Консультация для педагогов на тему: "Коммуникативная компетентность педагога"
Оценка 4.8

Консультация для педагогов на тему: "Коммуникативная компетентность педагога"

Оценка 4.8
Семинары
doc
воспитание
Взрослым
24.09.2024
Консультация для педагогов на тему: "Коммуникативная компетентность педагога"
То есть, одной из важных профессиональных компетентностей педагога, является коммуникативная компетентность, позволяющая осуществлять эффективное взаимодействие с участниками образовательного процесса (родителями, детьми, коллегами), и создавать условия для их сотрудничества с окружающим социумом. Коммуникативная компетентность педагога составляет ядро профессионализма.
Коммуникативная компетентность педагога.doc

Консультация для педагогов на тему:

«Коммуникативная компетентность педагога»

 

 

Эффективность профессиональной деятельности педагогов зависит от большого количества факторов. Среди них особое место занимает коммуникативная компетентность педагога.  То есть, одной из важных профессиональных компетентностей педагога, является коммуникативная компетентность, позволяющая осуществлять эффективное взаимодействие с участниками образовательного процесса (родителями, детьми, коллегами), и создавать условия для их сотрудничества с окружающим социумом.

Коммуникативная компетентность педагога составляет ядро профессионализма. Это способность выслушивать и принимать во внимание мнения других людей, участвовать в дискуссии и защищать свою точку зрения, выступать на публике, устанавливать и поддерживать контакты, принимать решения, вести переговоры, работать в команде и сотрудничать. То есть, это общение.

В литературе общение рассматривается как процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек обнаруживает свои индивидуальные особенности.

Функции общения:

1) контактная, цель которой — установление контакта как готовности к приему и передаче сообщения;

2) информационная, цель которой - прием — передача каких-либо сведений;

3) побудительная, цель которой — стимуляция активности партнера;

4) координационная, цель которой — взаимное согласование действий при организации совместной деятельности;

5) понимания, цель которой —адекватное восприятие и понимание смысла сообщения;

6) амотивная, цель которой —обмен эмоциональными переживаниями;

7) установления отношений, цель которой — осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;

8) оказания влияния, цель которой — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.

Можно ли сказать, что общение педагога и коммуникативная компетентность педагога – это одно и то же? В отечественной педагогической литературе понятия коммуникация, компетенция, компетентность, коммуникативная компетентность - понятия относительно новые. И на сегодняшний день обсуждается вопрос, в чем отличие коммуникации от общения?

Да, понятие «общение» близко соотносится с понятием «коммуникация». Однако, одни ученые разводят эти понятия, другие отождествляют их.

Коммуникация (от лат. communicatio: общение, сообщение, связь) представляет собой процесс односторонней информационной связи, которая носит безответный и монологичный характер.

Коммуникация включает: продуцирование (создание) сообщения (послания); его передачу отправителем (адресантом) и получение адресатом. Коммуникация между людьми - это частный случай общения.

Акт коммуникации (продуцирование - передача - получение сообщения) может быть разовым или многократным, но при этом она по-прежнему остается однонаправленной и монологичной до тех пор, пока коммуникатор и реципиент не поменяются ролями, т.е. пока не будет получен осознанный ответ.

После того, как будет получен осознанный ответ, коммуникация  превращается во взаимный обмен посланиями. Это и есть общение между людьми.

Таким образом, отличие коммуникации от общения состоит в том, что первая является односторонней информационной связью, которую могут устанавливать и животные, и технические устройства, а второе - информационный обмен между людьми.

Следовательно, коммуникация - это одно из важнейших условий объединения людей для любой совместной деятельности.

Компетенция (от лат. «competo» - добиваюсь, соответствую, подхожу) включает в себя: круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу.

Компетентность - способность человека найти оптимальный вариант решения проблемы минимальными затратами. Другими словами, это результативные позитивные действия в различных ситуациях.

В связи с этим коммуникативная компетентность выступает как одна из наиболее важных характеристик, а ее развитие — как особая задача профессионального становления и развития личности специалиста.

Коммуникативную компетентность - способность и готовность к владению технологиями устного и письменного общения на разных языках, взаимодействию и сотрудничеству с коллегами по работе, незнакомыми людьми, работодателями, а также умение обосновать собственное высказывание и правильно воспринимать критику коллег.

Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной деятельности:

- овладение основами педагогической и творческой деятельности (индивидуальная компетенция);

- овладение элементарными способностями по самопроектированию, самореализации и рефлексии (самостроительная компетенция);

- овладение коммуникативной деятельностью по само- и взаимопомощи в общественной жизни (коммуникативная компетенция);

- овладение навыками исследовательской деятельности (поисково-исследовательская компетенция);

- овладение способами составления проектов и программ (проектировочная и программная компетенция).

Высокий уровень коммуникативной компетентности позволяет оптимизировать обучение, моделировать безопасные ситуации общения, транслировать адекватные, гибкие и вариативные модели коммуникативного поведения.

От педагога требуется владение техниками вербального и невербального общения, умение создавать социально-педагогические ситуации, в которых обучающиеся практикуются в установлении контактов с окружающими, в обращении к ним за помощью, советом, выстраивая правильную коммуникацию. От успешности межличностного взаимодействия, способности увлечь в совместную деятельность зависит эффективность образовательного процесса.

