Конструктор урока по технологиям развития критического мышления
Оценка 4.9

Конструктор урока по технологиям развития критического мышления

Оценка 4.9
Руководства для учителя
pptx
история +2
04.06.2022
Конструктор урока по технологиям развития критического мышления
Помощник для разработки креативных уроков
конструктор урока.pptx

Выполнила: Преподаватель ХДСТ

Выполнила: Преподаватель ХДСТ

Выполнила:
Преподаватель ХДСТ
Бурова А. М.

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Что такое критическое мышление?

Что такое критическое мышление?

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление – это разумное, рефлексивное мышление, сфокусированное на решение поставленных задач.
В педагогике под критическим мышлением понимают открытое мышление, не принимающее никаких догм, развивающееся в процессе наложения новой информации на уже полученный или получаемый жизненный опыт.

Конструктор урока в рамках технологии развития критического мышления

Конструктор урока в рамках технологии развития критического мышления

Конструктор урока в рамках технологии развития критического мышления

Стадии технологии развития критического мышления

Стадии технологии развития критического мышления

Стадии технологии развития критического мышления

ВЫЗОВ

ОСМЫСЛЕНИЕ

РКФЛЕКСИЯ

Вызов Пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению информации, актуализации жизненного опыта

Вызов Пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению информации, актуализации жизненного опыта

Вызов


Пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению информации, актуализации жизненного опыта. Задача учителя - заинтересовать
Во время работы на этой стадии принимаются все версии. Дети включены в активный поиск, они воспроизводят информацию. Ребенок ставит перед собой вопрос «что я знаю» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает и хочет узнать. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.

Приём “Мозговая атака”

Приём «Плюс – минус - вопрос»

Приём «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»

Приём «Корзина» идей

Прием «Кластер»

Прием «Ключевые термины»

Прием «Нестандартный вход в урок»

Приём «До-После»

Стратегия «Идеал»

Прием «Найди ошибку»

Мозговая атака Пример: В начале урока дается два высказывания: «Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому

Мозговая атака Пример: В начале урока дается два высказывания: «Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому

Мозговая атака

Пример:
В начале урока дается два высказывания:
«Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации».
В. Татищев.
«Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой».
М. Щербатов.
Учащиеся предполагают о чем пойдет речь на уроке. Предлагают варианты проблемных вопросов урока. Совместно формулируют цель и задачи урока.

Плюс – минус - вопрос» П Н И (?)

Плюс – минус - вопрос» П Н И (?)

«Плюс – минус - вопрос»

П

Н

И (?)

Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»

Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»

«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»

Пример:
Ученикам даются следующие вопросы:
Верно ли, что аграрная реформа была вызвана сложившейся обстановкой России того времени?
Верите ли вы, что аграрная реформа Столыпина была выгодна только зажиточным крестьянам?
Верите ли вы что реформа имела только положительные последствия?

Корзина» идей На доске в начале урока рисуется значок корзины, в который условно будет собранно все то, что ученики вместе знают по теме

Корзина» идей На доске в начале урока рисуется значок корзины, в который условно будет собранно все то, что ученики вместе знают по теме

«Корзина» идей

На доске в начале урока рисуется значок корзины, в который условно будет собранно все то, что ученики вместе знают по теме. При помощи уже имеющейся информации ученики делают вывод – каких данных им нахватает, предполагают что им нужно узнать на уроке.

«Кластер»

«Кластер»

«Кластер»

Ключевые термины» Пример: На доску выписываются слова: пирамиды, фараон, мумификация, сфинкс

Ключевые термины» Пример: На доску выписываются слова: пирамиды, фараон, мумификация, сфинкс

«Ключевые термины»

Пример:
На доску выписываются слова: пирамиды, фараон, мумификация, сфинкс.
Ученикам дается 5 минут на то, то бы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.

Обучающиеся, используя ключевые слова, записанные на доске, прослушав материал, должны распределить их в определённой последовательности, а затем на этапе осмысления найти подтверждения своим предложениям, прочитав параграф учебника.

