МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 «КОЛОСОК» П. ГИГАНТ
Консультация для педагогов
на тему:
«Здоровьесберегающие технологии
в ДОУ».
Подготовила:
инструктор по ФК,
Ефремова Н.Е.
п. Гигант
2015г
Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами пытаемся помочь ребенку: обследуем его у лучших врачей, даем дорогостоящие лекарства. Но недаром существует много разнообразных не медикаментозных методов воздействия на организм с целью его оздоровления и поддержки, которые можно создать на базе детского сада под руководством воспитателей, руководителя физического воспитания, медицинских работников.
Для детей младшего дошкольного возраста крайне важно неукоснительное выполнение всех режимных моментов в соответствии с существующими гигиеническими рекомендациями, так как они особо остро нуждаются в достаточной длительности сна, регламентации умственных и физических нагрузок и полноценном отдыхе. Поэтому при проведении оздоровительно – закаливающих и лечебных процедур, требующих определенных временных затрат необходимо принять меры для того, чтобы режим дня не нарушался – не сокращались длительность прогулок, дневного сна, время, отведенное для игр, самостоятельной деятельности или приема пищи. Этому будет способствовать рациональная организация всего оздоровительного процесса, включающая последовательность, сочетание процедур, длительность их проведения, а также хорошая подготовка к процедурам самих детей.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Задачи здоровьесбережения:
· сохранить здоровье детей;
· создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
· обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
· медико-профилактические;
· физкультурно-оздоровительные;
· технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
· здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
· валеологического просвещения родителей;
В нашем ДОУ ведется работа по оздоровлению детей через:
I. Комплексную диагностику и исследование состояния здоровья детей специалистами:
осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;
осмотр детей специалистами детской поликлиники;
диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ;
выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;
диагностирование общей физической подготовки детей в начале и в конце года по нормативам.
II. Рациональную организацию двигательной деятельности детей:
утренняя гимнастика;
· физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия-соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения);
· бодрящая гимнастика после сна;
· ежедневный режим прогулок;
· создание необходимой развивающей среды;
· строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
· проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;
· музыкальные занятия;
· логоритмика;
· хореография;
· занятия по формированию здорового образа жизни.
III. Систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящего до более интенсивных воздействий, с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур:
· босохождение;
· умывание;
· ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);
· воздушные ванны в облегченной одежде;
· гигиенические процедуры: умывание рук, лица, шеи; обливание ног в тёплый период года;
· гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.
IV. Осуществление лечебно – профилактической работы. В его рамках проводится следующие мероприятия:
· постоянный контроль осанки;
· контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;
· подбор мебели в соответствии с ростом детей;
· сбалансированное питание;
· вакцинация против гриппа;
· потребление фитонцидов (чеснока и лука);
· употребление соков и фруктов;
· кварцевание групп;
V. Использование практически апробированных приемов оздоровления детей в течение дня:
· пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
· дыхательная и звуковая гимнастика;
· общеразвивающие упражнения;
· логоритмические и танцевальные упражнения;
· физкультурные минутки и динамические паузы;
· подвижные игры;
· ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия) – после дневного сна;
· игровой массаж.
VI. Консультативно – информационную работу:
· оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;
· ознакомление родителей с результатами диагностики;
· проводится целенаправленная работа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима, полноценного питания, закаливания, формирования основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;
· оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;
· информирование и консультирование по вопросам здоровьесбережения через сайт ДОУ;
· активное привлечение родителей в физкультурно – оздоровительную работу ДОУ;
· организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов, индивидуальное консультирование родителей врачом и педагогом-психологом, педагогами дополнительного образования;
· проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.
Оздоровительные, санитарно – гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются специалистами дошкольного учреждения: старшей медицинской сестрой, воспитателями, руководителями физического воспитания, педагогом-психологом, музыкальными руководителями, учителями-логопедами, педагогами дополнительного образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.