Консультация " Причины, способствующие развитию детской агрессии, и способы контроля поведения ребенка"

  • doc
  • 27.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Причины, способствующие развитию детской агрессии, и способы контроля поведения ребенка.doc

Причины, способствующие развитию детской агрессии, и способы контроля  поведения ребенка.

 

Как много негативного в современном мире! И все это зачастую находит прямое отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивные, они становятся заложниками тех условий, в которых растут и развиваются. Мы разберем причины, способствующие развитию детской агрессии, и способы контроля  поведения ребенка.

Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: « Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носит возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника. Кроме того, например, сточки зрения гештальт- психологии агрессия необходима для выживания и носит функции защиты и сохранения «своей среды» или конструктивного ее изменения. Итак, что же такое агрессия?

Агрессия мотивированное деструктивное поведение, противоречащие нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящие вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящие физический ущерб людям или вызывающих у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха ,подавленности).

Виды агрессии:

·        Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;

·        Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

·        Прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;

·        Косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу);

·        Инструментальная агрессия – является средством достижения какой – либо цели;

·        Враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии;

·        Аутоагрессия – проявляется в самообвинении, самоуничтожении, нанесении себе телесных повреждений, вплоть до самоубийства.

 

      Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль в развитии тех или иных качеств ребенка играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М.Мид доказала, что в тех случаях, когда детей резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у них формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, он окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

     На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих. Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая  в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известна, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.

     Кроме того, существует мнение, что, если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты родители прибегают к насилию, в ребенке формируется агрессивное начало. Поведение родителей с ребенком и друг с другом – это самый первый и значимый образец для ребенка. Зачастую в гневе ребенок может ответить взрослому его же словами и действиями.

     Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:

·        скандалы в семье;

·        применение физической силы во время семейных ссор (драки);

·        грубое, жестокое обращение с ребенком;

·        привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т.п.;

·        просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах;

·        одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»

 

          Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе? Как предотвратить перерастание детской агрессивности в черту характера?

          Известный психиатр Р. Кэмпбелл выделяет пять способов контроля поведения ребенка: два из них – позитивные, два – негативные и один – нейтральный. К позитивным способам относятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь ребенка, взять его за руку и отвести и т.д.).

           Модификация поведения – нейтральный способ контроля – предполагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование). Но данная система не должна применяться слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду.

           Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт.

           Что же такое пассивная агрессия и какие опасности она в себе таит? Это скрытая форма агрессии, цель которой – вывести из себя, расстроить родителей или близких людей. Причем ребенок может причинить вред не только окружающим, но и себе. Он начнет специально плохо выполнять задания, в отместку родителям надевать те вещи, которые им не нравятся, будет капризничать на улице без всякой причины. Главное – вывести родителей из равновесия.

            Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрений и наказаний должна быть продумана в каждой семье. Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство сына или дочери. Наказание должно следовать непосредственно за проступком, а не через день, неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.

 

Правила поведения, способствующие снижению детской агрессивности

·        будьте внимательны к чуствам и желаниям своего малыша.

·        Адекватно оценивайте возможности ребенка

·        Стремитесь вовремя, невязчиво и без излишних наставлений оказывать малышу необходимую помощь.

·        Предоставляйте ребенку самостоятельность в делах, которые ему по силам.


·