Нестандартный вход в урок» Пример:

Нестандартный вход в урок» Пример:

«Нестандартный вход в урок»

Пример:
Я расскажу вам правдивую и удивительнейшую историю. В 1896 г. В Екатеринбурге один крестьянин построил большой деревянный дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег при большом скоплении народа.
(Почему крестьянин сделал это и о чем пойдет речь на нашем уроке – ваши предположения)

«До» и «после» До После Вывод:

«До» и «после» До После Вывод:

«До» и «после»

До

После

Вывод:

Идеал» Пример. И нтересно в чем проблема?

Идеал» Пример. И нтересно в чем проблема?

«Идеал»

Пример.
Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как.
Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.
Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.
А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.
Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.

Найди ошибки На реке Еврот возник город

Найди ошибки На реке Еврот возник город

Найди ошибки

На реке Еврот возник город Спарта. Он был очень красив: храмы украшенные колоннами, бронзовые и мраморные статуи.

Спартанцы были очень трудолюбивые. Они занимались земледелием и разведением оливок, мореплаванием и торговлей с другими полисами.

Выборы у спартанцев проходили путем опускания черных и белых камешков в сосуд. Такое голосование греки других полисов называли детским.

Афиняне называли спартанцев знатоками, т. к. они всю жизнь учились писать, петь и танцевать.

В Спарте нечем было любоваться: в городе не строили красивых зданий, не ставили статуй.

Спартанцам запрещалось заниматься торговлей и ремеслами, всякий ручной труд презирался.


Таким образом голосование проходило в Афинах, а не Спарте.
Детским голосованием называли голосование при помощи крика.

Афиняне называли спартанцев неучами, т. к. грамоту они учили мало и в основном занимались физической подготовкой.

Осмысление Получение новой информации

Осмысление Получение новой информации

Осмысление

Получение новой информации. Задача учителя – помочь активно воспринимать новый материал, помочь соотнести старые знания с новыми.
На этапе осмысления даётся возможность отследить процесс новых идей, то есть ученик получает опыт работы с текстом как активный и думающий читатель с помощью следующих приёмов технологии критического мышления: «инсерт», «ведение двойных дневников», «ведение бортовых журналов».

Прием «Инсерт»

Прием «Бортовой журнал»

Прием «Таблица тонких и толстых вопросов»

Прием «ЗХУ»

Прием «Дерево предсказаний»

Прием «Шесть шляп»

Прием «Ромашка Блума»

Прием «Двухчастный дневник»

Прием «Трехчастный дневник»

Инсерт» ٧ + ­– ? Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете соответствует тому, что вы знаете

Инсерт» ٧ + ­– ? Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете соответствует тому, что вы знаете

«Инсерт»

٧

+

­–

?

Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете соответствует тому, что вы знаете

Поставьте на полях
знак, если то, что вы читаете, является для вас новым.

Поставьте на полях
знак, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что знаете.

Поставьте на полях
знак, если то, что вы читаете непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения:
٧ – уже знал
+ - новое
- - думал иначе
? – не понял, есть вопросы

Бортовой журнал

Бортовой журнал

Бортовой журнал

Прием «Знаю – Хочу знать – Узнал»

Прием «Знаю – Хочу знать – Узнал»

Прием «Знаю – Хочу знать – Узнал»

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

Знаю

Хочу знать

Узнал

 

 

Дерево предсказаний» Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести

Дерево предсказаний» Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести

«Дерево предсказаний»

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Шесть шляп» Белая шляпа : В данной ситуации принимается и обсуждается подробная и необходимая информация

Шесть шляп» Белая шляпа : В данной ситуации принимается и обсуждается подробная и необходимая информация

«Шесть шляп»

Белая шляпа: В данной ситуации принимается и обсуждается подробная и необходимая информация. Только факты. Уточняются, при необходимости конкретизируются, подбираются новые данные.
Желтая шляпа: Исследование возможных выгод и положительных сторон. Не просто позитивная оценка данного события, явления, факта, а поиск доказательств, аргументов.
Черная шляпа: Критическое отношение к событию, явлению. Необходимо высказать сомнение в целесообразности, найти аргументы против.
Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. То есть эмоциональное восприятие увиденного, услышанного, без обоснования причин сомнений.
Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях.
Синяя шляпа: Управление мыслительными процессами. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Ромашка Блума» Описание: «Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса

Ромашка Блума» Описание: «Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса

«Ромашка Блума»

Описание: «Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?».
Уточняющие вопросы - «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. - "Почему?" Направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему Ивана Васильевича прозвали Грозным?».
Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза: «Что изменилось бы ...», «Что будет, если ...?".
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Как вы относитесь к поступкам императора Нерона?».
Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как можно применить ...?», Что можно сделать из ...?»

