Консультации для родителей - Улыбка малыша в период адаптации

  • Лекции
  • doc
  • 11.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - Улыбка малыша в период адаптации, говорится о том, что ребенок в первые дни посещения группы с опаской оглядывается по сторонам. Он никогда не видел такого большого по¬мещения с таким обилием игрушек Ему бы спокойно освоиться в окружающей обстановке, а взрослые берут за руку и ведут в незнакомые для него помещения. Вернувшись, домой, первое, что испытывает ребенок, - невероятное облегчение и чувство голода. Дает о себе знать и нервное напряжение: малыш плаксив, не отпускает от себя маму ни днем, ни ночью, долго не может заснуть, часто просыпается с плачем. Такие испытания не проходят бесследно и, как правило, через три-четыре дня ребенок заболевает. Сказывается и то, что организм его ослаб, так как малыш на протяжении нескольких дней недоедал, недосыпал. Не следует забывать и о том, что дети попадают в чужеродную аэробную среду, и в группе всегда найдутся те, у кого першит в горле или капает из носа. Кто-то чихнул рядом, кашлянул в лицо. Особенно часто в период адаптации болеют ослабленные дети; характер их заболеваний сложнее, чем обычное ОРЗ, ОРВИ. Поведение детей в период адаптации трудно спрогнозировать даже самым внимательным мамам: в их совместном с малышом жизненном опыте никогда не возникало таких затяжных экстремальных ситуаций.В консультации для родителей - Улыбка малыша в период адаптации, говорится о том, что ребенок в первые дни посещения группы с опаской оглядывается по сторонам. Он никогда не видел такого большого по¬мещения с таким обилием игрушек Ему бы спокойно освоиться в окружающей обстановке, а взрослые берут за руку и ведут в незнакомые для него помещения. Вернувшись, домой, первое, что испытывает ребенок, - невероятное облегчение и чувство голода. Дает о себе знать и нервное напряжение: малыш плаксив, не отпускает от себя маму ни днем, ни ночью, долго не может заснуть, часто просыпается с плачем. Такие испытания не проходят бесследно и, как правило, через три-четыре дня ребенок заболевает. Сказывается и то, что организм его ослаб, так как малыш на протяжении нескольких дней недоедал, недосыпал. Не следует забывать и о том, что дети попадают в чужеродную аэробную среду, и в группе всегда найдутся те, у кого першит в горле или капает из носа. Кто-то чихнул рядом, кашлянул в лицо. Особенно часто в период адаптации болеют ослабленные дети; характер их заболеваний сложнее, чем обычное ОРЗ, ОРВИ. Поведение детей в период адаптации трудно спрогнозировать даже самым внимательным мамам: в их совместном с малышом жизненном опыте никогда не возникало таких затяжных экстремальных ситуаций.
Иконка файла материала 3. +Улыбка ребёнка в период адаптации.doc
Психология для родителей. УЛЫБКА МАЛЫША В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ   По   статистике,   сегодня   к   услугам   дошкольного учреждения  родители   в   основном   обращаются, когда  малышу   исполнится   1,5­2   года:   ребенок уже   живет   по   режиму   с   одним   дневным  сном, самостоятельно   передвигается,   понимает обращенную к нему речь взрослого, может как­то рассказать   о   своих   проблемах,   не   столь существенно зависит от  помощи взрослого. Но и эти положительные  сдвиги  в  развитии   не  могут оказать  малышу весомую помощь в столь крити­ ческом   для   него   положении.   Он   испытывает крайнюю степень неприятия и даже  панику, когда чужой взрослый собирается  произвести с ним какие­то манипуляции. Отказывается принимать помощь незнакомца, когда тот пытается накормить его,  с трудом может проглотить две­три ложки, не различая вкуса пищи. Находясь в  нервном возбуждении, он не чувствует голода. Фактически в течение всего времени пребывания в группе малыш остается голодным. А кормить насильно нельзя. Во­первых,   даже   незначительный   кусочек   картофеля   или   моркови   может   затруднить глотание;  во­вторых,   у   детей  может   быть   избирательное   отношение   к  продуктам   питания, например   к   луку;  в­третьих,   можно   невзначай   надавить   ложкой   на   язык,   вызвав   неприятное ощущение   и   даже   рвоту,   которая   быстро   сформируется   в   анарексию,   когда   рвотные   позывы появляются уже при виде пищи. Ребенок в первые дни посещения группы с опаской оглядывается по сторонам. Он никогда не видел  такого большого помещения   с   таким   обилием   игрушек   Ему  бы   спокойно   освоиться   в окружающей обстановке, а взрослые берут за руку и ведут в незнакомые для него помещения. Вернувшись, домой, первое, что испытывает ребенок, ­ невероятное облегчение и чувство голода. Дает о себе знать и нервное напряжение: малыш плаксив, не отпускает от себя маму ни днем, ни  ночью, долго не может заснуть, часто просыпается с плачем. Такие   испытания   не   проходят   бесследно  и,   как   правило,   через   три­четыре   дня  ребенок заболевает. Сказывается и то, что организм его ослаб, так как малыш на протяжении нескольких дней   недоедал,  недосыпал.   