Консультация для педагогов на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

  • docx
  • 24.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала здоровьесб. в доу.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 «КОЛОСОК» П. ГИГАНТ

 

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов

на тему:

«Здоровьесберегающие технологии

 в ДОУ».

  

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    

 

                                                                       

 

Подготовила:

инструктор по ФК,

Ефремова Н.Е.

 

 

 

п. Гигант

2015г

Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами пытаемся помочь ребенку: обследуем его у лучших врачей, даем дорогостоящие лекарства. Но недаром существует много разнообразных не медикаментозных методов воздействия на организм с целью его оздоровления и поддержки, которые можно создать на базе детского сада под руководством воспитателей, руководителя физического воспитания, медицинских работников.

Для детей младшего дошкольного возраста крайне важно неукоснительное выполнение всех режимных моментов в соответствии с существующими гигиеническими рекомендациями, так как они особо остро нуждаются в достаточной длительности сна, регламентации умственных и физических нагрузок и полноценном отдыхе. Поэтому при проведении оздоровительно – закаливающих и лечебных процедур, требующих определенных временных затрат необходимо принять меры для того, чтобы режим дня не нарушался – не сокращались длительность прогулок, дневного сна, время, отведенное для игр, самостоятельной деятельности или приема пищи. Этому будет способствовать рациональная организация всего оздоровительного процесса, включающая последовательность, сочетание процедур, длительность их проведения, а также хорошая подготовка к процедурам самих детей.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Задачи здоровьесбережения:

·        сохранить здоровье детей;

·        создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;

·        обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

·        медико-профилактические;

·        физкультурно-оздоровительные;

·        технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

·        здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

·        валеологического просвещения родителей;

 

В нашем ДОУ ведется работа по оздоровлению детей через:

 

I. Комплексную диагностику и исследование состояния здоровья детей специалистами:

осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;

осмотр детей специалистами детской поликлиники;

диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ;

выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;

диагностирование общей физической подготовки детей в начале и в конце года по нормативам.

 

II. Рациональную организацию двигательной деятельности детей:

утренняя гимнастика;

·        физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия-соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения);

·        бодрящая гимнастика после сна;

·        ежедневный режим прогулок;

·        создание необходимой развивающей среды;

·        строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;

·        проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;

·        музыкальные занятия;

·        логоритмика;

·        хореография;

·        занятия по формированию здорового образа жизни.

 

III. Систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящего до более интенсивных воздействий, с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур:

·        босохождение;

·        умывание;

·        ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);

·        воздушные ванны в облегченной одежде;

·        гигиенические процедуры: умывание рук, лица, шеи; обливание ног в тёплый период года;

·        гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.

 

IV. Осуществление лечебно – профилактической работы. В его рамках проводится следующие мероприятия:

·        постоянный контроль осанки;

·        контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;

·        подбор мебели в соответствии с ростом детей;

·        сбалансированное питание;

·        вакцинация против гриппа;

·        потребление фитонцидов (чеснока и лука);

·        употребление соков и фруктов;

·        кварцевание групп;

 

V.  Использование практически апробированных приемов оздоровления детей в течение дня:

·        пальчиковая и артикуляционная гимнастика;

·        дыхательная и звуковая гимнастика;

·        общеразвивающие упражнения;

·        логоритмические и танцевальные упражнения;

·        физкультурные минутки и динамические паузы;

·        подвижные игры;

·        ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия) – после дневного сна;

·        игровой массаж.

 

VI.  Консультативно – информационную работу:

·        оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;

·        ознакомление родителей с результатами диагностики;

·        проводится целенаправленная работа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима, полноценного питания, закаливания, формирования основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;

·        оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;

·        информирование и консультирование по вопросам здоровьесбережения через сайт ДОУ;

·        активное привлечение родителей в физкультурно – оздоровительную работу ДОУ;

·        организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов, индивидуальное консультирование родителей врачом и педагогом-психологом, педагогами дополнительного образования;

·        проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.

Оздоровительные, санитарно – гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются специалистами дошкольного учреждения: старшей медицинской сестрой, воспитателями, руководителями физического воспитания, педагогом-психологом, музыкальными руководителями, учителями-логопедами, педагогами дополнительного образования.