Консультация для педагогов на тему: «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств»
Оценка 4.7

Консультация для педагогов на тему: «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств»

Оценка 4.7
docx
15.02.2023
Консультация для педагогов на тему: «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств»
консультац.docx

Консультация для педагогов на тему:

«Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств»

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах назначения и особенностей проведения артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств.

Ход консультации

1. Значение артикуляционной гимнастики в коррекции речевых нарушений дошкольников.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.

Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Важно помнить, что речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Наш речевой аппарат — это сложная система, частями которой являются язык, губы, щёки, нёбо, зубы, голосовые связки, трахеи, бронхи, лёгкие, диафрагма. Большинство из них мышцы, а процесс звукопроизношения — это сложный двигательный навык, который осуществляется при правильной и чёткой работе всех частей речевого аппарата. Если мышцы сильные, упругие, подвижные то мы имеем чёткие, дифференцированные движения речевого аппарата и «чистую» речь, если же мышцы развиты недостаточно, они слабые, вялые или же наоборот чрезмерно напряжённые, то, в этом случае, будет нарушение звукопроизношения.

Что такое - артикуляционная гимнастика?

Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников имеет несколько целей:

· улучшение подвижности органов артикуляции;

· увеличение объема и силы движений;

· выработка навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука.

Важность занятий артикуляционной гимнастикой для дошкольников трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:

· усилению кровообращения;

· развитию гибкости органов речевого аппарата;

· укреплению мышц лица.

2. Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.

При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений. Важно следить за следующими показателями:

· чистота выполнения движений (без сопутствующих движений);

· плавность движений, темп, нормальный тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости);

· объем движений;

· умение удерживать движение определенное время;

· переключаемость движений, т.е. возможностью перехода от одного движения к другому;

· точная координация движений языка и губ.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык.

Дело в том, что у взрослого человека артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь, контролируя свои действия.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день по 5 минут. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов.

Артикуляционная гимнастика выполняется только сидя, чтобы другие мышцы ребенка были расслаблены. Упражнения выполняются от простых к сложным. Упражнение необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Каждое упражнение повторять по 5-7 раз. Если у ребенка не получается сразу упражнение - не беда, проделайте вместе с ним упражнение и скажите, что у Вас тоже не получается, но мы потренируемся и все получится. Чаще хвалите дошкольника и ни в коем случае не выказывайте недовольство. Это придаст ему уверенности в своих силах и снимет беспокойство за результат.

Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.

3. Заключение.

Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит учителю-логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями, воспитателем группы детского сада.

Литература

1. Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 116 с.

2. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 216 с.

3. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей. – М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 64 с.

4. Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 109

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов на тему:

«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи»

Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи.

Ход консультации

1. О влиянии мелкой моторики на речевое развитие дошкольников.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Нервные импульсы, идущие в кору головного мозга от движущихся пальцев рук, тревожат и расположенные по соседству речевые зоны коры, стимулируя их к активной деятельности.

У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сформированности не только общей моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук препятствует овладению навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции с различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.

2. Особенности формирования мелкой моторики.

Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения со взрослыми.

Существует мнение, что сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной моторной сторон речи.

Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в

пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.

Кроме того, действия с предметами в отличие от обычных гимнастических упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности как необходимые им. У детей повышается мотивация к таким занятиям, проявляется осмысленность при выполнении заданий.

Для развития тонкой моторики рук можно использовать различный спортивный инвентарь и некоторые мелкие предметы:

· скакалки;

· мячи;

· гимнастические палки;

· кольца;

· палочки;

· флажки;

· утяжелённые мешочки.

Знакомство детей с новыми упражнениями осуществляется на физкультурных занятиях. Дальнейшее формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных навыков осуществляется во время гимнастики, физминуток, прогулки.

Значительное место в работе с детьми по развитию тонкой моторики рук отводится упражнениям с малыми мячами: разными по размеру, материалу, расцветке, фактуре, структуре, функциональному назначению.

Такое многообразие малых мячей позволяет:

· учитывать индивидуальные, возрастные, физические особенности ребёнка;

· обучить ребенка сравнивать предметы через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий;

· познакомить дошкольников с названиями конкретных действий, различных признаков и свойств предметов, что в дальнейшем позволить им давать развёрнутое описание разных мячей и выполняемых с ними манипуляций.

3. Примеры упражнений для развития тонких движений пальцев рук.

На начальном этапе вместо мяча можно использовать утяжелённый мешочек, заполненный сыпучим материалом (желательно не песком). Мешочек наполняется не слишком плотно, он не должен быть тугим. Мешочек удобнее, чем мяч, ловить одной рукой, при падении на пол он не укатывается, ребёнок лучше чувствует его в руке.

Можно выполнять такие упражнения:

Упражнения в перекладывании предмета.

1. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 - руки в стороны -вдох; 3-4 - руки вниз перед собой (или за спину), мешочек переложить в левую руку - выдох. То же, мешочек в левой руке.

2. Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1 - руки в стороны; 2 -правую согнутую ногу поднять, спина прямая; переложить мешочек под коленом в левую руку; 3 - руки в стороны, ногу опустить; 4 - исходное положение. То же, но согнуть и поднять левую ногу.

3. Положение сидя, ноги врозь, мешочек в правой руке у бедра. На счёт 1 -руки в стороны - вдох; 2-3 - наклон к левой ноге, переложить мешочек в левую руку - выдох; 4 - и.п. То же, наклон к правой ноге.

Упражнения в подбрасывании предмета, перебрасывании и ловли (жонглирование одним предметом).

4. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 - подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками; 3-4 - то же. То же, мешочек в левой руке.

5. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 - подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками. То же, мешочек в левой руке.

6. Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 - подбрасывать мешочек и ловить правой рукой; то же левой рукой.

Упражнения в бросках и ловле предметов в парах.

7. Броски и ловля мешочков двумя руками, дети стоят на расстоянии 2-4 м друг от друга.

8. Перебрасывание мешочка друг другу одной рукой. То же другой рукой

9. Одновременный бросок мешочков друг другу двумя руками с последующей их ловлей.

Групповые упражнения в передаче,

подбрасывании и ловле предмета.

10. Дети сидят по-турецки по кругу. Передача мешочков друг другу под музыкальное сопровождение. Музыка замолкает - передача прекращается с возобновлением музыки игра продолжается.

11. Дети стоят по кругу, водящий - в центре с мешочком в руках. Подбрасывая мешочек вверх, водящий называет имя одного из игроков, тот должен поймать мешочек. Поймавший становится водящим.

Навыки, сформированные в упражнениях с утяжелёнными мешочками, переносятся затем на аналогичные упражнения с другими предметами: матерчатыми, а затем резиновыми мячами, кольцами и т. д. Матерчатый мяч (размером с теннисный) изготавливается из любой ветоши, плотно скатанной и шар, который затем обшивается тканью. Кольца изготавливаются диаметром 20-25 см, толщиной 0,5-1 см. Они могут быть деревянные или пластмассовые. Можно изготовить даже из фанеры или толстого картона, обмотав их каким-нибудь ленточным материалом.

Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребёнку с речевой патологией достигать заметных результатов в развитии двигательной сферы и стимулирует его речевую функцию.

4. Заключение.

При регулярной и систематической работе по развитию мелкой моторики дошкольников, проведении подобных упражнений, у детей значительно улучшаются показатели выполнения моторных проб на статическую и динамическую координацию, на переключаемость, одновременность и отчетливость движений, улучшаются графо-моторные навыки, уменьшается количество синкинезий и тремора пальцев.

Движения дошкольников становятся более уверенными, повышается темп их выполнения.

Кроме того, такое разнообразное сочетание разных видов деятельности на одном занятии позволяет увлечь и заинтересовать детей, и в игровой форме не только комплексно развивать все параметры мелкой моторики, но и различные психические процессы: зрительно-пространственные функции, память, внимание, мышление, восприятие и, конечно же, речь.

Литература

1. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М.: «Сов. Россия», 1973

2. Крупенчук О. Пальчиковые игры. Для детей 4-7 лет. ФГОС ДО. - СПб.: Литера, 2016. — 32 с.

3. Ткаченко Т. С пальчиками играем, речь развиваем. Для детей 3-5 лет. - Екатеринбург.: Издательство: Литур, 2016.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов на тему:

«Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

Цель: повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе работы над правильным звукопроизношением дошкольников.

Ход консультации

1. Нормативное произношение.

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребёнку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Усвоение звуковой стороны языка детьми дошкольного возраста

Таблица 1.

Возраст Звуки

0-2 года А О Э П Б М

2-3 года И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й

3-4 года С З Ц

4-5 лет Ш Ж Ч Щ

5-6 лет Л Р

Для формирования правильного произношения звуков важно:

· развивать артикуляционный аппарат;

· речевое дыхание;

· фонематический слух

Большое значение для правильного развития произношения имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование.

Например, некоторые дошкольники неправильно произносят звук [р] лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении [р]. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса.

Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т.д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, нарушения плавности речи и т.п. Для развития речевого дыхания используют такие приемы, как:

· «Чей одуванчик раньше улетит?»;

· «Чей паровоз лучше гудит»;

· упражнения дыхательной гимнастики («Крылышки», «Поймаем бабочку», «Забей мяч в ворота»);

· пропевание гласных звуков со сменой высоты голоса.

Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза - неотъемлемая часть работы по устранению недостатков звукопроизношения. Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова: мал-мял, рак-лак, том-дом. Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение.

Опираясь на слух, ребёнок контролирует свою артикуляцию и стремится приблизить, «подогнать» своё произношение к произношению окружающих. Речь взрослого является образцом для ребёнка. Поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.

Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов, и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и, как следствие, недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. Важно развивать у детей подвижность языка с помощью артикуляционной гимнастики.

2. Поэтапное формирование звуковой культуры речи.

Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры можно распределить на III основных этапа.

I этап – до 3-х лет – проводится работа, направленная на уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков, на выработку четкого и внятного произнесения слов.

Используются методические приемы: повторение по речевому образцу, использование различного дидактического материала, игрушек.

Игры: «Как мычит корова, кричит петух, пищит мышка и т.д.», «Пароход гудит», «Капли капают», «Ветер», «Аукаем в лесу» и т.д., «Волшебный мешочек», использование различных потешек и т.д. Для развития слухового внимания используются игры: «Кто пришёл?» (волк, петух, паровоз, колокольчик).

II этап – от 3 до 5 лет (2 младшая и средняя группы).

Ведущие методические приемы – речевой образец, заучивание наизусть, беседы, дидактические игры и т.д.

I вид работы – игровые упражнения, способствующие выработки правильной артикуляции («Качели», «Горки», «Лошадки» и т.д.), воспитание плавного выдоха («Забей в ворота гол» и т.д.), развитие громкости голоса («Собака и щенок», «Ветер в лесу»)

II вид работы – уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха («Насос» - звук С, «Жуки летают» - звук Ж, «Поезд» - звук Ч и т.д.).

III вид работы – воспитание правильного произношения в словах и развитие фонематического слуха (Подвижные игры «Воробушки», игры с мячом, «Назови картинку», «Зина и изюм» и т.д.)

IV вид работы – воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха. Используется специально подобранный речевой материал: словесные игры, подвижные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, сказки и т.д. Проводится работа над темпом и интонационной выразительностью речи.

