В консультации для родителей - Улыбка малыша в период адаптации, говорится о том, что ребенок в первые дни посещения группы с опаской оглядывается по сторонам. Он никогда не видел такого большого по¬мещения с таким обилием игрушек Ему бы спокойно освоиться в окружающей обстановке, а взрослые берут за руку и ведут в незнакомые для него помещения. Вернувшись, домой, первое, что испытывает ребенок, - невероятное облегчение и чувство голода. Дает о себе знать и нервное напряжение: малыш плаксив, не отпускает от себя маму ни днем, ни ночью, долго не может заснуть, часто просыпается с плачем. Такие испытания не проходят бесследно и, как правило, через три-четыре дня ребенок заболевает. Сказывается и то, что организм его ослаб, так как малыш на протяжении нескольких дней недоедал, недосыпал. Не следует забывать и о том, что дети попадают в чужеродную аэробную среду, и в группе всегда найдутся те, у кого першит в горле или капает из носа. Кто-то чихнул рядом, кашлянул в лицо. Особенно часто в период адаптации болеют ослабленные дети; характер их заболеваний сложнее, чем обычное ОРЗ, ОРВИ. Поведение детей в период адаптации трудно спрогнозировать даже самым внимательным мамам: в их совместном с малышом жизненном опыте никогда не возникало таких затяжных экстремальных ситуаций.В консультации для родителей - Улыбка малыша в период адаптации, говорится о том, что ребенок в первые дни посещения группы с опаской оглядывается по сторонам. Он никогда не видел такого большого по¬мещения с таким обилием игрушек Ему бы спокойно освоиться в окружающей обстановке, а взрослые берут за руку и ведут в незнакомые для него помещения. Вернувшись, домой, первое, что испытывает ребенок, - невероятное облегчение и чувство голода. Дает о себе знать и нервное напряжение: малыш плаксив, не отпускает от себя маму ни днем, ни ночью, долго не может заснуть, часто просыпается с плачем. Такие испытания не проходят бесследно и, как правило, через три-четыре дня ребенок заболевает. Сказывается и то, что организм его ослаб, так как малыш на протяжении нескольких дней недоедал, недосыпал. Не следует забывать и о том, что дети попадают в чужеродную аэробную среду, и в группе всегда найдутся те, у кого першит в горле или капает из носа. Кто-то чихнул рядом, кашлянул в лицо. Особенно часто в период адаптации болеют ослабленные дети; характер их заболеваний сложнее, чем обычное ОРЗ, ОРВИ. Поведение детей в период адаптации трудно спрогнозировать даже самым внимательным мамам: в их совместном с малышом жизненном опыте никогда не возникало таких затяжных экстремальных ситуаций.
Психология для родителей.
УЛЫБКА МАЛЫША В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
По статистике, сегодня к услугам дошкольного
учреждения родители в основном обращаются,
когда малышу исполнится 1,52 года: ребенок
уже живет по режиму с одним дневным сном,
самостоятельно передвигается,
понимает
обращенную к нему речь взрослого, может както
рассказать о своих проблемах, не столь
существенно зависит от помощи взрослого. Но и
эти положительные сдвиги в развитии не могут
оказать малышу весомую помощь в столь крити
ческом для него положении. Он испытывает
крайнюю степень неприятия и даже панику, когда чужой взрослый собирается произвести с ним
какието манипуляции. Отказывается принимать помощь незнакомца, когда тот пытается накормить
его, с трудом может проглотить дветри ложки, не различая вкуса пищи. Находясь в нервном
возбуждении, он не чувствует голода. Фактически в течение всего времени пребывания в группе
малыш остается голодным. А кормить насильно нельзя.
Вопервых, даже незначительный кусочек картофеля или моркови может затруднить
глотание; вовторых, у детей может быть избирательное отношение к продуктам питания,
например к луку; втретьих, можно невзначай надавить ложкой на язык, вызвав неприятное
ощущение и даже рвоту, которая быстро сформируется в анарексию, когда рвотные позывы
появляются уже при виде пищи.
Ребенок в первые дни посещения группы с опаской оглядывается по сторонам. Он никогда не
видел такого большого помещения с таким обилием игрушек Ему бы спокойно освоиться в
окружающей обстановке, а взрослые берут за руку и ведут в незнакомые для него помещения.