Двухчастный дневник» Цитата Комментарии

Двухчастный дневник» Цитата Комментарии

«Двухчастный дневник»

Цитата
 

Комментарии
 

 

 

Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома. В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату.

Трехчастный дневник» Цитата Комментарии

Трехчастный дневник» Цитата Комментарии

«Трехчастный дневник»

Цитата

Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?(вопросы)

Комментарии по прошествии некоторого времени (ответы)

 

 

Здесь учащиеся сами отвечают на свои вопросы по прошествии некоторого времени. Содержание граф "дневников" может быть изменено.

Рефлексия Анализ достижения поставленных целей

Рефлексия Анализ достижения поставленных целей

Рефлексия

Анализ достижения поставленных целей. Задача учителя – помочь учащимся самостоятельно обобщить полученный материал.
На стадии рефлексии «работают» все выше перечисленные приёмы. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т.д

Прием «Синквейн»

Прием «Эссе»

Прием «РАФТ»

Прием «Дискуссия»

Прием «Реставрация текста»

«Дискуссия»

«Дискуссия»

«Дискуссия»

Конструктор урока по технологиям развития критического мышления

Конструктор урока по технологиям развития критического мышления

Синквейн» Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме: 1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка…

Синквейн» Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме: 1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка…

«Синквейн»

Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;
4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;
5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

История.
Гуманитарная, интересная.
Исследует, узнает, изучает.
Наука, занимающаяся изучением прошлого.
Люди.

Эссе» Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю»

Эссе» Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю»

«Эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Рафт Р(оль) А(удитория) Ф(орма)

Рафт Р(оль) А(удитория) Ф(орма)

Рафт

Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема). (описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа)
Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема. На самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно. Выбор может происходить индивидуально, но на первых порах лучше поработать в парах, а затем вынести предложенные варианты на обсуждение всего класса.

Реставрация текста И сказали они себе: «Поищем себе князя, который управлял бы нами и судил по праву»

Реставрация текста И сказали они себе: «Поищем себе князя, который управлял бы нами и судил по праву»

Реставрация текста

И сказали они себе: «Поищем себе князя, который управлял бы нами и судил по праву».

В лето 862. изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть.

И не было среди них правды, и были между ними усобицы, и начали воевать сами с собой.

Приходите княжить и управлять нами».

«Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет.

И пошли за море к врягам, к руси, ибо так звались те варяги – русь, как другие зовутся шведы, иные же норманы, англы, другие готы, эти же – так.

Сказали руси чудь, словене, кривичи…:

Методы развития креативного мышления: синектика

Методы развития креативного мышления: синектика

Методы развития креативного мышления: синектика

Тема: Система государственных органов Российской Федерации

Проблемные вопросы:
Каково значение органов государственной власти?
Какими компетенциями обладает каждый из органов гос. власти?
Почему несмотря на свою взаимосвязанность каждый из органов свою самостоятельность?

Вывод: Как и машина, государство без крепкого слаженного аппарата управления развалится!!!

Задача:
Сравнить органы государственной власти РФ с частями КамАЗа.

Мотор
Руль
Тормоза
Колеса

Тема: Воздействие человека на природную среду

Тема: Воздействие человека на природную среду

Тема: Воздействие человека на природную среду.

Возможно ли решить проблемы экологии путем реализации норм экологического права!!!

Привести примеры проявления экологических проблем, которые выходят на первый план в современной России и в мире.

Какие нормы права позволяют решить эти проблемы в положительном ключе.

Где и почему эти нормы не работают или реализуются не в полном объеме.

Ваши варианты, как можно решить эти проблемы, какие нормы права должны помочь решить их.

Какие выводы можно сделать из тех фактов, которые мы рассмотрели и ваших предложений?

Пути реализации прав человека на благоприятную окружающую среду.

Формулировка вывода по проблеме.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2022