III этап – от 5 до 7 лет – работа по дифференциации звуков, четкой артикуляции звуков, над дикцией, темпом, интонационной выразительностью речи.

Методические приемы – речевой образец дидактические игры, пересказ, рассказывание, заучивание наизусть и др.

Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:

· дидактические игры («Чей домик?»);

· подвижные или хороводные игры с текстом («Каравай»);

· дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.);

· метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

3. Педагогические приемы, влияющие на произносительную сторону речи детей.

К основным приемам относятся следующие:

· образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;

· краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;

· утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);

· образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, ква-ква-ква-квакает лягушка);

· хоровые и индивидуальные повторения;

· обоснование необходимости выполнить задание педагога;

· индивидуальная мотивировка задания;

· совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);

· оценка ответа или действия и исправления;

· показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

Ведущим приемом является образец правильного произношения. Воспитатель должен подкреплять этот приём кратким или развёрнутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений артикуляционного аппарата: «Вы слышите, что я не просто говорю слово со звуком [р], но специально выделяю этот звук, произношу его долго, протяжно: а-[р-р-р]-буз.

При формировании фонематического слуха, звуко- и словопроизношения рекомендуется приём - утрированное (с подчёркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога).

В младших группах часто используется образное называние звука или звукосочетания ([ззз] - песенка комара, туп-туп-туп - топает козлёнок). Показ и объяснение артикуляции в этих группах часто включается в игровой сюжет («Сказка Весёлого Язычка»).

Активным приёмом является повторение. Именно этот приём обеспечивает тренировку речедвигательного аппарата, так важную в формировании звуковой культуры речи. Особенно полезны негромкие проговаривания звуков небольшими подгруппами, когда дети могут прислушаться к ответам товарищей.

Повышает качество ответов такой приём, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Оно даётся или в эмоционально-шутливой форме: «Давай поучим индюка петь весёлую песенку!», или в деловой: «Надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово шофё-ё-ёр, шофёры, а иначе говорить просто неграмотно, некрасиво - кому же хочется попасть в смешное положение?»

Примыкает к этому и другой приём-мотивировка задания, указание перед ответом ребёнка: «Мне кажется, колыбельная может получится у тебя очень хорошо. Ведь ты умеешь быть ласковым, заботливым».

В случае ошибочных ответов возможны такие активные приёмы, основанные на имитации, как совместная (сопряжённая) речь ребёнка и воспитателя, а также отражённая речь (незамедлительное повторение ребёнком речи-образца). В свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит правильно, чётко.

Традиционны такие приёмы, как оценка ответа или действия и исправление. Но нельзя делать это слишком часто, назойливо, так как это нервирует ребёнка.

В процессе работы над звуковой культурой речи уместны и наглядные приёмы – показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. В играх и упражнениях часто фигурирует дополнительное оборудование - «волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или

окончанию ответа, фишки и другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковой структуры речи.

4. Игры и игровые упражнения, помогающие автоматизировать звук.

Предложенные игры так же будут способствовать расширению словарного запаса, подготовят к усвоению грамоты, предупредят ошибки чтения и письма, научат правильно строить предложения, разовьют связную речь.

«Звук потерялся»

Называя слова без последнего (или первого – более сложный вариант) звука, попросите ребёнка вернуть его на место, чтобы слово стало понятным.

Звук [Р] Звук [Ж] Звук [Ч]

…ак Рак …ук Жук ..ай Чай

…оза Роза …асмин Жасмин …ашка Чашка

…учка Ручка …аба Жаба …улан Чулан

…ыба Рыба ...уть Жуть …инить Чинить

кома… комаР …елудь Желудь клю… клюЧ

кефи… кефиР …ивотное Животное кала… калаЧ

бисе… бисеР му…ичок муЖичок пе…ь пеЧь

мухомо… мухомоР во…и воЖЖи скрипа… скрипаЧ

«Назови маленький предмет»

Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите их изменить.

Звук [Л] Звук [Ш]

Лодка Лодочка Шар Шарик

поЛка поЛочка коШка коШечка

угоЛ угоЛок Шарф Шарфик

Лошадь Лошадка Шуба Шубка

Лужа Лужица меШок меШочек

«Назови ласково»

Звук [Р] Звук [Щ]

Рука Ручка Щенок Щеночек

бРат бРатик Щетка Щеточка

игРушка игРушечка плаЩ плаЩик

«Один – много»

Ребёнок учится изменять слова по числам одновременно с закреплением звука.

Звук [Р]

Роза Розы

ковёР ковРы

игРушка игРушки

Рот Рты

«Скажи, чего много».

Предложите назвать много предметов, употребляя слово «много».

Звук [Р]

дРуг много дРузей

игРушка много игРушек

каРандаш много каРандашей

гРузовик много гРузовиков

«Доскажи словечко»

«Угадай, какое слово я задумал: ра… (кета, дио, кушка, стение и т.д.), чу… (до, жой, кча, лан).

Если ребёнок умеет читать, можно написать слово и закрыть его, пока оно не будет угадано, а затем предложить прочитать. В начале загадывайте хорошо знакомые ребёнку слова, после чего подумайте вместе, какие ещё слова начинаются с данного слога.

При закреплении звука в речи важно, чтобы ребёнок не столько повторял за вами слова и предложения (хотя это тоже нужно на начальном этапе), сколько чтобы он самостоятельно употреблял то или иное слово. Для этой цели хорошо подходят загадки, которые позволяют развить мыслительные процессы. Как вы уже догадались, отгадка должна содержать закрепляемый звук. Желательно, чтобы и сам текст загадки был насыщен нужным звуком. Например,

Я землю копала, ничуть не устала,

А кто мной копал, тот и устал.

