Вот и мы сейчас с вами
исполним уральский хоровод.
(Исполнение хоровода «Уральский III.
«Откры
тие»
ребенко
м
нового
знания.
хоровод»).
Ребята, когда люди переезжали в новую
избу, то они приглашали с собой и
Домового. Домовой – это невидимый
дух избы, который защищает дом и
живущих в нём людей. Для этого брали
лапоть, привязывали к нему веревочку.
В лапоть ставили небольшой горшок с
угольками из печи и говорили:
«Дедушко – хозяин, вот тебе сани –
поедем с нами».
В моей избе тоже живет невидимый
хозяин, в старину его ласково называли
«дедушко соседушко». Он очень
домовитый,
за
хозяйством присматривать.
(Вдруг раздается шорох.
повторяется три раза).
Никак наш Домовой – «дедушко
соседушко» дает о себе знать. Ну – ка,
загляну за печку, посмотрю, какой
сюрприз он приготовил.
(достает миску с угощением для
детей).
Ребята, а вы понравились домовому
нашей избы, раз он решил поделиться с
Давайте
вами своими запасами.
помогает мне
Так
Рассказывает детям о
Домовом.
Внимательно
воспитателя.
слушают
Приносит угощение детям
от Домового. IV.
Деятель
ностны
й этап
V.
Рефлек
сия,
анализ.
поблагодарим нашего Домового:
«Спасибо, дедушко – соседушко!»
Русь деревянная – края дорогие
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные
Раздольные русские песни поют!
(исполняем песню «Русская изба»).
Воспитатель:
В гостях у меня вы были.
Ничего не позабыли.
Руку дружбы протяни,
Что больше всего понравилось,
расскажи!
Какие новые слова вы сегодня узнали?
Предлагает
ребёнку
рассказать стихотворение.
Предлагает
детям
исполнить песню «Русская
изба»
Привлекает к подведению
итогов, рефлексия.
Рассказывает стихотворение.
Исполняют песню.
Отвечают на вопрос педагога,
проявляют удовлетворение от
совместной деятельности с
взрослым.
Конструкт непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы "Русская изба в гости приглашает"
Конструкт непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы "Русская изба в гости приглашает"
Конструкт непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы "Русская изба в гости приглашает"
Конструкт непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы "Русская изба в гости приглашает"
Конструкт непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы "Русская изба в гости приглашает"
Конструкт непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы "Русская изба в гости приглашает"
Конструкт непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы "Русская изба в гости приглашает"
Конструкт непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы "Русская изба в гости приглашает"
Конструкт непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы "Русская изба в гости приглашает"
Конструкт непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы "Русская изба в гости приглашает"
Конструкт непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы "Русская изба в гости приглашает"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.