Современные дети к 5 -5,5 годам, как правило, овладевают всей системой родного языка. Пятилетний ребёнок чётко произносит все звуки; говорит связно, используя в речи сложные предложения (до 10 и более слов); многосложные слова. Он без труда может пересказать сказку, рассказ, составить рассказ по картинке или из собственного опыта. Словарный запас ребёнка 5 лет составляет от 4 до 5 тысяч слов. На 5-м году жизни ребёнок способен узнавать тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.
Однако не все пятилетние дети достигают языковой нормы. Нередко у детей в этом возрасте возникают ошибки в произношении звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других – неправильное их формирование. У некоторых детей ещё не закончилось усвоение шипящих звуков (ш), (ж) и (л), (р).
Эти звуки могут совсем отсутствовать в речи. Ребёнок говорит «ампа» вместо лампа, «д ова» вместо дрова. У ряда детей отмечается искажённое произношение звуков (с), (з), (ц), горловое («картавое») (р). Могут иметь место и замены одних звуков другими, например, (ш) – на (с), (р) на (л), (с) на (т) («сапка» – шапка, «лакета» - ракета, «табака» - собака).
Встречаются у детей среднего и старшего дошкольного возраста и дефекты смягчения звуков, когда твёрдые звуки произносятся мягко (дом –«дём») или, наоборот, мягкие произносятся твёрдо (опять – «опат»), и дефекты озвончения: оно может быть недостаточным (звонкие произносятся глухо: «папушка» вместо бабушка, «тятел» вместо дятел) или избыточным, когда глухие звуки произносятся звонко (пижама – «бижама», кормушка – «гормушка»).
Более того, словарный запас некоторых детей беден, ограничен окружающим миром. Может быть нарушена слоговая структура слова: ребёнок пропускает слоги или переставляет их, или заменяет слоги на более простые в плане произношения («мидол» - помидор, «тибот» -бутерброд, «мосалёт» - самолёт). Такие дети неправильно используют в речи или пропускают предлоги (Мы ходили магазин мамой. Я сплю с кровати).
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребёнок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ
«Отгадай, что звучит». Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы).
«Угадай, что делать». Ребёнку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребёнок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.
«Где позвонили?» Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз. Игру повторяют 4-5 раз.
«Угадай, кто сказал». Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, именующуюся в сказке.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
«Так ли это звучит?» Взрослый предлагает ребёнку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребёнок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчётливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребёнок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание.
Примеры: лук –луг; роса- роза; плод- плот; дрова – трава.
А в эти игры можно играть с ребёнком в транспорте, по дороге в детский сад и домой, ожидая приёма у врача и пр.
«Первый звук». Нужно выделить голосом первый звук в словах (а-а-аист, у-у-ухо, о-о-облако, и-и-ива).
«Цепочка слов». Взрослый и ребёнок поочерёдно произносят слова: каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч – чемодан – нос –санки –игла –абрикос. И т.д.)
«Назови одним словом». Взрослый называет несколько слов (дуб, липа, ель, осина). Ребёнок должен вспомнить и назвать обобщающее понятие (деревья). А также посуда, обувь, одежда, мебель, дикие животные, домашние животные, птицы, игрушки, инструменты…
«Придумай рифму». Взрослый и ребёнок поочерёдно называют слова и подбирают к ним рифму.
«Скажи наоборот». Взрослый называет слова (горячо, солёный, старый, ночь, друг, горько, смеяться и т.п.), а ребёнок подбирает к ним слова с противоположным значением (антонимы).
«Отгадай». Взрослый описывает предмет, а ребёнок отгадывает, что он загадал. Затем игроки меняются ролями.
«Подбери как можно больше слов». Взрослый называет глагол, а ребёнок подбирает к нему слово, подходящее по смыслу.
(Летит – воробей, комар, самолёт; плывёт – рыба, лодка, мальчик. И т.п.)
«Делим слова на части». Взрослый произносит слово, ребёнок повторяет его, сопровождая произнесение каждого слога хлопком в ладоши, затем говорит, сколько в слове частей. (Например: ма - га-зин. В слове три части.)
«Что из чего?» Взрослый составляет словосочетания (существительное+ существительное), ребёнок заменяет одно существительное соответствующим прилагательным. (Мяч из резины – резиновый мяч, стакан из стекла – стеклянный стакан, сумка из кожи – кожаная сумка, шляпка из соломы – соломенная шляпка, поделка из картона – картонная поделка).
Конечно же, всех игр, направленных на развитие речи ребёнка-дошкольника перечислить невозможно. Другие игры можно найти в специальной педагогической литературе для родителей. Например:
А.И. Максаков. Правильно ли говорит ваш ребёнок.
А.И.Максаков, Г.А. Тумакова. Учите, играя.
Г.А.Тумакова. Ознакомление дошкольника со звучащим словом.
Г.С.Швайко. Игры и игровые упражнения по развитию речи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.