Консультация для педагогов «Особенности использования фольклорных произведений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками»
Оценка 4.6

Консультация для педагогов «Особенности использования фольклорных произведений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками»

Оценка 4.6
docx
15.11.2019
Консультация  для педагогов «Особенности использования фольклорных произведений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками»
Особенности использования фольклора в работе с дошкольниками.docx

 

 

 

 

 

 

 Консультация  для

педагогов

Тема: «Особенности использования фольклорных произведений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками»

 

 

 

 

 

 

Составила:

воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с № 154»

                                                                     Музычак Ольга Ивановна

 

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

город Магнитогорск

2019 год

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали – поехали», вызывает потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии ребенка.

Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.

Народная культура и жизненный опыт передаются из поколения в поколения. Долгое шлифование их содержания позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Время – показатель их педагогической значимости.

С помощью фольклора можно увлечь детей, привить любовь к русскому языку.

Не боевики, не страшные картины телевизионных программ, не компьютерные игры – «стрелялки» должны оказывать воздействие на детей, а встречи с добрыми прекрасными радостными образцами устного народного творчества.

Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком матери». С древнейших времен матери внушали, утешали, ласкали, убаюкивали детей колыбельными песнями, попевками, пестушками.

В работе с детьми можно использовать следующие виды фольклора:

Потешки - игры взрослого с ребенком;

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком;

Заклички - обращения к явлениям природы;

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным;

Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей;

Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной речи;

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны  поведения ребенка;

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей;

Докучные сказки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

В своей работе детский фольклор можно использовать в разных видах деятельности:

- в обучении правильному произношению;

- в приобщении детей к русской национальной культуре;

- в непосредственно образовательной деятельности;

- в беседах;

- в наблюдениях;

- в народных подвижных играх;

- в играх на развитие мелкой моторики;

- в театрализованной деятельности;

- в инсценировках.

Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.

Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простые попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так, например, в игре «Стадо» используется закличка:

Пастушок, пастушок,

Заиграй в рожок!

Травка мягкая, роса гладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка», в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками). В игре используется припевочку:

Первенчики, червенчики,

Летели голубенчики,

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок,

Молчок!

Дети любят играть в такие игры, так как они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

Следующий вид игр, в которых  используется детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем разные движения кистями рук.

Вместе с движениями произносим слова:

У бабы Фроси пяток внучат,

У бабы Фроси пяток внучат,

(Показываем сначала одну руку, с растопыренными пальцами, затем другую)

Все каши просят,

Все криком кричат.

(Всплеснуть руками, а затем, схватившись за голову покачать ею)

Акулька - в люльке,

Аленка - в пеленке,

Аринка - в перинке,

Степан - на печке,

Иван - на крылечке.

(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца).

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую  моторику и руку детей, можно применять их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных  инструментах. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими  движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки:

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

Я по лесу бежала,

Я зайку догоняла.

И в ямку – бух!

(Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются).

На материале детского фольклора можно составлять тематические игры -инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему.  Например, игра - инсценировка «Теремок», которую дети могу разыгрывать, как маленький спектакль. Такие инсценировки необходимо разыгрывать по - подгруппам: одна группа играет спектакль, другая - зрители, потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и неудачи. В таких случаях дети учатся более доброжелательно относиться друг к другу.

Фольклор способен корректировать поведение детей, создать у них хорошее настроение, воспитывает уважение и любовь к «земле – матушке».

«Топ – топ по земле –

Ведь земля – то наша,

И для нас на ней растут

Пироги и каша»

С использованием фольклора развивается двигательная активность детей: «Большие ноги шли по дороге…», «Скачет зайка маленький около завалинки…»

В потешке «Пальчик – мальчик, где ты был…» дети воспринимают мальчика – пальчика как существо трудолюбивое, доброжелательное, заботящееся о своих младших братьях.

Фольклор вызывает у детей уважение к старшим, дружелюбие, чувство сопереживания сверстникам.

Среди богатства народного эпоса особую фольклорную форму являют собой сказки. Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме сказки раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности. Сказки бытовые, волшебные, сказки о животных – учат детей ориентироваться среди предметов окружающего мира, знакомят с человеком и его видом деятельности. Создаются предпосылки для вербализации (речевого общения, познавательной деятельности.

Ребенок приобретает через народные произведения действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни. Так народный фольклор оказывает воспитывающее влияние на дошкольника.

 

 

 

Консультация для педагогов «Особенности использования фольклорных произведений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками»

Консультация  для педагогов «Особенности использования фольклорных произведений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками»

Консультация для педагогов «Особенности использования фольклорных произведений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками»

Консультация  для педагогов «Особенности использования фольклорных произведений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками»

Консультация для педагогов «Особенности использования фольклорных произведений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками»

Консультация  для педагогов «Особенности использования фольклорных произведений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками»

Консультация для педагогов «Особенности использования фольклорных произведений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками»

Консультация  для педагогов «Особенности использования фольклорных произведений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками»

Консультация для педагогов «Особенности использования фольклорных произведений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками»

Консультация  для педагогов «Особенности использования фольклорных произведений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками»

Консультация для педагогов «Особенности использования фольклорных произведений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками»

Консультация  для педагогов «Особенности использования фольклорных произведений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками»

Консультация для педагогов «Особенности использования фольклорных произведений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками»

Консультация  для педагогов «Особенности использования фольклорных произведений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2019