Тогда ребёнок, выучив загадку, сам сможет загадать её кому-то, правильно проговаривая звук.

5. Заключение.

Таким образом, работа по воспитанию звукопроизношения представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно изжить.

Литература

1. Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у дошкольников: практическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2015 – 141 с.

2. Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 116 с.

3. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 216 с.

4. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Т. Дмитриевна, 2015. – 160 с.

5. Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 109 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов на тему:

«Использование логоритмических упражнений в режимных моментах логопедической группы»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе использования логоритмических упражнений с детьми дошкольного возраста в режимных моментах логопедической группы.

Ход консультации

1. Логоритмика. Основные понятия.

С каждым годом растет количество детей с различными речевыми нарушениями. Необходимо искать новые, более эффективные и интересные формы коррекции речи для детей дошкольного возраста.

Одной из таких форм является логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Логоритмические упражнения включают в себя здоровьесберегающие технологии, способствующие:

· повышению уровня звукопроизношения;

· овладение структурой слова;

· расширению словарного запаса детей дошкольного возраста;

· укреплению здоровья ребенка (в результате в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной);

· развитию моторных и сенсорных функций, чувства равновесия, осанки и походки.

Цель логоритмических занятий - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. Логоритмику можно использовать как самостоятельный метод, так и как часть занятия.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы:

· последовательность;

· постепенное усложнение и повторяемость материала;

· отработка ритмической структуры слова;

· четкое произношение доступных по возрасту звуков;

· обогащение словаря детей.

Музыкально-ритмические упражнения направлены на тренировку высших психических функций, в том числе разных сторон внимания, памяти, наблюдательности, тормозных реакций, координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этого вида упражнений является устранение напряжённости, скованности, воспитание

свободы действий, или, наоборот, повышение тонуса мышц – в зависимости от состояния ребёнка.

Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых нарушений у детей с речевыми нарушениями можно использовать огромное количество упражнений, игр и тренингов, способствующих развитию связной речи детей.

2. Задачи, направления и варианты логоритмических упражнений и игр.

Логоритмические игры и упражнения позволяют решать разнообразные задачи:

· развитие слухового и зрительного внимания;

· развитие фонематического слуха;

· развитие пространственной организации движений;

· развитие общей и тонкой моторики, мимики;

· развитие физиологического и фонационного дыхания;

· формирование артикуляционной базы звуков;

· развитие чувства ритма;

· развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое;

· развитие коммуникативных качеств.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми

Таблица 1.

Развитие неречевых процессов Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений

· совершенствование общей

моторики, координации движений,

ориентации в пространстве;

· регуляция мышечного тонуса;

· развитие чувства музыкального

темпа и ритма, певческих

способностей;

· активизация всех видов внимания и

памяти.

· развитие дыхания, голоса; · выработка умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; · развитие артикуляционной и мимической моторики; · координация речи с движением; · воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой:

· под музыку;

· под счет;

· словесное и стихотворное сопровождение.

Формы работы с детьми:

· групповые;

· подгрупповые;

· индивидуальные.

При проведении логоритмических игр и упражнений включаются различные виды деятельности:

· пальчиковые игры или массаж пальцев;

· упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

· стихотворения, сопровождаемые движениями;

· упражнения, регулирующие мышечный тонус;

· речевые упражнения без музыкального сопровождения;

· чистоговорки;

· речевые и музыкальные игры;

· различные виды ходьбы и бега под музыку;

· ритмические упражнения, пение;

· подвижные игры, драматизации;

· мимические упражнения;

· упражнения на релаксацию под музыку.

В процессе коррекционно-образовательной работы важно уделять большое внимание речедвигательным играм и упражнениям, в которые входят дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковая гимнастика, что предполагает развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизаций.

Речедвигательные игры и упражнения

Таблица 2.

Виды упражнений и тренингов Дыхательно-артикуляционный тренинг Игровой массаж Пальчиковая гимнастика Театрализованные игры Креативный тренинг Танцевально - ритмические упражнения Эмоционально-волевой тренинг

Цель Формирование неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков Снятие мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения Развитие мелкой моторики, координации движений рук и пальцев с речью Развития просодических компонентов речи Развитие беглости, гибкости и оригинальности мышления Развитие чувства ритма и двигательных способностей Развитие сензитивных способностей (эмпатии, коммуникативных навыков) и позитивной самооценки

Особенности

применения Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога Упражнения для рук с использованием различных предметов Упражнения превращают учебный процесс в увлекательную игру Соединение ритмичной, выразительной речи с движением Опираясь на музыкальные впечатления, дети создают графические и словесные образы Упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела. Этюды на развитие мимики, пантомимики, вокальной мимики

3. Логоритмические игры и упражнения в режимных моментах.

Варианты использования логоритмических упражнений в режимных моментах группы:

· утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями;

· проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к НОД;

· динамические паузы между НОД;

· физкультурные сюжетные формы НОД с использованием речевого материала;

· логоритмические физкультминутки во время образовательного процесса;

· бодрящая гимнастика со звукоподражанием;

· подвижные игры с речетативом и движениями;

· логоритмические досуги.

Одно из необходимых условий для получения хороших результатов - взаимодействие педагогов и родителей. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы можно предложить родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы. Очень важна логопедическая ритмика для детей, имеющих проблемы становления речевой функции (алалия, задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства), так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д.

4. Примеры логоритмических упражнений для дошкольников

Дыхательно – артикуляционный тренинг

«Ветер, ветер...»

Цель: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха.

Методика проведения: Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы. У Весны ветер ласковый и нежный, теплый - ф-ф-ф-ф. У Лета - жаркий, согревающий - х-х-х. У Осени - прохладный - с-с-с. У Зимы - холодный, студеный - в-в-в-в. Вдох производится носом, выдох ртом - без напряжения. Для создания образа теплого ветра, дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом, через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.