Не   следует   забывать   и   о   том,   что   дети   попадают   в   чужеродную аэробную среду, и в группе всегда найдутся те, у кого першит в горле или капает из носа. Кто­то чихнул рядом, кашлянул в лицо. Много ли надо новенькому? Особенно часто в период адаптации болеют ослабленные дети; характер их заболеваний сложнее, чем обычное ОРЗ, ОРВИ. Поведение детей в период адаптации трудно спрогнозировать даже самым внимательным мамам: в их совместном с  малышом жизненном опыте никогда не  возникало  таких затяжных экстремальных   ситуаций.   Узнав   от   воспитателей,  как   вел   себя   малыш   в   группе,   родители бывают удивлены, озадачены. Они не знали своего малыша с такой стороны! По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на три группы. Первая   группа.  Большинство   детей  резко   отрицательно   и   бурно   выражают  свое отношение   к   происходящему,  громко   плачут,   бросаются   на   пол,   царапаются,   кусаются, щиплют тех, кто оказывается рядом. Они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери с яростью   расшвыривают   предлагаемые   игрушки.   Устав   от   бурного   проявления  протеста, малыш   может   внезапно   уснуть,   привалившись   к   взрослому   или  уткнувшись   носом   в   стол, чтобы   через  3­4 минуты с новой энергией продолжить  плач  до хрипоты.  Дети  этой  группы привыкают в течение 20—30 дней. Вторая группа ­ немногочисленная, два­три ребенка, которые после расставания с мамой 1замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом, а лучше столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания,  сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к еде. Накормить их хоть чем­то, высадить на горшок очень трудно. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. И только увидев в дверях маму, оживают; с трудом передвигая ноги, устремляются к ней, а то и просто приползают и, уткнувшись   в   ее   колени,   горько   рыдают.  Адаптация  таких   детей  длится  два­три   месяца, протекает очень сложно. Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально­ типологических   особенностей   детей.   Застенчивые,   замкнутые,  робкие   трудно,   болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют. В  третью  группу  можно   выделить  коммуникабельных, общительных малышей. Впервые переступив   порог   детского   сада,   такой   карапуз   совсем   не   робеет,   здоровается   с   взрослыми, улыбается и тут же берет в свои руки инициативу общения с ними. Он сообщает, что пришел к детям в гости, хотя даже не смотрит в их сторону,  а весь устремлен к взрослому. Вся его энергия направлена   на   презентацию   себя   как   личности.   Он   спешит   рассказать,  какие   у   него   дома необыкновенные игрушки, рыбки или птички, какой у него  большой брат и какой есть друг­ школьник   Целый   день   он   рассказывает   о   своей   семье,   о   том,   где   успел   побывать,   что   успел повидать. Он с удовольствием демонстрирует свои умения: самостоятельно  ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь пробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения. Но такая идиллия длится не более двух­трех дней, на большее у него не хватает объема информации. Теперь  уже, увидев, издали здание детского сада,  он впадает в отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается от детей первой группы. Характер и длительность адаптации  зависят и от жизненного опыта малыша.  Ребенок из большой семьи, где есть дедушка и бабушка, тетушки и дядюшки, живущий среди шумной ватаги братьев и сестер, умеющий беспроблемно выстраивать собственный стиль поведения с каждым членом семьи, точно зная,  чего от кого можно ожидать, и в группе с  удовольствием  идет на контакт с незнакомыми людьми, с интересом обследует незнакомую обстановку. Так же легко и быстро адаптируются дети, которых родители часто оставляли на попечение соседки, отвозили на недельку погостить у бабушки или брали с собой в шумную компанию друзей, где малыша кто­ нибудь кормил, укладывал вздремнуть на часок. Нет проблем с адаптацией у детей, живущих в коммунальных   квартирах.   