Вернувшись, домой, первое, что испытывает ребенок, невероятное облегчение и чувство
голода. Дает о себе знать и нервное напряжение: малыш плаксив, не отпускает от себя маму ни
днем, ни ночью, долго не может заснуть, часто просыпается с плачем.
Такие испытания не проходят бесследно и, как правило, через тричетыре дня ребенок
заболевает. Сказывается и то, что организм его ослаб, так как малыш на протяжении нескольких
дней недоедал, недосыпал. Не следует забывать и о том, что дети попадают в чужеродную
аэробную среду, и в группе всегда найдутся те, у кого першит в горле или капает из носа. Ктото
чихнул рядом, кашлянул в лицо. Много ли надо новенькому? Особенно часто в период адаптации
болеют ослабленные дети; характер их заболеваний сложнее, чем обычное ОРЗ, ОРВИ.
Поведение детей в период адаптации трудно спрогнозировать даже самым внимательным
мамам: в их совместном с малышом жизненном опыте никогда не возникало таких затяжных
экстремальных ситуаций. Узнав от воспитателей, как вел себя малыш в группе, родители
бывают удивлены, озадачены. Они не знали своего малыша с такой стороны!
По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на
три группы.
Первая группа. Большинство детей резко отрицательно и бурно выражают свое
отношение к происходящему, громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются,
щиплют тех, кто оказывается рядом. Они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери с
яростью расшвыривают предлагаемые игрушки. Устав от бурного проявления протеста,
малыш может внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в стол,
чтобы через 34 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы
привыкают в течение 20—30 дней.
Вторая группа немногочисленная, дватри ребенка, которые после расставания с мамой
1замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы
сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене,
отгородившись от всех стулом, а лучше столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле
сдерживают рыдания, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к
еде. Накормить их хоть чемто, высадить на горшок очень трудно. Они молчат, не реагируют ни на
одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. И только увидев в
дверях маму, оживают; с трудом передвигая ноги, устремляются к ней, а то и просто приползают и,
уткнувшись в ее колени, горько рыдают. Адаптация таких детей длится дватри месяца,
протекает очень сложно.
Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально
типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно, болезненно
переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.
В третью группу можно выделить коммуникабельных, общительных малышей. Впервые
переступив порог детского сада, такой карапуз совсем не робеет, здоровается с взрослыми,
улыбается и тут же берет в свои руки инициативу общения с ними. Он сообщает, что пришел к детям
в гости, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремлен к взрослому. Вся его энергия
направлена на презентацию себя как личности. Он спешит рассказать, какие у него дома
необыкновенные игрушки, рыбки или птички, какой у него большой брат и какой есть друг
школьник Целый день он рассказывает о своей семье, о том, где успел побывать, что успел
повидать. Он с удовольствием демонстрирует свои умения: самостоятельно ест, раздевается и
ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь пробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого
из поля зрения. Но такая идиллия длится не более двухтрех дней, на большее у него не хватает
объема информации. Теперь уже, увидев, издали здание детского сада, он впадает в отчаяние,
резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.
Характер и длительность адаптации зависят и от жизненного опыта малыша. Ребенок из
большой семьи, где есть дедушка и бабушка, тетушки и дядюшки, живущий среди шумной ватаги
братьев и сестер, умеющий беспроблемно выстраивать собственный стиль поведения с каждым
членом семьи, точно зная, чего от кого можно ожидать, и в группе с удовольствием идет на
контакт с незнакомыми людьми, с интересом обследует незнакомую обстановку. Так же легко и
быстро адаптируются дети, которых родители часто оставляли на попечение соседки, отвозили
на недельку погостить у бабушки или брали с собой в шумную компанию друзей, где малыша кто
нибудь кормил, укладывал вздремнуть на часок. Нет проблем с адаптацией у детей, живущих в
коммунальных квартирах. Здесь ребенок набирается житейского опыта, самостоятельно
обходя родные пенаты. Он отлично ориентируется в обстановке и безошибочно знает, какую
дверь лучше обойти стороной, а в какую можно упорно стучать кулаком и даже ногой, ожидая,
когда впустят и окажут радушный прием. Такие дети, попав в группу, сразу же ориентируются на
поведение взрослого и по его реакциям понимают, что здесь делать можно, а чего нельзя. Им
нравится обилие разных помещений и разнообразие игрушек.