«Поющий мяч»

Цель: воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных педагогом гласных звуков определенной высоты, развитие координации звука и голоса.

Игровой материал: мяч.

Методика проведения: Дети сидят по кругу на полу. В руках у педагога мяч. Показывая артикуляцией губ определенную гласную, он направляет мяч к одному из детей, сидящих в кругу. Пока мяч катится, необходимо пропевать

звук. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его следующему участнику, озвучивая весь путь. Музыкальный руководитель дает интонационную опору для исполнителя.

Игровой массаж и пальчиковая гимнастика

«Что - где?»

Цель: формирование адекватной самооценки, снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа.

Методика проведения: педагог читает потешку, по ходу чтения выполняет движения обеими руками. Дети повторяют эти движения.

Вот глаза у нас какие: Голубые, голубые, прикрыть ладонями глаза, чтобы свет не проникал; быстро заморгать, затем закрыть и расслабить глаза;

Носик – пуговкой у нас, Указательный палец поставить на кончик носа, медленно приблизить к нему глаза;

Брови – ниточкой у

глаз. Движения глазами вверх, чтобы «видеть» макушку, подушечкой указательного пальца левой руки поглаживаем правую бровь, а правой рукой левую;

Ушки маленькие, Большими и указательными пальцами теребим мочки ушей

Губки аленькие, Облизываем губы по часовой стрелке;

Щечки, Мягкие поглаживания по щекам;

Шейка, Обнять ладошками шею и медленно вести по шейному отделу позвоночника;

Лобик, Соединить пальцы рук на середине лба и медленно, слегка надавливая, вести в разные стороны;

Рот Вытягивать рот «трубочкой» и растягивать в улыбке;

И наш пухленький

живот! Поглаживание по часовой стрелке

Речевые игры и ролевые стихи

«Повстречались»

Цель: развитие памяти, координации речи и согласованных движений пальцев рук.

Методика проведения: Педагог читает стихотворение, соединяя пальцы своей руки с пальцами ребенка. Ребенок дополняет фразу педагога звукоподражанием голосам животных.

Повстречались два котенка - Мяу - мяу! Соединяют свой мизинец правой руки с мизинцем правой руки ребенка;

Два щенка - ав - ав! Соединяют безымянные пальцы;

Два жеребенка - иго-го! Соединяет средние пальцы;

Два козленка – ме-е! Соединяют указательные пальцы;

Два быка - му-у! Смотри, какие рога! Соединяют большие пальцы; двумя пальцами (указательным и мизинцем) делает ребенку «козу».

«Озвучиваем сказки»

Цель: развитие быстроты реакции, чувства темпа и ритма, артикуляционной моторики.

Методика проведения: Педагог читает текст, дети сопровождают рассказ звучащими жестами, звукоподражанием, договаривают фразы. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений можно применять и музыкальные инструменты, выбирая их в соответствии с содержанием произведения и характером игрового персонажа.

Пример озвучивания сказки «О непослушном козлике».

Живет у бабушки козлик - остренькие рожки, да быстренькие ножки. По двору бегает, птичек гоняет, бабулю забавляет. Говорила ему бабуля: «Не ходи, козлик, в лес гулять, там волк страшный. Не ходи козлик в лес!». А козлик не послушался и убежал, только и слышно, как зацокал копытами по дороге дети выполняют поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям

Перепрыгнул через забор дети поднимают руки вверх, хлопают в ладоши, затем ударяют по коленям

и побежал по мостовой дети попеременно кулачками стучат по груди

бежит, кричит: «Ничего я не боюсь,

лучше дальше я помчусь…».

Педагог: «Ой, что это?» Дети: «Ой, что это?»

Педагог: «Болото! Его не обойти?» Дети: «Его не обойти!»

Педагог: «Дорога напрямик!» «чап-чап-чап» – дети ритмично оттягивают одновременно правую и левую щёки

Козлик: «Ничего я не боюсь, лучше

дальше я помчусь… дети выполняют поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям

Педагог: «Ой, что это?» Дети: «Ой, что это?»

Педагог: «Река! Ее не обойти?» Дети: «Не обойти!»

Педагог: «Дорога напрямик!» Дети: «Буль–буль-буль!»

Козлик: «Ничего я не боюсь, лучше

дальше я помчусь…»

Педагог: «Ой, что это?» Дети: «Ой, что это?»

Педагог: «Лес! Страшный лес». Дети: «У-у-у».

Педагог: «Дремучий лес». Дети: «Ш-ш-ш».

Испугался козлик и бросился бежать.

Бежит через речку дети: «буль-буль-буль»

по болоту дети: «чап-чап-чап» -оттягивают правую и левую щёки

по мостовой кулачками поочередно стучат по груди

через забор дети поднимают руки вверх и ударяют по коленям

по двору поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям

Игро-гимнастика

«У ребят порядок строгий…»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, выполнение коллективных, согласованных действий.

Методика проведения: Дети маршируют по залу и произносят слова:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места,

Ну-ка, быстро повторите так,

Как, покажу вам я!

После последней строчки педагог показывает, как нужно построиться: руки перед собой округлые - в круг, руки в стороны на уровне плеч - в шеренгу, две вытянутые перед собой руки - в колонну.

Физкультминутка «Аист»

Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.

— Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу.

— Топай правою ногою, топай левою ногою, снова — правою ногою, снова — левою ногою. После — правою ногою, после — левою ногою. И тогда придешь домой.

Игро-ритмика

«Солнышко и дождик»

Цель: развитие координации движений, пластики, голосового диапазона.

Игровой материал: музыкальные инструменты (ксилофон, металлофон, треугольник), зонт, серебряные нити.

