Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах с детьми младшего дошкольного возраста»
Оценка 4.8

Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах с детьми младшего дошкольного возраста»

Оценка 4.8
Документация
docx
18.02.2021
Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах с детьми младшего дошкольного возраста»
Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса.
Консультация для педагогов.docx

Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах с детьми младшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Вот почему применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий может повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачами здоровьесберегающих технологий являются:                                                                    1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.                      2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.                                                                                                                                       3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.                 Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые используются в режимных моментах с детьми.

Утренняя гимнастика:

1. дыхательная гимнастика

Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

·        улучшить работу внутренних органов;

·        активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;

·        тренировать дыхательный аппарат;

·        осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;

·        повысить защитные механизмы организма;

·        восстановить душевное равновесие, успокоиться;

·        развивать речевое дыхание.                                                                                                          

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.   В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

2. пальчиковая гимнастика- это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

·        осязательных ощущений;

·        координации движений пальцев и рук;

·        творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

·        массаж;

·        действия с предметами или материалами;

·        пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.                                                                                                        3. обще развивающие упражнения;                                                                                                  4. танцевальные упражнения;

Перед занятиями:

- точечный массаж, анти стрессовый массаж, интеллектуальный массаж.

Физкультминутки на занятиях:                                                                                                      Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности,  во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.                                                               Цель таких физкультминуток:

·        смена вида деятельности;

·        предупреждение утомляемости;

·        снятие мышечного, нервного и мозгового напряжения;

·        активизации кровообращения;

·        активизации мышления;

·        повышение интереса детей к ходу занятия;

·        создание положительного эмоционального фона. 

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку. Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

1. Повторяем движения за словами:

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

2. Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)                                                                    Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)                                                                 Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)                                                                   Убежали под кусток (присесть).

1. дыхательные упражнения;

2. пальчиковая гимнастика;

3. Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

·        снятия напряжения;

·        предупреждения утомления;

·        тренировки глазных мышц;

·        укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя. Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

 Прогулка:

1. дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения;

2. оздоровительная ходьба, бег.

Во время прогулки можно провести 2-3 игры разной степени подвижности, несложные сюжетные игры, предоставить детям возможность играть самостоятельно. Все формы работы, реализуемые на прогулке, содержание деятельности детей на воздухе, интенсивность их двигательной активности необходимо соотносить с условиями погоды, сезоном года, температурой воздуха.

Перед сном:

- релаксация, саморегуляция.  Лежа на спине. Руки вдоль туловища, ладонями вниз или вверх, немного согнуты в локтях. Закройте глаза, проследите, чтобы зубы не были сомкнуты, а губы сжаты. Лежите спокойно, но постепенно погружаясь в дремоту, как в теплую ванну. Посторонние мысли уходят. Ничто не отвлекает вас, не беспокоит. Приятный теплый ветерок овевает тело, расслабляет мышцы.                                                    Расслабляются мышцы губ, уголки рта слегка опускаются.                                Расслабляются мышцы щек. Веки плотно смыкаются. Они стали тяжелыми – тяжелыми. Мышцы лица расслаблены. Вы не ощущаете их.                              Расслабляются мышцы ног. С каждым выдохом волна покоя усиливается. Вы не чувствуете ног. Вы отдыхаете.                                                                                    Расслабляются мышцы спины. Спина как бы соединяется с поверхностью, на которой вы лежите. Вы чувствуете легкость во всем теле.                                     Сердце бьется спокойно, ритмично. Дыхание легкое, свободное. Вы совершенно спокойны. Полный покой овладевает вами. Вы отдыхаете. Восстанавливаются ваши силы, каждая клеточка вашего организма наливается здоровьем.

После сна:

1. гимнастика пробуждения;                                                                                                          - Спокойно сделайте вдох, выдох – полным дыханием.                                                           - Пошевелите пальцами рук и ног.                                                                                              - Сожмите пальцы в кулаки.                                                                                                         - Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок.                                - Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.                                       - Опустите руки.                                                                                                                         - Разотрите ладони до появления тепла.                                                                                             - «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.                                                                                  - Потяните правую ногу пяткой, носок на себя.                                                                              - Потяните левую ногу пяткой, носок на себя.                                                                           - Потяните две ноги вместе.                                                                                                                - Прогнитесь.                                                                                                                                - Сели.                                                                                                                         - Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладони вверх.                                          - Мысленно пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и радости, хорошего настроения.

2. дыхательная гимнастика;

3. пальчиковая гимнастика;

4. ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, исправление (профилактика) осанки, сколиоза).

Перед приемом пищи:

1.     массаж на профилактику простудных заболеваний;

2. физкультурные занятия – 2 раза в неделю;

3. ритмическая гимнастика – 1 раз в неделю.

ИГРОВОЙ МАССАЖ

Включает несколько видов массажа.

Закаливающее дыхание. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

- «Найди и покажи носик»;                                                                                                                          - «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или носовым платком).                                                                                                          - «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос.                                                                             - «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением.                                                             - «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю поочередно.                                                                                                            - «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать указательным пальцем по крыльям носа и произносить «ба – бо – бу».                                                                                            - «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.

Массаж рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Массаж ушей. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

- «Найдем и покажем ушки»;                                                                                                     - «Похлопает ушками»;                                                                                                                - «Потянем ушки» - оттягивание мочек ушей;                                                            - «Покрутим козелком»;                                                                                                                     - «Потрем ушки».

 

Важно также постоянно стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением. Нужно добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил личной гигиены поможет им сохранить здоровье, позволит участвовать в разнообразных занятиях, улучшить социальные контакты и настроение.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

·        проявить эмоции, переживания, фантазию;

·        само выразиться;

·        снять психо - эмоциональное напряжение;

·        избавиться от страхов;

·        стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом, происходит:

·        улучшение самочувствия и настроения детей;

·        профилактика простудных заболеваний;

·        решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

·        фитотерапию;

·        цветотерапию;

·        музыкотерапию;

·        витаминотерапию;

·        физиотерапию;

·        гелиотерапию;

·        песочную терапию.

Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.

Пожелания педагогам…                                                                                                        Десять золотых правил здоровьесбережения:                                                                               Соблюдайте режим дня!                                                                                                           Обращайте больше внимания на питание!                                                                                Больше двигайтесь!                                                                                                                         Спите в прохладной комнате!                                                                                               Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!                                                           Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!                                                Гоните прочь уныние и хандру!                                                                                            Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!                                              Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!                                      Желайте себе и окружающим только добра!

 


 

Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах с детьми младшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах с детьми младшего дошкольного возраста»

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила

Перед занятиями: - точечный массаж, анти стрессовый массаж, интеллектуальный массаж

Перед занятиями: - точечный массаж, анти стрессовый массаж, интеллектуальный массаж

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)

Лежите спокойно, но постепенно погружаясь в дремоту, как в теплую ванну

Лежите спокойно, но постепенно погружаясь в дремоту, как в теплую ванну

Перед приемом пищи: 1. массаж на профилактику простудных заболеваний; 2

Перед приемом пищи: 1. массаж на профилактику простудных заболеваний; 2

Найдем и покажем ушки»; - «Похлопает ушками»; - «Потянем ушки» - оттягивание мочек ушей; - «Покрутим козелком»; - «Потрем ушки»

Найдем и покажем ушки»; - «Похлопает ушками»; - «Потянем ушки» - оттягивание мочек ушей; - «Покрутим козелком»; - «Потрем ушки»

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна)

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2021