«Использование современных методов и приемов работы со сказкой в речевом развитии детей»
Существуют следующие современные методы и приемы работы со сказкой, которые используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Что любят наши дети-дошколята? Любят смотреть мультфильмы, играть и, конечно же, любят сказки. Сказка - неизменный спутник детства, играет особую роль в жизни ребенка. Она умеет завладеть вниманием ребенка, возбудить любознательность, стимулировать воображение.
Сказки являются универсальным средством формирования всесторонне развитой личности. Педагогическая ценность сказок усиливается , если
грамотно отбирать тексты, систематически использовать традиционные и инновационные методы или приемы работы со сказкой , стимулирующие познавательную, двигательную, творческую активность и любознательность детей
Используя на занятиях современные методы и приемы работы со сказкой , педагог не только может воспитывать, формировать морально- этические нормы поведения, но и добиваться решения коррекционно-
развивающих задач благодаря работе сразу над всеми компонентами речи (расширять словарный запас, развивать монологическую и диалогическую речь, работать над грамматическим строем речи).
1. Рассказывание сказок
Можно предложить рассказать сказку от первого или от третьего лица, от имени других действующих лиц, например как сказку о Колобке
рассказала бы лиса, Баба Яга и т.д.
2. Узнавание и воспроизведение сказки
В форме развлечения, викторины, где герои сказок приходят к детям в гости;
3. Пересказ детьми прочитанного или отдельных эпизодов сказки. 4.Рассказ сказки по кругу.
Один за другим дети пересказывают сказку по предложению и постепенно у них складывается коллективный пересказ.
Литературный театр, включающий выразительное чтение,
демонстрацию рисунков или поделок, музыкальных произведений, выставку книг.
5. Анализ сказки
Для анализа выбирается известная сказка. При этом необходимо ответить на ряд вопросов:
«Как вы думаете, о чем эта сказка?»
«Кто из героев больше всего понравился и почему?»
«Почему герой совершил тот или иной поступок?»
«Что произошло с героями, если бы они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?»
«Что было бы, если в сказке были только плохие герои?» и т.п.
Данный метод подводит детей к осознанию того, что стоит за каждой сказочной ситуацией и поведением героев
6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание и
переписывание авторских и народных сказок). Данный прием имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказок и т.д. В результате творческой работы
изготавливается книжка-самоделка.
7. Моделирование сказок предполагает использование моделей для составления или воспроизведения сказки, позволяет детям лучше усвоить последовательность персонажей. В работе используются различные предметы-заместители (например, геометрические фигуры), а также
рисуночные схемы сказки.
8. Нравственная лесенка
Нацеливает детей с этической точки зрения оценить поведение всех
персонажей и расставить их на лесенке от самого плохого до самого лучшего, гуманного и добродетельного.
9. Домысливание судьбы героя
Предполагает развитие идеи автора, осмысление дальнейшей
деятельности героя в рамках тех обстоятельств, которые описаны в сказке 10.Спасательные ситуации в сказках.
Метод направлен на то, чтобы ребенок учился находить выход из трудных и непредвиденных обстоятельств для сказочных персонажей.
Дети к специально предложенным экстремальным ситуациям, придумывают различные варианты «спасательных» решений.
Например: «Однажды лисенок решил поплавать. Заплыл он довольно далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть…» Предложите
свои варианты спасения лисенка. Это и будет началом новых сказок.
11. Сказка по –новому
Предложить придумать свои варианты к знакомым логически завершенным сказкам (например, в сказке «Репка» вытянули репку, а возможно под репкой оказался клад);
В известную и любимую сказку ввести новых главных героев и попросить придумать продолжение;
Педагог рассказывает знакомую сказку и предлагает в ней что –то
немного изменить (например, Золушка, убегая потеряла платочек) придумать свою сказку;
Детям предлагается наделить главных героев знакомой сказки противоположными качествами и продумать поступки и приключения , в которые они попадут;
(например, падчерица становится ленивой и капризной, а мачеха – заботливой и трудолюбивой, лиса перерождается в послушную и скромную и т.д.)
Когда герой оказывается перед выбором нескольких путей решения проблемы, дети придумывают продолжение к каждому из вариантов
(например, когда Иван-царевич стоит перед выбором пути; Золушка сама выполнила всю работу и попала на бал в своем грязном платье… )
12. Сочинение сказки о бытовых предметах
Помогает детям лучше понять и узнать окружающий их мир вещей.
Дошкольникам предлагают реальное начало о каком-либо предмете и просят придумать историю, которая произошла с ним. Например, реальное начало:
«Висит без дела днем, а ночью освещает дом». Дети отгадывают загадку, совместно с педагогом беседуют о предмете, о его назначении. Потом
придумывают сказочное продолжение: «В одном доме появилась необычная лампочка: она зажигалась только для добрых людей».
13. Цветные сказки
Их целесообразно использовать для закрепления представлений детей о многообразии и значение цвета вокруг нас. Сочиняя эти сказки, надо
соблюдать правило: в сказке должно быть много предметов и природных объектов определенного цвета
14. Сказка от одного слова. Отталкиваясь от одного слова или предмета, сочиняется сказочная история.
15. Семейные сказки
Осуществляется в форме сериала с одним главным сказочным
персонажем. Например, сериями сказок про Колобка могут быть следующие: Традиционная народная сказка;
Как бабушка и дедушка спасли Колобка;
У Колобка появился рюкзачок с сюрпризом У Колобка появился друг Ежик и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.