Консультация для педагогов «Нейропсихологические игры и упражнения, как одно из средств стимулирования речи и развития интеллекта у дошкольников»
Оценка 4.6

Консультация для педагогов «Нейропсихологические игры и упражнения, как одно из средств стимулирования речи и развития интеллекта у дошкольников»

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
детская психология
Детсад
14.12.2021
Консультация для педагогов «Нейропсихологические игры и упражнения, как одно из средств стимулирования речи и развития интеллекта у дошкольников»
Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования нейропсихологических игр и упражнений с детьми дошкольного возраста.
Консультация для педагогов НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ.docx

Консультация для педагогов

«Нейропсихологические игры и упражнения, как одно из средств стимулирования речи и развития интеллекта у дошкольников»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования нейропсихологических игр и упражнений с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с эффективными методами развития речи и интеллекта детей дошкольного возраста.

2. Предложить педагогам некоторые нейропсихологические упражнения (игры), дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Закрепить умения педагогов применять полученные знания в практике.

Оборудование: картотека «Нейропсихологические упражнения», раздаточный материал, буклет.

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию консультацию на тему: «Нейропсихологические игры и упражнения как одно из средств стимулирования речи и развития интеллекта у дошкольников».

Современный мир стремительно меняется. Ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем, уметь контактировать с окружающими. Эта проблема не теряет своей актуальности, особенно для детей с речевыми нарушениями.

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимают различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

Речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедная, малословная, тесно связана с определенной ситуацией и вне этой ситуации становится непонятной.

Связная монологическая речь развивается с большим трудом и характеризуется качественным своеобразием. Наиболее ярким показателем общего недоразвития речи является отставание экспрессивной речи при относительном понимании обращенной.

Также характерны низкая познавательная активность, повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, затруднения в формировании мотивации.

С точки зрения нейропсихологического подхода эти трудности обусловлены внутриутробной или возникшей в младенчестве дисфункцией определённых структур мозга. Также стоит отметить социокультурные факторы: замену живого общения компьютером, телевизором, отсутствие игрой деятельности, психологический климат в семье.

Для преодоления имеющихся нарушений внимание было обращено на кинезиологические игры и упражнения.

Что такое кинезиология? Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.

Ежедневная коррекционно-логопедическая работа состоит из следующих кинезиологических упражнений или их элементов:

1. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

- «Снеговик»

- «Дерево»

- «Сорви яблоки».

2. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

- «Свеча».

- «Дышим носом».

- «Ныряльщик».

3. При выполнении телесных упражнений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.

- «Перекрестное марширование»

- «Мельница»

- «Паровозик»

- «Робот».

4. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

- «Игры с песком» (речным и кинетическим)

- «Путешествие на облаке».

5. Упражнения для развития мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, также способствуют развитию мозолистого тела.

- «Колечко»

- «Кулак-ребро-ладонь»

- «Лезгинка»

- «Лягушка»

- «Замок»

- «Ухо-нос»

- «Перекрестные движения».

6. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

- «Взгляд влево вверх»

- «Горизонтальная восьмерка»

- Интерактивные физ.минутки для глаз.

7. Массаж Если массаж ушей происходит по часовой стрелке, это активизирует мозговую деятельность, если против, наоборот, успокаивает.

- Оттягивание ушей вперед, назад

- Массирование круговыми движениями лба и подбородка

- Сжатие пальцев в кулак с загнутым внутрь большим пальцем на вдохе и выдохе.

8. «Зеркальное рисование» (на песке/манке или деревянном тренажёре) развивает межполушарное взаимодействие (мозолистое тело), произвольность и самоконтроль.

Пожалуй, самыми популярными и любимыми детьми являются кинезиологические упражнения на развитие мелкой моторики:

«Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

«Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.

"Кулак - ребро – ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играем в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»; это упражнение часто используется для дифференциации звуков (и слогов) по степени твёрдости/мягкости, звонкости/глухости.

«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

Для автоматизации и дифференциации звуков используются следующие упражнения:

·         «Слоговые ряды»

Перед ребёнком выкладываются в ряд карточки со слогами (с автоматизируемым звуком, например: СА СО СУ СЫ). Ребёнку предлагается поочерёдно правой и левой рукой по заданному алгоритму двигать карточки или вниз/вверх или вправо/влево, произнося слог вслух.

·         «Шаги»

Проговаривание слогов с одновременным пошаговым движением. Слоги проговариваются вслух и шёпотом. Например:

ЗА (шаг правой ногой) – СА (шаг левой ногой)

ЗО (шаг правой ногой) – СО (шаг левой ногой)

ЗУ (шаг правой ногой) – СУ (шаг правой ногой)

ЗЫ (шаг правой ногой) - СЫ (шаг правой ногой)

По мере усвоения детьми упражнения, оно усложняется добавлением сочетанных действий: хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, топнуть ногой.

ЗА (топнуть) - СА (хлопнуть)

ЗО (топнуть) – СО (хлопнуть)

ЗУ (топнуть) – СУ (хлопнуть)

ЗЫ (топнуть) - СЫ (хлопнуть)

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:

* кинезиологические упражнения проводятся утром; ежедневно, без пропусков;

* занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

* от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

* упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

* упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.

В результате сформировавшийся у детей сенсомоторный базис речи оказывает свое активирующее влияние на вышележащие уровни речевой деятельности (психолингвистический и психологический), помогает максимально быстро вызвать, автоматизировать и дифференцировать дефектно произносимые звуки, а также служит основой для перехода к целенаправленной и планомерной логопедической работе с более сложноорганизованными речеязыковыми структурами: лексико-грамматическими и синтаксическими.

В процессе подобной коррекционной работы у детей с речевыми нарушениями улучшаются мыслительные процессы, повышается стрессоустойчивость а, как следствие, коммуникативные навыки, сокращаются сроки коррекции речи, укрепляется здоровье.

 

Литература:

1. Крупенчук, О. И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры

слова. Санкт-Петербург, : Издательский Дом «Литера», 2014.

2. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — Москва.: ТЦ

3. Тарасова, Н. В. Психологическая подготовка к школе детей с общим

недоразвитием речи. Ростов на Дону,: Феникс, 2014.

4. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод

замещающего онтогенеза: Учебное пособие.-5-е изд.-Москва,:Генезис, 2012.-474с.

5. Праведникова, И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения. – Москва.: Айрис – пресс, 2018. – 112с.

 

Спасибо за внимание!


 

Консультация для педагогов «Нейропсихологические игры и упражнения, как одно из средств стимулирования речи и развития интеллекта у дошкольников »

Консультация для педагогов «Нейропсихологические игры и упражнения, как одно из средств стимулирования речи и развития интеллекта у дошкольников »

Также стоит отметить социокультурные факторы: замену живого общения компьютером, телевизором, отсутствие игрой деятельности, психологический климат в семье

Также стоит отметить социокультурные факторы: замену живого общения компьютером, телевизором, отсутствие игрой деятельности, психологический климат в семье

Упражнения для развития мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, также способствуют развитию мозолистого тела

Упражнения для развития мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, также способствуют развитию мозолистого тела

После одновременно сменить положение правой и левой рук

После одновременно сменить положение правой и левой рук

В результате сформировавшийся у детей сенсомоторный базис речи оказывает свое активирующее влияние на вышележащие уровни речевой деятельности (психолингвистический и психологический), помогает максимально быстро вызвать, автоматизировать…

В результате сформировавшийся у детей сенсомоторный базис речи оказывает свое активирующее влияние на вышележащие уровни речевой деятельности (психолингвистический и психологический), помогает максимально быстро вызвать, автоматизировать…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2021