Здесь   ребенок   набирается   житейского   опыта,   самостоятельно обходя  родные пенаты. Он отлично ориентируется в обстановке и безошибочно знает,  какую дверь лучше обойти стороной, а в какую можно упорно стучать кулаком и даже ногой, ожидая, когда впустят и окажут радушный прием. Такие дети, попав в группу, сразу же ориентируются на поведение взрослого и по его реакциям  понимают, что здесь делать можно, а чего нельзя. Им нравится обилие разных помещений и разнообразие игрушек. Отличается поведение детей, родители которых живут семейным мирком, отгородившись от всего света; их круг общения резко ограничен. Во время прогулок мама обходит стороной шумные детские площадки, опасаясь подхватить какую­нибудь детскую болезнь. В некоторых семьях папа до ночи на работе, а мама целыми днями один на один со своим малышом. Это характерно для семей, живущих в загородных  коттеджах. В таких условиях у ребенка закрепляется симбиотическая связь с матерью: оставшись даже на короткий срок без нее, он впадает в панику. В таких случаях адаптационный период бывает крайне тяжелым и даже может послужить поводом для формирования детского невроза. Не имея никакого жизненного опыта, в отрыве от любимого взрослого, в чужой обстановке, ребенок может быть напуган настолько, что иногда начинает вести себя неадекватно: переходит на ползание,  даже если уже начал ходить; замолкает, начав говорить. Дети не воспринимают  речь незнакомого   человека,   так   как   им  непривычны   тембр   голоса,   дикция;   не  могут   из­за переживаний вникнуть в речь взрослого и т.д. В незнакомой обстановке они ко всему относятся с 2опасением.  Проходит   время   (у   каждого   свое),   и  адаптационный   период   заканчивается.   Первые положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной  сферы. Ребенок быстро успокаивается,   расставшись   с   мамой,   все   реже   плачет   в   течение   дня.   Спокойное   состояние приводит  к тому,  что у  малыша   появляется  аппетит,  и  он  благосклонно  принимает  помощь взрослого во время обеда, хотя и не всегда съедает положенную норму. Со временем он перестает плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на  предложения взрослого. У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой­то степени обуживает себя, может заняться игрой. Это  свидетельствует о завершении адаптационного периода. Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша, как в дневное, так и в ночное время.  Обеспечив надежный тыл в лице всех взрослых, малыш  с их помощью переходит к детальному знакомству с объектами, предметами  ближайшего окружения, с расположением и назначением каждого из подсобных  помещений. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно он начнет  передвигаться   в   незнакомом   пространстве   по   периметру   и   в   глубь,   менять   свое   ме­ стоположение за столом, с интересом заниматься с игровым материалом, не обращая пока особого внимания на других детей. Психологи отмечают: для детей раннего возраста предпочтительнее игрушка, чем общество сверстников. Отметив понравившуюся игрушку, малыш все свое внимание обращает только на нее, не замечая ничего и никого вокруг, стремится завладеть ею и искренне удивляется, встретив сопротивление хозяина этого сокровища, и даже может вступить с  ним в единоборство. Отсюда и постоянные конфликты из­за игрушек. Сверстники   малышу   пока   неинтересны,   и   это   понятно.   Игровой   опыт   каждого   из   них одинаково   мал,   жизненный  тоже.   Никакой   новой   информации   от  них   наш   малыш   пока получить не может; к тому же каждый играет сам по себе, при попытке другого ребенка при­ близиться тут же настораживается, прекращает игру, отворачивается. Более того, дети иногда воспринимают   новенькую,   ярко   разодетую   девчушку   за   интересную   игрушку   и   могут   вдруг потянуть ее за волосы, дернуть за руку.  Возвращаясь вновь к проблеме адаптации, следует признать, что, мы невольно совершаем ряд грубейших ошибок. 1 ­я ошибка. Хорошо известно, какие последствия имеет насильственный отрыв ребенка от   матери,   какое   глубокое  потрясение   испытывает   малыш.   А   мы  упорно   продолжаем совершать эту ошибку, разлучая ребенка с мамой, подрывая у него тем самым формирующееся доверие к миру. 2­я   ошибка.  Практическим   работникам   известна   ведущая   роль   взрослого   в  развитии ребенка,   но   в   период   адаптации   мы   забываем   о   ней,   оставляя   малыша   без  всякой   помощи   и поддержки.   Переступив   порог   группы   и   оказавшись   вдруг   в  незнакомой   обстановке   среди незнакомых   взрослых,   без   близких,   ребенок   мобилизует   собственные   силы   и   самостоятельно пытается наладить контакт с незнакомым человеком (просится на руки, ходит, держась за подол ее платья, и др.). А взрослый? Чуть успокоив отчаявшегося, он предлагает: «Смотри, сколько у нас ин­ тересных   игрушек!  «Смотри,   сколько   у   нас   детишек.   