Музыкальный материал: «Вальс» Музыка Д. Шостаковича, «Дождик» музыка А.Александрова

Методика проведения: Педагог предлагает детям услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнца в следующих ситуациях:

· в движении;

· в игре на музыкальных инструментах;

· в вокальных импровизациях

Светит солнышко в окошко,

Не промочите вы ножки,

Выходите погулять,

Порезвиться, поиграть!

Под первую часть музыки (вальс) дети свободно танцуют, сопровождая движения вокальной импровизацией.

По деревьям и по крышам

Дождик прогуляться вышел!

Звучит тема Дождя. Педагог или ребенок исполняют ее на металлофоне, ксилофоне или на треугольнике. Появляется Дождь с серебряными нитями на запястьях. Танцует, подступает к зонту то с одной, то с другой стороны, пытаясь «намочить» детей.

Эмоционально-волевой тренинг

«Звери лесные»

Цель: развитие способности экспрессивно выражать эмоции с помощью мимических движений.

Методика проведения: Педагог: «Мы с вами в лесу. Подул ветерок и разбудил зверей. Медведю это не понравилось, лиса удивилась, ежик испугался, а заяц прислушался, кто там?». Дети выполняют мимический этюд.

«Здравствуй»

Цель: развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции.

Методика проведения: Дети входят в зал друг за другом, встают в круг. Педагог: «Давайте поздороваемся друг с другом». Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!» С концом последней фразы нужно выбрать себе партнера и притянуть его за руку к себе.

Креативный тренинг

«Шляпы»

Цель: создание в воображении образов на основе характерных признаков предметов, поощрение инициативного поведения, употребление различных интонационных конструкций.

Игровой материал: разноцветные лоскуты ткани по количеству детей.

Музыкальный материал: «Спокойная ходьба» музыка Р. Леденеева или любая спокойная музыка.

Методика проведения: Каждый участник выбирает себе лоскут и кладет на голову, как шляпу. Все начинают двигаться по залу под спокойную музыку, произнося слова несколько раз с различной интонацией: «Наши шляпы удивительны, наши шляпы восхитительны!». Любой из участников может прервать эти слова командой: «Раз, два, три – стряхни!» Услышав команду, дети должны скинуть лоскутки с головы, не помогая себе руками.

Упражнение на релаксацию

Устали овощи, сели отдыхать.

Отдувается капуста: «Ах! Ах!» Обмахивать лицо ладошками.

Морковка: «Эх! Эх!» Хлопать по коленям.

Горох: «О-хо-хох!» Легко ударять пальчиками по коленям.

Огурец: «Ух! Ух!» Хлопать в ладоши

5. Заключение.

Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и упражнений у детей прослеживается положительная динамика в различных сферах:

· перестройка речедвигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной и других систем;

· улучшается произношение звуков, речь становится более четкой и выразительной;

· появляется стойкий интерес и потребность к музыкально-двигательным занятиям;

· легче происходит осваивание необходимого объема движений танцев;

· формируются основы культуры движения, правильная осанка;

· оттачивается умение понимать ориентировку на себе (правая -левая рука, нога) и от себя (направо, налево, вперед, назад);

· появляются такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремленность, желание показать свои достижения.

Изменяется и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и проявление творческого воображения.

Таким образом, логоритмические занятия способствуют решению основной задачи развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех видов движений, развитию памяти, внимания, мышления. А использование элементов логоритмики на коррекционных занятиях посредством музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия способствуют преодолению речевой патологии и в конечном итоге социальной реабилитации детей.

Литература

1. Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения. -М.: ТЦ Сфера, 2006. - 144 с.

2. Гоголева, М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы. – М.: Академия развития, 2006 – 120 с.

3. Микляева Н.В., Полозова О.А., Радионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Айрис-пресс, 2005. - 112 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов на тему:

«Дыхательная гимнастика в детском саду»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, формирование знаний по проведению дыхательной гимнастики на практике.

Ход консультации

1. Вводная беседа.

«Дыхание - это жизнь». Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без пищи организм может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.

От того, как мы дышим, напрямую зависит наше не только физическое, но и психическое здоровье. Основная функция органов дыхания – обеспечение газообмена между воздухом и кровью. Кроме того, органы дыхания участвуют в речеобразовании, определении запаха, выработке некоторых гормонов, в обмене веществ, в поддержании иммунитета организма. Правильное дыхание влияет на закаливание и оздоровление человека. К тому же доказано, что дыхание во многом определяет наш характер и темперамент.

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.

Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих. Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.

Наша задача заключается в том, чтобы научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины.

2. Правила, принципы и методы проведения дыхательной гимнастики.

Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка.

Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте решает следующие задачи:

· повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;

· развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения.

В структуру дыхательной гимнастики положено применение статических, динамических и специальных дыхательных упражнений. Они также могут быть применены на фоне общеукрепляющих общеразвивающих физических упражнений.

В комплексы дыхательной гимнастики можно включать элементы надувания резиновых мячей, игрушек. Надувание игрушек и мячей следует начинать с 3-4 выдохов, постепенно увеличивая их количество на 2-3 выдоха за каждое занятие, доводя до полного заполнения игрушки воздухом. При этом необходимо контролировать, чтобы ребёнок вдыхал только через нос.

Существует много разновидностей дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения главным образом основаны на методах Б. С. Толкачёва, А. Н. Стрельниковой, К. П. Бутейко, используется оздоровительное дыхание и другие.

Выполняя упражнения на развитие дыхания по методу А.Н. Стрельниковой, следует соблюдать следующие правила:

· делать активный короткий вдох носом;

· выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот;

· вдох делать одновременно с движением;

· все вдохи-движения выполнять в темпе марша;

· считать мысленно, про себя (счёт в данной гимнастике идёт по 8, а не по 5 или 10, как в традиционной).

