Консультация для педагогов на тему: Изотерапия в работе с дошкольниками
Оценка 4.7

Консультация для педагогов на тему: Изотерапия в работе с дошкольниками

Оценка 4.7
docx
22.03.2020
Консультация для педагогов на тему: Изотерапия в работе с дошкольниками
консультация изотерапия.docx

Изотерапия  является одним из самых эффективных и популярных методов арт-терапии. Этот метод заключается в использовании изобразительного искусства(как правило это рисование, а так же лепка из глины и пластилина, фотографирование, декорирование) в качестве лечения психических расстройств различной степени или в педагогических целях. Несмотря на  свою эффективность, изотерапия ,как отдельная методика появилась около полувека назад.

  Изотерапия ,при работе с ребенком выдает много информации о нем и его внутреннем мире:  что  он чувствует, о чем думает ,кого и что любит или боится др. Дети через свои рисунки   как будто «говорят» с  окружающими .  Внимательный взрослый сможет намного быстрее и легче понять ребенка и помочь ему, используя знания  изотерапии.

Спомощью изотерапии взрослые и дети могут справиться стакими проблемами, как:

• низкая самооценка. По статистике от  неуверенности в себе страдает больше 70%людей.  Практические  упражнениям изотерапии позволяют детям  стать увереннее и значительно повысить свою самооценку .

 

•выразить свои эмоции и чувства безопасным для себя и окружающих способом. Изотерапия  очень эффективна , когда нужно освободиться от психологической зажатости, нервозности, неуравновешенности,  агрессивности, ревности, страхов и др.

• семейные проблемы или проблемы в отношениях.

• проблемы с поведением .

 

• хронический стресс и психосоматические заболевания. 

 

Кроме того, занятия изотерапией способствуют раскрытию творческого потенциала и открывают в человеке новые ресурсы и возможности

Изотерапия делится на два основных вида :

1.Активный-создание чего-то нового, собственного видения каких-то предметов и вещей отражения их в рисовании и лепке.

2. Пассивный- этот вид заключается в работе с уже имеющимися произведениями искусства(создание уменьшенных копий,  срисовка и т.д.);

 

Основная задача  изотерапии для дошкольников-помочь им  адаптироваться в окружающем мире и социуме.Что необходимо знать организуя занятия в этой возрастной группе :

*изотерапия-зэффективный способ для переключения внимания с одного вида деятельности на другой;

*для развития творческих способностей полезно организовывать  парные занятия, чтобы дети дополняли друг друга в создании общего образа;

*для налаживания контакта взрослому желательно рисовать вместе с детьми, а потом комментировать нарисованное, обучая ребят самоанализу и рефлексии.

*широкий выбор рисовальных инструментов поднимают настроение ребенку,и позволяют максимально раскрыться и самореализоваться.

Существуют основные принципы данного направления, на которых базируются занятия по изотерапии:

1.запрещается ставить задачу нарисовать правильно или красиво. Чем произвольнее изображение -тем нагляднее передача того, что  происходит внутри ребенка.

2.Создание соответствующей обстановки, отсутствие отвлекающих факторов.

3.  Все изображения исключительно от руки(никаких линеек и других чертежных принадлежностей.

4.предоставление широкого ассортимента изобразительных инструментов.

5.Запрещается самокритика работы.("я не умею рисовать","у меня очень плохо получается"и т.д.)

6.Обязательное условие, чтобы ребенок по окончанию работы прокомментировал то, что нарисовал.

7.В групповых занятиях нельзя  давать остальным участникам комментировать рисунки  других без их разрешения.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т.д.

При рисовании ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство . На мой взгляд, краски наиболее функциональны, поэтому при рисовании лучше использовать их. У ребенка -дошкольника сила нажима руки на карандаш при рисовании еще не равномерна ,поэтому карандаши ,фломастеры, ручки быстро ломаются. При рисовании красками имеется возможность постепенно освоить нажим.

 

Изотерапия может применяться как индивидуально, так и в группе, где обязательно должны учитываться  интересы и потребности детей к той или иной технике, которые представлены в большом разнообразии.

