данный материал содержит подробную информацию о том, как дидактические игры и игровые обучающие ситуации помогут дошкольнику овладеть необходимым запасом знаний, умений и навыком в ознакомлении с природой и ее богатствами. Ведь всем известно, что игра как метод экологического воспитания поможет в решении задач в формировании основ экологической культуры.Консультация «Дидактические игры и игровые обучающие ситуации в процессе ознакомления дошкольников с природой»
консультация.docx
Государственное казенное коммунальное предприятие «Яслисад №116 г.Павлодара»,отдела
образования г.Павлодара, акимата г.Павлодара
Консультация
«Дидактические игры и игровые
обучающие ситуации в процессе
ознакомления дошкольников с природой»
Воспитатель: Цыбизова Л.П.
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали
дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в
наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над
человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека
стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); формирование
системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы,
восхититься ею, желания сохранить ее);
участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по
охране и защите природы.
Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное
воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны
лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление
защитить и сберечь природу и т.д. Проводя работу по экологическому воспитанию,
расширяя содержание программного материала о растениях, животных, явлениях природы,
о труде людей по уходу за ними, о воспитании любви, бережного и заботливого отношения
к растениям и животным, педагогу нужно стремиться к тому, чтобы дети входили в
природу не просто созерцателями, потребителями, а заботливыми, бережливыми хозяевами
родной земли. Огромная роль в развитии и воспитании
ребенка принадлежит игре важнейшему виду деятельности. Идея включения игры в
процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К.Д. Ушинский
отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал
педагогам стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных
задач обучения и воспитания малышей. По мнению автора, занимательность не должна
стирать границ между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании на
занятиях дидактических игр и игровых приемов. Многие ученые отмечают важную роль
обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка,
закреплять его знания об окружающем мире (А.С. Макаренко, У.П. Усова, Р.И. Жуковская,
Д.В. Менджерицкая, Е.И. Тихеева и др.) Игра
является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально
волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает
существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С.
Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни
ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков
ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля
происходит, прежде всего, в игре..»
Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые
открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия,
а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности.
Экологическое воспитание детей необходимо строить на игровой основе – с большим
включением в педагогический процесс разных видов игр.
Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть
неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в
природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы,
так и за её пределами.
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается
эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание активно беречь и защищать
природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей
и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной
жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать
важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Дидактические игры экологического содержания разнообразны в зависимости от
решаемых при их использовании задач.
Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Это подвижные
игры (игры с правилами), дидактические, игры – драматизации, конструктивные игры.
Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые
игры.
Очень важно, чтобы воспитатели как можно больше использовали элементы сюжетно
ролевой игры: воображаемую ситуацию, ролевые действия и диалоги, несложные сюжеты,
в которых обыгрываются какие – либо игрушки. В самостоятельной игре дошкольников эти
элементы взаимосвязаны в едином игровом процессе. Исследователи доказали, что на
первом этапе игровой деятельности детей, следует формировать необходимые знания об
окружающей действительности. Педагог учит их осуществлять игровые действия с
предметами, строить ролевые взаимоотношения, развивать сюжетную линию игры.
Огромная роль в воспитании у детей осознанно правильного отношения к природе
принадлежит игровым обучающим ситуациям (ИОС).
ИОС это полноценная, но специально организованная сюжетноролевая игра. Её
характеризуют следующие моменты:
она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или
сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для неё специально организуются
пространство и предметная среда;
в содержании игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым
подчинены все её компоненты сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;
игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну
роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с
сюжетом;
воспитатель руководит всей игрой, следит за развитием сюжета, исполнением ролей
детей, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми
действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.
Выделяют следующие виды игровых обучающих ситуаций: Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа подразумевают
использование игрушеканалогов.
Аналоги это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных
животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в
самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.).
Использование данного вида игрушек формирует у детей отчетливые представления
об особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. С помощью таких
игрушек педагог может легко продемонстрировать возможные действия с предметом и
действия с живым существом, т.е. показать различия в формах действия с живыми и
неживыми объектами.
Данный вид игровых обучающих ситуаций используют при ознакомлении детей с
птицами, рыбками и другими животными, а также при сопоставлении игрушечных и живых
деревьев.
Игрушки – аналоги можно сопоставлять не только с живыми объектами, но и с их
изображением на картинах, наглядными пособиями. Например, в беседе по картинам об
особенностях жизни зайца в условиях леса, его приспособленности к разным временам года
может участвовать игрушечный зайчик. Экологический смысл сопоставления заключается в
том, что игрушечный зайчик «живет» в уголке, ему никто и ничто не угрожает, он не
приспосабливается к окружающим его условиям, т.е. это его среда обитания. Создается
ситуация в ходе которой дети обучают белочку, рассказывают ей, используя картины, то,
что им знакомо, педагог дополняет их рассказы новыми, незнакомыми детям сведениями и
тем самым незаметно обучает детей.
Данный вид игрушек может включаться в любой вид деятельности детей: занятия,
наблюдения, труд в природе, экскурсии, чтение художественной литературы. Игрушкианалоги это дидактические игрушки, их следует собирать и хранить в
методическом кабинете. Рекомендуется иметь наборы рыбок, птичек они послужат
раздаточным материалом на занятиях в любой возрастной группе. Можно подобрать
одноименные игрушки, сделанные из разного материала (например, зайцы мягкие,
резиновые, пластмассовые), разного размера и разного декоративного оформления.