Отличается поведение детей, родители которых живут семейным мирком, отгородившись
от всего света; их круг общения резко ограничен. Во время прогулок мама обходит стороной
шумные детские площадки, опасаясь подхватить какуюнибудь детскую болезнь.
В некоторых семьях папа до ночи на работе, а мама целыми днями один на один со своим
малышом. Это характерно для семей, живущих в загородных коттеджах. В таких условиях у
ребенка закрепляется симбиотическая связь с матерью: оставшись даже на короткий срок без
нее, он впадает в панику. В таких случаях адаптационный период бывает крайне тяжелым и
даже может послужить поводом для формирования детского невроза.
Не имея никакого жизненного опыта, в отрыве от любимого взрослого, в чужой обстановке,
ребенок может быть напуган настолько, что иногда начинает вести себя неадекватно: переходит на
ползание, даже если уже начал ходить; замолкает, начав говорить. Дети не воспринимают речь
незнакомого человека, так как им непривычны тембр голоса, дикция; не могут изза
переживаний вникнуть в речь взрослого и т.д. В незнакомой обстановке они ко всему относятся с
2опасением.
Проходит время (у каждого свое), и адаптационный период заканчивается. Первые
положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы. Ребенок быстро
успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня. Спокойное состояние
приводит к тому, что у малыша появляется аппетит, и он благосклонно принимает помощь
взрослого во время обеда, хотя и не всегда съедает положенную норму. Со временем он перестает
плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого. У него
появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какойто степени обуживает
себя, может заняться игрой. Это свидетельствует о завершении адаптационного периода. Самым
последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и
достаточный по длительности сон малыша, как в дневное, так и в ночное время.
Обеспечив надежный тыл в лице всех взрослых, малыш с их помощью переходит к детальному
знакомству с объектами, предметами ближайшего окружения, с расположением и назначением
каждого из подсобных помещений. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно он
начнет передвигаться в незнакомом пространстве по периметру и в глубь, менять свое ме
стоположение за столом, с интересом заниматься с игровым материалом, не обращая пока особого
внимания на других детей. Психологи отмечают: для детей раннего возраста предпочтительнее
игрушка, чем общество сверстников. Отметив понравившуюся игрушку, малыш все свое внимание
обращает только на нее, не замечая ничего и никого вокруг, стремится завладеть ею и искренне
удивляется, встретив сопротивление хозяина этого сокровища, и даже может вступить с ним в
единоборство. Отсюда и постоянные конфликты изза игрушек.
Сверстники малышу пока неинтересны, и это понятно. Игровой опыт каждого из них
одинаково мал, жизненный тоже. Никакой новой информации от них наш малыш пока
получить не может; к тому же каждый играет сам по себе, при попытке другого ребенка при
близиться тут же настораживается, прекращает игру, отворачивается. Более того, дети иногда
воспринимают новенькую, ярко разодетую девчушку за интересную игрушку и могут вдруг
потянуть ее за волосы, дернуть за руку.
Возвращаясь вновь к проблеме адаптации, следует признать, что, мы невольно совершаем
ряд грубейших ошибок.
1 я ошибка. Хорошо известно, какие последствия имеет насильственный отрыв ребенка
от матери, какое глубокое потрясение испытывает малыш. А мы упорно продолжаем
совершать эту ошибку, разлучая ребенка с мамой, подрывая у него тем самым формирующееся
доверие к миру.
2я ошибка. Практическим работникам известна ведущая роль взрослого в развитии
ребенка, но в период адаптации мы забываем о ней, оставляя малыша без всякой помощи и
поддержки. Переступив порог группы и оказавшись вдруг в незнакомой обстановке среди
незнакомых взрослых, без близких, ребенок мобилизует собственные силы и самостоятельно
пытается наладить контакт с незнакомым человеком (просится на руки, ходит, держась за подол ее
платья, и др.). А взрослый? Чуть успокоив отчаявшегося, он предлагает: «Смотри, сколько у нас ин
тересных игрушек! «Смотри, сколько у нас детишек. И никто не плачет! Пойди, поиграй с
ними!». А ведь каждому практическому работнику хорошо известно: новенький даже не дви
нется в сторону сверстников. Более того, он вынужден самостоятельно учиться ориентироваться
в чужой для него обстановке. И на все это у малыша уходит от одного до шести месяцев.
