ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Основания и фундаменты мостов. Опоры мостов.
1. Конструкция пролетных строений со сплошными балками
Конструкция пролетных строений со сквозными фермами.
3. Особенности устройства мостового полотна и пути
4. Закрепление нового материала
5. Домашнее задание
Каменные мосты
Для каменных мостов характерна сводчатая конструкция, так как в таких конструкциях материал работает на сжатие
конструктивные особенности каменных,бетонных мостов
Свод опирается на опоры пятами. С них начинают кладку свода и ведут ее снизу вверх до серединного, замыкающего ряда — замка. Возвышение замка над уровнем пят (стрела подъема) характеризует кривизну свода при данном пролете между серединами пят: меньшей стреле подъема соответствуют более пологие своды. Они отличаются от подъемистых увеличенным распором, большей силой сжатия вдоль свода. Сжатие, а значит, и поперечное сечение свода в еще большей мере, возрастают с увеличением пролета.
Пята свода
свод
Конструкция каменных мостов
. В надсводных строениях с засыпкой устраивают продольные стенки, ограничивающие засыпку с двух сторон. Эти стенки называются щековыми.
1 - свод; 2 - щековые стены; 3 - заполнение пазух; 4 -пята свода; 5 - замок свода;
6 - деформационный шов; ГВ - горизонт воды
Каменные и бетонные мосты
Сечение свода в середине пролета называется замком или ключом; сечения, которыми свод опирается на опоры — пятами.
Разновидности каменных и бетонных мостов
а) Бесшарнирные; б) Двухшарнирные; в) Трехшарнирные
Своды в каменных мостах могут быть бесшарнирными, двухшарнир-ными (шарниры в пятах) и трехшарнирными (шарниры в пятах и замке) .В большинстве каменных и бетонных мостов своды бесшарнирные, так как они наиболее просты по конструкции.
Деформационные швы (температурные) в надсводном строении устраивают для обеспечения свободных перемещений свода и предохранения кладки щековых стенок от разрушения. Деформационные швы устраивают в каменных мостах при пролетах более 15 м, а в бетонных — более 10 м. Швы располагают у пят бесшарнирных сводов. Толщина швов в щековых стенках принимается от 2 до 5 см.
Конструкция каменных мостов
Основные конструктивные элементы каменного моста со сплошным надсводным строением
1- свод; 2- замок; 3- пята; 4-щековая стена; 5- забутка; 6- деформационный шов;
7-разделительная стенка; 8- гидроизоляция; 9 - водоотводная трубка
Достоинства Недостаткикаменных мостов
хороший внешний вид;
долговечность;
малые эксплуатационные работы;
путь укладывается на балласте;
возможность строительства из местного естественногокамня;
каменные мосты малочувствительны к динамическим воздействиям временной нагрузки (из-за большого собственного веса и монолитности конструкции)
чувствительность к деформациям опор
большая трудоемкость работ.
необходимость прочных грунтов.
Достоинства и недостатки бетонных мостов
Сооружение монолитных бетонных мостов проще, чем каменных, менее трудоемко и лучше поддается механизации;
Сооружение мостов из сборных бетонных блоков уменьшает сроки строительства и позволяет избежать трещин от усадки бетона.
В монолитных мостах при твердении бетона происходит его усадка, что может вызвать трещины в кладке;
В бетонных сводах, в отличие от каменных, возникают более высокие дополнительные напряжения от колебаний температуры.
Для предотвращения проникновения в кладку свода атмосферной воды дно балластного корыта должно иметь продольный уклон и гидроизоляцию. По наклонным плоскостям балластного корыта вода отводится к водоотводным трубкам, вделанным в кладку свода. Низ трубок выпускают за поверхность свода для предотвращения смачивания кладки
Конструкция каменных мостов
Схема водоотвода с моста (в поперечном направлении):
По материалу бывают:
каменные,
бетонные,
железобетонные,
деревянные,
металлические.
По форме поперечного сечения:
прямоугольные,
трапециидальные,
уголковые,
контрфорсные,
объёмные.
По расположению:
низовые, поддерживающие откосы насыпи;
верховые, поддерживающие откосы выемок.
1 - Бетонная подготовка; 2 - Гидроизоляция;3 - Водоотводная трубка; 4 - Цементная смазка
Конструкция каменных мостов
Для гидроизоляции применяют гидро- и металлоизол, стеклоткань, а также полихлорвиниловые и другие пластики. Их наклеивают битумной мастикой на изолируемую поверхность (предварительно выровненную цементным раствором) и друг на друга в два-три слоя. Полотна материала размещают внахлестку с перекрытием швов. Изоляцию с поверхности корыта заводят внутрь трубок. Сверху изоляцию покрывают битумной мастикой и защищают слоем цементной смазки с проволочной сеткой внутри. Помимо битумно-рулонной гидроизоляции, теперь применяют и тиоколовую со стеклосеткой.
Неисправности каменных (бетонных) мостов
Вывал отдельных камней (разрушение расшивки швов)
Немногочисленные трещины на поверхности кладки
Разрушение поверхности кладки
Появление трещин, раскрывающихся под поездами и нарастающих из-за неравномерной осадки опор и других
силовых воздействий
Образование по низу сводов сталактитов в виде сосулек
Обнаружение в кладке мокрых пятен, потеков выщелачивающегося раствора
По своей конструкции и статистическим свойствам они не отличаются от каменных, но имеют и свои особенности. Сооружение монолитных бетонных мостов менее трудоемко и лучше поддается механизации, но в монолитных мостах при твердении бетона происходит его усадка, что может вызвать трещины в кладке.
Бетонные мосты
В бетонных сводах, в отличие от каменных, возникают более высокие дополнительные напряжения от колебаний температуры. Сооружение мостов из сборных бетонных блоков уменьшает сроки строительства и позволяет избежать трещин от усадки бетона. Каменные и бетонные мосты в настоящее время практически не сооружаются.
Бетонные мосты
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.