В консультации для родителей - Адаптация ребенка к дошкольному учреждению, говорится о том, что адаптация обычно протекает сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только Вам обычно видна лишь подводная часть айсберга, а это поведение ребенка. Но и поведение приводит Вас в смятение, во время адаптационного процесса внезапно, без каких-то видимых причин возможно кратковременное повышение температуры. Обычно в этих случаях врач говорит об «адаптационных свечах». Такие «свечи» лишний раз подчеркивают тяжесть адаптационного периода.В консультации для родителей - Адаптация ребенка к дошкольному учреждению, говорится о том, что адаптация обычно протекает сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только Вам обычно видна лишь подводная часть айсберга, а это поведение ребенка. Но и поведение приводит Вас в смятение, во время адаптационного процесса внезапно, без каких-то видимых причин возможно кратковременное повышение температуры. Обычно в этих случаях врач говорит об «адаптационных свечах». Такие «свечи» лишний раз подчеркивают тяжесть адаптационного периода.
Психология для родителей
АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Адаптация обычно протекает сложно, с массой негативных сдвигов в детском
организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только Вам
обычно видна лишь подводная часть айсберга, а это поведение ребенка. Но и
поведение приводит Вас в смятение. А если бы Вы знали, что творится в организме и
душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад?! В новом детском коллективе
малыш постоянно находится как под током
сильного нервнопсихического
напряжения, не прекращающегося ни на минуту. Он на грани стресса или в полной
мере ощущает стресс.
Присмотритесь повнимательней к ребенку, он здоровый или всетаки больной.
Кажется не то и не другое. Но ведь это просто нереально. Как же нереально, если
есть. Ваш малыш в особом «третьем состоянии» между здоровьем и болезнью. Чтото
сходное испытывали Вы, когда были беременны. Но постоянно находится в «третьем
состоянии» нельзя. Поэтому сегодня или завтра Ваш ребенок или просто в самом
деле заболеет, или снова стане сам собой.
Если выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором времени Вы
позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит
Вас сегодня. Это будет говорить о легкой или о благоприятной адаптации.
Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по
видимому, заболеет. Срыв, как правило, свидетель неблагоприятной или же тяжелой
адаптации у малыша.
Итак, Вам стало ясно, что всему виновник СТРЕСС. Стресс, превращающий на
время малыша в другого человека, стресс. Разрушающий его защитные барьеры,
стресс, извращающий ряд важных физиологических реакций, необходимых для
поддержания состояния здоровья. Вы видите, что стресс похож на пламя, сжигающее
все нещадно на пути. И если не найти «огнетушитель» и не залить бушующее пламя,
оно «сожжет» весь организм ребенка, и Вам же придется лечить нанесенные ему
«ожоги» всю жизнь. А пока…… пока страдает реактивность, снижается
сопротивляемость организма ребенка, и нет больше панциря, который охранял бы
малыша от всех болезней. При нем лишь надо кашлянуть…….Короче от любого
дуновения любого ветерка ребенок заболеет, произойдет срыв адаптации, а после
срыва ему придется адаптироваться заново.
И вновь появятся все
вышеперечисленные отклонения в обычном поведении ребенка. Но так же может
быть до бесконечности.
На фоне стресса Ваш ребенок может похудеть, но адаптировавшись, он легко и
быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем
поправляться.
Вам надо также знать, что у ребенка во время адаптационного процесса
внезапно, без какихто видимых причин возможно кратковременное повышение
температуры. Обычно в этих случаях врач говорит об «адаптационных свечах».
Такие «свечи» лишний раз подчеркивают тяжесть адаптационного периода.
1Давайте всетаки еще раз уточним, что провоцирует в подобной ситуации
стресс у ребенка.
В огромной степени – отрыв от матери, внезапное прекращение поступления
необходимого ему для жизни витамина «М». Конечно же Ваш малыш неразрывно
связан с Вами, и мама – это главное, что было у него, вернее, есть и будет: его озон,
погода, атмосфера…….Точнее, это просто три кита, удерживающие на себе ребенка.
И вдруг мама предала его. Взяла и «обменяла» на работу и этим «перекрыла
кислород». Его любимая, его неповторимая и самая прекрасная на свете мама нашла
себе какуюто работу и бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой
обстановки и незнакомых ему ранее людей, которым нет дела до него. А если даже
есть, так только для того, чтобы лишний раз над ним немного посмеяться, что он все
делает совсем не так, как делают другие. И чтобы в этой новой обстановке
продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой
новой формы поведения и оттого страдает, боясь, что чтото сделает не так. А страх
поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который всетаки в отличие от
других кругов имеет точное начало – отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения
в ее альтруистической любви.
Итак, разлука – страх – стресс – срыв адаптации – болезнь…….но все это
обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детскому
саду. при этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное
время, и Ваш ребенок приспосабливается к организованному коллективу месяцами, а
иногда не может приспособиться совсем. Поэтому детей с тяжелой адаптацией,
которую Вам прогнозировали у ребенка еще в детской поликлинике, желательно
отдавать его в три года в сад, а по возможности немного позже, по мере
совершенствования его адаптационных механизмов.
К тому же вспомним еще кризис трех лет, который может наслоиться на
период адаптации ребенка.
Вам надо знать и Вы, повидимому, знаете, что в это время (2,5 – 3,5 года) Ваш
малыш впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А мы,
другие, этого не видим или , по крайней мере, не желаем видеть или, проще, чтобы
было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою
личность, и психика его становится ранимее, чем прежде, на различные
обстоятельства окружающей среды.
И вот как раз именно в то время, когда Ваш ребенок как никогда нуждается в
Вас, в Вашем понимании, а главное – поддержке, когда вам необходимо щадить его
ослабленную нервную систему, вы как будто бы специально, дополнительно к
психической нагрузке кризиса трех лет невольно взваливаете на плечи малыша еще
один тяжкий груз – груз адаптации к детсаду, не понимая, что все это «надорвет»
его. И часть детей в самом деле «надрывается», о чем свидетельствуют видимые
изменения в обычном поведении ребенка.
Вам надо помнить, что возможность неблагоприятной адаптации у малыша
обычно резко возрастает, когда в анамнезе (воспоминание о жизни) у Вашего ребенка
2имеется ряд неблагоприятных факторов развития, обычно называемых врачами
«факторами риска».
/Н.Д.Ватутина «Ребенок поступает в детский сад»/
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь
3