В консультации для родителей - Зарождение у ребёнка предметной деятельности, говорится о том, что ранний возраст - это период интенсивного освоения ребенком окружающего мира: с помощью действий с предметами. И эти действия существенно отличаются от тех, с помощью которых малыш исследовал различные свойства предметов на предыдущем этапе развития, в младенчестве. Первые действия с предметами появляются уже в 6-7 месяцев, ребенок осуществляет их независимо от свойств и назначения того или иного предмета, например, стучит ложкой по столу, грызет ее, бросает на пол. Такие действия называют¬ся манипуляциями. Постепенно действия усложняются: малыш начинает замечать и использовать некоторые свойства предметов которыми манипулирует.............В консультации для родителей - Зарождение у ребёнка предметной деятельности, говорится о том, что ранний возраст - это период интенсивного освоения ребенком окружающего мира: с помощью действий с предметами. И эти действия существенно отличаются от тех, с помощью которых малыш исследовал различные свойства предметов на предыдущем этапе развития, в младенчестве. Первые действия с предметами появляются уже в 6-7 месяцев, ребенок осуществляет их независимо от свойств и назначения того или иного предмета, например, стучит ложкой по столу, грызет ее, бросает на пол. Такие действия называют¬ся манипуляциями. Постепенно действия усложняются: малыш начинает замечать и использовать некоторые свойства предметов которыми манипулирует.............
Психология для родителей.
ЗАРОЖДЕНИЕ У РЕБЁНКА ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Ранний возраст это период интенсивного
освоения ребенком окружающего мира: с
помощью действий с предметами. И эти действия
существенно отличаются от тех, с помощью
которых малыш исследовал различные свойства
предметов на предыдущем этапе развития, в
младенчестве. Первые действия с предметами
появляются уже в 67 месяцев,
ребенок
осуществляет их независимо от свойств и
назначения того или иного предмета, например,
стучит ложкой по столу, грызет ее, бросает на
пол.
называются
манипуляциями. Постепенно действия ус
ложняются: малыш начинает замечать и ис
пользовать некоторые свойства предметов
которыми манипулирует (например, вкладывает маленький предмет в большой,
просовывает игрушку между перекладинами кроватки). Подобные действия
называются специфическими. К концу первого года жизни дети уже умеют
обращаться с некоторыми игрушками в соответствии с заложенными в них простыми
правилами: нанизывают колечки пирамидки на стержень, накладывают кубик на
кубик, катают машинку или мячик и пр. На втором году жизни круг действий,
которые носят исследовательский характер, стремительно расширяется. Все чаще
ребенок сам или с помощью взрослого устанавливает различные связи и отношения:
предметы окружающего мира перестают быть изолированными в его восприятии.
действия
Такие
В этот же период начинает складываться особый вид действий с предметами,
основанный на использовании их в соответствии с культурным назначением. Малыш
пытается, есть ложкой, причесываться расческой, копает лопаткой песочек,
вставляет ключик в машинку, стараясь завести ее, и пр. Такие действия называются
орудийными они предполагают воздействие одним предметом на другой с целью
получения практического результата. Особенность таких действий заключается в
том, что способ использования орудия не является очевидным, не лежит на
поверхности. Ребенок не может самостоятельно открыть, что ложка сделана для
того, чтобы было удобно есть, а ключик для того, чтобы завести машинку. Когда
малыш берет в руку погремушку, она сама издает звук, как бы знакомя со своим
свойством. В предметеорудии его свойства не являются очевидными. Вот почему в
период раннего детства так велика роль взрослого, помогающего ребенку открывать
тайны окружающего мира, шаг за шагом входить в культуру общества, в котором он
Знакомство с назначением различных предметов, овладение
живет.
культурными способами обращения с ними и составляет главное содержание
жизнедеятельности ребенка раннего возраста.
Действия с предметами всоответствии с их назначением составляют ведущую деятельность на протяжении
всего раннего возраста. Она называется ведущей, потому что именно с ее помощью
происходят наиболее существенные изменения в психике ребенка:
совершенствуются восприятие, мышление, память, развиваются такие важнейшие
личностные качества, как инициативность, самостоятельность, целенаправленность,
возникает новый вид деятельности игра с сюжетными игрушками.
Ранний возраст период активного экспериментирования с предметами.
Познавательная активность побуждает малыша исследовать все, что его окружает.
Он без конца открывает и закрывает банки, вкладывает в них разные предметы,
выдвигает ящики шкафов, нажимает на кнопки телевизора, клавиши выключателя и
компьютера, пересыпает песок и переливает воду из одной емкости в другую, рвет и
мнет бумагу, листает страницы книг и совершает невероятное множество других
действий, позволяющих познакомиться с различными свойствами и соотношениями
предметов и веществ.
В этом возрасте малыш проявляет ярко выраженный интерес к новым предметам,
тянется к ним, внимательно рассматривает, подолгу вертит в руках, пытается
разобрать, разными способами воздействовать на другие предметы. Он также любит
играть с различными дидактическими игрушками: вкладышами, пирамидками,
матрешками, кубиками; с удовольствием катает машинки, игрушки на палочках,
пытается запускать юлу и пр.
В процессе экспериментирования ребенок получает и чисто функциональное
удовольствие от самого действия, так как ощущает себя при этом субъектом
происходящего, источником изменений в окружающем его мире. Исследовательское
поведение совершенствуется на протяжении раннего возраста, оставаясь важной
составляющей познавательного и творческого развития и в последующие возрастные
периоды.
Совершенно очевидно, что обеспечить полноценное познавательное развитие ре
бенка, ввести его в мир культуры могут только взрослые, которые организуют
стимулирующую развитие предметную среду, привлекают внимание малыша к новым
предметам, знакомят с их назначением и учат пользоваться ими, поощряют и
поддерживают детскую любознательность.Журнал Дошкольное воспитание №1 – 2006 г. стр. 112 – 113.
Материал подготовлен педагогом – психологом Е.М.Бондарь