Консультация " Чувство безопасности аутичного ребенка"
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Консультация " Чувство безопасности аутичного ребенка"

Оценка 5 (более 1000 оценок)
rtf
10.03.2020
Консультация " Чувство безопасности аутичного ребенка"
чувство безопасности.rtf

Как формировать чувство безопасности.

 

Чаще всего вопрос о безопасности встает, когда аутичный ребенок не имеет чувства края, то есть не чувствует опасности. Наиболее остро проблема дает о себе знать на улице, когда рас­торможенный, не подчиняющийся инструкциям ребенок может побежать от мамы по дороге и вылететь на проезжую часть, или побежать в воду и не остановиться, или попытаться дотронуться до проезжающей мимо машины. Некоторые наиболее отрешен­ные от внешнего мира дети могут отличаться превосходной ко­ординацией движений и балансировать на спинке кресла или подоконнике, и хотя по словам своих родителей, они никогда не ушибаются, и благодаря своей пластичности и расслабленности, интуитивно приземляются на единственно верную точку, все же постоянно держат свою семью в напряжении.

Во время прогулки необходимо научить ребенка ходить за руку или рядом с взрослым. Можно попытаться удержать его внимание эмоциональным комментарием того, что он может ви­деть вокруг. Улавливая его движение, побежать вместе с ним к обозначенной вами цели и остановиться, обняв и покачивая или подняв на руки, вместе рассмотреть то, что привлекло его внима­ние. Иногда ребенок провоцирует отрицательную реакцию взрос­лого, стремительно убегая от него. В этом случае может помочь, если Вы опередите его: не он от Вас убегает, а Вы его увлекаете в своем беге, кружитесь вместе и быстро переключаете его внима­ние, например, на качели. Напряжение, таким образом, выходит в совместном движении. Подобная игра допустима, однако, лишь в безопасном парке или в лесу.

Если ребенок вырывается на улице и убегает, подвергая себя опасности, бывает необходим специальный тренинг. Взрослый крепко держит ребенка за руку, даже, если тому это неприятно, и, если чувствует, что тот расслабился, ослабляет свою руку, будучи готовым, при необходимости мгновенно схватить его снова. При этом важно избегать окриков и гневных выговоров; если ребенок вырвался, поймать его опять со словами: "по дороге мы идем ря­дом, ты сможешь побегать в парке," и пофантазировать: "куда мы сможем сбегать". Можно придумать особый приз за "хорошую, дружную прогулку". В подростковом возрасте более социально адекватной является прогулка под руку нежели за руку.

Особые трудности возникают с теми подросшими аутичными детьми, для которых остаются характерными "полевое" поведе­ние и разнообразные влечения. Такие ребята склонны подбирать с пола и тянуть в рот самые разные, вещи и иногда бывает крайне ловкими и изобретательными, чтобы достать привлекающий их объект. В данном случае многим родителям приходится органи­зовывать свой быт подобно тому, как делают семьи, у которых в доме полуторагодовалый ребенок, начавший передвигаться само­стоятельно: прячутся все лекарства, химические растворы, опасные, мелкие и острые предметы.

Если во время прогулки аутичный ребенок поднимает с земли предметы и берет их в рот, можно  за­нять его руки и внимание какой-нибудь деятельностью. Можно приучать носить сумки,  держать при себе  план прогулки в виде рисунков и пе­риодически привлекать его внимание: "посмотрим, где мы сейчас находимся". В этом случае также может помочь договор: если прогулка была спокойной, ребенок получает особенно значимую для него награду (для кого-то это может быть совместная игра, для другого - любимое лакомство), если же во время прогулки произошел инцидент, необходимо, чтобы он в этот день огово­ренного поощрения не получил. Здесь особенно важна последо­вательность взрослых, т.к. если ребенок чувствует, что свое развлечение он все равно получит, он начинает экспериментиро­вать, и подобная ситуация может еще сильнее дезорганизовать его поведение, и жизнь семьи.

Дома важно организовать место для "самостоятельной деятельности", где находились бы доступные ребенку игры и за­дания, которые своим содержанием и формой подсказывали бы ему, что с ними можно делать: это может быть конструктор "Лего", мозаика, ящик для геометрических форм и т.п. Конечно, сначала длительное время нужно вместе заниматься в этом угол­ке, предоставляя молчаливую помощь сзади и постепенно отсту­пая в сторону, подкрепляя самостоятельные действия ребенка. В будущем организованное таким образом поведение ребенка мо­жет позволить вам оставлять его на короткое время, не терзаясь каждую минуту из-за того, что он предоставлен сам себе.

 

 

Как формировать чувство безопасности

Как формировать чувство безопасности

Если во время прогулки аутичный ребенок поднимает с земли предметы и берет их в рот, можно за­ нять его руки и внимание какой-нибудь деятельностью

Если во время прогулки аутичный ребенок поднимает с земли предметы и берет их в рот, можно за­ нять его руки и внимание какой-нибудь деятельностью
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей