Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников»
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает, действует, бегает - пусть он находится в постоянном движении» Жан-Жак Руссо
В рамках современной системы дошкольного образования речь рассматривается как основа воспитания и обучения детей, поскольку она является ведущим инструментом социальной коммуникации. Так как речь является деятельностной формой взаимодействия людей, то основой работы учителя-логопеда в ДОУ будет являться формирование речемыслительной деятельности дошкольника. Многие отечественные исследователи считают, что речь не формируется и не развивается сама по себе. Речь - это процесс, привязанный к деятельности ребенка, поэтому развитие речи тесно связано с формированием личности в целом. Соответственно речевое развитие должно происходить не изолированно, а комплексно, то есть совместно с развитием других областей. Именно поэтому учитель-логопед обращает внимание на комплексные задания, включающие в себя не только материал по развитию речи, но и по развитию крупной и мелкой моторики, а также межполушарного взаимодействия. Современные педагоги-практики говорят о том, что формирование межполушарного взаимодействия эффективно влияет на развитие связной речи. На мой взгляд, для эффективного развития связной речи дошкольников отлично подходят инновационные образовательные технологии, среди которых для себя я выделяю мнемотехнику, кинезиологию и логоритмику. Данные образовательные технологии тесно связаны между собой. В коррекционно-развивающих программах по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, нередко встречается смешение данных технологий. Например, существует “Логоритмика с элементами мнемотехники”. Кроме того, учителя-логопеды в своей практической деятельности достаточно часто комбинируют мнемотехнику и кинезиологию. Например, на мой взгляд, использование мнемодорожек и мнемотаблиц как инструментов для формирования связной речи не может обходится без кинезиологии. Примером может служить английская потешка “Три мудреца”, представленная в переводе С. Я. Маршака. Три мудреца в одном тазу Пустились по морю в грозу. Будь попрочнее старый таз Длиннее был бы мой рассказ. Для разучивания потешки я предлагаю использовать мнемотаблицу, которую можно составить вместе с воспитанником. Далее, когда текст потешки уже выучен можно подключить к чтению наизусть и базовое кинезиологическое упражнение “Лягушки”. “Лягушки”: положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Необходимо одновременно и разнонаправленно менять положение рук. Все вышеперечисленные технологии решают общую задачу - они способствуют формированию межполушарного взаимодействия. Рассмотрим каждую технологию подробнее. Мнемотехника. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, а Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники чаще всего происходит с помощью двух ее инструментов - мнемодорожка и мнемотаблица. В своей практике я чаще всего использую мнемодорожки. Мнемодорожка - это часть мнемотаблицы, последовательность мнемоквадратов, расположенных в ряд. Мнемодорожка состоит из 3 или 4 мнемоквадратов. Мнемодорожки помогают дошкольникам в освоении структуры текста. Особенный интерес у детей дошкольного возраста вызывают мнемодорожки-пословицы. Кроме того, мнемодорожки помогают облегчить работу на этапе автоматизации поставленных звуков, ведь с визуальной опорой детям намного интересней вспоминать и повторять пословицы и скороговорки, чем без нее. Мнемотаблица — это достаточно большая схема, в которую заложена определённая информация. Чаще всего мнемотаблицы используют для заучивания стихотворений. Однако, встречаются и мнемотаблицы, в которых закодированы народные сказки. Такие мнемотаблицы необходимы для обучения детей пересказу. Кинезиология. Кинезиология - это наука о развитии головного мозга человека посредством выполнения определенных двигательных упражнений. Все упражнения направлены на формирование новых нейронных связей, а также на активизацию и развитие межполушарного взаимодействия. Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников. Выполнение кинезиологических упражнений способствует решению ряда задач: 1. Развитие пространственных представлений. 2. Развитие координации. 3. Развитие мелкой моторики. Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать следующие условия: 1. Кинезиологические упражнения необходимо выполнять ежедневно, без пропусков. 2. Занятия с использованием кинезиологических упражнений должны проводиться в игровой форме. 3. Занятия с использованием кинезиологических упражнений проводятся в доброжелательной обстановке. 4. Самое главное требование - точное и ритмичное выполнение всех движений. Начинаем выполнение кинезиологических упражнений в комфортном для ребенка темпе. Для постепенного усложнения упражнений можно использовать: ускорение темпа выполнения; выполнение упражнений со слегка прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля); подключение движений глаз и языка к движениям рук. Сначала учитель-логопед разучивает с ребенком какое-то конкретное кинезиологическое упражнение, отрабатывая технику выполнения. Затем, преследуя задачи развития речи, учитель-логопед: добавляет к этим упражнениям речевое сопровождение; подключает движение языка к движениям рук; сочетает дыхательные и двигательные упражнения; дополняет двигательные упражнения учебными действиями, связанными с мыслительной деятельностью (счетом, отбором, классификацией). Примеры кинезиологических упражнений: “Фонарики” Два фонарика зажжём С ними мы гулять пойдём! Фонарик светит на дорожку, Не запнутся наши ножки! “Колечки” Здравствуй палец, братец мой, Поздороваюсь с тобой. Тебе колечко подарю, И за все благодарю. “Оладушки” (Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, левая – ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять). Мы играли в ладушки – жарили оладушки. Так пожарим, повернем – и опять играть начнем. “Пальчики здороваются” Каждый палец, начиная с мизинца, касается большого пальца по очереди. Необходимо начинать с одной руки, например ведущей, затем пробовать одновременно на обеих руках. Я здороваюсь везде - дома и на улице. Даже “Здравствуй” говорю я соседской курице. Логоритмика. Логоритмика является наиболее интересной дошкольникам технологией, применяемой в ходе коррекции речевых нарушений. Логоритмика - это система упражнений, заданий и игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. К коррекционным задачам относится преодоление речевых нарушений; развитие речевого дыхания; развитие органов артикуляции. К образовательным задачам относится знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела. К воспитательным задачам относится формирование интереса к произведениям музыки, литературы и изобразительного искусства; воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и к речи. К оздоровительным задачам относится укрепление и развитие костно-мышечного аппарата. В 80-х годах двадцатого века логопедическая ритмика выделилась как отдельная наука, благодаря Г.