Консультация для педагогов «Нейропсихологические игры и упражнения, как одно из средств стимулирования речи и развития интеллекта у дошкольников»

  • Работа в классе
  • docx
  • 14.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования нейропсихологических игр и упражнений с детьми дошкольного возраста.
Иконка файла материала Консультация для педагогов НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ.docx

Консультация для педагогов

«Нейропсихологические игры и упражнения, как одно из средств стимулирования речи и развития интеллекта у дошкольников»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования нейропсихологических игр и упражнений с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с эффективными методами развития речи и интеллекта детей дошкольного возраста.

2. Предложить педагогам некоторые нейропсихологические упражнения (игры), дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Закрепить умения педагогов применять полученные знания в практике.

Оборудование: картотека «Нейропсихологические упражнения», раздаточный материал, буклет.

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию консультацию на тему: «Нейропсихологические игры и упражнения как одно из средств стимулирования речи и развития интеллекта у дошкольников».

Современный мир стремительно меняется. Ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем, уметь контактировать с окружающими. Эта проблема не теряет своей актуальности, особенно для детей с речевыми нарушениями.

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимают различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

Речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедная, малословная, тесно связана с определенной ситуацией и вне этой ситуации становится непонятной.

Связная монологическая речь развивается с большим трудом и характеризуется качественным своеобразием. Наиболее ярким показателем общего недоразвития речи является отставание экспрессивной речи при относительном понимании обращенной.

Также характерны низкая познавательная активность, повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, затруднения в формировании мотивации.

С точки зрения нейропсихологического подхода эти трудности обусловлены внутриутробной или возникшей в младенчестве дисфункцией определённых структур мозга. Также стоит отметить социокультурные факторы: замену живого общения компьютером, телевизором, отсутствие игрой деятельности, психологический климат в семье.

Для преодоления имеющихся нарушений внимание было обращено на кинезиологические игры и упражнения.

Что такое кинезиология? Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.

Ежедневная коррекционно-логопедическая работа состоит из следующих кинезиологических упражнений или их элементов:

1. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

- «Снеговик»

- «Дерево»

- «Сорви яблоки».

2. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

- «Свеча».

- «Дышим носом».

- «Ныряльщик».

3. При выполнении телесных упражнений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.

- «Перекрестное марширование»

- «Мельница»

- «Паровозик»

- «Робот».

4. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

- «Игры с песком» (речным и кинетическим)

- «Путешествие на облаке».

5. Упражнения для развития мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, также способствуют развитию мозолистого тела.

- «Колечко»

- «Кулак-ребро-ладонь»

- «Лезгинка»

- «Лягушка»

- «Замок»

- «Ухо-нос»

- «Перекрестные движения».

6. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

- «Взгляд влево вверх»

- «Горизонтальная восьмерка»

- Интерактивные физ.минутки для глаз.

7. Массаж Если массаж ушей происходит по часовой стрелке, это активизирует мозговую деятельность, если против, наоборот, успокаивает.

- Оттягивание ушей вперед, назад

- Массирование круговыми движениями лба и подбородка

- Сжатие пальцев в кулак с загнутым внутрь большим пальцем на вдохе и выдохе.

8. «Зеркальное рисование» (на песке/манке или деревянном тренажёре) развивает межполушарное взаимодействие (мозолистое тело), произвольность и самоконтроль.

Пожалуй, самыми популярными и любимыми детьми являются кинезиологические упражнения на развитие мелкой моторики:

«Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

«Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.

"Кулак - ребро – ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играем в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»; это упражнение часто используется для дифференциации звуков (и слогов) по степени твёрдости/мягкости, звонкости/глухости.

«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

Для автоматизации и дифференциации звуков используются следующие упражнения:

·         «Слоговые ряды»

Перед ребёнком выкладываются в ряд карточки со слогами (с автоматизируемым звуком, например: СА СО СУ СЫ). Ребёнку предлагается поочерёдно правой и левой рукой по заданному алгоритму двигать карточки или вниз/вверх или вправо/влево, произнося слог вслух.

·         «Шаги»

Проговаривание слогов с одновременным пошаговым движением. Слоги проговариваются вслух и шёпотом. Например:

ЗА (шаг правой ногой) – СА (шаг левой ногой)

ЗО (шаг правой ногой) – СО (шаг левой ногой)

ЗУ (шаг правой ногой) – СУ (шаг правой ногой)

ЗЫ (шаг правой ногой) - СЫ (шаг правой ногой)

По мере усвоения детьми упражнения, оно усложняется добавлением сочетанных действий: хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, топнуть ногой.

ЗА (топнуть) - СА (хлопнуть)

ЗО (топнуть) – СО (хлопнуть)

ЗУ (топнуть) – СУ (хлопнуть)

ЗЫ (топнуть) - СЫ (хлопнуть)

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:

* кинезиологические упражнения проводятся утром; ежедневно, без пропусков;

* занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

* от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

* упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

* упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.

В результате сформировавшийся у детей сенсомоторный базис речи оказывает свое активирующее влияние на вышележащие уровни речевой деятельности (психолингвистический и психологический), помогает максимально быстро вызвать, автоматизировать и дифференцировать дефектно произносимые звуки, а также служит основой для перехода к целенаправленной и планомерной логопедической работе с более сложноорганизованными речеязыковыми структурами: лексико-грамматическими и синтаксическими.

В процессе подобной коррекционной работы у детей с речевыми нарушениями улучшаются мыслительные процессы, повышается стрессоустойчивость а, как следствие, коммуникативные навыки, сокращаются сроки коррекции речи, укрепляется здоровье.

 

Литература:

1. Крупенчук, О. И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры

слова. Санкт-Петербург, : Издательский Дом «Литера», 2014.

2. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — Москва.: ТЦ

3. Тарасова, Н. В. Психологическая подготовка к школе детей с общим

недоразвитием речи. Ростов на Дону,: Феникс, 2014.

4. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод

замещающего онтогенеза: Учебное пособие.-5-е изд.-Москва,:Генезис, 2012.-474с.

5. Праведникова, И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения. – Москва.: Айрис – пресс, 2018. – 112с.

 

Спасибо за внимание!