Каждый 68-й ребенок имеет признаки аутизма или другие подобные расстройства. В 2017 году их будет 2% Причины этого расстройства психики до сих пор не выяснены — ребенок с ним может родиться абсолютно в любой семье, вне зависимости от того, как жили его родители раньше. Даже из-за «неправильного“ воспитания аутистом ребенок не станет.
Аутизм называют болезнью 21 Века.
АУТИЗМ: болезнь или гениальность?
В народе это заболевание часто называют «Болезнь гениев», хотя уровень интеллекта может быть от минимального до самого высокого. Доказательство тому — всемирно известный Билл Гейтс.
В США семья, имеющая ребенка с диагнозом «аутизм», получает от компании «Microsoft» 10 тысяч долларов в год на коррекционное лечение. А почти 45% ведущих программистов «Microsoft» - имеют аутизм.
Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них:
Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Джордж Оруэлл , Герберт Уэллс, Моцарт, Кант, Сократ, Дарвин, Льюис Кэрролл, Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог, Микеланджело, Пикассо, Йетс и другие великие люди.
Внешние проявления синдрома детского аутизма
предельное, «экстремальное» одиночество ребёнка;
трудности установления глазного контакта;
стереотипность в поведении;
поглощенность однообразными действиями;
пристрастие к одним и тем же предметам;
особая характерная задержка и нарушение развития речи;
раннее проявление указанных расстройств.
Группы РДА
I – наиболее тяжелая форма аутизма.
Характерные признаки:
эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует;
реакция на внешние раздражители слабая;
может присутствовать мутизм (отсутствие речи);
типична мимическая маска глубокого покоя;
характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате);
избегание сильных стимулов, вызывающих страх (звук, яркий свет, прикосновение и т.д.).
II ГРУППА.
Характерные признаки:
присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);
в речи преобладают однотипные штампы-команды;
возможно выполнение просьб матери;
чрезмерная привязанность к матери;
сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;
стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.);
стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.;
ритуализация повседневной жизни.
III ГРУППА.
Характерные признаки:
наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;
способность выразить свои потребности посредством речи;
конфликтность;
поглощенность одним и тем же занятием;
большой словарный запас «книжного характера»;
парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.
IV ГРУППА
Характерные признаки:
способность к общению;
интеллектуальные функции сохранны;
чрезмерная потребность в защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;
присутствие ритуальных форм поведения;
круг общения ограничен близкими взрослыми;
трудности в усвоении двигательных навыков.
ОТ ЧЕГО СЛЕДУЕТ ОТЛИЧАТЬ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ(Гипердиагностика)
Глухота, слепота
Умственная отсталость
Моторная и сенсорная алалии (отсутствие речи при нормальном слухе и умственном развитии; моторная алалия - невозможность говорить, сенсорная - непонимание речи)
Шизофрения
Нарушения общения
Особенности отклонений в речевом развитии при аутизме.
мутизм (полное или частичное отсутствие речи);
-эхолалии, речевые штампы, речевые стереотипии;
-отсутствие использования местоимения первого лица;
-развитие речи, опережающее динамику двигательной сферы (фраза до 3-х лет);
-преобладание монологической речи и аутодиалогов.
Особенности отклонений в поведении.
Не выносит громких звуков.
Раздельное восприятие: или слышит, или видит.
Показывает Вам рисунок стороной к себе – очень трудно понимание чужого сознания.
Бьёт маму – не понимает, что больно.
Не понимает лесть, ложь.
Не улавливает интонацию.
Надо объяснять, почему я его погладила по голове – не может «читать мысли».
Каждая деталь прорисована, сюжета нет.
Задачи коррекционного воздействия
уход ребенка от примитивной, однообразной деятельности и становление направленной деятельности;
переход от пассивного к осознанному овладению режимных моментов, навыков;
постепенный переход от индивидуальных занятий к групповым.
Задачи коррекции:
расширение словарного запаса;
развитие способности к составлению предложений по картинкам, сериям картин;
работа над связным текстом, состоящая из бесед, пересказа, «проигрывания», драматизации разных тем;
воспроизведение стихотворной речи.
Методы коррекционного воздействия при аутизме
1 этап –
отработка реакции оживления и слежения;
формирование зрительно-моторного комплекса, когда в процессе манипуляции с предметами развиваются тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие.
2 этап –
переход от манипулятивной игры к сюжетной.
Главная задача: побуждение к деятельности, многократное повторение игр, формирование игровых штампов с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса.
АВА - терапия
При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные.
Метод cенсорной интеграции
Крутиться на стуле.
Качели.
Качалки.
Батуты.
Разная жесткость полотенец.
Теория замещающего онтогенеза – ползать детям даже младшего школьного возраста.
Смотреть на крутящиеся колёса, волчки, чтобы бежала полосочка.
Скатывание с горок предметов, следить глазами.
Езда машинок по кругу.
Массаж.
Полоскание рта.
Приёмы работы
Постепенное усложнение работы с кубиками.
Отгадать по звуку инструмент.
«Что я вижу?»: перевернуть картинку – он не скажет, надо учить.
Учить глаголам.
С фонариком – лазером: маленький кружок, большой кружок.
Фокусы: появляется веточка.
Мелкая моторика: хватать прищепкой.
навыки коммуникации,
навыки адаптационного поведения,
способности к обучению,
достичь соответствующего поведения. По этой программе можно обучать:
детей с тяжелой формой аутизма,
детей с синдромом Дауна,
детей с интеллектуальной недостаточностью.
АВА терапия позволяет улучшить:
2 апреля каждого года "Всемирный день распространения информации об аутизме". В этот день общественные организации всего мира стремятся донести до родителей, специалистов и властей, необходимость повышения уровня информированности, об аутизме, как о тяжелом расстройстве раннего развития ребенка, требующем пристального внимания всего мирового сообщества. Ученые озабочены тем, что истинные причины расстройства до сих пор не ясны, реабилитационный процесс требует значительных усилий, а главное - численность детей с аутизмом растёт.
Источники:
1. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии.
2. Аутизм / Под.ред. проф. Э.Г. Улумбекова. - М.: Гэотар-мед, 2002.
3. Аутичный ребенок: пути помощи. - М.: Теревинф, 1997. - 342 с.
4. Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Альманах ИКП РАО. - 2001. - № 3.
5. Башина В.М. Аутизм в детстве. - М.: Медицина, 1999.
6. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление. - М., 1993. - С. 154-165.
7. Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. - Донецк, 1999.
8. Богдашина О. Что такое аутизм? - Горловка, 1995.
9. Бородина Л.Г. Опыт амбулаторной фармакотерапии детей, больных аутизмом // Аутизм и нарушения развития. - 2004. - №3.
10.Бычкова Е. Дети дождя: все об аутизме // Няня. - 2001. - № 12.
11. Диагностический справочник логопеда
/ Н.Н.Полушкина. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.
Сумма мнений ЕТВ 18 сентября «Аутизм. Как с ним быть?»
12.[Электронный ресурс]. URL: http://autist-ru.narod.ru/klas.html
13. Устименко Л.Н. Презентация «Аутизм РАС»
14. Международная конференция «Аутизм. Междисциплинарный подход» 18-21 сентября 2015 г. Г.Екатеринбург
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.