Второй тип игровых обучающих ситуаций связан с использованием кукол,
изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся
сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально,
будоражат воображение, становятся объектами подражания.
В таком виде игровых обучающих ситуаций сказочные герои действую в новых,
аналогичных сюжету сказки ситуациях. Поведение героя характерно поведению в сюжете
сказки, из которой данный персонаж.
Подбирать персонажей литературных произведений следует так, чтобы сюжет сказки,
из которой вводится герой, было связано с природой, а персонаж имел кукольное
воплощение. Для детей средней группы можно использовать персонажей из таких
произведений, как «Репка», «Приключения Незнайки», «Айболит», «Колобок» и др.
С образом героя мультфильма Кота Матроскина у детей связаны представления о
хозяйственном, заботливом, трудолюбивом коте. Этот персонаж может быть включен в
разнообразные игровые обучающие ситуации. Совершая игровые действия Кота
«хозяйственника», герой выполняет очень важную функцию – заводит и содержит
домашних животных. Он знакомит детей с домашними животными, рассказывает, как
нужно за ними ухаживать. Дети знакомятся с домашними водоплавающими птицами.
Дюймовочку дети знают, как добрую, хрупкую, трудолюбивую девочку. В ходе
создания игровых обучающих ситуаций, в которых главным героем выступает Дюймовочка
дети знакомятся с посадкой растений. Дюймовочка рассказывает, как нужно сажать цветы,
как за ними ухаживать, чтобы цветы были красивыми.
Дюймовочка приглашает детей отправиться в путешествие по сказке, из которой она
пришла. В ходе этого путешествия дети знакомятся с представителями животного и
растительного мира, узнают об существенных отличительных особенностях среды обитания
героев сказки.
Используя литературного персонажа Незнайку, не он учит детей, а дети учат его.
Например, дети знакомят Незнайку с обитателями уголка природы, рассказывают ему о
том, что можно делать с ними, а что нет. Воспитатель вносит дополнения в рассказ детей,
тем самым он обогащает знания и Незнайки и воспитанников.
Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно
взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять
роль знающего, хорошо осведомленного в какомлибо материале героя или, наоборот,
ничего не знающего наивного простака. Чтобы игровая обучающая ситуация с любым литературным персонажем
действительно выполнила дидактическую функцию, она должна быть хорошо разыграна. В
каждой такой игровой обучающей ситуации воспитатель выполняет две роли куклы и
свою собственную. Он одновременно говорит и действует за персонажа и за воспитателя.
Как педагог, он разговаривает с детьми и куклой; как персонаж, он говорит с детьми и
воспитателем. При этом успех исполнения роли куклы зависит от меняющихся интонаций и
разнообразных игровых действий, которые она совершает. Кукла должна быть «живой»
поворачиваться то к детям, то к воспитателю, протягивать руки, наклонять голову,
вступать в контакт с детьми (гладить их по голове, по щеке, хлопать по плечу, здороваться
за руку и пр.).
Ещё одним важным видом игровых обучающих ситуаций являются игры
путешествия. Путешествия здесь выполняют функцию экскурсий. Дети посещают музеи,
выставки, зоопарк, зооферму.
В процессе игрпутешествий дети посещают новые, интересные места и расширяют
имеющиеся и получают новые знания о природе.
Воспитатель в этой игре выполняет главную роль экскурсовода, начальника
экспедиции, заведующего фермой. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми
местами и представителями животного и растительного мира.
Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно
поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает
(зимнего заснеженного леса, летнего леса с завалами или болотистыми местами, жаркой
пустыни, арктических льдов).
Например, инсценируя путешествие в летний лес, воспитатель предлагает детям
ходить по лесу осторожно, стараться смотреть под ноги, чтобы не наступить на змею;
наклоняться, чтобы не задеть ветки деревьев; прислушиваться к лесной тишине. Шагая во
время воображаемой экскурсии по болотистому месту, руководитель просит экскурсантов
поднимать повыше ноги, идти осторожно, чтобы не провалиться (при этом сам делает то,
что нужно)
Обучение с использованием игрпутешествий может в ряде случаев выходить за рамки
отведенного времени это не опасно, так как качественное проведение игры, создавая
определенный эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий
эффект. В работе с дошкольниками по их
экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход,
предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной
деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы,
моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной
деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и
исключала авторитарную модель обучения. Занятия должны строиться с учетом наглядно
действенного и нагляднообразного восприятия ребенком окружающего мира и должны
быть направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года).
Внесение игровых обучающих ситуаций в процесс экологического воспитания детей
должно носить не случайный, а специально организованный характер. Только тогда педагог
может достигнуть хороших результатов.
Используя дидактические игры экологического содержания в своей работе, мы
расширим и обогатим знания детей о родной природе, у детей станут ярко проявляться
познавательные интересы, вопросы: « Зачем? Почему? Где?» Мыслительная деятельность
будет проявляться активнее, а ответы детей станут более развернутыми. Проявится
любознательность, сформируется широкий круг представлений о природе. Знания детей
станут системны. Дошкольники уверенно станут ориентироваться в правилах поведения в
природе, будут применять их в разных жизненных ситуациях.
«Игра это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем
расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления с природой
в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который
обучает, даёт задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с
растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта
педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить детей в
любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия
«природного» содержания».
Таким образом, игра как метод экологического воспитания поможет в решении задач в
формировании основ экологической культуры.
Консультация
Консультация
Консультация
Консультация
Консультация
Консультация
Консультация
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.