В статье раскрывается взаимодействие взрослого и ребёнка посредством использования педагогической техники "Конструктор урока" . Предлагается модель конструктора уроков. Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока и существенно обогащает методическую копилку учителя.Пользуясь техникой "Конструктор урока" по алгоритму можно легко смоделировать урок.
Пашкова Н.В.статья.docx
КОНСТРУКТОР УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Н.В. Пашкова
учитель МБОУ "СОШ №36"
г.Ангарск
Невозможно организовать педагогическую деятельность без
взаимодействия учителя и ученика.
Взаимодействие – это не только обмен информацией в процессе
деятельности или общения. Это еще и важный аспект установления связей и
отношений, определяющих эффективность совместной деятельности,
повышающий интерес, развитие и совершенствование.
Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим условием
развития ребёнка. Способы взаимодействия предполагают умение встать на
позицию ребёнка, учитывать его точку зрения не игнорировать чувства и
эмоции. Взаимодействие с ребёнком как с партнёром.
Организация такого взаимодействия, при котором совместная
деятельность даст возможность перейти от монологического стиля общения к
диалогическому. При этом изменится социальная позиция школьника: из
пассивной в активную.
В основе федерального государственного образовательного стандарта
лежит системнодеятельностный подход, который предполагает разнообразие
организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого
обучающегося обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных
мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в
познавательной деятельности.
Поиск наиболее оптимальных педагогических приёмов взаимодействия
взрослого и ребёнка на уроке привёл меня к книге руководителя
международной Лаборатории образовательных технологий "Образование для
Новой Эры" А.А. Гина "Приемы педагогической техники: Свобода выбора.
Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность". В этой книге меня заинтересовал раздел "Организация труда учителя" в
котором описывается технология проектирования уроков.
В работе, нами за основу была взята педагогическая идея «Конструктор
урока» применяемый как эффективное средство для «сборки» уроков.
Любой из основных этапов урока отчасти может быть реализован
разными методическими приемами или их комбинацией. То есть приемы, по
сути, и есть элементы "Конструктора".
Пользуясь техникой "Конструктор урока" по алгоритму можно легко
смоделировать урок.
Алгоритм конструирования урока в рамках системнодеятельностного
подхода .
1. Представить урок в виде логически законченных модулей с четко
определенной целью и планируемым результатом.
2. Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных
психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический
прием или технику из банка приемов.
3. Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения
системнодеятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или
техники на предмет использования ИКТ.
5. Оценить КПД (коэффициент полезного действия) урока, опираясь на
принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности
учащихся при минимальной деятельности учителя.
На основе конструктора А,А, Гина был разработан конструктор более
удобный для нас.
Методические приёмы
Темы уроков
"Фантастическая
добавка"
Рифмованное
начало урока
Элементы
театрали ии
"Ассоциативный
ряд"
Этапы урока
Мотивация к
учебной
деятельности цели
Постановка
темы,
урока
Актуализация
знаний
Темавопрос
Ситуация
яркого пятна
"Исключи
лишнее"
Домысливание
Линия времени
"Корзина идей,
понятий, имен"
Игра лото
"Светофор"
2хфазный
тест «Верно
ли что…»
Открытие
нового знания
"Привлекательна
я цель "
"Шерлок Хомс" Игра «Верите
ли вы, что…»
Составление
схем
Динамическая
пауза
Упражнения для
глаз
Упр. улучшение
мозгового
кровообращения
Пальчиковая
гимнастика
Упражнения на
профилактику
сколиоза
Применение
новых знаний
Задание на
соответствие
Концептуальна
я таблица
Группировка
материала
Составление
кластера
Контроль
"Толстый и
тонкий вопрос"
"Жокей и
лошадь"
"Светофор"
Идеальный
опрос
Рефлексия
"Шесть шляп"
"Закончи
предложение"
"Цветные
поля"
"Свободный
микрофон"
Домашнее
задание
Разноуровневое
Творческое
"Рекламный
плакат"
Поисковое
Лотерея
Представленная таблица педагогических приемов и техник динамична,
т.е. может наполняться каждым педагогом своими авторскими приемами или
авторскими подходами к организации образовательной деятельности детей на
разных этапах и типах уроков.
Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в
совершенствовании современного урока и существенно обогащает
методическую копилку учителя. Конструктор повышает эффективность
проектирования урока учителем. Даже если все методические приемы
известны учителю, без конструктора трудно удержать их в памяти. С
конструктором разнообразные уроки можно готовить довольно быстро.
Таким образом используя данную технику "Конструктор урока" уроки
проходят интересно, осуществляются партнерское взаимодействие ребёнка и
взрослого на уроке.
Наблюдается рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками
и взрослыми в познавательной деятельности.
Список литературы
1.
Гин А.А. приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость.
Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.:
ВитаПресс. 2005.
2.
образовательный стандарт начального общего образования.
http://www.методкабинет.рф
Федеральный
государственный
КОНСТРУКТОР УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
КОНСТРУКТОР УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
КОНСТРУКТОР УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
КОНСТРУКТОР УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.