«Развитие мелкой моторики рук»
Цель: формирование у родителей представлений о роли мелкой моторики в развитии ребенка.
Ход практикума:
Добрый день, Уважаемые
родители!
Сегодня я Вас пригласила на практикум по
развитию мелкой моторики рук у детей. Для начала, хотелось спросить у Вас,
зачем нужно ее развивать?
Ответы
родителей:
В настоящее время Вы слышите про развитие мелкой
моторики постоянно, но этот вопрос всегда был востребован. Предлагаю Вам
ознакомиться с несколькими высказываниями, которые я представлю на плакате:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
(В.А. Сухомлинский).
«Рука – это инструмент всех инструментов»
(Аристотель).
«Рука – это внешний наружу мозг человека»
(И.Кант);
«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев»
(М. Монтессори)
Согласитесь ли Вы с этими высказываниями?
Ответы
родителей:
Развитие рук находится в тесной связи с
развитием речи и мышлением.
Уровень развития мелкой моторики рук служит
одним из показателей интеллектуального развития.
Ребенок, который имеет высокий уровень развития,
умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память,
связная речь.
Пальчиковые
игры и упражнения – уникальное
средство для развития речи. Психомоторные процессы развития речи напрямую
зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием
«пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения.
Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и
выразительной.
Каждый день с детьми мы используем пальчиковую
гимнастику, массаж рук.
А сейчас я с вами хочу немножко поиграть.
Упражнение «Крутись, карандаш» (используем
ребристый карандаш)
Карандаш в руках катаю.
Между пальчиков верчу
Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу.
Упражнения
с мячом - ежиком
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
Теперь, я предлагаю высказать Вам своё мнение.
Что нового вы сегодня узнали? Сделали ли Вы какие то выводы для себя?
Старайтесь как можно больше заниматься с
ребенком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Удачи Вам!
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Как развивать мелкую моторику у дошкольников
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
«Представление, что при
любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг, вначале казалось
парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.»
Н.А.Бернштейн
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам,
взрослым, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им
преодолеть. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными
задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них
речи. Это - основное условие успешного обучения, ведь посредством речи
совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слова мы выражаем свои
мысли.
М.М.Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые
области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев
рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем
он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник
творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Совершенствование мелкой
моторики – это совершенствование речи.
Научные исследования середины прошлого века доказали существование взаимосвязи
между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики кисти руки на
основе исследований М.М.Кольцова в 1973г. делает важнейший вывод о том «… что
есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как
артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна
речевая зона мозга»
Недостатки развития мелкой моторики у детей с ОНР проявляются:
• В нарушении точности, быстроты, переключаемости и координации
движений;
• Затруднениях динамической и статической организации двигательного акта;
• Невозможности быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений;
• Снижении двигательной памяти и самоконтроля;
• Замедленности, застревании на одной позе.
Всё выше изложенное указывает на необходимость целенаправленной работы по
развитию мелкой моторики рук у детей с ОНР.
Для развития мелкой
моторики широко используются разнообразные материалы:
• бумага;
• наждачная бумага;
• крупы;
• песок;
• пуговицы;
• липучки;
• молнии;
• массажные мячики;
• счётные палочки;
• бусы;
• шестигранные карандаши;
• прищепки;
• платочки и т.д.
Благоприятное воздействие упражнений оказывает использование
стихов. Использование стихов в упражнениях позволяет достичь наибольшего
обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
При проведении упражнений для развития мелкой моторики необходимо
соблюдать следующие
правила:
• если у ребёнка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего
времени;
• играя с ребёнком, следует выражать радость, печаль, удивление, испуг, ведь то
или иное событие ребёнок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено;
• запастись терпением и не ждать мгновенной реакции;
• работу проводить регулярно, систематически;
• соблюдать временной регламент, что бы не вызвать переутомления, для детей 4-5
лет – 15 мин, 5-7 – 25 мин;
• учитывать индивидуальные особенности ребёнка, темп его развития, возможности;
• стихи следует произносить то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя
те или иные слова, движения выполнять синхронно со стихами.
Список литературы.
1.
О.А.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием
нестандартного оборудования»
2. Г.Г.Галкина «Пальцы помогают говорить»
3. Журнал «Логопед» №2/10
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.