Педагог, должен обладать достаточным уровнем коммуникативной компетентности, быть способным реализовать личностно ориентированные образовательные и коммуникативные технологии и готовым гибко управлять образовательным процессом.

Рассмотрение различных аспектов коммуникативной компетентности отражено в работах Б.З. Вульфова, Ю.Н. Емельянова, И.А. Зимней, Ю.М. Жукова, С.А. Игнатьева, Н.В. Кузьминой, Л.А. Петровской, Г.В. Селевко, В.Д. Ширшова, Т.Н. Щербаковой и др.

В современных исследованиях продолжается теоретический анализ понятия «коммуникативная компетентность» и осмысление данной категории, расширяется ее содержательное наполнение. В настоящее время категория «коммуникативная компетентность» рассматривается достаточно широко, и до сих пор нет однозначного взгляда на содержательное наполнение данного понятия, на то, чем является коммуникативная компетентность: способностью, свойством, совокупностью знаний, умений и навыков или качествами личности.

Понятие «коммуникативная компетентность» рассматривается разными исследователями как:

- система внутренних ресурсов, которые необходимы для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия;

- такой уровень сформированности межличностного опыта, то есть обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе;

- владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения как сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности;

- способность к эффективному решению коммуникативных задач, определяющая индивидуально-психологические особенности личности и обеспечивающая эффективность ее общения и взаимодействия с другими людьми;

- способность к эффективному общению и сформированность коммуникативных умений;

- владение сложными коммуникативными навыками и умениями, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность;

- умение вступать в коммуникацию, непринужденно общаться;

- интегральное, относительно стабильное, целостное психическое образование, стабильное, представляющее систему коммуникативных свойств, коммуникативного потенциала и коммуникативного ядра личности;

- компетентность в общении: устное, письменное общение, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента. Опыт и готовность к общению в разных коммуникативных ситуациях: переживание удовлетворения от общения как ценности. Умение начинать, направлять, контролировать коммуникативный процесс.

Таким образом, «коммуникативная компетентность» представляет собой целостное, интегративное, многокомпонентное психическое образование, определяющее эффективность общения.

Коммуникативная компетентность педагога рассматривается как способность к успешному и эффективному педагогическому взаимодействию со всеми участниками образовательного пространства и с социальным окружением для решения широкого круга педагогических задач.

При выделении структурных компонентов коммуникативной компетентности также отсутствует единый подход к данной проблеме (Н.Б. Буртовая, Е.М. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.А. Петровская и др.).

Выделяют следующие компоненты коммуникативной компетентности педагога  /по модели И.А. Зимней/:

1) мотивационно-ценностный компонент представлен профессиональной мотивацией, входящей в состав мотивации учения, самой педагогической деятельности и ее ценностями, готовностью педагога к профессиональному совершенствованию; отражает интерес к инновационной деятельности, стремление к саморазвитию и самореализации, потребность в профессиональном росте;

2) когнитивный компонент предполагает наличие знаний о сущности и роли коммуникативной компетентности, способность решать проблемы, которые возникают в процессе общения;

3) операционно-деятельностный (поведенческий) компонент отвечает за коммуникативные умения, необходимые педагогу в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях, способность педагога к личностно ориентированному взаимодействию во время образовательного процесса, умение сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом, владение ораторским искусством, грамотной устной и письменной речью, умение выработать тактику, технику и стратегию активного взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для того, чтобы достичь определенных социально значимых целей, умение объективно оценивать ситуацию взаимодействия субъектов образовательного процесса, прогнозировать и обосновывать результат эффективности взаимодействия.

Все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Развитие коммуникативной компетентности педагога предполагает всесторонне развитие всех ее компонентов, владение коммуникационными техниками и применение их на практике. 

Таким образом, коммуникативная компетентность представляет собой профессионально значимое личностное качество педагога, которое формируется в процессе его саморазвития. Широкие возможности для формирования коммуникативной культуры учителей открывают тренинговые формы работы. Такой практический опыт дает педагогу возможность взглянуть на особенности взаимоотношений с детьми со стороны, повышает психологическую компетентность, учит применять полученные знания на практике.

 

 

Материал составлен с опорой на интернетисточники:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/01/15/komponenty-kommunikativnoy-kompetentnosti-pedagoga

https://www.virtualacademy.ru/news/razvitie-kommunikativnoj-kompetentnosti-pedagoga/


Скачано с www.znanio.ru

Консультация для педагогов на тему: «Коммуникативная компетентность педагога»

Консультация для педагогов на тему: «Коммуникативная компетентность педагога»

Да, понятие «общение» близко соотносится с понятием «коммуникация»

Да, понятие «общение» близко соотносится с понятием «коммуникация»

Высокий уровень коммуникативной компетентности позволяет оптимизировать обучение, моделировать безопасные ситуации общения, транслировать адекватные, гибкие и вариативные модели коммуникативного поведения

Высокий уровень коммуникативной компетентности позволяет оптимизировать обучение, моделировать безопасные ситуации общения, транслировать адекватные, гибкие и вариативные модели коммуникативного поведения

Опыт и готовность к общению в разных коммуникативных ситуациях: переживание удовлетворения от общения как ценности

Опыт и готовность к общению в разных коммуникативных ситуациях: переживание удовлетворения от общения как ценности

Все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены

Все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2024