Дыхательная гимнастика по методу Б.С. Толкачёва особенно рекомендуется часто болеющим детям. Желательно использовать в каждодневной практике упражнения с озвученным выдохом: «р-р-р», «п-ф-ф-ф», «тик-так» и т. д.

Дыхательную гимнастику желательно проводить в образно – игровой форме. Нагрузка постепенно увеличивается за счёт увеличения числа повторений и усложнения повторений.

Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с меньшей дозировки и с упрощённой формы выполнения, с постепенным усложнением. Учитывая незавершённость формирования дыхательной системы младших дошкольников, дыхательные упражнения выполняются в медленном и среднем темпе с небольшим (4-5) количеством повторений. В старшем дошкольном возрасте эти упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений увеличивается до 6-8 раз. Больше внимания уделяется специальным дыхательным упражнениям.

Дети одного возраста развиваются по-разному, поэтому каждому ребёнку нужно показать точную технику выполнения дыхательных упражнений, строить работу в зависимости от его индивидуальных возможностей.

При проведении дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста необходимо соблюдать некоторые правила:

· перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его;

· упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения;

· перед выполнением дыхательных упражнений ребенок должен успокоиться.

· дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после приема пищи. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак;

· выбор и дозировка дыхательных упражнений зависит от возраста, физического развития, типа нервной системы, динамической восприимчивости, психологического состояния, характера нарушений и коррекционно-педагогических задач;

· дыхательную гимнастику проводят регулярно, начиная с минимальных дозировок и минимального количества упражнений, с постепенно возрастающей нагрузкой;

· во время выполнения упражнений надо внимательно наблюдать за качеством движений и реакцией на нагрузку. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения ребенком упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.

3. Особенности использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.

Дети охотнее выполняют, если она имеет музыкальное сопровождение.

Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Все упражнения имеют игровые названия, например: «Костер», «Насос» и так далее.

Необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.

Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.

Параметры правильного ротового выдоха:

· выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – набираем полную грудь воздуха;

· выдох происходит очень плавно;

· во время выдоха губы складываем трубочкой, не следует сжимать губы или сильно надувать щеки;

· во время выдоха воздух выходит только через рот. Если ребенок выдыхает через нос, попросите его зажать ноздри рукой, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух через рот;

· выдыхать следует полностью, пока не закончится весь воздух.

В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах:

· как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки;

· в утренней гимнастике;

· после оздоровительного бега;

· после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями;

· в закаливающих мероприятиях;

· в любой двигательной деятельности детей;

· в домашних условиях.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей.

Варианты дыхательных упражнений:

· вызывающие длительный направленный выдох (игры типа вертушки, мельницы, предметы на воде;

· игры на «поддувание» (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики;

· игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри;

· упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох через рот и нос;

· упражнения с проговариванием звуков.

4. Игровые приёмы дыхательной гимнастики.

Предлагаю вам познакомиться с некоторыми игровым приёмам дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным сопровождением.

«Ёжик»

Ежик добрый, не колючий, Поворот головы вправо, шумный вдох носом.

Посмотри вокруг получше.

Поворот головы влево, выдох через полуоткрытый рот.

«Носик»

Мы немного помычим Сделать вдох носом, на выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м»,

И по носу постучим.

одновременно постукивая по крыльям носа указательными пальцами.

«Петушок»

Крыльями взмахнул петух, Встать прямо, ноги слегка расставить, руки в стороны

Всех нас разбудил он вдруг.

вдох, а затем хлопнуть ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку» повторить 5-6 раз

«Каша кипит»

Сидя, одна рука лежит на животе, другая на груди, втягивая живот и набирая воздух в грудь, выдох – опуская грудь и выпячивая живот, при выдохе громко произносить «ф-ф-ф».

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой включает много упражнений, однако базовыми из них являются три – «Ладошки», «Погончики» и «Насос». Эти упражнения присутствуют во всех специализированных комплексах, направленных на профилактику и лечение тех или иных заболеваний.

Упражнение «Ладошки».

Исходное положение – стоя или сидя прямо, руки согнуты в локтях, ладони направлены от себя. Сжимайте ладони в кулаки, одновременно делая резкие и шумные вдохи. После завершения серии из 8 вдохов, ненадолго передохните и повторите упражнение (всего 4 серии по 8 вдохов).

Упражнение «Погончики».

Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч, руки на уровне пояса, ладони сжаты в кулаки. На вдохе резко опустите руки, разжав кулаки и растопырив пальцы, причем в этот момент старайтесь с максимальной силой напрягать кисти и плечи. Сделайте 4 серий по 8 вдохов.

Упражнение «Насос».

Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч. Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом. Сделайте 4 серии по 8 вдохов.

Кроме дыхательных упражнений с движениями, так же с детьми можно и нужно проводить статичные дыхательные упражнения в положении сидя на стуле. С некоторыми из них я вас сейчас познакомлю и расскажу об особенностях их выполнения.

«Кораблик»

Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней – бумажные кораблики, которыми могут быть простые кусочки бумаги, пенопласта. Ребенок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу». А мы попробуем выполнить тоже, но без воды.

«Снегопад»

Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребёнка устроить снегопад. Положите «снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно её сдует.

«Живые предметы»

Возьмите любой карандаш, фломастер, катушку из-под ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность стола. Предложите ребёнку плавно подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи.

«Пузырьки»

Эта игра, которую почти все родители считают баловством и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

«Фейерверк»

Та же игра, только вместо стаканчика пластиковая бутылка с конфетти, в пробке проделывается дырочка и вставляется трубочка для коктейля. Ребенок, дуя в трубочку, приводит в движение конфетти.