И   никто   не  плачет! Пойди,  поиграй  с ними!». А ведь  каждому практическому работнику хорошо известно: новенький даже не дви­ нется в сторону сверстников. Более того, он вынужден самостоятельно учиться ориентироваться в чужой для него обстановке. И на все это у малыша уходит от одного до шести месяцев. 3­я ошибка. Так сложилось на практике, что период адаптации начинается, когда группы еще полностью не открыты. В этом случае адаптирующихся детей объединяют в одном помещении, а после адаптации отправляют в основную возрастную группу. Почему­то взрослые не догадываются, какой   непоправимый   ущерб  они   наносят  маленькому   существу   своими   неумными   действиями, заставляя  его  повторно   пройти   те   же   испытания   адаптацией,   напрочь   забывая   главную,   наи­ первейшую задачу дошкольного учреждения ­ заботиться о здоровье ребенка. 4­я   ошибка.  Неправильно   выстроенная   линия   поведения   всех   взрослых  приводит   к тому, что ребенок отчаянно плачет в течение всего времени пребывания в группе, расшатывая 3свою нервную систему. К тому же дети эмоционально заражаемы и очень часто без  причины начинают   плакать   хором.   Неспокойный   эмоциональный   фон   утомляет   остальных   детей,   в группе   создается  нервозность.     Воспитателю   нужно   найти   время,   чтобы   отвлечь,   успокоить плачущих, кого­то взять на руки, кого­то прижать, погладить по голове, проявить сочувствие. а с кем­то поиграть,  поговорить. Необходимо уделить внимание и другим детям и не выбиваться из плотного графика работы.  Поневоле взрослые работают напряженно без улыбок, движения их порывисты,  речь скупа на эмоции, напрочь забываются  знания об уровнях общения с ребёнком.  Дети чутко улавливают настроение взрослых, заражаются им, не находят успокоения в таком примитивном общении. 5   ­   ошибка.  Чтобы   как­то   ослабить   напряжение   в   работе   персонала,   администрация совершает очередную ошибку разрешает не выводить на прогулку новых детей. А ведь прогулка для малышей ­ своеобразная передышка. Во­первых, они несколько успокаиваются, когда с них не снимают одежду, а наоборот, одевают свою, знакомую. Во­вторых, на участке дети почти не плачут.   В­третьих,  на прогулке у воспитателя появляется реальная возможность    не спеша поговорить с новеньким, взяв за руку, походить с ним от одной играющей   компании детей к другой, покачать малыша на качелях. Затем  ребенок   постепенно   выходит   за   рамки   интересов   семейного  круга.   На   основе личных   симпатий   у   него   начинают   складываться   избирательные   взаимоотношения   со сверстниками, его манят «неизведанные дали». Все это сглаживает остроту  адаптационного периода. Совершенствование памяти и внимания, довольно высокий уровень развития речи и   познавательной   активности   детей   этого  возраста   помогают   воспитателю  отвлечь   их   от переживаний разлуки с семьей, занять интересной деятельностью, наладить контакт. Несмотря на усилия всех взрослых, у многих детей в домашних условиях в это время все же наблюдаются  поведенческие   и   эмоциональные   проявления  регрессии:  утрачиваются   навыки опрятности и самообслуживания, снижается уровень речевого общения и игровых умений. Это объясняется тем, что дети устают от напряженного ритма жизни группы, постоянного присут­ ствия значительного количества сверстников, непрерывного шумового фона в помещении. Проблема адаптации ­ это проблема родителей, но никак не персонала групп, как у нас принято считать. Задача родителей  ­ правильно  подготовить ребенка к поступлению в ДОУ, всячески поддерживать, поощрять его в период адаптации. Задача воспитателей ­ помочь ро­ дителям легко адаптировать малышей. Адаптация ­ длительный процесс, который необходимо вести в два этапа. Каждый этап имеет свои цели, свои задачи, которые не всегда будут совпадать для родителей и воспитателей. Первый этап ­ подготовительный, длительностью в 4­5 месяцев. Второй этап ­ основной, длительность   его   полностью   зависит   от   того,   насколько   глубоко   родители   прониклись серьезностью данной проблемы, чтобы не травмировать психику малыша в этот сложный период, правильно вести его до полного привыкания. Успешность адаптации детей зависит на этом этапе и от мастерства воспитателя. Он должен работать так. чтобы детям было интересно с ним; руко­ водить действиями родителей умно и тактично, чтобы они понимали, что воспитатель ­ союзник, что   конечные   цели   у   всех   едины.   В   таких   условиях   неизменно   рождается   союз единомышленников, от чего выигрывают и ребенок, и сами взрослые. 4Дошкольное воспитание № 3, 4 , 2006 г.                                                 Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь 5