3я ошибка. Так сложилось на практике, что период адаптации начинается, когда группы еще
полностью не открыты. В этом случае адаптирующихся детей объединяют в одном помещении, а
после адаптации отправляют в основную возрастную группу. Почемуто взрослые не догадываются,
какой непоправимый ущерб они наносят маленькому существу своими неумными действиями,
заставляя его повторно пройти те же испытания адаптацией, напрочь забывая главную, наи
первейшую задачу дошкольного учреждения заботиться о здоровье ребенка.
4я ошибка. Неправильно выстроенная линия поведения всех взрослых приводит к
тому, что ребенок отчаянно плачет в течение всего времени пребывания в группе, расшатывая
3свою нервную систему. К тому же дети эмоционально заражаемы и очень часто без причины
начинают плакать хором. Неспокойный эмоциональный фон утомляет остальных детей, в
группе создается нервозность. Воспитателю нужно найти время, чтобы отвлечь, успокоить
плачущих, когото взять на руки, когото прижать, погладить по голове, проявить сочувствие. а с
кемто поиграть, поговорить. Необходимо уделить внимание и другим детям и не выбиваться из
плотного графика работы.
Поневоле взрослые работают напряженно без улыбок, движения их порывисты, речь скупа
на эмоции, напрочь забываются знания об уровнях общения с ребёнком. Дети чутко улавливают
настроение взрослых, заражаются им, не находят успокоения в таком примитивном общении.
5 ошибка. Чтобы както ослабить напряжение в работе персонала, администрация
совершает очередную ошибку разрешает не выводить на прогулку новых детей. А ведь прогулка
для малышей своеобразная передышка. Вопервых, они несколько успокаиваются, когда с них
не снимают одежду, а наоборот, одевают свою, знакомую. Вовторых, на участке дети почти не
плачут. Втретьих, на прогулке у воспитателя появляется реальная возможность не спеша
поговорить с новеньким, взяв за руку, походить с ним от одной играющей компании детей к
другой, покачать малыша на качелях.
Затем ребенок постепенно выходит за рамки интересов семейного круга. На основе
личных симпатий у него начинают складываться избирательные взаимоотношения со
сверстниками, его манят «неизведанные дали». Все это сглаживает остроту адаптационного
периода. Совершенствование памяти и внимания, довольно высокий уровень развития речи
и познавательной активности детей этого возраста помогают воспитателю отвлечь их от
переживаний разлуки с семьей, занять интересной деятельностью, наладить контакт.
Несмотря на усилия всех взрослых, у многих детей в домашних условиях в это время все же
наблюдаются поведенческие и эмоциональные проявления регрессии: утрачиваются навыки
опрятности и самообслуживания, снижается уровень речевого общения и игровых умений. Это
объясняется тем, что дети устают от напряженного ритма жизни группы, постоянного присут
ствия значительного количества сверстников, непрерывного шумового фона в помещении.
Проблема адаптации это проблема родителей, но никак не персонала групп, как у нас
принято считать. Задача родителей правильно подготовить ребенка к поступлению в ДОУ,
всячески поддерживать, поощрять его в период адаптации. Задача воспитателей помочь ро
дителям легко адаптировать малышей.
Адаптация длительный процесс, который необходимо вести в два этапа. Каждый этап
имеет свои цели, свои задачи, которые не всегда будут совпадать для родителей и воспитателей.
Первый этап подготовительный, длительностью в 45 месяцев. Второй этап основной,
длительность его полностью зависит от того, насколько глубоко родители прониклись
серьезностью данной проблемы, чтобы не травмировать психику малыша в этот сложный период,
правильно вести его до полного привыкания. Успешность адаптации детей зависит на этом этапе
и от мастерства воспитателя. Он должен работать так. чтобы детям было интересно с ним; руко
водить действиями родителей умно и тактично, чтобы они понимали, что воспитатель союзник,
что конечные цели у всех едины. В таких условиях неизменно рождается союз
единомышленников, от чего выигрывают и ребенок, и сами взрослые.
4Дошкольное воспитание № 3, 4 , 2006 г.
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь
5