«Дудочка»

Используем всевозможные свистки, дудочки, детские музыкальные инструменты, колпачки от шариковых ручек, пустые пузырьки. Дуем в них.

«Фокус»

Это упражнение с кусочками ваты. Вата кладётся на кончик носа, ребёнку предлагается вытянуть губу вперед и подуть. Ватка в идеале должна взлететь вверх.

«Бабочка»

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой привяжите нитку на уровне лица ребёнка. Затем предложите подуть на бабочку, чтобы она «взлетела»

«Рисуем на песке»

Ребёнку предлагается дуть в трубочку - соломенку на сухой песок, который мы положили на поднос так, чтобы нарисовать какие-нибудь предметы или найти дорожку к предмету. Дуть нужно долго, потихоньку, аккуратно.

Так же можно налить воду, желательно цветную, на белый лист бумаги и через трубочку разогнать воду по листку, изображая какой – нибудь предмет.

«Горох».

Что-то спряталось на дне,

Но пока не видно мне.

На горох подую я,

И скажу, что там друзья.

На дно неглубокой тарелки приклеить или положить картинку, насыпать горох. Задача ребенка - раздуть горох с середины и увидеть картинку.

«Акробат»

В цирк сейчас я поиграю,

Представленье начинаю.

Акробатом смелым стану-

Проползу и не устану.

На натянутой леске повесить бумажного акробата. Дети дуют и помогают ему перебраться на другую сторону.

«Футбол»

Из кусочка ваты или салфетки скатайте шарик – это будет мяч. Ворота можно сделать из двух кубиков или брусков. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь забить «гол».

«Веселые шарики»

Для игры понадобится легкий пластмассовый шарик, например - для настольного тенниса. Положим шарик на стол или на пол и предложите ребенку с силой подуть на него – так, чтобы он укатился как можно дальше. Можно устроить соревнование: кто дальше откатит шарик.

«Греем руки»

Предложите ребёнку контролировать выдох ладошками (тыльной стороной) – дуем на ладошки. Если «ветерок» холодный и воздушная струя узкая. При теплом «ветерке», «летний», воздушная струя широкая, ладошки греются.

5. Заключение.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).

Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком», подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.

В любых режимных моментах вы можете применять всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать к ним стихи и успешно использовать в своей педагогической деятельности.

Я благодарю вас за внимание и усердие, надеюсь, что консультация была для вас информативна и интересна.

Литература

1. Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 116 с.

2. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.

3. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Т. Дмитриевна, 2015. – 160 с.

4. Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 109 с.

 

 


 

Консультация для педагогов на тему: «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств»

Консультация для педагогов на тему: «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств»

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики

Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей

Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей

Двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной…

Двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной…

Основная стойка, мешочек в правой руке

Основная стойка, мешочек в правой руке

Движения дошкольников становятся более уверенными, повышается темп их выполнения

Движения дошкольников становятся более уверенными, повышается темп их выполнения

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребёнку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью…

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребёнку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью…

Опираясь на слух, ребёнок контролирует свою артикуляцию и стремится приблизить, «подогнать» своё произношение к произношению окружающих

Опираясь на слух, ребёнок контролирует свою артикуляцию и стремится приблизить, «подогнать» своё произношение к произношению окружающих

III этап – от 5 до 7 лет – работа по дифференциации звуков, четкой артикуляции звуков, над дикцией, темпом, интонационной выразительностью речи

III этап – от 5 до 7 лет – работа по дифференциации звуков, четкой артикуляции звуков, над дикцией, темпом, интонационной выразительностью речи

Повышает качество ответов такой приём, как обоснование необходимости выполнить задание педагога

Повышает качество ответов такой приём, как обоснование необходимости выполнить задание педагога

Назови ласково» Звук [Р] Звук [Щ]

Назови ласково» Звук [Р] Звук [Щ]

Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей:

Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей:

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы: · последовательность; · постепенное усложнение и повторяемость материала; · отработка ритмической структуры слова; · четкое произношение доступных по возрасту…

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы: · последовательность; · постепенное усложнение и повторяемость материала; · отработка ритмической структуры слова; · четкое произношение доступных по возрасту…

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой: · под музыку; · под счет; · словесное и стихотворное сопровождение

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой: · под музыку; · под счет; · словесное и стихотворное сопровождение

Соединение ритмичной, выразительной речи с движением

Соединение ритмичной, выразительной речи с движением

Методика проведения: Дети сидят по кругу на полу

Методика проведения: Дети сидят по кругу на полу

Цель: развитие быстроты реакции, чувства темпа и ритма, артикуляционной моторики

Цель: развитие быстроты реакции, чувства темпа и ритма, артикуляционной моторики

Ну-ка, быстро повторите так,

Ну-ка, быстро повторите так,

Методика проведения: Дети входят в зал друг за другом, встают в круг

Методика проведения: Дети входят в зал друг за другом, встают в круг

Литература 1. Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет

Литература 1. Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет

От того, как мы дышим, напрямую зависит наше не только физическое, но и психическое здоровье

От того, как мы дышим, напрямую зависит наше не только физическое, но и психическое здоровье

В комплексы дыхательной гимнастики можно включать элементы надувания резиновых мячей, игрушек

В комплексы дыхательной гимнастики можно включать элементы надувания резиновых мячей, игрушек

Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения ребенком упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе

Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения ребенком упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе

Игровые приёмы дыхательной гимнастики

Игровые приёмы дыхательной гимнастики

Сделайте 4 серии по 8 вдохов.

Сделайте 4 серии по 8 вдохов.

Горох». Что-то спряталось на дне,

Горох». Что-то спряталось на дне,

Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей:

Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2023