Предлагаю вашему вниманию некоторые из них,которые я использую в своей работе с детьми.

Марание :рисование пальчиками , ладошками или кулачками:

В буквальном понимании "марать"-значит"грязнить,пачкать".

Способ получения изображения: дети опускают пальчики, кулачки или ладошку в гуашь и делают отпечаток на бумаге, который затем можно дорисовать  кистью до получения любого изображения, возникающего в воображении. С большим удовольствием ребята выполняют задание :"Мое настроение",  хаотично заполняя лист цветными пятнами, где палитра выбирается детьми в соответствии с их настроением на данный момент.

Кляксография.

"кляксография"-широко известный способ рисования, выполняется раздуванием капли краски в разных направлениях. Развивает  у детей воображение .в качестве терапии используется при повышенной возбудимости у детей.

Рисунок по кругу.

Групповая работа, предназначенная для сплочения,  повышения самооценки, вовлечения  в процесс всех детей.Ребята садятся в круг и вместе  рисуют по очереди ,например воображаемое существо :первый рребенок-голову,второй-туловище и т.д.

Тестопластика.

Работая с тестом и глиной(глина очень похожа на тесто),ребенок учится концентрироваться. Пластичность материала позволяет  многократно изменять работу. Во время лепки глину можно резать, рвать и  ломать изделие, создавая вновь желаемый образ. Тестопластика эффективна при работе с  гиперактивными детьми, а также с детьми, обладающими тревожностью, страхами и агрессией

Монотипия.

Сначала  ребенок рисует на гладкой поверхности- стекле, пластмассе и т.д., затем переносит этот рисунок путем оттиска на бумагу. Далее изображение дорисовывается другими материалами.

Пластилиновая композиция.

Рисунок создается на листе бумаги при помощи пластилина, что требует старания и усидчивости. Техника подходит для работы с гиперактивностью, развивает сенсорную сферу,воображение.

Рисование сухими листьями(продуктами и сыпучими материалами).

На лист бумаги наносится рисунок при помощи клея .Затем сыпучие материалы  или растертые на мелкие частички листья насыпаются на клеевой рисунок,не приклеившиеся частички стряхиваются.

Рисование предметами окружающего пространства.

Большое удовольствие  детям приносит  рисование различными  окружающими предметами : резиновыми игрушками, палочками, кубиками, веревочками, мятой бумагой и т.д.Детская инициатива в выборе  предметов  приветствуется и служит знаком вовлеченности в творческий процесс и появлением сил для отстаивания собственных идей.

Парное рисование.

Детям предлагается разделиться по парам, каждой из которых раздаются карандаши , краски и лист бумаги ,на котором пара должна нарисовать какой то образ или единую композицию. Договариваться заранее о том,что будет нарисовано нельзя,а так же разговаривать в процессе работы тоже запрещено.

Рисование истории.

Ребятам предлагается нарисовать иллюстрацию к какой -либо истории,затем с детьми проводится  обсуждение. Основная задача данной техники -это диагностика, разрешение внутренних конфликтов, коррекция неадекватных моделей поведения.

Используя изотерапию,у детей повышается социализация, улучшается эмоциональный фон и могут открываться новые таланты. Это не удивительно, так как этот метод относится к самому мягкому, но одновременно глубокому, высвобождающему скрытые эмоции и энергетические резервы ребенка. Преимущество  изотерапии еще и в том, что всегда можно подобрать ту форму работы ,которая будет наиболее интересна и близка детям.

 


 

Изотерапия является одним из самых эффективных и популярных методов арт-терапии

Изотерапия является одним из самых эффективных и популярных методов арт-терапии

Существуют основные принципы данного направления, на которых базируются занятия по изотерапии: 1

Существуют основные принципы данного направления, на которых базируются занятия по изотерапии: 1

При рисовании к расками имеется возможность постепенно освоить нажим

При рисовании к расками имеется возможность постепенно освоить нажим

Рисунок создается на листе бумаги при помощи пластилина, что требует старания и усидчивости

Рисунок создается на листе бумаги при помощи пластилина, что требует старания и усидчивости
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2020