А.Волковой. Она определяет логоритмику как одну из форм активной терапии, которая может быть включена в «любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией». Педагог расширила область применения логопедической ритмики, предложив конкретные методические рекомендации для комплексной коррекции разных форм нарушений речи. В результате этих усилий логоритмика встала в один ряд с другими разделами логопедии и коррекционной педагогики. «Все в нашем организме - говорит Г.А. Волкова, - подчинено ритму - работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить такие занятия». В структуру логоритмики включаются двигательные упражнения, а также специальный речевой материал - легкие и ритмичные детские стихи, потешки, песенки, речевки, поговорки. Стоит отметить, что логоритмика основывается на принципе наглядности. Принцип наглядности представляет собой показ педагогом определенных движений для их правильного выполнения детьми. Кроме того, педагогами могут использоваться такие виды наглядности, как картинки определенной тематики, тематические видеоролики, отрывки из кинофильмов и мультфильмов, графическое изображение. Структура логоритмического занятия состоит из различных видов музыкальной и речевой деятельности. В основе методики таких занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядностью и игровыми приемами. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию коммуникативной компетенции, связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания. На каждом занятии сочетаются игры разной направленности. Смена видов деятельности позволяет удерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими связей между предметами и явлениями действительности. Достоинством логоритмических занятий является то, что они проводятся в групповой форме. Такая форма работы помогает ребенку социализироваться, то есть найти общий язык со сверстниками и научиться эффективно взаимодействовать не только с ровесниками, но и со взрослыми. Занятия проводятся для детей с одинаковыми речевыми нарушениями или сходным уровнем речевого развития. Однако, в условиях инклюзивного образования, группы дошкольного учреждения посещают дети с различными речевыми нарушениями. Именно поэтому, предполагается особенный подход к построению занятий. Подбирается материал на координацию движений, доступный каждому. Логоритмические занятия должны соответствовать следующим требованиям: занятия лучше проводить 2 раза в неделю со всей группой детей в первой половине дня; продолжительность занятий от 20 до 25 минут в соответствии с возрастной нормой; материал подбирается с учетом двигательных и речевых возможностей детей; наиболее благоприятным для занятий является проведение их с использованием магнитофонной записи или музыкального сопровождения; при проведении логоритмических занятий с детьми старшего возраста с ОНР необходимы учебные задания, связанные с развитием чувства музыкального ритма, метра, темпа в сочетании с разнообразными движениями, а также игр по расширению словарного запаса детей. Интересной формой логоритмики, на мой взгляд, является степ-логоритмика. Нередко у детей дошкольного возраста наблюдается общая скованность и замедленность движений, недостаточное развитие чувства ритма, нарушение ориентировки в пространстве, замедленность процесса освоения новых движений, недостаточность резерва дыхательной системы. Поэтому введение новых форм оздоровления, воспитания и образования дает возможность скоординировать их познавательную, речевую и двигательную активность. Степ-логоритмика направлена на коррекцию нарушенных звуков речи посредством использования степ-платформ на этапе автоматизации звуков. Между движением и речью прослеживается тесная взаимосвязь. Нарушения моторики оказывают прямое влияние на произносительную сторону речи, которая у большинства детей страдает. Ни моторное, ни речевое развитие спонтанно не достигнут своего онтогенетического уровня. Необходима комплексная система коррекционно-развивающей работы, направленная одновременно на преодоление речевых недостатков и улучшение моторной сферы. На мой взгляд, использование степ-платформы на логоритмических занятиях носит универсальный характер, поскольку можно проговаривать во время выполнения упражнений не просто отдельные слова, а чистоговорки, скороговорки, и даже стихотворения. Можно играть в дидактическую игру “Закончи предложение”. Цель игры: научить дошкольников правильно составлять предложения. Такая деятельность будет способствовать развитию связной речи. Степ-логоритмика – это система двигательных упражнений на степ-платформе, связанных с произношением звуков речи, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура. Суть степ-логоритмики заключается в триединстве воздействия на личность ребёнка. Слово, движение и музыка - вот основа занятий. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды. Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм, так как звучащий ритм служит средством воспитания и развития у лиц с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включение его в речь. К движениям относятся: 1. общеразвивающие упражнения; 2. дыхательные упражнения; 3. артикуляционные упражнения; 4. пальчиковая гимнастика. Этапы работы: I этап. Разучивание слов, шагов и движений II этап. Выполнение танцевальных движений на степах под музыку III этап. Работа на синхронностью выполнения движений
Таким образом, мнемотехника, кинезиология и логоритмика являются современными, эффективными и интересными образовательной технологией, направленными на развитие связной речи дошкольников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. — 96 с. Земляченко, М. В. Формирование связной речи с помощью мнемотехники / М. В. Земляченко, Т. В. Кутергина, Г. И. Посохова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 125-128. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3653/ (дата обращения: 19.02.2023). Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста — СПб: ООО «Издательство «Детство — Пресс», 2009. — 64 с. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т. А. Дошкольное воспитание, 1990, № 10.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.